четверг, 26 июня 2014 г.

Муки выбора. Белый грунт-спрей


Предметом сегодняшнего поиска будет грунтовка белого цвета. Для любителей раскрашивать всевозможные модельки и миниатюрки не секрет, что белый грунт – вещь особенная. Этот цвет всегда стоит особняком, многие предпочитают с ним вообще не связываться, а грунтовать чем угодно, только не им. Но как-то раз у меня возникло желание поработать именно белым грунтом, и это был полный провал. Два вида грунтовки не доставили никакой радости от работы. Подробности моих злоключений тут, в обзоре «Зомбицид. Послесловие»Но приступ альтруизма и поиска справедливости заставил меня купить к уже двум имеющимся баллончикам с белой грунтовкой ещё три, с целью провести сравнение различных типов и брендов грунта. И сегодня я расскажу, что получилось в результате этого сравнения. Причём расскажу не только о самой грунтовке, но и о том, как ложатся на каждый из этих грунтов акриловые краски Citadel, Звезда (Vallejo) и поливинилацетатная темпера «Невская палитра».

Что будем сравнивать? Как видите по первой картинке, это будут пять различных баллончиков, весом около 0,3 кг каждый.

1. MOTIP Crafts Spray - Грунт-аэрозоль на нитроцеллюлозной основе. 150 рублей.
2. ABRO Spray Paint – Краска-спрей (как сюда попала краска – об этом ниже). 200 рублей.
3. KUDO – Грунт универсальный алкидный. 140 рублей.
4. ARMY PAINTER Colour Primer – 450 рублей.
5. RUST-OLEUM American Accents PrimerГрунт алкидный. 260 рублей.

MOTIP
ABRO
KUDO
RUST-OLEUM
К сожалению, на баллончике ARMY PAINTER наклейки с информацией на русском языке нет. Да и то что есть на английском, касается способа нанесения и техники безопасности, технической информации нет.

Только на баллончиках ARMY PAINTER и RUST-OLEUM написано, что грунт - матовый. На остальных подобной информации нет, а верить на слово продавцам не станем. Посмотрим сами, что там на самом деле.

В качестве «жертв» выбраны скелеты от Технолога. Фигурки примерно одинаковые, имеют одинаковые элементы в виде черепов, рёбер, лат, мечей. На каждой есть как выступающие кромки, так и глубокие полости. Так что эксперимент в части укрываемости грунтом будет достаточно чистым.





Кроме того, чтобы эксперимент с красками был бы совсем правильным, в качестве образцов будут загрунтованы пластмассовые палочки синего и зелёного цвета, а так же красные цифры из школьного набора.


На каждый грунт будет по две палочки и одна цифра – посмотрим, будет ли проглядывать цвет пластмассы сквозь грунт. И на эти палочки будут наноситься пробные штрихи красок.

Итак, поехали – грунтуем!


Часть 1. Грунтуем. 19.06.2014г. Гараж. Сухо. +18°С


Грунт №1. MOTIP Crafts Sprey - грунт-аэрозоль на нитроцеллюлозной основе. Продукция MOTIP у меня ассоциируется с автокрасками. У меня был прекрасный положительный опыт работы с ними, до сих пор в гараже стоит два баллончика, так что MOTIP был приобретён именно на почве воспоминаний об этих результатах. К сожалению, опыт работы этим грунтом на миниатюрках при грунтовке миниатюрок Зомбицид можно считать провальным (ещё раз та же ссылка). Однако я включу этот грунт в этот тест, хоть и считаю его заведомым аутсайдером, и постараюсь найти положительные моменты в работе с ним. Поэтому сегодняшняя задача – постараться ничего не испортить и как следует подготовить заготовки к тестовой покраске. Так почему же мне не понравился грунт на нитроцеллюлозной основе?

Взбалтываем баллончик и начинаем работать. Но при работе сразу же возникает одна крайне неприятная вещь, а именно – ВОНЬ! Ужасный запах нитрокраски, который проникает всюду, долго не выветривается даже в открытом гараже, что уж тут говорить про работу в более тесных помещениях. Более того, пальцы будут пахнуть этим грунтом ещё как минимум полдня, никакой растворитель или мыло перебить его не в состоянии. Но ладно уже про запах, ведь главное – как ляжет грунт на миниатюрку и гладкие образцы. А вот с этим тоже беда. Грунт жидкий, как вода! Если на лежащих палочках он хотя бы ровно заливает поверхность, то по миниатюрке начинает просто течь, скапливаясь в нижних точках и полостях фигурки. К тому же грунт покрывает изделие неравномерно, хотя вроде бы распыляется нормально, без плевков и капель. Постоянно требуется дораспылять, но в этом случае лысоватое место не всегда будет исправлено, а грунт норовит попасть туда, где уже налито и так предостаточно. Из-за того, что грунт невероятно текучий, на кромках что фигурки, что палочек, грунта не остаётся, базовый цвет в этих местах совершенно не закрывается. Остаётся только надеяться, что при высыхании будет лучше. Очень хочется грунтовать новыми и новыми слоями, но мой предыдущий опыт показывает, что так лучше не делать. Все последующие догрунтовывания приведут к огромным каплям внизу фигурок, детализация в этих местах будет безнадёжно испорчена. Грунт будет сохнуть очень долго,  так что можно попробовать наложить второй слой и остановиться на этом. В этот раз я предпочёл не делать прошлых ошибок и обошёлся вторым слоем, чуть подождав, когда грунт схватится, и постаравшись не перелить грунта. Вроде бы получилось, в нижних точках подтёков почти нет. Так неужели нет ничего хорошего в этом грунте? Почему же, есть один момент. Из-за своей текучести грунт заливает любые полости фигурки, к примеру, рёбра скелета загрунтованы достаточно ровно. И на палочках грунт лежит очень ровно. Вот только что от этого толку, если сквозь грунт видно цвет основы? Не говоря уже про лысые кромки и про то, ляжет ли на этот грунт краска. Подождём, что получится, когда грунт высохнет.




Грунт №2. ABRO Spray Paint. Продаётся в модельных магазинах в качестве грунтовки, хотя на баллончике крупно написано «Краска-спрей» и нет ни слова о грунте. Более того, и про то, что он ложится на пластик, тоже нет ни слова. Нет информации и об основе этой краски, но можно предположить, что это акрил. Но коли уж продавец называет это грунтом и просит за него 200 рублей, давайте попробуем ABROВ прошлый раз я пробовал загрунтовать им фигурки того же Зомбицида, и там проблема была не с процессом грунтовки, а с последующей покраской. Но сейчас я пока описываю процесс грунтования, потому в те недостатки не полезем. Только грунтовка.

Хорошенько взбалтываем баллончик и пробуем распылять. В отличие от нитрогрунта, здесь запах не такой резкий. Он тоже довольно сильный, но это запах дорогой краски. Что касается непосредственно наложения на изделие, то здесь характерно следующее. Грунт ложится какими-то точками и пятнами из этих точек, хотя и распылитель чистый, и угол струи широкий. Также он очень сильно, что называется, пылит – много краски улетает мимо цели. Однако если приноровиться к процессу, то краска (не грунт, уж позвольте мне называть вещи своими именами) хорошо закрывает кромки, цвет основания почти не видно, никаких подтёков нет. Но уж коль она почти не текучая, и сильно пылит, то фигурку нужно крутить, чтобы хорошо покрасить. Такого, чтобы распылить спереди и сзади, и баллончик поводить с боков, чтобы закрыть всё – так не получится. Крутим всеми четырьмя сторонами, а как подлезть снизу – вопрос. Как результат, всё равно льёшь много, ещё больше летит мимо, а то, что попадает, ложится на первый взгляд толсто, так что сто раз подумаешь, а стоит ли лишний раз надавить на распылитель. Результат в части кромок прямо противоположен MOTIP – здесь они закрыты краской, но и гладкие поверхности полупрозрачные. Однако о втором слое поверх уже покрашеного лучше сразу забыть – на покрашенных местах становится толсто. Так что давайте дождёмся высыхания – уж сколько раз бывало, что налили вроде бы много, а через пару часов детализация возвращалась в лучшем виде. Непосредственно же после грунтовки получается фигурка с чуть прозрачным покрытием видимых частей и лысоватыми полостями.




Впереди - ABRO, сзади - MOTIP


Грунт №3. KUDO. Самый дешёвый из сегодняшнего эксперимента грунт. Этот бренд очень любят многие моделисты – по их словам, это дёшево и эффективно. Здесь на баллончике всё понятно – это «Грунт универсальный». В пояснении написано, что это грунт алкидный, однако среди материалов нет пластика. Но он же «универсальный», так что приступим.

Опять хорошенько встряхиваем. И традиционно – сначала про запах. Это довольно странный слабый запах краски, даже не знаю с чем сравнить. При распылении сначала кажется, что грунт имеет желтоватый оттенок, но он довольно быстро пропадает и покрытие становится обычного белого цвета. Ложится этот грунт как-то неравномерно – или прозрачно, или толсто. Нужно постоянно дораспылять для равномерного эффекта. Проникает грунт в полости очень плохо, а вот результат на гладких поверхностях – на мой взгляд просто замечательный, не зря на баллончике нарисована садовая лавочка. J Причём это касается не только гладких поверхностей палочек, но и непосредственно фигурки. Но на фигурке потребовалось догрунтовывать и догрунтовывать. Видимо, опять-таки из-за того, что пришлось много догрунтовывать, ни о каком дополнительном слое задумываться не надо. И так легло достаточно хорошо. В итоге сквозь грунт цвет основы не проглядывает, прозрачных участков нет. И ещё что интересно, я очень быстро отработал этим грунтом, пожалуй, самый быстрый результат – хотя я и догрунтовывал много, но и грунт ложился приемлемо, и как-то сразу и быстро исправлялись проплешины. В сравнении с предыдущими двумя фигурками эта выглядит очень белой, но с очень толстым слоем грунта и, следовательно, возникают вопросы к сохранению детализации. Оставим сохнуть, а там посмотрим.






Грунт №4. ARMY PAINTER. Хорошо знакомый моделистам, а тем более вархаммеровцам, бренд. Это уже заведомый лидер, хочешь – не хочешь, а будешь сравнивать всё именно с ним. Но и цена у этого баллончика – 450 рублей, в 2-3 раза дороже всех остальных. Однако подходил я к этому грунту с опаской - именно о белом грунте от ARMY PAINTER я слышал нелестные отзывы. Ещё стоит отметить, что на баллончике не написан состав грунта, и я не буду заниматься поисками истины по этому вопросу. Пусть основа этого грунта останется неизвестной.

Итак, взбалтываем и начинаем работать. В нос попадает знакомый многим сладковатый стойкий запах грунтовки ARMY PAINTER. Я довольно-таки давно не работал с таким грунтом, так что даже уже и подзабыл, как поначалу толсто ложится этот грунт! Но здесь я относительно спокоен – подождём, обычно при работе с грунтом ARMY PAINTER детализация быстро возвращается. Неожиданностью было то, что на гладкие палочки и гладкие части фигурки пришлось накладывать второй слой грунта, а вот с выступающими кромками всё наоборот – закрылись сразу, а если немного поддать, то и в полости грунт попадает хорошо. И здесь пришлось покрутить миниатюрку – не всегда получалось подлезть баллончиком. При работе с этим грунтом не покидало ощущение, что это очень похоже на ABRO, только с точностью до наоборот: там в полости ничего не попало, здесь же довольно легко проникло, там на гладкие поверхности легло запросто, здесь же почему-то потребовались дополнительные движения. И возле головы скелета как-то плохо легло, здесь вроде бы и не полость, и не гладкий участок. Странно. Возможно, виной тому то, что я не грунтовал сверху. Всё-таки при работе с ARMY PAINTER нужно фигурку крутить и крутить. Ещё стоит отметить, что, как и с KUDO, здесь я довольно быстро закончил работу. Вот только с переносом миниатюрки с места на место возникла проблема. Этот грунт очень быстро сохнет, так что даже при таком малом времени на грунтовку он быстро схватился. И взявшись пинцетом за грунтованный элемент, на этом элементе появился задир грунтовки. К тому же она за такое короткое время здорово прилипла к бумаге. Оторвав скелета, потребовалось сразу догрунтовать место задира, быстро перенести фигурку, и тут же постараться пинцетом исправить то место, за которое схватился. Честно говоря, ожидал от грунта ARMY PAINTER бльшего, но вполне возможно, что мои ожидания были просто завышенными. Посмотрим, что получится в итоге, после подсыхания.






Грунт №5. RUST-OLEUM. Этот бренд я открыл для себя совсем недавно. Как оказалось, под ним скрываются прекрасные краски в баллончиках для декораторов. Работать с такими красками мне очень понравилось, так что я для теста приобрёл белый грунт за 260 рублей. Ожидания здесь не ниже, чем с ARMY PAINTER. На баллончике написано, что этот грунт акрилатный, то есть такой же, как KUDO, но в два раза дороже. Ну что ж, акрилатный так акрилатный.

Для начала баллончик нужно хорошенько взболтать, что в данном случае оказалось не так просто. Шарик загремел не сразу, а довольно долго было ощущение, что я перекидываю внутри баллона плотный сгусток, хотя до окончания срока годности там ой как далеко. Возможно из-за этого, складывается ощущение, что то ли здесь баллончик тяжелее всех других, то ли в остальные недолили грунта. В конце концов почувствовалось, что внутри баллона более-менее разошлось, рука уже устала, так что я приступил к грунтовке. У этого грунта запаха почти нет, хотя, возможно, мои обонятельные рецепторы к этому времени уже притупились. Как и с KUDO, поначалу кажется, что грунт чуть-чуть желтоват, но это тут же проходит, обычный белый цвет. Особенностью этого грунта стоит считать то, что он очень густой – ещё бы, так долго нужно взбалтывать. Но ложится он ровно, без проплешин, пожалуй, ровнее всех предыдущих, но уж очень толсто! Хоть грунт и густой и хорошо ложится, но покрутить фигурку пришлось, пусть даже не так интенсивно, как ARMY PAINTER. Проникаемость в полости, несмотря на густоту, здесь средняя. Работа с RUST-OLEUM напоминала ARMY PAINTER, но на гладкой поверхности палочек наносить второй слой не потребовалось. Перенеслись фигурки пинцетом без задиров. Странное ощущение после работы с этим грунтом – почти всё уже было на трёх других грунтах, причём с каждого что-то здесь есть, только густота добавилась. Интересно, если бы я начал с него, то как бы сравнивал? Сейчас же этот грунт могу охарактеризовать двумя словами «густо» и «средне». Но пока назвать его «золотой серединой» не могу. Нужно посмотреть, что случится с детализацией после подсыхания этого толстенного слоя.





Теперь осталось подождать, когда загрунтованные изделия хорошенько просохнут. На фото видно, что пока наиболее толстый слой оказался у KUDO, ARMY PAINTER и RUST-OLEUM. Будем надеяться, что толстый слой после высыхания превратится в хорошую укрывистость. И ещё видно динамику подсыхания грунтовки: самый дальний скелет - самый первый, самый ближний - последний. Ещё видно, что сквозь нитрогрунт MOTIP хорошо проглядывает цвет основы, что особенно заметно на цветных палочках.





В принципе, понятно, что все грунты, кроме первого, будут готовы максимум через пару часов после работы. А вот с MOTIP нужно подождать. В прошлый раз загрунтованные им фигурки сохли двое суток! Пусть даже тогда на балконе было достаточно прохладно (не держать же эту вонь в квартире), но лучше подождать, чтобы просохло как следует. Впереди – результаты после подсыхания и - будем красить!

Часть 2. Результаты грунтовки. 24.06.2014г.

На пятый день я наведался в гараж, чтобы забрать загрунтованные фигурки и палочки. Но перед тем как провести фотосессию результатов, мне захотелось сделать вот ещё что.

Иногда возникает такая ситуация, при которой результат работы нас не устраивает. Мы хотим смыть краску, а иногда и грунт основания. А иногда хотим смыть краску, но так, чтобы грунт остался на месте. Вот мне и стало интересно, как поведут себя хорошо просохшие грунтовки по отношению к растворителям. Края зелёных палочек были подвергнуты испытаниям уайт-спиритом, синие – растворителем 646, а красные – жидкостью для снятия лака «Ласка» из отдела косметики. Жидкость «Ласка» - без ацетона, в состав входит этилацетат и изопропанол.


Перед уайт-спиритом устояли все, только чуть поддался грунт MOTIP (№1). Не обращайте внимания на сбитый грунт на концах - это я переносил палочки пинцетом после грунтовки.


А вот растворитель 646 – это уже серьёзная проверка для всех. KUDO (№3) и RUST-OLEUM (№5) сдались сразу. Можно констатировать, что грунты на акрилатной основе проверку 646-м не выдержали. Немного посопротивлявшись, сдался и ABRO (№2). MOTIP (№1) тоже поддался, но как-то странно. Такое ощущение, что смылось всё, что не контактирует непосредственно с пластмассой. А вот ARMY PAINTER (№4) практически не поддался, как бы я над ним не издевался.


И самое суровое испытание – жидкость для снятия лака. Здесь MOTIP (№1) и ABRO (№2) сдались, как только по ним провели салфеткой. Немного посопротивлялся «Ласке» RUST-OLEUM (№5), но тоже стёрся. С KUDO (№3) пришлось повозиться, но и здесь победа была за жидкостью. Ну а на ARMY PAINTER (№4) жидкость для снятия лака вообще не оказала на него никакого действия, результат даже лучше, чем с растворителем 646.


Итак, можно констатировать, что для грунта ARMY PAINTER подобрать растворитель будет очень тяжело. И тут же можно сказать, что и смывать с него краску можно без опаски за целостность слоя грунта. Однако в этом случае будет проблема в том, чтобы промыть то место, где был контакт с растворителем – на это место краска вряд ли нормально ляжет. С этим я столкнулся чуть позже, уже когда наносил пробные штрихи краски на палочки, но лучше сказать об этом здесь, в разговоре про растворители. Чем промывать, не знаю. Наверное, мылом хозяйственным. Но сегодня разговор не об этом.

Что же касается остальных грунтов, то посопротивлялись «Ласке» только KUDO и RUST-OLEUM – грунты на акрилатной основе, причём, я думаю, в реальных условиях никто так долго и усердно тереть не будет, так что можно сказать, что и у KUDO неплохой результат. А вот перед растворителем 646 устоять трудно, и тем интереснее, что сопротивление ему смог оказать MOTIP. Результаты – в таблице.


Теперь переходим к фигуркам. Честно говоря, при первом взгляде на полученный результат я был просто ошарашен. Но начнём по порядку. С виду четыре фигурки из пяти своим цветом напоминают солдат империи из «Звёздных войн», особенно третий, грунтованный KUDO.



Грунт №1. MOTIP. Начну с того, что за пять дней в сухом гараже ужасный запах полностью пропал, что меня очень порадовало. Однако если посмотреть непосредственно на фигурки и палочки, то видно, что грунт полупрозрачный, все кромки имеют цвет основы. Кажется, что фигурка практически не загрунтована. Но в этот раз почти нет подтёков, можно сказать, что с количеством грунта в этом плане я угадал. Также стоит отметить, что внутри рёбер скелета грунт есть, проникло очень хорошо.



Грунт №2. ABRO. У фигурки сохранилась хорошая детализация, но есть сероватые места, грунт попал не очень хорошо. Тем удивительнее, что в полостях рёбер есть грунт, они заполнены белым цветом. Неплохой результат для краски, названной грунтом.



Грунт №3. KUDO. Детализация нарушена, местами даже очень. Загрунтовано очень неравномерно, очень много серых пятен. Причём даже на гладких выпуклых латах есть серые проплешины. В рёбра грунт практически не проник. С одной стороны, нужно было бы грунтовать лучше и больше, но с другой – детализация испортилась бы ещё хуже. Так что в результате – или залито, или залысины. Но на тестовых гладких палочках всё наоборот, всё просто  замечательно – ровный слой, никаких претензий. И ещё стоит сказать, что этот грунт в сравнении с другими какой-то зернистый, я бы даже сказал, поверхность именно такая, какой и должна быть поверхность с настоящим грунтом.



Грунт №4. ARMY PAINTER. Здесь я в шоковом состоянии. Детализация практически убита. Если у KUDO она убита местами, то здесь по всей фигурке образовались плавные переходы. И в то же время в местах переходов с кромок на гладкую поверхность лат – всё замечательно. Может быть это совпадение, но, по моему мнению, именно такие сочетания кромок и поверхностей характерны для вархаммеровских миниатюр, и здесь ARMY PAINTER показал, где его стихия. На остальных же участках – явно перелито. Правда, кроме рёбер – их полости все серые. И ладно бы я не умел пользоваться этим грунтом, но ведь именно с ARMY PAINTER у меня давняя любовь. Я привык, что нанесённый слой грунта, каким бы толстым он не был, при высыхании возвращает детализацию. Здесь же этого не произошло. Может быть, не зря ругают именно белый грунт ARMY PAINTER?



Грунт №5. RUST-OLEUM. А здесь шок со знаком «плюс». Если вы не забыли, то именно грунт RUST-OLEUM лёг самым толстым слоем, я бы даже сказал – толстенным, гораздо толще ARMY PAINTER. И где этот толстый слой? Детализация просто прекрасна, насколько она может быть прекрасна на фигурках Технолога. И если у MOTIP детализация сохранилась благодаря тому, что всё лишнее стекло вниз, то здесь – грунт лежит равномерно и тонко. Но всё же внутри рёбер есть немного серого цвета, совсем немного. А совсем уж удивительно на этом грунте следующее – на палочке синего цвета и на красной цифре сквозь грунт слегка проглядывает цвет основы! Этого я уж совсем не ожидал. Из-за толстого слоя я даже не наносил дополнительный слой на палочки и цифру, а тут такой результат. Крайне неожиданно.



Как результат, в части детализации первое место безоговорочно уходит RUST-OLEUM. Второе я отдаю ABRO, а третье, за то, что всё же есть небольшие наплывы из-за стёкшей краски – MOTIP. К сожалению KUDO, а тем более ARMY PAINTER в этом плане немного подвели. Будет надеяться, что при покраске они покажут, на что способны.

Но перед покраской сравним ещё два момента.

Во-первых, матовые фигурки или глянцевые? Как вы помните, только у ARMY PAINTER и RUST-OLEUM указано, что грунт матовый. Что же получилось в итоге у всех пяти?

Из-за проглядывающего цвета основы определить матовость грунта MOTIP очень сложно. Но если взглянуть на слой грунта на палочках, то видно – грунт матовый. Краска-грунт ABRO тоже матовая. Самый же матовый – KUDO, и это понятно, с его-то зернистостью. Очень приятная матовость у RUST-OLEUM. А вот что касается ARMY PAINTER, то если это матовый, я даже не знаю, каким может быть глянцевый. Этот грунт аж блестит на свету. И он очень гладкий.

Второй момент такой. Давайте сравним белый цвет каждого грунта, и заодно насколько равномерно грунт лежит на тестовых палочках.





По традиции, сначала MOTIP. Эти палочки сильно отличаются от всех остальных – кромки грунтом почти не закрыты, по всей длине видно цвет основы. Тут про белый цвет говорить трудно, грунт-то полупрозрачный. Но всё же для тех мест, где слой грунта достаточный, можно сказать про довольно чистый белый цвет.

На остальных палочках грунт лежит довольно толсто, плотно и ровно. Про то, что синий и красный цвета основ проглядывают у RUST-OLEUM, я уже говорил. Тем не менее, выглядят RUST-OLEUM и ABRO на синей основе как близнецы-братья – цвет у них почти не отличается, но чисто белым его назвать нельзя.

На KUDO белый цвет сероват. Думаю, здесь свою лепту внесла и крупная зернистость.

А вот ARMY PAINTER – самый белый цвет. Оно и понятно, он же самый гладкий.

Вот такие результаты на пятый день после грунтовки. Я был приятно удивлён результатами ABRO, а особенно RUST-OLEUM. Приятным было и то, что я не испортил фигурку с MOTIP. Сюрприз же с жирным знаком «минус» - наш записной фаворит ARMY PAINTER. Про KUDO же можно сказать, что с этим грунтом нужно обращаться аккуратнее, как и с MOTIP, лучше лишний раз не пытаться исправлять залысины. Может быть и с ARMY PAINTER стоит поступать также? Думаю, нас рассудит покраска.

Часть 3. Покраска. 24.06.2014г.

И вот настал час истины! Не всё ли равно, как лёг грунт и что там с детализацией, если краска просто откажется ложиться на миниатюрку? Для эксперимента были выбраны следующие краски.

Сначала акриловые.

Начнём с Citadel. Понятно, что краски-основы Foundation лягут куда угодно. Но всё же возьмём парочку: Adeptus Battlegrey и Necron Abyss. И куда же мы без белой и чёрной красок? Выкладываем Skull White и Chaos Black. В принципе, как-то не принято накладывать цитаделевский Colour сразу на грунт, но у нас же эксперимент! По моим воспоминаниям, подкреплённым изучением тестовой линейки-палитры, довольно плохо ложился на коричневый и чёрные грунты ARMY PAINTER Sunburst Yellow, потому берём его. В противоположность ему, довольно хорошо ложился на те грунты Scorpion Green – его тоже на стол. Интересно, как поведут себя «земляные» цвета? Ведь бывает, что их кладёшь сразу на грунт. На столе – Snakebite Leather и Graveyard Earth. Ну и до кучи – «кожа» Bronzed Flash. А давайте возьмём ещё одну пару «хороший-плохой»? Пусть это будет Enchanted Blue и Warlock PurpleТеперь возьмём пару металликов. Здесь не будем набирать много, обойдёмся плохо ложащимся Burnished Gold и тем, что хорошо ляжет всегда и везде – ChainmailНа этом с Citadel хватит.

Немножко добавим Звезды, она же VallejoПара металликов – №08 Воронёная сталь и №49 Античная бронза. Забегая вперёд, скажу, что с выбором я угадал. Теперь просто краски. Розовый «родной» Vallejo Rosa Pulpo и две «локализованные»: земляной №25 Древесный и яркая зелёнка №59 Изумрудный.



Но это ещё не всё. Я же ещё и любитель темперных красок! Среди тюбиков ПВА-темперы «Невская палитра» набираем то, что на миниатюрки должно ложиться хорошо: Белила Титановые, Окись Хрома и Капуут Мортум. Ещё возьмём то, что обычно ложится ну очень плохо: Сиена Натуральная и Умбра Жжёная. И до кучи – чёрная Сажа Газовая. Чтобы больше не возвращаться к перечислению красок, скажу, что я также попробовал цвета Окись Хрома + Белила Титановые (грязно-зелёный цвет) и Сажа Газовая + Белила Титановые (просто серый цвет).


Пока не буду говорить о своих ожиданиях и предыдущем опыте работы с этими красками. Проведём эксперимент как можно чище!

Свои оценки я свёл в таблицу.

+++ - всё прекрасно, краска ложится сразу ровно.
++ - оценка снижена, если краска ложилась неровно, но это не критично.
+ - критических неудобств нет, краска ложится на грунт приемлимо, но требуется подкрашивать, исправлять.
-  - краска начинает собираться в каплю, красить уже проблематично, неприятно.
-- - краска странно размазывается.
--- - краска собирается в одну маленькую кляксу, красить совершенно невозможно.

В таблице я сделал пометки, за что накидывал или скидывал «плюсы». Накидывал я в основном темпере за интересные эффекты, которые давала эта краска на таком грунте. Скидывал же в основном акрилу, за плохо укрытые кромки и за то, что ложился вроде бы ровно, но краска была полупрозрачной, сквозь неё белел грунт.

Ещё на двух последних цветах на темпере, тех, что смешанные, краска по-разному повела себя на гладких поверхностях и на элементах, сопряжённых с кромкой. Здесь я разделил оценки.


Итак, подведём итоги.

Сначала о красках. Ожидаемо прекрасно повела себя Enchanted Blue, и неожиданно замечательно на все пять грунтов легла Bronzed Flash. Но я совершенно не ожидал плохого результата от Воронёной стали! А ведь я успешно красил ей оружие у технологовских Повстанцев и Роботов. Даже не знаю, что произошло. Также неожиданно плохо показали себя Snakebite Leather, Graveyard Earth и №25 Древесный. То ли им нужен другой грунт, то ли хорошая краска-основа. Очень по-разному вели себя чёрный Chaos Black, зелёный Scorpion Green, пурпурный Warlock Purple. Неожиданно неровно лёг поначалу foundation Necron Abyss, потребовалось подкрашивать.

Темпера же была довольно предсказуема, кроме разве что Оксида Хрома – ожидал лучшего, и Сажи Газовой – ожидал худшего, превзошла все ожидания.



Теперь переходим непосредственно к фигуркам. Не буду в конце разводить длительную демагогию, сразу же здесь будут ВЫВОДЫ.

MOTIP. Неожиданностью для меня стало то, что MOTIP очень достойно показал себя в сочетании с акрилом. Провал, по сравнению с другими грунтами, был только на чёрном цвете Chaos Black, и на весьма непредсказуемом Burnished Gold. Захотелось дать этому грунту шанс на реабилитацию, покрасить что-нибудь поверх этого грунта акрилом, благо детализация сохраняется на хорошем уровне. Что же касается темперы, то все мои предыдущие наблюдения только подтвердились. Здесь или всё хорошо, или всё плохо. Особенно плохо на «земляных» цветах. Конечно же, выручают Белила, если их подмешивать в проблемные цвета, без этого красить просто невозможно, не зря я за покраску Зомбицида извёл целый тюбик такой краски! Думаю, второй раз я на покраску темперой по нитрогрунту не решусь. То, что провёл сейчас – только ради эксперимента.



ABRO. Очень достойный результат по акрилу, видимых провалов нет. И это при том, что это всё-таки не грунт, а краска. Не хуже других, это уж точно. С темперой же у меня в прошлый раз в сочетании с этим грунтом не сложилось. Посмотрел на таблицу и не понял, почему же тогда не получилось. Да, тогда «земляные» цвета не пошли. Да, серый цвет и сейчас лёг с какими-то пустыми точками. Смотрю ещё раз на фигурку, и всё-таки понимаю причину – темпера ложится на ABRO не красиво. Как это можно внести в таблицу? Пожалуй, никак. Да, краска легла, но нет ожидаемых эффектов. Кромки слишком светлые, на гладких же участках слишком темно. Не тот результат, не красиво.



KUDO. Если посмотреть в таблицу, то у KUDO – одни «плюсы». Даже на Warlock Purple у него «три креста». На темпере же, судя по таблице, он выше всех на голову! Думаю, причина такого результата – крупное зерно грунта. Даже темпере есть за что зацепиться. Но минус в том, что с детализацией, мягко говоря, не всё хорошо. Видимо, всё то же крупное зерно не любит мелкие детали. И я стал понимать моделистов, любящих KUDO. Для крыла самолёта вряд ли стоит подыскивать что-то другое, там и грунт ляжет очень ровно, и краска на него тоже. Но вот что касается миниатюр – здесь другая тема. Так что если уж работать с KUDO на миниатюрах, то здесь нужно постараться и загрунтовать, и не перелить. А вот с этим проблема – из всей пятёрки именно он ложится на фигурку наиболее непредсказуемо. И ещё несколько слов о темпере. Мне всё же не хочется работать темперой по этому грунту, даже не смотря на кажущуюся совместимость. Причина всё та же – некрасиво! Причём даже более некрасиво, чем с ABRO. Там хоть плавные переходы от прозрачного к тёмному, а здесь – покрашенные зёрна, как будто краска потрескалась. Но всё-таки стоит попробовать загрунтовать KUDO и покрасить темперой ещё одну фигурку и посмотреть, что получится, благо в этом наборе есть ещё один, шестой скелет. Правда, не очень верится в приемлемый результат. А вот что касается акрила, то здесь есть желание докрасить этого скелета полностью, ожидания хорошие.



ARMY PAINTER. Ну что тут скажешь? Провал фаворита, и добавить нечего. Средненький результат на акриле. Абсолютное поражение на темпере, здесь даже MOTIP’у проиграл. И это при том, что я на Зомбициде наносил поверх неудачного белого ABRO коричневый грунт ARMY PAINTER, и он там действительно выручил. Стоит согласиться с теми, кто обходит стороной белый грунт ARMY PAINTER. Чёрный и коричневый грунты от этого производителя – замечательные. Я красил темперой поверх чёрного и никаких, повторюсь, НИКАКИХ, проблем там не было. Возможно, дело в том, что чёрный грунт ARMY PAINTER – действительно матовый, зернистый, как сегодняшний белый KUDO. Рассмотренный сегодня белый – гладкий настолько, что краске зацепиться не за что. Плюс к этому ещё и нарушение детализации. Теперь я понимаю тех, кто берёт серый грунт ARMY PAINTER, а от белого шарахается, как от огня. У меня вообще по результатам возник вопрос: а грунт ли это? Даже краска ABRO больше похожа на грунт, чем то, что предлагается в этом баллончике. Пожалуй, этот дорогой баллончик сгодится только как краска-спрей.



RUST-OLEUM. Грунт для декораторов весьма неплохо показал себя. Выиграл по детализации, лучше всех показал себя с foundation. Даже с Graveyard Earth был единственным, что принял на себя этот Colour. Но в то же время он не был дружен с довольно ходовым чёрным Chaos Black, да и всеядный металлик Chainmail не очень полюбил. Странно это. С Vallejo тоже отработал «и вашим, и нашим» - хорошо взял розовый, а №25 принимать отказался. Какой-то он непостоянный. Что касается темперы, то здесь он себя не проявил, а говоря про красоту в привязке к темпере, то здесь я продолжать эксперименты с RUST-OLEUM совершенно не хочу, уж лучше KUDO. Совсем другое дело акрил – за такое сохранение детализации можно многое простить! Кстати, совершенно непонятно, как так вышло, что два акрилатных грунта - KUDO и RUST-OLEUM, показав близкие результаты на акриле, так разошлись на темпере? Но это уже тема не для нас, потребителей, а для специалистов-технологов.



Ну что ж, пора заканчивать. Перехожу к заключительному слову.

Во-первых, спасибо всем, кто дочитал это до конца. Уж извините, разбивать на отдельные обзоры не хотелось.

Во-вторых, все результаты, полученные сегодня касаются только БЕЛОГО грунта-спрея указанных производителей, и продающегося именно в этих баллончиках. Понятно, что у всех есть как удачный товар, так и не очень. Потому давайте не будем экстраполировать сегодняшние результаты в целом на бренд. Кому-то белый грунт удался, кому-то не очень.

В-третьих, я не могу выбрать сегодняшнего победителя. ARMY PAINTER сегодня предстал не с лучшей стороны, и это при его-то цене. ABRO, если совсем уж по-честному, это всё-таки краска, а не грунт, хотя и показал он себя не хуже, а местами и лучше других. MOTIP сегодня реабилитировался в моих глазах, но его ужасный запах при распылении, долгий период высыхания и прозрачность слоя – не самое лучшее начало работы. KUDO непостоянен в процессе грунтовки, RUST-OLEUM непостоянен по отношению к краске. Можно ли простить неравномерность слоя грунта недорогому KUDO? Или лучше закрыть глаза на более высокую цену RUST-OLEUM ради прекрасной детализации? Каждый решает сам.

А я для себя наметил следующее. Я докрашу все эти фигурки акрилом, плюс к этому, как я уже сказал, ещё одного скелета загрунтую KUDO, постаравшись не перелить, и попробую покрасить его темперой. Вдруг всё-таки получится? Ну а если не получится – темпера нормально ложится на чёрный грунт ARMY PAINTER, остановлюсь на этом, хватит уже поисков грунта для темперы. Если же нужно будет загрунтовать что-нибудь белым грунтом под акриловую покраску, то в следующий раз пусть это будет RUST-OLEUM. На том и остановлюсь: RUST-OLEUM - для ближайших экспериментов с миниатюрками на акриле, а KUDO – на темпере. А пока посмотрите, что получилось при лёгком драйбраше Античной бронзой по Chainmail одной почти одинаковой части на всех пяти скелетах от Технолога. Не GamesWorkshop, конечно же, но всё-таки. Заодно ещё раз сравните детализацию элемента на разных фигурках.

MOTIP 
ABRO
KUDO
ARMY PAINTER
RUST-OLEUM

На этом прощаюсь.
Всем удачи!


7 комментариев:

  1. Тебе бы в лабораториях работать, опыты проводить)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В данном случае это просто обостренное чувство справедливости. :)

      Удалить
  2. ABRO - ужасен, даже слегка разбавленная краска стекает с него каплями. KUDO - почти не уступает дорогому модельному грунту KRYLON.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за детальный обзор. Было очень интересно почитать.

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день.
    Вопрос по грунту RUST-OLEUM (белый).
    А у вас он полностью высыхал? У меня им покрытые миньки сохли по 3 недели и то до конца не высыхали, хотя стояли на балконе в теплое время года( Но краска "Звезда акрил" ложилась нормально.
    Сейчас взял ABRO - в планах покраска пары игр, вот думаю или догрунтовать уже Растом или пробовать новый Абро.
    Интересно ваше мнение)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Rust-Oleum быстро высыхал, примерно так же как остальные алкидные.

      Удалить