воскресенье, 22 июня 2014 г.

Renaissance Man. Необычный пасьянс с нечитаемыми правилами


Итак, игра Renaissance Man, или Человек эпохи Возрождения. Если читатели заглянут в карточку игры на Тесере, то обнаружат там полное отсутствие описания, одну картинку и двоих владельцев в списке, одним из которых как раз является пишущий эти строки. Казалось бы, с чего бы вдруг я оказался одним из редчайших владельцев этой игры? И почему о ней у нас ни слуху, ни духу? Думаю, всему виной уровень раскрутки игр и совпадение случайностей. Не секрет, что среди сотен выпускаемых ежегодно игр есть как весьма интересные творения, так и откровенный шлак. Причём совсем не обязательно, что о первых все знают, а мимо вторых все проходят мимо. Довольно часто всё происходит с точностью до наоборот. Так вот, Renaissance Man от Anthony Rubbo никак нельзя назвать шлаком, но и в игры-шедевры записать нельзя. Но что-то в ней есть. Пожалуй, это игра из "золотой середины", что и звёзд с неба не хватает, и в мусорном ведре не валяется. Давайте я расскажу об этой малоизвестной игре.


Но для начала скажу, как она попалась мне на глаза. Ряд случайностей и совпадений при сёрфинге в прошлом году на почившем ныне B&B - и меня заинтересовала игра с пояснением, которое я понял как семейногодревастроение. Тогда на B&B приобрести не получилось, а вот с CoolStuffInc всё срослось.


На самом деле Renaissance Man - никакое это не построение семейного древа. По сюжету это какое-то гильдиестроение, а по сути - пирамидостроительный пасьянс с интересной механикой. И, как это ни удивительно, хотя и каждый игрок бльшую часть времени копается в своей пирамидке, тем не менее и в мультиплеерном режиме игра, что называется, играется. Даже взаимодействие игроков встречается. Не часто, но встречается. Итак, что же здесь есть и что нужно сделать?

Такой подход к упаковке компонентов встречается не часто.


В коробке лежит четыре планшета Игроков, один планшет Рекрутов.



96 почти неповторяющихся карт четырёх типов, 20 стартовых карт – по пять на каждого игрока.


По одному жетону хода и по четыре здоровых мипла на каждого игрока. Ещё есть целая куча двухсторонних жетонов и льняной мешочек к ним.

Зелёный каркассоновский мипл - для сравнения.


Ну и буклетик правил - шесть якобы полезных страниц.

Почему «якобы полезных»? Вы когда-нибудь читали плохо написанные правила игры? Конечно же читали, куда уж без этого. Так вот, по этому показателю Renaissance Man переплюнул всё, что мне встречалось ранее! Сравнить можно разве что с Dance Macabre, но там всего один непонятный момент рушит всё объяснение, а здесь при попытке прочтения не понятно абсолютно всё!  Наверное, проще прочитать и понять правила на папуасском языке, чем вникнуть с ходу в эти странички. Усугубляет это чтение ещё и то, что картинки в правилах не имеют к тексту никакого отношения, и ещё больше всё запутывают. Хорошо ещё, что это в первую очередь пасьянс, здесь можно осваивать правила одному, ведь для группы пытающихся сыграть в первый раз это превратилось бы групповой мазохизм. Мне поначалу хотелось просто бросить осваивать это, но было дело принципа - не бросать же то, за что оплачено, да и не настолько же я бестолковый. Я несколько раз сыграл по правилам «как понял», что оказались весьма далекими от правильных, но, в конце концов, блуждая между маленькими абзацами правил взад и вперёд, истина была найдена. Может показаться, что автор просто не умеет письменно объяснять правила, и поначалу я клял его по полной программе. Но настал тот момент, когда мне пришлось самому объяснять правила игрокам за столом. И оказалось, что эти простые правила невероятно сложно объяснить, а игрокам ещё сложнее сразу понять! Но когда у игроков в голове всё выстраивается и усваивается, то появляется одна мысль на всех – «ну как тут всё просто!» Так что я попробую сейчас объяснить принцип складывания пирамиды.

Принцип этот прост. Каждый игрок собирает свою собственную пирамиду из карт-персонажей с основанием в пять карт. В пирамиде необходимо каждую верхнюю карту класть на две нижние, но так, чтобы символы в нижних углах верхней карты совпали с типами предыдущих карт. Вот так:


Победит тот, кто первым выложит последнюю карту на вершину своей пирамиды.


Карты бывают четырёх типов – Булочники (Baker), Купцы (Merchant), Книжники (Scholar) и Рыцари (Knight), которых я как-то сразу начал называть Стражниками. Когда эти карты лежат на столе, и они не перекрыты сверху другими картами, то они позволяют делать соответствующие действия, одно за ход.


Вот с этого момента играющие в первый раз впадают в ступор. Очень тяжело привыкнуть к тому, что, во-первых, карты в руках не дают никаких действий, хотя они и полностью идентичны картам, лежащим на столе, а во-вторых, игроку доступны только те действия, карты которых лежат в ряду, соответствующем ходу внутри раунда и которые не закрыты картами следующего ряда. Плюс к этому можно играть действие, изображенное на планшете (только для хода 1 и хода 4), а также использовать жетоны-заменители действия, полученные ранее. Думаю, то, что я сейчас написал, для тех, кто игру в глаза не видел, не понятно вообще! Объясню на примерах.

Стартовая раскладка. Ход 1. Доступны все 4 действия.

В Ход 1 действием Купца сыгран Книжник. В Ход 2 будет доступно ТОЛЬКО его, Книжника, действие. Действия первого ряда в Ход 2 не работают.

В Ход 1 действия с карт не доступны. В Ход 2 доступны Купец и Булочник, а Книжники уже закрыты верхней картой. В Ход 3 доступен Стражник.

В Ход 1 действия с карт недоступны, только действие с планшета - Булочник. В Ход 2 доступных действий нет - всё закрыто верхними картами, на планшете действий нет. В Ход 3 доступны Стражник и Книжник.

В Ход 1 доступно только действие с планшета - Булочник. В Ход 2 - только Книжник. В Ход 3 - нет доступных действий. В Ход 4 - Стражник с карты и Купец с планшета.

Думаю, если бы автор разместил в книжице с правилами подобные примеры, то отпали бы все вопросы к правилам игры. Но я продолжу.

Как я уже сказал, у нас может быть доступно 4 действия, но доступны они не всегда, а только когда карта-персонаж не перекрыта.

Самое простое и понятное действие – Купец. Если мы разыгрываем действие Купца, то в пирамиду просто добавляется карта с руки по принципу совпадения символов, как я и говорил выше. Например, игрок говорит «Играю Купцом» и выкладывает Книжника на нижние карты согласно символам:


С остальными действиями немного сложнее. С этими действиями нужно играть карту с руки не на стол, в свою пирамиду, а в сброс.

Булочник. При этом действии мы получаем жетон-заменитель, соответствующий сброшенной карте и кладём его на свой планшет вниз. То есть, сказав: «Я играю Булочником, за Стражника беру жетон» происходит следующее: в этот ход в пирамиде в ряду хода должно быть доступно действие Булочника, а в сброс отправляется карта Стражника с руки. На планшет вниз кладётся соответствующий жетон-заменитель, а именно с символом Стражника. Вот так:


Стражник. При этом действии, сыграв карту с руки в сброс, мы размещаем своего мипла на планшет Рекрутов в один из четырёх слотов, и здесь нужно не перепутать слот и карту, которая там лежит. Теперь мы претендуем на ту карту, что там есть. Например: «Играю Стражником Купца», а там лежит Книжник. Вот так:


Книжник. Так же, как с Булочником, играем карту с руки в сброс, получаем соответствующий жетон и кладём его в верхний ряд Книжника на Планшете. Например: «Играю Книжником Книжника». Вот так:


Когда игрок соберёт все 4 жетона на Книжнике, он тут же сыграет Renaissance Man, или попросту Джокера. Сыграть Renaissance Man - Джокером – это просто взять из колоды карту рубашкой вверх и положить её в свою пирамиду. Во всех четырёх углах Renaissance Man есть все четыре символа персонажей. Он является, если можно так сказать, Джокером двойного действия – положить его можно куда угодно поверх нижнего ряда, плюс на него сверху пойдёт карта с любым нижним символом. Но в то же время он не является персонажем – никаких доступных действий он не даёт, но место в пирамиде занимает.



И пару слов о жетонах-заменителях. Они просто позволяют выполнить действие, которое вы хотите сыграть, но в этот ход такое действие просто недоступно из-за отсутствия открытых карт-персонажей в ряду пирамиды.

Число ходов внутри одного раунда определяется высотой самой большой пирамиды у игроков. То есть, в начале игры это будет первый ход и, если кто-то сразу поставит карту во второй – ещё второй ход. Дальше по ходу игры внутри раунда будут сначала те же два хода, потом, когда кто-то полезет выше – три, а под конец игры – четыре. Причём даже если всего у одного игрока пирамида уже стала высотой три, а у всех остальных пока ещё два, то всё равно все будут играть три хода. Как я уже говорил, доступны только те действия, чьи незакрытые карты-персонажи есть именно в этом ряду (соответствующем  ходу). Несложно догадаться, что чем выше в гору лезем, тем меньше доступных действий в первых ходах – карты-то начинают закрываться. Такой момент, когда ход есть, а незакрытых карт-персонажей нет – обычное дело. В этом случае нас выручают те самые жетоны-заменители и, как я уже говорил, на первом ходе всегда есть действие Булочника, а на четвёртом – Купца.


Когда все ходы раунда отыграны, рассчитывается планшет Рекрутов. Если кто-то претендовал на Рекрута и у него больше всего миплов в этом слоте – он берёт эту карту и либо играет её сразу в пирамиду по правилам размещения, либо забирает в руку. При равенстве миплов в одном слоте они остаются стоять там и дальше.


Теперь планшет Рекрутов пополняется, после чего игроки могут сбросить сколько угодно карт с руки и добрать руку до четырёх карт. Начинается новый раунд с первого хода, с первого ряда.

Вот ещё несколько примеров.

В Ход 1 и Ход 2 доступны только Булочники. В Ход 3 - только Книжник. Ещё есть жетон Стражника, который можно использовать как действие в любой Ход. Вверху в "джокерном" наборе Книжника уже есть один жетон.

Ход 2: делать нечего, все карты закрыты, жетонов нет. В следующий Ход 3 можно будет сыграть Книжника или Стражника. Renaissance Man-Джокер действий не даёт.

В Ход 1 было доступно действие с планшета - Булочник, им был взят жетон Книжника. В Ход 2 и Ход 3 было доступно действие только с жетона Книжника. В Ход 4 доступны Булочник, Купец и всё тот же Книжник с жетона.

Если никто не добавит своего мипла на слот Стражника, то Стражник с планшета Рекрутов сразу займёт место на вершине пирамиды.

Итоговый результат

Не знаю, понятно ли то, что я объяснил, но в самой игре, даже если всё понятно, первую партию игроки тяжело привыкают к такому сочетанию действий и карт. Поначалу кажется, что игра – это какой-то бред, ерунда. Выкладывай себе пирамиду и выкладывай, если нужные карты пришли. Но ближе к вершине становится ясно, что доступных действий-то что наверху, а тем более внизу, уже совсем нет, нужно было и играть по-другому, да и на руку как назло идёт всё, что не нужно. Причём о том, что на руках плохие карты, думают абсолютно все сидящие за столом. Также все считают, что колода плохо перемешана. В это можно было бы поверить, но когда все в своих первых партиях говорят об этом, то тут уж понятно, что такова особенность игры. Если бы всё было легко, то тогда игра была бы просто не интересной.

Если игроки сразу не разочаровались и отваживаются на вторую партию, то она идёт гораздо веселее, даунтайм исчезает, игроки уже начинают смотреть не только на свою пирамиду, но и на соседние. Если же случается третья партия, то здесь уже игра идёт практически по написанным правилам, а именно – «игроки в один ход играют одновременно». Начинается гонка, а если кто-то влезает за Рекрутами, то его могут и придержать. Короче, игра из первоначального пасьянса-тянучки превращается во что-то иное. Конечно же, здесь многое зависит от идущих на руку карт. К примеру, если нет доступного действия Книжника, а нужно добрать всего один жетон для Джокера и на руку не идёт нужная карта – тут уж ничего не поделаешь. Правда, вполне вероятно, что и не стоит ждать Книжника, ведь неожиданно придёт нужная карта под Купца или выйдет то что требуется на планшет Рекрутов.
Ещё не совсем понятно, почему автор игры не ввёл в правила какой-нибудь способ обновления планшета Рекрутов. С одной стороны, можно подгадать, чтобы вывести свою пирамиду под завалявшуюся карту на Рекрутах, правда это будет редчайший момент в игре. Мы даже хоумрулили, что тот, кто снимает Рекрута, может скинуть карты с этого Планшета, или наоборот, если Рекрутов в этот раунд никто не брал, то планшет обновляется. Но эти правила лучше применять тогда, когда игроки играют уже как минимум третью свою партию в Renaissance Man. С другой стороны, хочешь обновления Рекрутов – подчисти планшет сам своими Стражниками, выбери оттуда ненужные карты и отправь их в сброс. Но это уже тонкости тактики, к тому же всё равно выход карты из колоды что в руку, что на планшет, будет случайным. Пасьянс, что тут ещё добавить.

Я не могу закончить вот так, не сказав пару слов об одиночном режиме. В этом варианте игры нужно собрать пирамиду раньше, чем закончится колода, причём есть специальные правила для игры в одиночку. Об особенностях соло-режима я расскажу как-нибудь отдельно, в Сольных выступлениях. Скажу только, что по базовым правилам выигрыш становится слишком уж простым делом, но я чуть похоумрулил, стало лучше. Для одного игрока это очень хороший пасьянс, и скорее всего Renaissance Man изначально задумывался именно как игра для одного человека. Тем более мне показалось неожиданным, что и в мультиплеере игра играется. Не ожидал такого поворота.



Какие же выводы в целом по игре? Я не могу сказать, что игра Renaissance Man прямо уж совсем отличная, наверное, она просто добротная. Среди тех, кому я её показывал, находились и те, кто с трудом доиграл партию до конца, и те, кому она ну очень понравилась. Обычно такой разброс мнений характерен для более раскрученных, известных игр. Пожалуй, в заключение я просто процитирую одного игравшего: «Вроде бы ничего особенного, а чем-то цепляет». А цепляет она скорее всего своей необычной механикой. Именно слово «необычно» наиболее часто можно услышать от тех, кто сыграл в  Renaissance Man свою первую партию. Что же касается сложности понимания правил, то это всё временные трудности, с которыми справляешься за одну партию. Если же будешь играть дальше, то быстро научишься в полной мере пользоваться теми возможностями, что дают всего четыре доступных действия.

Так что я всем рекомендую попробовать сыграть в Renaissance Man, а для тех, кто любит подобные пасьянсовые игры, даже посоветую к приобретению.


9 комментариев:

  1. Я бы не назвал игру необычной. Последнее время вижу много игр, которые мне напоминают друг друга как братья от разных отцов.
    Но эта игра мне понравилась. Будь она в наших магазинах по цене до 1000 р, обязательно бы приобрел. В том же МХ половина ассортимента гораздо хуже Renaissance Man.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но согласись, к механике нужно привыкнуть. Мозг нужно настраивать на такой механизм.

      Удалить
    2. Соглашусь. Кстати, будешь продавать ее - куплю)

      Удалить
    3. Да щазззз! :) Такая корова нужна самому.

      Удалить
  2. Спасибо за обзор ! Ждал его , когда увидел вас во владельцах игры ( я там в желающих приобрести и поиграть.) Последние сомнения отпали , но , подожду соло- правила .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста!
      Особенных соло-правил там нет, просто примитивный ИИ подчищает планшет Рекрутов, тем самым колода тает, к тому же он очень часто не даёт забрать Рекрута. Играется соло очень хорошо. Быстро и несложно.
      Кстати, на кулстаффе и амазоне цена где-то $20-25. Так что с доставкой (к_макс=1,5) выходит в районе 1000 р.

      Удалить
  3. По описанию напомнило "наместника"

    RAVE

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К своему стыду я сам пока в Наместника так и не сыграл, но слышал такое сравнение, когда правила Ренессанса за столом рассказывал. Когда сыграли, то уже было мнение "не, тут не так". И Юре я как-то про эту игру рассказывал, он тоже поначалу сказал про своего Наместника, но потом всё же - "нет, по-другому".
      Сам не могу ни подтвердить, ни опровергнуть.

      Удалить
  4. Выглядит игра, безусловно, интересно. Необычно

    ОтветитьУдалить