среда, 8 августа 2018 г.

Legendary: A Marvel Deck-Building Game. Обо всём, что есть у нас (часть 1/5)





Я здорово подсел на Legendary DBG. Что же так сильно меня зацепило? Возможно, я просто нашёл Свою Игру. Ну и не последнюю роль играет и то, что издатель умело подогревает интерес регулярными дополнениями с уже сложившейся периодичностью по одному большому и двум маленьким в год.

Сейчас у меня не просто полный набор всего, что входит в линейку Legendary: A Marvel Deck-Building Game, но даже есть часть редкого промо-дополнения “3D”, а прибывшее на днях совсем свежее дополнение World War Hulk довело общее число карт в наборе до впечатляющего числа 3573. Общий вес этого добра уже перевалил за 10 кг, а счёт общего числа сыгранных партий давно идёт на сотни. Вполне естественно, что меня периодически спрашивают, какие дополнения лучше, какие стоит брать, а какие необязательны, ведь далеко не всех Legendary цепляет так, как меня, и не все готовы вложиться в набор из более чем трёх тысяч карт. Однако эта игра из тех, в которых в определённый момент насыщаешься и хочешь чего-то нового, а новые дополнения да расширения – это новые расходы, причём если Legendary собирается не с лохматых годов, то расходы немалые, так что подобные вопросы имеют серьёзное основание. К слову, цены на дополнения за последний год несколько подросли, и если год назад маленькое дополнение можно было взять за 9-12 долларов за океаном или 9-12 евро из Европы, то сейчас ценник уже под 15. Для больших дополнений цифра выросла с 22-24 до 29 условных единиц. Добавьте к этому ещё и доставку. Динамика, однако!

Так к чему я веду столь затянувшееся вступление? А я решил высказать своё мнение обо всех имеющихся на сегодняшний день дополнениях, включая совсем свежее World War Hulk, которому всего-то месяц. В своём рассказе я не буду затрагивать большую коробку Legendary: Villains и дополнение к нему Fear Itself. Хотя и возможно интегрирование основного Legendary и Villains, но я этого не делаю. Во-первых, не хочется смешивать в кучу отличающиеся терминологии и символику в этих линейках. Во-вторых, по ощущениям Вилайны играются немного по-другому, нежели основная игра, и я тоже не хочу это перемешивать. Ну и в-третьих, основная игра у меня одета в протекторы, а Вилайнов я оставил голышом. Просто так хочется хоть иногда почувствовать пальцами живые карты! Пусть это будут Villains.

Вы уже обратили внимание, что я применил слово «Вилайны», а не переводное «Злодеи»? С вашего позволения я в своём обзоре буду постоянно использовать сленговые legendary-слова, ведь так удобнее и мне, и тем, кто знаком с игрой. Думаю, никто не будет возражать. Так что, используем «вилайнов», «хэнчменов», «мастермайндов», «байстендеров», «ультимейтов», а также «твисты», «страйки», ну а дальше – как пойдёт. А словом «злодеи» я буду называть сразу всех наших противников: мастермайндов, вилайнов и хэнчменов.

Итак, приступим. Но перед тем как перейти непосредственно к дополнениям, стоит рассказать немного о базовом наборе, впервые увидевшем свет в 2012 году.



Core Set (2012)

Базовый набор предлагает нам сразу 560 карт. 560 карт? Серьёзно? Давайте внимательно рассмотрим содержимое. Здесь есть 60 разделителей. Извините, но это не игровые карты, так что уже остаётся 500 карт. Из них ещё 60 карт – стартовые на пять игроков. Ещё 11 схем-твистов, 5 мастер-страйков. Также имеем обязательные для старта 30 SHIELD-офицеров, 30 зевак-байстендеров, 30 ранений. Итого в сухом остатке на растерзание остаются: 15 групп героев, 8 групп вилайнов, 4 группы хэнчменов, 4 мастермайнда, 8 сценариев. Вроде бы не мало, но и не много. Для того чтобы подсесть на игру или вдоволь наиграться, вполне достаточно. И здесь стоит отметить главное по базовому набору, и это вам скажут практически все любители Legendary. Базовый набор прекрасно сбалансирован! Карты героев отлично комбятся не только внутри своей группы, но и между собой. Кто-то, возможно, первое время пожалуется на Hawkeye, мол, простоват, но это скорее придирки, раскрутить его можно ого-го как. Зато какие здесь вилайны Skrulls! Так что базовый набор свою задачу выполняет на отлично. По мере приобретения опыта игры вполне естественно появляются претензии к слабости мастермайндов, игроки начинают усложнять игру предлагаемыми в правилах рекомендациями, но главное уже сделано – наживка заброшена, рыбка клюнула. И вот уже базовый набор игран-переигран, хочется большего. Вполне естественно, что практически сразу же издатель разродился большим дополнением.



Dark City (2013)

Первое большое дополнение Dark City (DC) многие считают если не самым лучшим, то, как минимум, в тройке лучших. Я же считаю DC даже не дополнением, а продолжением базового набора. Объясню почему. Все последующие дополнения обладают какой-то своей, присущей именно им особенностью, изюминкой. DC же настолько вписывается в основную игру, настолько продолжает философию базы, что порой делаешь удивительные открытия, обратив внимание на мелкий шрифт «Dark City» внизу карт героев.

Внимание тех, у кого есть это дополнение: вы знали, что Colossus, Daredevil, Domino, Electra и Punisher – это герои не из базы, а из Dark City? А ведь и не скажешь, что они добавились. Сюда же отнесём Blade, Forge и первого одноименного героя Wolverine. Имя то же, что и у героя в базе, но команда уже другая, не X-Men, а X-Forge. Все карты этого дополнения – по сути вторая половина базовой игры. Скорее всего, дело было как в «лучших» традициях издателей – есть игра, её сразу разделили на базовую коробку и дополнение, а то и дополнения. Теперь давайте посмотрим на состав этого дополнения, а это 350 карт: 17  героев, 6 вилайнов, 2 хэнчмена, 5 мастермайндов, 8 сценариев. Набор, равноценный базе. Отдельно стоит сказать об 11 специальных байстендерах, дающих что-то полезное своему спасителю. Думаю, на момент выхода DC мало кто представлял, что это небольшое нововведение выльется в будущем в растолстевшую почти втрое колоду байстендеров. Но это я сильно забегаю вперёд.

Что ещё отметить в этом продолжении базовой коробки? Правилами этого дополнения вводятся первые, они же окончательные изменения в соло-режим, а именно: 5 страйков в колоду вместо одного, с отыгрышем следующей карты из колоды вилайнов; на твисте вместо сброса героя из HQ в КО – герой идет под низ колоды героев, и это правильно, ведь часть сценариев имеет условия поражения по числу героев в КО; ну и эффекты на «другого игрока» играются непосредственно на самого единственного игрока. Отмечу, что эти изменения ключевые и достаточные.

Что же касается большой части правил, посвященной увеличению сложности игры, то это, пожалуй, самый бесполезный раздел. Вполне возможно, что моё мнение сложилось просто из-за того, что я это дополнение получил уже где-то в середине своего коллекционирования Legendary, и к тому времени сложность для меня уже была оптимальной. Ведь практически все мастермайнды из дополнений гораздо сложнее базовых, и DC здесь не исключение. К примеру, мастермайнд Apocalypse - один из самых неприятных во всём Legendary, может даже выбесить.

Из наиболее интересных нововведений отмечу свойство вилайнов - Bribe, позволяющее бить врагов не только Силой, но и Влиянием, правда, из-за этого и сила самих врагов побольше обычного будет. Сюда же, к теме Bribe, отнесу и очень интересного мастермайнда Kingpin, не только завязанного на это свойство, но и имеющего... впрочем, я не буду портить момент знакомства тем игрокам, кто с ним ещё не встречался. Кроме Bribe, DC вводит ещё пару эффектов на картах героев.


Это довольно распространённый в последующих дополнениях эффект Teleport, позволяющий отложить такую карту на следующий ход, а также весьма интересный эффект Versatile, позволяющий выбрать, как будет играться карта – по Силе или по Влиянию. Мне очень нравится этот эффект, я вообще люблю, когда есть вариативность розыгрыша карт. К сожалению, второе пришествие замечательного Versatile после DC пришлось ждать довольно долго, хотя и DC наполнил им игру в достаточной мере.

Итак, как я уже сказал, Dark City – это продолжение базы, даже её неотъемлемая часть, благодаря которому появляется целостный скелет Legendary, который впоследствии будет обрастать мясом и жиром. Из неоднозначных моментов можно сказать лишь о странной группе героев Ghost Rider. За весь свой немалый опыт игры в Legendary я могу вспомнить лишь одну партию, где эта группа заиграла, во всех остальных же Ghost Rider был либо изначально не востребован, либо болтался в колоде без особой пользы. Странно, что именно в первом же дополнении оказался самый непонятный герой из всего набора Legendary. В остальном же, как я и сказал, всё просто отлично. И герои, и вилайны, и мастермайнды. И именно в DC появляется первый из самых дорогих ультимейтов – Iron Fist стоимостью «9», он же один из самых сильных – чистые 8 Силы. Что-то подобное появится после этого не скоро, да и то, что будет потом, уже не станет таким чётким и конкретным, а тут всё строго – 8 Силы за «9», ещё и возможность получить несколько карт по «draw». Силища! 

В заключение рассказа о Dark City хочется отметить одну небольшую деталь. Здесь есть карта с единственной опечаткой во всём Legendary. Это вилайн Vertigo из группы Marauders. Согласно официальным разъяснениям, в эффекте карты пропущено слово «Fight». А ведь как только не играют эту карту! И по амбушу, и по файту, мы вообще дискардились каждый ход, пока карта была в городе. Было забавно, но правильный вариант наиболее щадящий из всех – «Fight».


Fantastic Four (2013)

Первое маленькое дополнение к Legendary, задавшее последующий стандарт на такие коробочки со 100 картами: 5 героев, 2 вилайна, 2 мастермайнда, 4 сценария. Я получил это дополнение довольно поздно, и причина этого – полное исчезновение «Четвёрки» из продажи, слухи о невозможности его перевыпуска, связанные с чьими-то там авторскими правами, из-за чего особо предприимчивые товарищи выставляли коробочки на продажу по совершенно неадекватным ценам. Но в прошлом году всё наладилось, «Четвёрку» переиздали, и сейчас её можно приобрести относительно спокойно наряду с другими дополнениями.

Но давайте уже перейдём к моему мнению по Fantastic Four. А я считаю, что это самое выбивающееся из всего ряда дополнение. Почему? Просто у меня сложилось впечатление, что и герои, и вилайны здесь сильнее, чем во всём остальном имеющемся у меня наборе. Если в колоду героев попадает кто-то из «Четвёрки», то почти всегда это будет означать, что сбор карт этого героя даст серьёзное преимущество и может привести к относительно лёгкой победе. Правда, это срабатывает не всегда, бывали случаи, когда и с такими героями в колоде происходил быстрый «слив» партии, но общее впечатление именно такое. Частично такое преимущество даёт характерный только для этого дополнения эффект Focus, позволяющий перегнать Влияние во что-то другое, например, в Силу или добор карт.

Что касается вилайнов «Четвёрки», то они сопоставимы по силе чуть ли не с мастермайндами, так что попадание Heralds of Galactus в колоду вилайнов – повод затянуть потуже пояса. Ещё в «Четвёрке» есть самый странный во всём Legendary эффект Borrow, пусть даже только у одной группы вилайнов. Чем так провинились Улицы города, что на них завязали аж отдельный эффект – не понятно. А вот другой эффект на картах виланов и мастермайнде GalactusCosmic Threat, очень часто путают с похожим и весьма распространенным эффектом в других дополнениях – Size-Changing. Но отличаются эти эффекты серьёзно, поэтому из-за редкости Cosmic Threat (встречается только в «Четвёрке»), даже если ты отлично его помнишь, всё равно лезешь в правила.

Если вы подумали, что Fantastic Four мне не нравится, то это совсем не так. Просто это самое выделяющееся из всего набора дополнение, а в этом и есть его характерная особенность. Да и слухи вокруг его переизданий создают дополнительную шумиху.


Paint the Town Red (2014)

В этом маленьком дополнении есть один из двух моих самых любимых эффектов. Это эффект вилайнов и мастермайндов - Feast. Банально просто, адски рандомно: «КО верхнюю карту вашей колоды». Каково? А мастермайнд Carnage вообще фистит всех игроков, не только того, кто осмелился его ударить! Бывали случаи, когда в КО по фисту улетали ультимейты, на полном серьёзе.

Но Carnage – это ещё цветочки в сравнении со вторым мастермайндом – Mysterio. Этого мастермайнда часто называют «бессмертным», и есть за что. Победа над ним – это событие! Кстати, вы, наверное, заметили, что я пока стараюсь не вдаваться в подробные описания мастермайндов, вилайнов, героев, не говоря уже о сценариях. В последующих рассказах я также буду придерживаться этого принципа, разве что буду привязывать героев и злодеев к описаниям эффектов, но здесь не упомянуть о мастермайндах невозможно. Они и правда весьма и весьма интересны, хотя их всего-то двое. Немного обидно лишь одно: очень долго Feast будет  только у одного мастермайнда и у одной группы вилайнов из всего огромного набора Legendary, новые карты с таким эффектом появятся только в World War Hulk. Видимо, за эти четыре года нытьё игроков о необходимости большего числа фист-карт наконец-то достигло ушей авторов.

Для героев же подготовлено новое свойство Wall-Crawl, тоже простое, проще некуда – купленный герой идёт не в сброс, а наверх колоды. Откуда такая любовь у этого дополнения к верхней карте колоды? Если же говорить про Wall-Crawl, то в дальнейшем это свойство будет появляться в дополнениях очень часто, пожалуй, это самый ходовой эффект карт героев во всём Legendary, даже будет хэнчмен, дарящий победителю Wall-Crawl на следующую покупку. Так что для меня Paint the Town Red – это куча интересного в маленькой коробочке с сотней карт. Именно здесь есть одна из моих любимых групп героев – Spider-Woman. Как она играет на Wall-Crawl! А группа героев Black Cat? Какая у неё способность карты стоимостью «1»! Потрясающие женщины.

Получается, написал я про это PtTR всего ничего, но это именно тот случай, когда всё настолько хорошо, что много не распишешь.


Guardians of the Galaxy (2014)

Ещё одно маленькое, но не менее интересное дополнение. Скорее даже не просто интересное, а неповторимое. Но перед тем как рассказать про самое вкусное, немного о том, что имеет отношение к другим дополнениям, не только к этому. Дело в том, что этим дополнением вводится новая команда героев - Guardians of the Galaxy – конечно же со своим символом. Если честно, у меня по многим маленьким дополнениям вызывает недоумение это желание авторов придумать какой-то новый тип команды, характерный только для данного конкретного дополнения, не пересекающийся с другими коробками, и в GotG как раз один из таких случаев.

Нет, я не против этого, но всё же иметь во всём огромном наборе из полутора сотен героев всего по пять ребят, связанных одной командой – это я считаю не совсем удачным решением. И если в «Четвёрке» с её пятью героями это как-то не очень заметно, там это каким-то непостижимым образом удалось сделать и незаметно, и эффективно, то начиная с GotG и далее по списку, уже есть некие трудности при использовании суперспособностей, завязанных на свою команду. К примеру, для героя Rocket Raccoon эффекты суперсилы завязаны именно на символ команды, но сами понимаете, что если в колоде героев всего один герой этой команды, то вероятность эффективного использования этой суперсилы резко снижается. Сначала дождись таких карт в HQ, потом купи, а потом Его Величество Великий Рандом решит, сойдутся ли такие карты в руке.

Однако все эти придирки к новой команде героев в GotG ничего не значат в сравнении с тем, чем именно запоминается это дополнение, и ради чего его и приобретают, а именно - здесь есть Shards и Artifacts! И если Артефакты вроде бы как появились и появились, то Шарды – изюминка из изюминок, это больше не встречается ни в одном последующем дополнении. Причём и Шарды, и Артефакты есть как у вилайнов, так и у героев. Шарды – это такие жетончики для усиления силы врагов, и они же – для помощи нам в борьбе за злом. Особенность же Артефактов в том, что после приобретения они не задержатся в колоде надолго, а войдут в игру на постоянной основе, будут лежать перед игроком, предоставляя постоянный эффект, не отправляясь в сброс. Если повезёт, и игроку удастся взять под контроль сразу несколько Артефактов, то партия для него будет сильно отличатся от привычной для Legendary, здесь заиграет весьма специфичный механизм.

Кстати, одна из групп вилайнов – Infinity Gems - не просто вилайны, распространяющие по всему городу Шарды, а это наши потенциальные Артефакты! Гремучая смесь. Во всём наборе Legendary больше ничего подобного Infinity Gems не встречается. По поводу Шардов стоит отметить, что хотя они и вводятся лишь этим дополнением, но появляются в партиях довольно часто. Да и вообще лично мне сейчас представить Legendary без Шардов уже невозможно, именно благодаря им GotG - одно из самых заметных дополнений. Ах да, совсем забыл. Ещё Guardians of the Galaxy дал нам самого мощного мастермайнда во всём LegendaryThanos.



Вообще, как мне кажется, эти два дополнения 2014 года - Paint the Town Red и Guardians of the Galaxy - созданы, что называется, с душой. Дополнения выверенные, запоминающиеся, креативные. Без них трудно представить набор Legendary.



2 комментария:

  1. Эпичный труд! Спасибо. Сам не играл, но всерьёз задумался попробовать).

    ОтветитьУдалить
  2. Очень позновательно, спасибо за ваш труд!) Сам пока обладаю только базой и DC)

    ОтветитьУдалить