пятница, 10 августа 2018 г.

Legendary: A Marvel Deck-Building Game. Обо всём, что есть у нас (часть 3/5)



(продолжение)


Civil War (2016)

Большое дополнение из 370 карт вместо обычных до этого 350, здесь в общей сложности: 16 героев, 7 вилайнов, 2 хэнчмена, 5 мастермайндов, 8 сценариев, 2 байстендера, но это ещё не всё. В CW вводится куча новых свойств для героев и злодеев, причём часть из них относится и к тем, и к другим, но запоминается CW не героями, вилайнами, мастермайндами, а совсем другими картами. В первую очередь CW вносит разнообразие в сопутствующие колоды.

Итак, 15 карт Sidekick. Я уже рассказывал про сайдкиков в описании SW, так вот в CW они уже разнообразные, имеют класс-цвет и даже принадлежат команде Avengers. Стоят они столько же, как и в SW, по «2», и отрабатывают так же – один раз и под низ колоды. По себе скажу, что я укрепился во мнении приобрести в коллекцию SW1 именно после приобретения CW, и не в последнюю очередь потому, что в обоих коробках есть сайдкики, настолько они мне понравились в CW. Общая колода сайдкиков на сегодня во всём Legendary составляет 30 карт, из которых половина – одинаковые, но мощные серые карты из SW, а вторая – разнообразные, с уникальными способностями из CW. Как играть без сайдкиков, уже не представляю. Кстати, поначалу мы играли сайдкиками с одной ошибкой. Дело в том, что купить можно не более одного сайдкика в ход, хотя и получить другими способами можно сколько угодно. Но покупка – только одна. Мы же порой затаривались ими на все деньги. Однако, как показывает один из героев, заточенный именно на игру сайдкиками, это не самый эффективный вариант. Они быстро крутятся, но наибольший эффект от них именно когда они играют как помощники основных героев. Играя только на сайдкиках, до мастермайнда вряд ли дотянешься. Тем не менее, сайдкики – это уже неотъемлемая часть игры.

Вторая колода, которую пополняет CW – это, как ни странно, колода ран. В игру вводятся 15 карт специальных ран - Grievous Wound, эта колода толстеет до 45 карт и отныне лежит рубашкой вверх. Избавиться от Grievous-ран можно, выполнив условия по тексту карты, что не ограничивает нас в других действиях во время хода, ну или она чистится обычной раной, как и было до этого. Однако специальная рана не может вычистить вместе с собой обычную! Так что, в случае наличия различных типов ран, или тратим ход на чистку всех обычной раной, или делаем обычные героические дела, попутно пробуя вычистить специальные, не трогая обычные. Отличное нововведение. Вообще с появлением CW сопутствующие колоды – раны и сайдкики – становятся уже не рядовыми стопками, а увлекательным элементом игры, а колода байстендеров и без того пополнялась и пополняется с каждым дополнением.

Теперь перейдём к героям и злодеям. И вот тут трудно вообще вспомнить кого-то конкретно, разве что героя Patriot, который практически бесполезен в соло-игре, а вот в игре на троих уже работает лучше, чем от него ожидаешь. Ещё вспоминается непонятно каким боком превратившаяся в мастермайнда Maria Hill, и дело даже не в таком необычном повороте событий, а именно в её свойстве как мастермайнда. Мало того, что она будет требовать жертву в виде SHIELD-героя для удара по себе и её группе вилайнов, эта её способность называется SHIELD Clearance, но в первую очередь она подгружает в город обычных офицеров, превращая их в вилайнов. И вот тут получается, что побеждая их, мы забираем их к себе в колоду, что как будто бы и не плохо, но Влияние хорошо в начале игры, ближе же к концу – это уже балласт. Вот и выходит, что вроде бы она не такая уж и сильная, но до неё, во-первых, не доберёшься, а во-вторых, если и доберёшься, то уже и бить нечем. Я слишком много написал всего об одном мастермайнде из большого дополнения, но поверьте, в этом дополнении я как-то не могу вспомнить кого-то ещё.

Если сравнивать предыдущие большие дополнения SW с CW, то SW были жировым слоем Legendary, а CW в части героев и злодеев создаёт примерно такую же массовку. Они ни в коем случае не плохие, но и не выдающиеся, они именно такие, какие есть, каждый со своими особенностями, о которых я напишу ниже, но такого, чтобы запомнился какой-то конкретный герой, а не его способности, такого нет. Возможно, дело уже в том, что героев с каждым новым дополнением становится всё больше и больше, и в каждом новом дополнении в первую очередь запоминаются новые интересные эффекты.

Так что же есть в способностях героев из CW? Из старого вернулся замечательный Bribe, это при котором бьёшь сочетанием Силы и Влияния. Остальное же – новое. Самое интересное – Phasing. Это замена такой карты с руки на верхнюю карту своей колоды. Особенно запоминается сайдкик с таким свойством - «синий пёсик». Попадётся такой в колоду, и будет вечно лежать наверху, входя в руку каждый ход, не возвращаясь к своим. Естественно, что под этот эффект сделаны и некоторые герои, например, Vision, который всеми этими фейзинг-выкрутасами умудряется и карты новые добыть, и сам в руку вернуться.

Про другое новое свойство – Size-Changing, я уже вскользь упомянул при описании свойства Cosmic Threat в «Четвёрке». Однако, в отличие от Cosmic Threat, Size-Changing гораздо более распространён, и может быть именно поэтому более понятен. Size-Changing работает только при покупке героя или в схватке со злодеем, соответственно или предоставляет скидку «-2» при покупке, или ослабляет злодея на те же «-2», это срабатывает при наличии хотя бы одной карты заданного цвета. И вот тут появляется небольшая путаница с Cosmic Threat, хотя свойства эти строго перпендикулярны. В одном учитывается просто наличие хотя бы одной карты нужного цвета, в другом – вообще все карты одного цвета. Но это уже тонкости, главное же, как я уже сказал, Size-Changing – довольно распространённое свойство, его можно встретить довольно часто.

Ещё одна способность, характерная в основном для вилайнов, но встречающаяся и у героев – Fortify. Способность редкая, эффект обычно подробно прописан на карте, но под Fortify сделана целая группа вилайнов – Superhuman Registration Act. Ещё немного Fortify встречается у других вилайнов. Что это такое? Например, при побеге из города - Fortify колоду героев (то есть положи карту на эту колоду), и пока она там будет лежать, все появляющиеся ультимейты пойдут не в HQ, а сразу в КО, пока не собьёшь этого вилайна. Свойство интересное, но не всегда у вилайна получается дойти до такого эффекта. Правда, есть вилайн, который может здорово подгадить игрокам, и выбить из игры его с первого раза не всегда получается - живучий, зараза.

В принципе, со свойствами всё, все они рабочие, все интересные, но не они, и даже не сайдкики с ранами являются визитной карточкой CW. Самое необычное я оставил напоследок.

Итак, в CW появляются так называемые Divided cards, а попросту – двойные. То есть карта разделена на две части, и когда разыгрываешь такую карту, то выбираешь, какую сторону играть. Стороны кроме своих свойств различаются и по команде, и по цвету, так что выбор есть. Однако, выбрав одну сторону и сыграв карту, забудь про другую, её уже нет. Как говорится – выбирай мудро. Первое время привыкнуть к двойным картам довольно трудно. Хорошо, если карту можно подложить одну под другую так, чтобы было видно разыгранную сторону, но ведь это не всегда получается. Короче, первоначально двойные карты вызывают затруднение, потом привыкаешь. Возможно, именно из-за такой необычной вариативности двойные карты не всегда пользуются спросом в HQ, но если ими правильно распоряжаться, то они раскрутят колоду игрока по полной программе. Так что, привычка и ещё раз привычка должна быть при игре с Divided cards. Ещё стоит отметить, что когда двойная карта в руке, то считается, что у нас есть как бы обе стороны, то есть оба класса, обе команды, таким образом считается, что Divided карты, пока в руке, являются мультиклассовыми, даже есть группа героев Storm & Black Panther, в которой все карты, кроме ультимейта, двойные, а сам ультимейт учитывает Multiclass карты, вот и получается, что пока двойные карты в руке, они идут с зачёт этому ультимейту, но когда они сыграны на стол, то тут уже всё, никакого мультикласса на divided карте нет.

Вот, в принципе, и всё про Civil War, осталось разве что отметить только один момент. Помните, я говорил о том, что в маленьких дополнениях авторы придумывают новые команды из пяти героев и потом это команды остаются вещью в себе? Так вот, CW переплюнул их всех. Здесь есть всего один герой, у которого есть его команда, и больше в этой команде нет никого! Нигде во всём Legendary. Это Speedball и команда New Warriors. Зачем это было сделано, вообще не понятно, ведь даже он сам не может сыграть сам на себя с использованием символа команды, нет у него таких способностей.

Как-то так с Civil War. Мне кажется, моё не сверхвосхищённое мнение по этому дополнению сложилось в первую очередь от того, что на момент выхода этой коробки вокруг неё было много восторгов. Перехвалили, как мне кажется. А ведь здесь есть такие вещи, без которых представить Legendary я уже не могу – это сайдкики, раны, двойные карты, Size-Changing и потрясающий Phasing. Получается, что здесь всё хорошо, и только я капризничаю? Возможно. А может быть, просто Civil War настолько органично вписался в общий набор, что уже давно стал не просто его частью, а тем, вокруг чего и строится весь остальной Legendary? Скорее всего, именно так и есть. Если SW – жировой запас, то CW – мышечная масса.



Deadpool (2016)

В Дэдпуле авторы оторвались по полной. Это дополнение просто кишит необычными причинами взаимодействия карт, но запоминается Дэдпул не этим. Дело в том, что первый тираж этого дополнения (про другие тиражи не знаю), был с выгнутыми картами. Что только с ними не делали, под какие только прессы не ставили, а карты всё равно кривые. Бытует легенда, что когда обратились с претензиями к издателю, то ответ был крайне неожиданным: «Это не баг, а фича. А что вы хотели от Дэлпула?» Так вот и имеем гнутые карты, которые порой заметны в колодах. Хотя, это придаёт особый шарм этому дополнению. Так что же тут есть интересного, кроме гнутых карт?

Как я уже сказал, карты взаимодействуют самым непредсказуемым образом. Эффект может сработать в период времени между 8 вечера и полуночью реального времени. Или если на другой карте изображено оружие. Или если один игрок выше или ниже другого. На этом фоне эффект «по полCилы за каждую сыгранную карту, на которой есть текст курсивом» выглядит как само собой разумеющееся. По полCилы, спросите вы? Да! Эти карты изобилуют значениями с «1/2». Так и считаем Дэдпула: «Два с половиной, да ещё полтора, да ещё три раза по половине. Блин, половинки на удар не хватило!» В этом весь Дэдпул.

Ещё в Дэдпуле есть присущее только этому дополнению свойство Excessive Violence, и порой оно кажется слишком мощным. Дело в том, что в случае, если в атаке тратится дополнительная единица Силы, то срабатывают ВСЕ разыгранные карты, на которых есть свойство Excessive Violence. Порой это может быть слишком сильным. Хорошо хоть, что срабатывает он один раз за ход, а то так наберёшь новых карт по этому же эффекту, и на второй круг, но так уже нельзя. Но бывает и очень обидно, когда чуть-чуть не вытягиваешь до срабатывания Excessive Violence.

Ещё один эффект, который есть только в Дэдпуле – Revenge. Есть он только у вилайнов и мастермайндов, и здесь всё просто – чем больше игрок победил злодеев соответствующей группы, тем злее становятся оставшиеся, и тем сложнее их победить. Особенно это чувствительно в соло-режиме, когда какая-нибудь скромная «двойка» превращается в серьёзную «восьмёрку». Кстати, как раз об этой карте-«двойке». Это одна из карт группы вилайнов DeadpoolsFriends”. Для того, чтобы её победить, надо ещё и сбросить карту с цифрой «2», изображённой где угодно на этой карте. Кстати, «сбросить» здесь называется не «discard», а «drop». А что вы хотите, это же Дэдпул! Так вот, наученные Дэдпулом игроки быстро заметили, что на абсолютно любой карте Legendary в самом низу есть год выпуска, а именно 201Х. Вот она, «двойка»! Но авторы всё же дали официальное разъяснение, что этот мелкий текст внизу в игре не участвует. Значит, как гнутые карты, так Дэдпул, а как мелкий текст внизу – так нельзя? Хитрые какие.

В принципе, можно было бы уже заканчивать говорить про Дэдпула, но я пока ничего толком не сказал про героев. А здесь в первую очередь вспоминаются те самые эффекты про курсив, время и тому подобное, что я уже рассказал. Пожалуй, ещё герой Solo кажется на те самые «1/2» сильнее других карт, ведь обычно карты стоимостью «5» дают «3» Силы, а здесь – «3 ½», да и карт стоимостью «3» это тоже касается – «2 ½» вместо обычных «2», ещё и Excessive Violence туда же. Заметен и сам Deadpool, но только одной картой, через которую он сам себе подгружает раны, а потом сам же их и тратит на увеличение силы. И здесь это отлично работает. Кстати, этот Deadpool, в отличие от бескомандного Deadpool из базы, уже имеет уже свою команду – Deadpools Friends – и таких друзей у него… Нет, не пять, как обычно в маленьком дополнении, а четыре! А пятый герой… Нет, он не принадлежит какой-то другой команде из Legendary, и он даже не бескомандный. Так откуда же он? Он вообще имеет символ из Legendary:Villains! Вот такой неожиданный поворот. Может быть таким способом авторы хотят заставить нас всё-таки смешать обычный Legendary и Villains? Нет, я этого всё же делать не буду, пусть существуют раздельно.

Так что же в итоге по Deadpool? Интересно, забавно, местами чуть сильнее обычного, но главным образом неожиданно. Ах да, совсем забыл сказать. Тут ведь даже и правила оформлены как комикс. А про сценарии я даже говорить не хочу. Уж оторвались так оторвались.



Noir (2017)

Тематика очередного маленького дополнения удивила. Вроде бы обычно комиксы мультяшные, а тут – нуар. Настороженность передалась и на первоначальные рейтинги этого дополнения, уж слишком неожиданный антураж, но когда распробовали, что тут да как – вот вам самый высокий рейтинг среди маленьких дополнений, правда, если не считать свежих Champions, но там пока рейтинг скорее хайповый.

Что же такого есть в Noir? Ещё описывая PtTR, я сказал, что у меня есть два любимых эффекта во всём Legendary. Первый – это Feast, а вот второй - как раз из Нуара. Это способность Investigate. И если Feast принадлежит злодеям, то Investigate – строго на пользу героев. Что же это такое, investigate? А он позволяет не просто узнать, что там будет в колоде, и даже не сбросить или положить карту куда подальше. Всё гораздо интереснее. По этому свойству мы берём две верхние карты соответствующей колоды, и если условие investigate выполняется, то делаем что-то с одной из них, в основном это добор карты или КО, а вот оставшуюся карту (или обе карты, если ничего взять не удалось) мы можем положить или наверх колоды, или под низ. Эдакий менеджмент будущего. Понятно, что под эти действия заточены соответствующие герои, и они могут извлечь пользу даже в тех случаях, когда внизу колоды скопился всякий хлам.

Но наиболее ценен investigate, если он работает с колодой вилайнов. Вместе с этим дополнением шла одна промо-карта байстендера, позволяющая отработать investigate на колоде вилайнов. Понятно, что радость от спасения такого зеваки совсем не в том, чтобы найти в колоде вилайна, а главным образом в том, чтобы запихнуть под низ колоды страйки, а лучше твисты, особенно если условие поражения в сценарии срабатывает по количеству твистов. Ценнейшее свойство, но такой байстендер один во всём Legendary.

Но вернёмся к героям. И тут есть целых два героя, которые запоминаются. В первую очередь это Luke Cage Noir, у которого самая дешёвая карта стоит «4», и взаимодействует он исключительно с картами стоимостью «4» и выше. Понятно, что закупаться Люком в самом начале не так уж и просто, но если всё сойдётся, то Люк будет просто великолепен. Второй герой – Iron Man Noir. Когда я играл им в первый раз, то было такое ощущение, что этот герой слишком силён, чит. Но последующие партии показали, что это не так. Для того, чтобы он превратился в чит, должны сойтись сразу несколько факторов, а собрать эти факторы вместе тоже нужно уметь.

Что же касается вилайнов, то конкретно группы не вспоминаются, но у них есть уникальное нуаровское свойство – Hidden Witnesses. Что это такое? Хиддены – это карты байстендеров, прикрывающие вилайнов. При срабатывании такого свойства на карту вилайна кладутся такие байстендеры. Чтобы добраться до вилайна, нужно сначала заплатить за информацию об этом вилайне, а проще говоря – сбить этого байстендера по цене в 2 Влияния. Естественно, если это специальный байстендер, то ещё и получим что-то полезное сверх доступа к вилайну. Это же свойство применяется и обоими мастермайндами - Charles Xavier, Professor of Crime и The Goblin, Underground Boss, причём Charles Xavier ещё и умеет через Hidden Witnesses заблокировать доступ к героям в HQ. Эти мастермайнды почему-то получились запоминающимися, хотя ничего особенного в них нет. Магия Нуара.

Как вы поняли, Нуар славен вовсе не злодеями или героями, а своими эффектами, и тем интереснее, что у него их всего-то два новых, уникальных, и они попали точно в яблочко. Может показаться, что иметь всего-то пять героев и одного вилайна с investigate во всём наборе Legendary – это очень мало, но я с этим не соглашусь. Пусть даже не всегда рандомайзер задаёт нам компоненты из Нуара, но всё же большая доля investigate только всё испортила бы. Слишком много информации – не всегда хорошо в такой игре как Legendary. Так что сейчас то, что дал нам Нуар – это разумная достаточность. А я вхожу в число тех, кто считает дополнение Noir одним из лучших в Legendary.




Ссылки:

Часть 1/5 - Core Set, Dark City, Fantastic Four, Paint the Town Red, Guardians of the Galaxy

Часть 2/5 – Secret Wars vol.1-2, «3D», Captain America 75th Anniversary

2 комментария:

  1. "Здесь есть всего один герой, у которого есть его команда, и больше в этой команде нет никого! Нигде во всём Legendary. Это Speedball и команда New Warriors. Зачем это было сделано, вообще не понятно"
    Он здесь для антуража как бы. Насколько я понимаю, по лору, как раз мегафэйл New Warriors, в результате которого погибла туча народу и все остальные члены команды , кроме сабжа, и спровоцировал гражданскую войну.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это понятно. Но могли хотя бы одну карту на свою группу завести. А то получается какой-то неприкаянный. :)

      Удалить