четверг, 9 августа 2018 г.

Legendary: A Marvel Deck-Building Game. Обо всём, что есть у нас (часть 2/5)



(продолжение)


 

Secret Wars vol. 1-2 (2015)

Я не буду разделять эти два дополнения, и совсем не потому, что они какие-то проходные или не запоминающиеся. Моё мнение по обеим частям Secret Wars (SW) – это настоящий жировой запас Legendary. Он создаёт массу, так необходимую для обеспечения разнообразия партий. Правда, Legendary отсутствие реиграбельности не грозит, ведь если даже после партии взять абсолютно тот же набор героев, вилайнов, хэнчменов, и запустить тот же сценарий, то новая партия нисколько не напомнит предыдущие, что уж говорить про каждый новый набор персонажей. Так вот, SW1 и SW2 – это два больших набора по 350 карт, суммарно 30 героев, 12 вилайнов, 6 хэнчменов, 8 мастермайндов, 16 сценариев, 4 байстендера, то есть почти столько же, сколько суммарно в базе и DC.

Из нового, SW1 вводит в игру отдельную колоду карт героев Sidekick, для которых, конечно же, не было предусмотрено отдельного места на стандартном игровом поле, и которых мы будем размещать рядом с SHIELD-офицерами. Сайдкики – это такие одноразовые помощники стоимостью «2», которые после отыгрыша возвращающиеся в свою колоду. В SW1 таких карт 15 и они все одинаковые. Моё мнение по поводу сайдкиков – это настолько необходимый компонент игры, что не понятно, как без этого вообще можно играть. Правда, это мнение у меня сложилось на основе сайдкиков из другого дополнения, которое у меня появилось чуть раньше SW1, и там они уже разнообразные, но думаю, что даже если бы я сначала познакомился сначала с SW1, то моё мнение было тем же. Как играть без сайдкиков, уже не представляю.

Теперь, перед тем как перейти к героям и злодеям, совсем немного об ещё одном нововведении, имеющемся только в SW. Оба дополнения вводят в игру новые карты Ambition, а предназначены они для того, чтобы один из игроков примерил на себя роль мастермайнда и выступил против героев. Такой режим называется «A Player is the Mastermind», правила описаны в SW1. Скажу честно, я в таком режиме ни разу не играл, но имел честь услышать следующее мнение от сыгравших: за это лучше вообще не садиться. На этом я решил остановить моё знакомство с таким режимом. Тем не менее, 30 карт Амбиций ни в коем случае не залягут мёртвым грузом в коробке, ведь один из сценариев завязан именно на них. И какой сценарий! Один из лучших, хоть каждый день играй. Называется – Sinister Ambitions.

Теперь давайте перейдём к героям. А здесь вроде говорить особо нечего. 14 героев в SW1 и 16 героев в SW2. Цифры говорят сами за себя, разнообразие весьма достойное, здесь даже есть самый сильный ультимейт во всём Legendary Ruby Summers с Силой аж «10»! Но не стоит обольщаться, всё не так просто, для его использования требуется сбрасывать с руки другие карты. Тем не менее, есть в SW кое-какие моменты, о которых стоит упомянуть в свете предыдущего рассказа о GotG. Эти два дополнения вводят две новые команды героев, характерные только для SW, и опять по пять героев на команду. Это Illuminati и Cabal. И вот здесь символ команды вообще срабатывает редко, нужно очень постараться, чтобы эффекты заработали. Да и даже если заработают суперспособности по команде, то эффект у некоторых героев проявится не сразу. Такое ощущение, что вроде как ввели команды, а они в колоде героев всё равно что бескомандные герои, без символа, типа Deadpool из базы или Arkon the Magnificent из этого же SW2. Но это я говорю про странности героев, интересного же в части новых способностей здесь предостаточно.

Так, в SW1 появляются карты Multiclass, то есть двухцветные. Пользу от таких карт, думаю, объяснять не надо, через них суперспособности запускаются проще. Как следствие, в SW2 появляется эффект, специально созданный для цветового разнообразия – Spectrum, условие срабатывания которого – иметь (даже не разыграть), карты трёх классов-цветов. Понятно, что для мультиклассовых карт запустить спектрум гораздо проще. Ещё я заметил, что спектрум лучше играет в соло-режиме, возможно просто из-за меньшего изначального числа героев, карты таких героев просто не размазываются по колоде.

В SW вообще эффектов достаточно как у героев, так и у вилайнов. У героев почти все эффекты уже знакомы по предыдущим дополнениям, это: Bribe, Wall-Crawl, Teleport. Из нового – Patrol. Это срабатывание эффекта карты по проверке конкретного места города, победного пула игрока или Escape Pile. К примеру: в Банке никого нет – получи +2 к Влиянию, Банк занят вилайном – получи +2 к Силе. Кстати, именно завязанная на Patrol группа героев Time-Traveling Jean Grey – очень спорная группа, а точнее одна карта этой группы. Её эффект всегда зависит от Patrol the Bridge, и если на Мосту кто-то завис, то карта просто не работает, она становится абсолютно пустой! Остальные же - герои как герои, разве что трудно раскачивается Namor the Sub-Mariner, ему не повредит удачный набор других героев в колоде, да и Old Man Logan довольно странный, совсем не командный игрок, может запросто подгрузить раны другим игрокам, ещё и пользу от этого получит. Говорите, мы в кооперативную игру играем? Старик Логан не в курсе.

Про героев поговорили, поговорим теперь о злодеях. И вот тут всё самое вкусное в SW! Для начала про эффекты. Способность вилайнов Fateful Resurrection вовсе не гарантирует, что вы победили врага, он запросто может вернуться снова в город. Вилайн уже лежит у вас в победном пуле? Если у вас играют вилайны с эффектом Rise of the Living Dead, то будьте добры соблюдать очерёдность наполнения вашего победного пула, ведь кое-кто может восстать из мёртвых и снова оказаться в городе. Как вам такие эффекты? А ведь есть ещё Charge, при котором вошедший в город вилайн сразу же двигается по городу, проталкивая всех остальных злодеев вперёд, из-за чего часть из них с лёгкостью попадает в Escape. Завязанные на это свойство группа Utopolis и мастермайнд King Hyperion – то ещё испытание. Пожалуй, Charge можно смело назвать самой жестокой способностью вилайнов во всём Legendary. И это ещё не всё. Специфичное свойство Circle of Kung-Fu – это не только одна группа вилайнов и один ну очень интересный мастермайнд Immortal Imperor Zheng-Zhu (он и правда immortal), это ещё и труднейший сценарий. Правда, есть ещё свойство Cross-Dimensional Rampage, имеющееся как у вилайнов, так и у героев, но оно в SW какое-то странное и очень неприятное, именно оно есть у Старика Логана. Это свойство грузит в колоды игроков раны, причём без повода. Именно это свойство вносит недоверие в атмосферу совместной борьбы со злом. Ещё бы! Один игрок побеждает врага, другие получают за это ранения. Косые взгляды обеспечены. А что вы хотели? Зло коварно.

Кстати, если вы обратили внимание, то я ничего не пишу про хэнчменов. Дело в том, что хэнчмены – это всегда хорошо, какими бы они не были. Но пройти мимо хэнчменов Thor Corps из SW1 я не могу. Дело в том, что эти хэнчмены не попадут в победный пул игрока, ведь они станут нашими героями! Вот такое преображение. Но они не одни такие. В SW1 и SW2 есть по одной группе вилайнов -  Manhattan (Earth-1610) и X-Men’92 соответственно, которые тоже перейдут на нашу сторону, нужно только убедить их сделать это, а точнее – победить их.

А знаете, что самое-самое в Secret Wars? Отныне против нас могут выступить сразу несколько мастермайндов! Даже сценарий есть, где условие поражения – слишком много мастермайндов. Есть даже группа вилайнов, в которой половина злодеев вполне может превратиться из не самых слабых, но всё-таки вилайнов, в серьёзных мастермайндов. Называются они The Deadlands, и мне кажется, это самая сильная и неприятная группа вилайнов во всём Legendary, уж неприятнее Heralds of Galactus из «Четвёрки», это уж точно. Ещё и идёт эта группа как Always Leads к не менее жёсткому мастермайнду Zombie Green Goblin. Партии с Zombie Green Goblin всегда отличаются жестокостью и безысходностью. Как вы поняли, злодеи в SW – настоящая изюминка. Но кроме изюминок-вилайнов есть сразу несколько вишенок на торт. И эти вишенки – мастермайнды. Вот несколько мастермайндов из SW, что сразу бросаются мне в глаза, когда я смотрю на их ряд в коробке с игрой. Кроме уже упомянутых Короля Гипериона, Императора Джен-Джу, Зомби-Гоблина, это – Madelyne Pryor, Shiklah, Spider-Queen, ну и самый обманчивый из всех – Nimrod.

Так что, обе части Secret Wars – это не проходные дополнения Legendary, сделанные только ради того, чтобы создать массовку. Здесь есть что посмотреть и с кем побиться. Моё мнение – эти большие дополнения в какой-то мере недооценены, а может просто, как часто бывает, игрокам банально жалко денег на Secret Wars. Ведь понятно, что покупая одну коробку SW, нужно сразу брать и вторую, а это уже двойные расходы.



А сейчас я расскажу о том, что вы не найдёте в свободной продаже, разве что Ebay поможет. Речь пойдёт про редчайшее промо-дополнение.



«3D» (2015)

Дополнение насколько редкое, настолько же и дорогое. Включает оно 5 героев, 2 хэнчменов, 5 типов байстандеров. С байстендерами здесь не всё ясно. Где-то информация, что они идут по одному в наборе, где-то – что двое в двух экземплярах, где-то – что Stan Lee должен быть в трёх экземплярах. Короче, всё запутано. С героями же всё яснее ясного. Трое из них – это перерисованные базовые (Black Widow, Deadpool, Hulk), а вот двое других пока ни в одном дополнении не встречались, да и похоже, что не встретятся. Это Howard the Duck и Man-Thing. Именно эти две группы героев, всего 2х14 карт, мне удалось приобрести на Ebay по неадекватной, но относительно невысокой цене, ведь полный набор «3D» стоит каких-то нереальных денег, особенно если учитывать доставку. С хэнчменами же так не получилось. Мало того, что цены на них постоянно растут и сейчас доходят уже до трёх долларов за одну карту, так ещё и доставка, мягко говоря, кусается. 20 карт хэнчменов стоят дороже большого дополнения! С байстендерами примерно то же самое.

Что же делать? Я поступил просто. Нам ведь не в турнирах с этими картами участвовать, вот и возьмём помощь принтера. Найдя сканы хэнчменов и байстендеров, я просто распечатал карты на тонкой самоклейке, взял пустые карты, что всегда есть в дополнениях, наклеил и – вуаля! Одетые в протекторы такие карты никак не влияют на игровой процесс, ведь ни колоду вилайнов, ни колоду байстендеров теребить в руках не надо, играй себе верхнюю карту и играй. А вот с героями такой номер не пройдёт, всё же руки чувствуют такую замену, нужны оригинальные карты. Такая частичная замена получилась довольно разумной, нам ведь не турниры играть.

Что же касается самих героев, то Howard the Duck вполне себе интересный герой, в основном играющий с колодой байстендеров, и имеющий потрясающего как по эффекту, так и по арту ультимейта, а Man-Thing наиболее эффективен по способности Teleport. Нормальные герои, со своими особенностями, впрочем, как и любые другие герои. Что же касается хэнчменов, то повторюсь, что новые хэнчмены – это всегда хорошо. А если учесть, что новые хэнчмены – это удел больших дополнений, то появление сразу двух новых в маленьком промо-дополнении – уже событие. При этом Circus of Crime и Spider-Slayer - вполне обычные, один играет под КО или draw, другой – под добор карт. Байстендеры же заняли своё место в своей колоде, все нормальные ребята.

Так что, если хотите получить «3D», то или готовьте деньги под полный набор (около 10 тыс. руб. с учётом доставки), или идите по моему пути. Не найдёте героев, так можете обойтись только распечатанными хэнчменами и байстендерами, как я уже сказал, ведь если у вас игра в протекторах, то в своих колодах они не чувствуются. Сразу отвечаю на вопрос по сканам – на странице «3D» на BGG они есть, в хорошем качестве.



Captain America 75th Anniversary (2016)

Начиная с Кэпа, маленькие дополнения становятся тематическими, объединёнными какой-то общей идеей. Для меня вообще с этого момента маленькие дополнения более интересны, чем большие, они какие-то душевные что ли, уютные. И вот тут я не знаю, почему Кэпу в начале своего пути немного не повезло. То ли дело в тематике, то ли в картинках, но доходило до того, что Кэпа продавали в магазинах дешевле, чем любые другие маленькие дополнения. Однако сейчас уже распробовали, Кэп в деле, и если учесть, что выходил он пару лет назад, то запасы в магазинах поиссякли, кое-где уже есть проблемы с наличием этой коробочки. Но будем надеяться, что здесь проблем с тиражами, как с «Четвёркой», не будет.

Так что же такое Captain America 75th Anniversary? Это в первую очередь, конечно же, арт. Картинки на картах в виде комиксов 40-х годов – это что-то необычное. Из героев в первую очередь запоминаются Agent X-13 и сам Captain America 1941, именно из-за арта. Правда, по игре из всех героев запомнится скорее всего только Agent X-13 из-за спецспособности одной из её карт, срабатывающее на четырёх(!) разыгранных до этого SHIELD-картах. Где ещё такое встретишь? Ещё вспоминается Steve Rogers, и опять из-за арта, причём только из-за арта. В нём вообще не понятно, это рисовка или обработанные кадры из фильма. И ведь именно такие картинки подвергнутся обструкции в одном из последующих дополнений, но тут всё прошло без шума. Однако мы же не картинки собираем, а играем в игру. Так чем же поначалу так не угодил Кэп? А вот этого я совсем не понимаю! Кэп стоит того, чтобы его заполучить, хотя бы ради мастермайнда Arnim Zola и его группы Zolas Creatures. Такого больше нет нигде, и вряд ли будет. Он запоминается и по арту, и по свойству Abomination. Свойство крайне интересное, оно добавляет силы вилайну в городе по силе героя, находящемуся под ним в HQ. Там может быть и карта с Влиянием, что никак не поможет злодею, а может быть и что-то вроде «+4», и по мере продвижения по городу или разбору карт в HQ ситуация постоянно меняется. Но это у вилайнов, а сам Arnim Zola добавляет себе силу от всех героев в HQ! Здесь уже может быть и «+0», если там сплошь герои с Влиянием, но если в городе подвисли пара-тройка силовых ультимейтов, то вполне реально увидеть рассвирепевшего Арнима с Силой аж «26». Бывали и такие случаи.

Что ещё отметить? Уникальная способность героев в этом дополнении - Man (Woman) Out of Time, позволяющая использовать эту же карту в самом начале следующего хода – весьма неоднозначная способность, скорее даже малоиспользуемая. Как-то так получается, что используется она редко, не всегда сходится аут-оф-тайм. Именно поэтому герой Winter Soldier маловостребован, ведь он заточен именно под аут, создаётся такое ощущение, что ему что-то недодали за его цену. Гораздо интереснее набирать под Агента Х-13  SHIELD-карты. В этом случае лучшая тактика – набирать базовых офицеров Maria Hill, а если в игре будет, например, Elsa Bloodstone из SW2 или тот же Steve Rogers, то есть герои SHIELD-команды, то это вообще отлично заиграет. Но я опять перескочил на Агента Х-13.

Что ещё есть в этом дополнении? Очень интересная способность Savior, которая срабатывает в случае, если у вас уже есть как минимум три спасённых байстендера. Под Спасителя даже сделал второй мастермайнд – Baron Heinrich Zemo, который суров, пока вы не станете Спасителем, и он сделает всё возможное, чтобы вы им так и не стали. Я упомянул второго мастермайнда из маленького дополнения? А ведь это говорит о многом. Из минусов стоит отметить лишь неоднозначные сценарии в этом допе, но вообще с 2015-го года в дополнениях если будет один очень интересный сценарий, то это хорошо. Обычно проходные, текучка, и всегда будет один, а то и два совершенно неиграбельных. Но это относится даже не к Кэпу, а к общей тенденции.

Как видите, по маленькому дополнению получилось немаленькое описание. Captain America 75th Anniversary – он несколько необычен в том плане, что в нём есть очень интересные элементы, они присущи только ему, они заметны, но никто ради этого не будет говорить, что, мол, в Кэпе всё такое классное. Странное отношение. Однако рейтинг Кэпа на BGG по истечении двух лет с начала выпуска вылез из ямы, достиг высоких показателей, сравнявшись с PtTR и GotG, и продолжает расти.




Ссылка на Часть 1/5 – Core Set, Dark City, Fantastic Four, Paint the Town Red, Guardians of the Galaxy

5 комментариев:

  1. Привет! Просто супер!!! А продолжение будет?))

    ОтветитьУдалить
  2. а мне зимний солдат вот очень нравится, с черной вдовой отлично комбится

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня что-то с ним не складывается. Наверное, он с любыми группами, где много чёрных карт, будет хорошо комбиться. Например, с Forge или Punisher.

      Удалить