вторник, 19 мая 2015 г.

Поиграндки #36: Endeavor, Chaos in the Old World, Neuroshima Hex!, Patchwork


Не знаю, как насчёт других игроков, но на меня в этот день после недолгих партий навалилось какое-то отключающее состояние, и потому тот день был завершён как никогда быстро. То ли давила чересчур изменчивая погода, то ли ещё что, но состояние уже в шестом часу не располагало к продолжению игрового дня, а ведь обычно мы засиживаемся часов до восьми, а то и до десяти. Но даже с учётом этого сегодня есть что рассказать, как видите, список игр весьма неплох.


Для начала пару слов о набирающем популярность Patchwork’е.


Patchwork

В этот день я показывал Patchwork сразу нескольким людям и, как я понимаю, игра оставила приятное впечатление. Что же касается меня, то мне всё же больше нравится играть в неё в домашних условиях. Наверное, Patchwork – это игра в первую очередь для вечерних домашних посиделок, и только во вторую для того, чтобы заполнять собой паузы и ожидания на игрульках на нейтральной территории. Я бы сказал, что Patchwork - это даже не «семейная» игра, а «домашняя». За ней приятно посидеть на сон грядущий, пусть даже этот сон постоянно откладывается и откладывается, ведь здесь без конца продолжается постоянное «ещё партеечку, ведь здесь ненадолго». Действительно, когда осваиваешь Patchwork и приобретаешь некий опыт, то каждая партия пролетает незаметно, а желание сыграть ещё разок может запросто привести к двухзначному числу партий и неожиданному времени на часах. Очень хорошая игра, я бы даже сказал замечательная.

Ну а о главном её минусе я уже говорил – она строго на двоих. Правда, в нашем сегодняшнем случае, то есть после пробных партий, сразу же возник вопрос на тему того, можно ли сыграть одним комплектом втроём. Например, в этом варианте уменьшить штраф за незакрытый участок поля с двойки до единицы, чтобы не заканчивать партию в минусе. Вариант же с двумя комплектами на четверых рисовал в воображении невероятную синусоиду тайлов на столе, ведь Patchwork растягивается на весь стол, и это всего-то с 33-мя лоскутами.  Думаю, не мы одни такие, кто хочет расширить число игроков, чтобы Patchwork приобрёл статус не только «домашней», но и настоящей «семейной» игры, так что ждём предложений от герра Розенберга. Уж слишком игра хороша, чтобы ограничивать число игроков за столом до двух.




Endeavor (Экспансия)

В своё время я так и не повёлся на постоянные предложения от одного магазина о приобретении Экспансии с еженедельной скидкой, как-то не хотелось покупать кота в мешке, ведь с игрой я не был знаком. В этот раз я тоже не очень хотел к ней приобщаться, мне почему-то казалось, что это большое поле влечёт за собой не менее большие правила, так что я просто пал жертвой своих визуальных впечатлений. На самом же деле в Экспансии всё довольно просто, но и с мнением о том, что это «постгейтовая» игра, я не очень согласен. Почему-то мне кажется, что это уже не «постгейт», а немного больше. Ведь здесь есть место и конкурентной борьбе, пусть даже это зависит от агрессивности играющих, да и расчёты здесь совсем не на стартовом уровне. К тому же способы набора победных очков различны: хочешь - занимай места на карте, хочешь - собирай карты, короче, есть все признаки хорошего евро, а мне такие игры нравятся, то есть такие, где совсем необязательно обгонять друг друга на единственном пути к победе.

Вот и в этот раз, постаравшись чётко уяснить, откуда берутся победные очки, и совершенно не поняв, что там нужно выбирать среди пуэрторикоподобных зданий, я попытался хотя бы начать так, чтобы сразу быть строительно-продвинутым, ведь такое развитие, как мне кажется, это всегда залог успеха. Но вот в Экспансии, как оказалось, таких стартовых путей как минимум два: если увлекаешься стройкой, то проседаешь по культуре, а если напираешь на культуру, то и стройка может затормозиться. К этому всему добавляется случайная раскладка целой горы жетончиков на поле, но как раз она мало что добавляет в разнообразие путей, так как именно здесь все игроки лезут в один регион за тем, что почему-то нужно взять именно отсюда и именно сейчас. Кстати, о жетончиках. Почему-то они мне напомнили Ninjato, хотя по игровому процессу игры ну очень разные, однако всё же есть ещё кое-какое сходство, но об этом чуть позже.

Видимо, моя непредрасположенность к агрессивным действиям в этот день подсказала мне не ввязываться туда, где и без меня было тесно, и я вдруг внезапно обнаружил то, что благодаря изначально случайно занятым европейским городам могу практически в одиночку окучить один регион – Карибы. Вот я за него и принялся, собрал там всё, что только можно, стал там губернатором, но, что самое главное, моя монополия в этом регионе позволила мне достаточно спокойно, без лишней суеты, собрать все карибские карты, что, наверное, и определило мою победу. Вот это как раз и вторая ассоциация с Ninjato: там я тоже вовремя налёг на карты, что позволило показать неплохой результат. Ещё я бы отметил, что мне как-то само по себе повезло хорошо продвинуться по треку дипломатии, что удалось далеко не всем. Приятно, конечно, что выиграл, причём довольно неожиданно. В нашей сегодняшней компании редко можно выиграть у владельца игры, так что такая победа приятна вдвойне.

Чтобы я ещё отметил в Экспансии? Так как я собрал в последнем раунде целую гору карт, то мне в конце игры пришлось довольно долго сидеть и заниматься арифметикой, просчитывая кучу вариантов относительно того, что оставить, а с чем расстаться. А ведь расставаться нужно было с половиной карт! Столько я их нахватал в этом раунде. Но погоняв разные комбинации, в конце концов понял, что кручусь вокруг одной и той же цифры, ну может плюс-минус пару очков, так что мой вынужденный затяжной даунтайм на стадии окончательного подсчёта был малооправдан. И вот когда я к этой цифре за карты добавил всё остальное, что было на поле… Но я о своей неожиданной победе уже рассказал.

Так что я выиграл по сути дела только за счёт того, что собрал кучу карт и монополизировал один регион. Вот и получилось, что пока все крутились в одном месте, самый дальний от конфликтов и победил. Повоевать почти не пришлось, разве что в самом конце для порядка, но, как мне кажется, война здесь тоже может быть эффективна. А может быть, причина победы в том, что я играл чёрными фишками? Второй раз мне достаётся этот цвет, и опять я им выиграл. Прошлый раз это был Deus, в это раз Endeavor. Неожиданно удачливый цвет оказался.



Neuroshima Hex!

Как я уже говорил в прошлой заметке, наконец-таки я получил свою Нейрошиму 3.0, да ещё и с шестью дополнениями. Теперь у меня есть набор сразу из десяти фракций! В этот раз ну очень хотелось его опробовать. К тому же, хотелось испытать фракцию Uranopolis, если я не ошибаюсь, он только-только вышел под «трёшку». И вот для первого боя я выбрал именно эту фракцию, а моим противником стал Вегас.

Что по этому бою? Вообще-то Уранополис не так силён, как кажется. Пусть даже его бойцы кажутся сильными, но они излишне зависимы от питания и недостаточно мобильны, в том числе и по той же причине запитки. Но в варианте против Вегаса произошёл как раз тот случай, когда удаётся в самом начале накидать противнику побольше, пока у него не идёт драфт. Да и что там этих бойцов у Вегаса? Их всего ничего. Первоначальное везение предоставило мне большой аванс по победным очкам, так что дальше нужно было просто его удерживать. Даже проблемы от подкупа моих бойцов Вегасом вовремя пресекались ко времени выходившими «сетевиками» и движением базы. Правда, я бы сказал, что это не Уранополис выиграл, а Вегас проиграл, первоначальное везение определило результат.

В качестве второго противника для Уранополиса был выбран Нью-Йорк. И вот здесь уже Уранополису сразу же становится тяжко! По мне, так Нью-Йорк ещё более силовая фракция, чем Молох. Наверное, и я поступил опрометчиво, поставив базу в центре, ведь знаю же, что против таких силовых фракций лучше сразу убирать Уранополис в самый дальний угол, это не против Вегаса играть, где поставился в центр и доминируй всю игру. Мало того, что меня быстро обложили полицейские с высокой инициативой, так они ещё и позанимали всё вокруг базы, лишив моих бойцов питания. А что толку от моих ребят, если они не запитаны? Они просто истуканы. Вот и получилось избиение Уранополиса, от меня вообще ничего до базы Нью-Йорка не долетало. И это при том, что самые мощные нью-йоркские ракетчики вышли в самом конце, чтобы просто добить Уранополис. Разгромное поражение, ну хоть до конца дотянул.

Итак, как я уже сказал, Нью-Йорк мне кажется уж очень силовой фракцией, даже без учёта его «козырных» ракетчиков. Что касается Вегаса, то ему, как мне думается, должно хорошо повезти. К примеру, против того же Нью-Йорка он может сыграть весьма достойно, если перекупит кого помощнее. А вот что по поводу Уранополиса, так я считаю, что он относится именно к той группе фракций, для которых важно мощное начало. Удастся много накидать в начале партии – может быть и выиграешь, ведь уже начиная с середины игры почти всегда первоначальный отрыв будет стремительно уменьшатся. Ну а если не получится хорошо начать, то накидают под конец за милую душу. Получается, эта фракция слабовата, бодро начинает, но плохо заканчивает. И есть у неё один неприятный момент – нужно постоянно следить, запитаны ли бойцы. Как только начинаются перемещения и блокирования, так этот момент можно запросто упустить. В нашей второй партии я из-за этого как минимум раз сыграл некорректно. Но это совсем не значит, что я не буду играть Уранополисом, он довольно интересен. Правда, всё же моими любимчиками остаются Неоджунгли и Молох. Эх, как-нибудь усесться бы за Нейрошиму на весь день! Вплоть до переигроза.

Кстати, я забыл сказать про самое главное впечатление от Нейрошимы, которое повторяется из раза в раз! Как бы не были просты правила, как мы хорошо их не знали, но почти всегда на первых же ходах мы умудряемся создать на поле такую ситуацию, что предусмотреть просто невозможно. По-моему, ни одна партия не обходится без того, чтобы не полезть в правила, а то и в faq, чтобы разобраться в проблеме. Опыт игры здесь не играет никакой роли, каждый раз что-то новое игра подкинет.



Chaos in the Old World

С Хаосом в Старом Мире я познакомился ровно полгода назад, и тогда та партия оставила неизгладимое впечатление. Те партии на троих были весьма хороши, к тому же я ещё и выиграл, играя за «зелёных». Так что грех мне было оказываться от такого предложения, ведь в этот раз ожидался бой сразу пяти богов, а такое для Хаоса нечасто можно встретить. Правда, я ожидал для такого состава появление даунтайма, а оправдались или нет мои ожидания, я расскажу уже по ходу.

Итак, в своё время правила для Хаоса мне показались весьма типичными для любой игры от FFG, так что в этот раз я даже не стал их перечитывать. Что толку тратить время, если там и так всё ясно? Но всё же я ошибся, понадеявшись на свою память и типичность последовательности хода. Даже в таком несложном варианте есть много нюансов, которые вдруг оказывают как первый раз услышанные. Всё же нужно не лениться почитать правила перед игрой, чтобы не тратить на это время за столом и не мучить рассказчика лишними вопросами.

Итак, в этот раз мне достался «красный» Кхорн. Так как я раньше живьём на столе его не видел, то и его тактику я решил осваивать уже по ходу партии, не поняв намёков более опытных игроков, что мне нужно будет часто воевать. А ведь нашли кому дать Кхорна! В этот день я был совершенно не расположен к излишне агрессивной игре, даже в предыдущую Нейрошиму я старался всё сводить к мелким стычкам, а не к масштабной битве. И тут вдруг – Кхорн. Но всю свою сегодняшнюю несовместимость с этой расой я понял уже ближе к концу партии. А понял я то, что Кхорн – это раса-разрушитель. Как я не проникся этим сразу, увидев, что её развитие возможно только за уничтожение других, а среди карт полно «В этом регионе не будет corruption»? Только по завершении партии я осознал, что Кхорн, скорее всего, выиграет только одном случае – если достигнет максимального уровня на своём «колесе». Но в нашей партии это удалось сделать «серым» крысам, пятой дополнительной расе. Слишком поздно я понял, что именно я мог противостоять их стремительному ходу к победе. Как итог: выиграли «серые», но, как часто бывает в играх от FFG, в решающей битве всё решили кубики. Я мог бы вынести полчища крыс, но из восьми кубиков пять отвернулись от меня. Крысы достигли верхнего уровня развития, а я остался последним на треке победных очков, но это было уже не важно.

Какие новые впечатления от Хаоса в Старом Мире? В этот раз я увидел здесь типичный почерк FFG. Основано такое мнение на том, что в игре есть карты, которые, если можно так сказать, подравнивают баланс. К примеру, один из апгрейдов «зелёных» даёт им победные очки за разрушение провинций, причём даже если они в этом разрушении не участвуют. Как это по-FFGшному! Очки прилетают не пойми откуда, не пойми с какой карты. Один в один Blood Bowl. Но именно в этом и есть прелесть этих игр, эдакая сбалансированная удача: не одна, так другая карта сыграет и даст очки с неба. У меня такое ощущение, что авторы FFG именно так и проводят балансировку игры: есть перекос – давайте добавим супер-карту! Теперь баланс качнулся в другую сторону? И туда пару карт! Ну и под конец добавляют немного кубиков – и вот уже готов очередной шедевр! Я не утрирую, именно шедевр. Всё же у FFG  процент успешных игр невероятно велик, пусть даже они в последнее время злоупотребляют франшизами, забрасывая довольно интересные проекты.

Ну и под конец по поводу даунтайма в Хаосе в Старом Мире на пятерых. Всё же он здесь уже проявляется, это вам не игра на троих. Причём затормозить может кто угодно, чётко спланированные действия могут быть разрушены всего одним намёком противника на агрессию в твою сторону. И тогда придумывай всё заново. Или того хуже, пока кто-то раздумывает над своей хитрой комбинацией, ты уже и забудешь, что хотел сделать. Типичный даунтайм, хотя по времени игра пролетела довольно быстро, за час с небольшим, но по ощущениям будто бы как минимум два часа отыграли. Или это было из-за накатившего погодозависимого состояния? Но всё равно было приятно поиграть в эту американскую классику.



Подведу итог этого дня. Не было ничего лишнего, все игры очень хороши. Всё сыгранное в этот день занимало немного времени, и если по Пэчворку и Нейрошиме это и так понятно, то Экспансия и Хаос в Старом Мире тоже не отняли долгие часы, ушло примерно по часу, хотя по ощущениям будто бы больше. Я очередной раз выиграл чёрными фишками, и в очередной раз проиграл красным цветом. Что бы там не говорилось о независимости игры от цвета фишек, есть что-то в том, что я ни разу не проиграл чёрным цветом, и ни разу не выиграл красным. Может быть, мне стоит теперь всегда играть чёрными?  Но это всё какие-то эзотерические знания, вернёмся в реальность. К сожалению, мы в очередной раз заставляем друг друга рассказывать правила, я-то уж вообще поленился не то что почитать про новую для меня Экспансию, а даже освежить известный мне Хаос в Старом Мире. Про то, что Нейрошима каждый раз подкидывает новые ребусы к правилам, я уже говорил. В этом плане Пэчворк – простота и изящество как они есть, ничего лишнего, ничего запутанного. Вообще меня поражает, как могут периодически появляться такие игры, хотя вроде бы всё уже изобретено? Но нет же, у авторов игр есть чем нас порадовать!


11 комментариев:

  1. Почему перестали играть в Quarriors? Разонравился?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, почему же. Просто ведь нельзя играть во всё одновременно, игр много. И иногда полезно сделать паузу для одной игры, чтобы потом, с новыми силами...

      Удалить
  2. Тоже все засматриваюсь на Patchwork. И, если бы можно было играть вчетвером, то давно бы уже купил. Подождем, вдруг автор выпустит расширение на большее количество игроков.
    Нейрошима постоянно подкидывает новые задачки. И чем больше армий, тем больше всегда вопросов возникает при их взаимодействии. Если не лень, то интересно было бы почитать о спорных моментах, возникающих во время партии. Такая информация может быть полезной и другим читателям ;)
    Уранополис выглядит слабым. Хотя, лично мне, всегда интересно поиграть за более слабую фракцию. Тогда победа вдвойне приятнее :)
    Не встречался ли перевод Уранополиса на русский?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Постараюсь запоминать неоднозначные моменты в Нейрошиме. В этот раз лезили в правила несколько раз, но я помню только одно - мы забыли о том, что Вегас всегда играет последним.
      Русского перевода Уранополиса не видел. Там правила простые, разве что только как-то неоднозначно читается, то ли база имеет защиту от сетей, то ли это рекомендация, мол, защити свою базу от сетей. В этот раз на базу сеть не попадала, но вот если кому удастся на базу сеть накинуть, то уранополис становится вообще никаким.

      Удалить
  3. А я вот все еще приглядываюсь к Экспансии и не тороплюсь с покупкой. У нас игры на захват территории не идут, особенно, если надо "отжимать" у соперника земли и ресурсы. Как я понимаю, в Экспансии именно так, или есть возможность развиваться автономно, без агрессии?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь дело даже не в агрессии, а в том, что боязно делать предпоследний шаг на треке региона. Ведь последний получит дополнительные плюшки, вот и получается, что ты двигаешься, а бонусы получит кто-то другой. Пожалуй, это единственный действительно обидный момент. В остальном же всё как обычно - то тебе дорогу перебегут, то ты.
      Так что, чистая "автономия" вряд ли пройдёт. Хотя, кто как играть привык. Мы вот дома в Каркассон играем практически без конфликтов, каждый в своём углу копается, а кто-то ведь без того, чтобы поле у другого отнять, играть не может.

      Удалить
  4. Есть вопрос по URANOPOLIS. При выставлении TRANSPORT на поле, присоединенный юнит №1 становится Мобильным и может двигаться. Затем, используя свойство поворота, разворачиваем TRANSPORT и подсоединяем его к юниту №2, который также становится Мобильным и может переместиться. Правомерны ли такие действия? Может ли TRANSPORT при выставлении на поле вначале передать Мобильность, затем развернуться и снова передать Мобильность?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, правомерны, хотя я и не эксперт, сами каждый раз додумываем. Никто же не запрещает это делать. Можно даже предположить, что на транспорт подключим ещё один транспорт для дополнительного движения и поворота первого транспорта, тогда и третьего юнита можно будет подвигать.
      Не вижу в этом ничего плохого. К примеру, Смарт порой вообще крутит юнитов вокруг базы как сумасшедший. Почему же у маломобильного Уранополиса отнимать перемещения? Он и так почти не двигается.

      Удалить
  5. Мы тоже так решили. Немного убивает постоянное слежение за вкл./откл. юнитов Уранополиса.
    Может и по Нью-Йорку еще подскажите. Непонятно свойство SPY(шпионаж). Юнит с данным свойством, подключенный к вражескому модулю поддержки получает от последнего бонусы. Указано, что и к вражеской базе Шпион может подключиться. В этом случае вражеская база будет наносить урон Шпиону при атаках в бою или будет считать его за союзника?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Опять хрень с комментариями. Заново набирать не буду. Только вопрос.
      Если Шпион подключен к вражескому модулю с отрицательным эффектом, то ничего не произойдет? Шпион не может игнорировать отрицательные, он только получает бонусы от положительных эффектов?

      Удалить
    2. Нигде не написано, что он стал союзником, это же не Вегас. Просто пользуется чужими благами, а как был врагом, так и остался.

      Удалить