четверг, 7 мая 2015 г.

Поиграндки #35.1: Infarkt, Steam, CV, City Tycoon, Splendor


На первые майские удалось поиграть два дня. Чтобы не растягивать нумерацию Поиграндок, я объединяю эти два дня в отчёт под одним номером, но разобью на две части, как это было на Новый Год. В первой части будет пять игр, во второй – ещё четыре.


Итак, День Первый. И начался он с неожиданной партии в Инфаркт. Совсем не предполагал, что день начнётся именно с него.

Infarkt

В прошлый раз мы уже опробовали эту игру, и тогда лично для меня было неожиданным для подобной игры, что попросили принести её ещё разок. Ещё больше я удивился, когда в этот день игрок, который пришёл, что называется, поваргеймиться, предложил провести полчаса ожидания напарника именно за Инфарктом. Итак, за столом оказались четверо абсолютно здоровых людей, и мы сразу решили сыграть с максимальным числом дополнительных действий, а именно с тремя. На поле был закрыт Фитнес, но появились Семья, Карьера и Чёрный рынок.

Эта партия была довольно долгой, первый человек выбыл где-то ближе к десятому раунду, я же выбыл последним на четырнадцатом. Мы настолько не хотели умирать, что уже думали о том, что остановимся, когда полностью закончатся карты событий, уже после замеса сброса. Думаю, причина этого была не столько в том, что на поле появились новые действия, сколько в выходе в самом начале карт с полезной едой. Вечеринки почти не устраивались, и потому вред здоровью наносили лишь неприятные события. Кстати, обе вышедшие карты «Приехала тёща» ушли в сброс, никто не хотел такого сильного потрясения, что вызывало шутки за столом.

Каждый играл довольно ровно по своим показателям, причём настолько ровно, что порой даже отыгрывали вредные карты на самих себя, только бы снизить один чересчур ухудшившийся показатель. К примеру, я съел «красный» шоколадный торт и выпил «красное» же пиво, лишь бы только избавиться от депрессии. Вообще-то уже во второй партии я замечаю, что именно депрессия является самым неприятным недугом из всех, именно по ней чаще всего выбывают игроки, доводя себя до суицида.

Хоть и тематика игры слишком уж циничная, но за столом довольно-таки весело, у каждого игрока складывается какая-то его персональная история: кто-то вкалывает на работе, кто-то вечно отдыхает, а кого-то замучают мелкие неприятности. Очень неожиданно, что игра не лишена и оптимизма. К примеру, в моём случае пришлось схватить карту «Рак», но мне удалось успешно его победить, снизил этот трек до нуля.

Как бы не была проста игра, здесь есть место и для комбинаций, ведь просто так пришедшие карты продуктов не сыграть, что тоже довольно неожиданно для такой игры. Я уже говорил чуть выше, что играли на себя и «красные» карты, и вот ещё один пример того, что иногда сочетание карт может оказаться не таким уж и плохим: сочетание красного вина и сигары благосклонно сказывается на настроении и давлении.

В целом партия была весьма неплоха, пусть даже немного затянута. Всё же главное в Инфаркте – это атмосфера за столом, с шуточками-комментариями по поводу своего жизненного пути. Дополнительные действия оказались к месту и сыграли, причём каждое в своё время. Карьера в основном игралась в начале, но под конец никто туда уже и не влезал, а вот Чёрный рынок, совершенно невостребованный в начале партии, начал хорошо посещаться с середины игры, когда становилось ясно, что нужно взять, чтобы хорошо провести вечер Дома. Семья же была очень надёжной опорой в борьбе с напастями на протяжении всей жизни, можно даже сказать, что именно из-за этого действия мы продержались так долго. Но у такой растянутой партии сказался и главный минус Инфаркта – выбывающий больше не играет. Вот и приходится такому игроку сидеть и просто наблюдать за тем, как доигрывают остальные. Ну или отправляться за другой стол раскладывать новую игру.
 
Трудный жизненный путь суицидника

Steam

Первая и единственная партия в Steam, сыгранная ещё зимой, мне понравилась, но после неё я не предполагал, что получится сыграть в эту игру через такой небольшой промежуток времени, так что предложение принести Steam застало меня врасплох. Вроде бы не настраивался на такое, но и отказываться от подобного шанса, мягко говоря, неразумно. Я честно повспоминал дома правила, и правильно сделал, так как мне пришлось их рассказывать новым игрокам. Всё же правила в Steam относятся к той категории, что долго рассказывать, а после первого хода всё ясно, как день.

Что по самой партии? Я совершенно не помнил, какие маршруты лучше занимать, но чётко помнил свои первые впечатления от Steam: ты или играешь на победу, или строишь красивые пути. Ведь логистика здесь весьма спорная, максимум пользы ты получаешь не за то, что перевезёшь товар из города в город кратчайшим путём, а совсем наоборот – чем больше населённых пунктов ты посетишь по пути, тем лучше. Но как-то так само собой получилось, что я проложил длинный наиболее эффективный путь с юга на север, потом сделал ответвление на запад, всё это через городки, но не превышая максимально возможную длину маршрута. Потом мне повезло присоседиться к ещё одному новому городку, созданному другим игроком, и вот уже мне всего лишь нужно возить товары по длинным маршрутам между монополизированными мной городами, предварительно забросив в них новые кубики. Конечно же, я выиграл у новых игроков при таком раскладе, но победа была отнюдь не лёгкой. То, что происходило на атлантическом побережье без моего участия, всю игру поддерживало интригу в игре. Что же там творилось? Я просто «зелёные» закольцевали шесть маршрутов между двумя «базовыми» и тремя новообразованными городами и возили товары между соседними городами по большому кольцу. Неожиданно, но очень эффективно! Да так эффективно, что мне пришлось в конце партии не просто сидеть и таскать товары из города в город, а беспокоиться о новых, резервных маршрутах для доставки, по победным очкам мы шли нога в ногу, и закончили с разрывом всего в четыре ПО: 65-61-48.

Какие итоговые выводы? Теперь Steam мне нравится ещё больше, и я отказываюсь от своего тезиса о невозможности объединения красоты проложенных путей и победы в игре. В этот раз мне удалось и то, и другое. Можно свалить мои положительные эмоции на победу, но лично для меня в этой партии гораздо интереснее было столкнуться с давящим на меня игроком, ведь мне так и не удалось убежать далеко вперёд. Ещё я прочувствовал тот момент в  Steam, когда нужно пожертвовать набором очков в середине партии и вовремя уйти вверх по треку доходов. Я-то этот момент упустил, а вот конкурирующая сторона всё сделала правильно, и пока «зелёные» при высоком доходе штамповали ПО, мне приходилось каждый ход тратиться на выход из минуса. На будущее буду знать, это интересный, даже можно сказать ключевой  момент в игре. Да и в целом весь процесс игры довольно занимателен, способы и методы игры меняются по ходу партии, что просто замечательно. Steam – великолепная игра!


CV

После немного затяжного и в меру мозголомного Steam нужно было отдохнуть за чем-нибудь гораздо более простым, и по этой причине я достал CV. Несложная кубиковая игра, опять же, с сюжетом «про жизнь», так что после железнодорожной тематики должно было пойти как надо. И вот всё же слишком уж она отличается от предыдущей игры! Там – планирование, тут – кубики-карты. Понятно, что кубики - это «что выпадет», а что касается карт, то здесь они довольно быстро пробегают по своему треку. О каком планировании здесь может идти речь? Чистая импровизация.

Думаю, понятно, что CV – это игра чисто на «приятно провести время». Правда, в нашем случае кубики показали свои зубки, лично я потерял на выпадавших трёх неприятностях вроде бы две карты, а один раз так и не выпала нужная грань для выполнения обязательного требования (Ребёнок просит денег), так что пришлось расстаться и ещё с одной картой. Но такова жизнь!

Очень часто касательно CV можно услышать, что игроки подолгу перебирают свои кубы, что применить, что перебросить, и это приводит к даунтайму, и я частично с этим соглашусь, такое бывает. В моём же сегодняшнем случае почти всю партию была прямо противоположная ситуация: я бросал семь кубов, плюс всегда было не меньше четырёх жетонов, так что первого же броска хватало на выкуп двух приличных карт с поля, да хватило бы и на другие покупки, но правила не позволяют разгуляться на всю получку. К тому же, лично для меня среди карт вечно не было необходимых под персональную цель, всё разбирали до меня, приходилось спасаться обычными покупками «жёлтых» карт, просто дающими победные очки. Не выиграл я, конечно же, но свою историю получил: пока работал в папиной конторе, постоянно путешествовал, попутно защитив докторскую, и в конце пути стал генеральным, да ещё и профессором. Плюс ко всему этому трое детей и кое-какое недешёвое имущество. Жизнь удалась!

Итак, что же такое – CV? Это игра, где почти всё зависит от кубиков и порядка выхода карт. Ведь если выпадут три неудачи на четырёх кубах, и у тебя нет страховки, то тебе уже ничего не поможет. Если кубики выпадают как угодно, но одна единственная грань не выходит, то можно запросто пролететь с приобретением новой карты. Порой это может очень сильно раздражать. Но это ведь игра не на то, чтобы победить всех в суровой борьбе! Назовите CV как угодно – филлер, патигейм, дайсомёт, торжество рандома, но, как я думаю, главное здесь – это атмосфера за столом. И пусть даже игра портится из-за вынужденных сбросов того, что нажито непосильным трудом, но это тоже часть жизни, причём здесь всегда есть выбор, чего в реальной жизни может и не быть. Единственное, чего лично мне сильно не хватает в CV, так это взаимодействия игроков, его здесь просто нет. Но всё равно, проще нужно относиться к таким играм.

Кстати, интересный факт. В прошлый раз после пробы Инфаркта один из игроков в процессе обсуждения игр «про жизнь» сказал, что Инфаркт – это анти-CV! И здесь я во многом соглашусь. Здесь нет цинизма Инфаркта, всё гораздо спокойнее, но по атмосфере эти игры очень похожи. Что касается сложности, то я бы сказал, что они находятся на одном уровне, хотя в их механиках нет ничего общего, абсолютно ничего общего. Но как же эти Инфаркт и CV похожи! Наверное, просто из-за того, что в каждой из них у тебя есть жизненный путь, отличающийся только красотой картинок на картах.


City Tycoon

А вот эта уже довольно старая игра из другого любимого мной жанра – градостроительство. В своё время одновременный выход Suburbia затмил эту игру, и, как мне кажется, вполне по делу. Тем не менее, в City Tycoon есть кое-что, чего в Субурбии так и не появилось – это саморазвитие города. Кстати, в этой партии саморазвитие было одним из того немногого, что раскрасило довольно перегруженную и потому затянутую партию.

Так что же не хватило City Tycoon, чтобы полноценно побороться всё с той же Suburbia? Мне кажется, что говорить здесь нужно не о том, чего не хватает, а том, что здесь лишнее. Но перед этим мне стоит сказать, что двум другим игрокам, что играли со мной City Tycoon, эта игра, судя по всему, совершенно не понравилась. Однако я не так категоричен в своих оценках, как они. Для меня City Tycoon был и остаётся перегруженной игрой-недосказанностью, заготовкой для шедевра, так и не доведённой до логического завершения. Так что же не так с City Tycoon?

Моим сегодняшним оппонентам категорически не понравился драфт тайлов, ведь разобраться в их эффективности тем, кто первый раз их видит, очень сложно. Да что там новичкам, даже я подвисаю при выборе. Откуда это? Ведь вроде бы все символы понятны, цветовая дифференциация – не запутаешься. А вот мне кажется, что автор перемудрил с разнообразием тайлов. Конечно же, понятно, что будь среди 30-ти тайлов всего шесть, пусть даже десять разновидностей, то это было бы не очень хорошо на драфте, но и то, что часть тайлов вообще не повторяется – это полная путаница. Тайлы настолько разнообразны, что в этом потеряется кто угодно. Добавляем ко всему этому знания и понимание взаимодействия в городе тайлов и ресурсов, потом добавим ещё и понимание того, что не все тайлы получится выложить в город, и вот уже в голове и на руках полная каша. Может быть, ко всему этому стоит ещё задуматься о том, чтобы не дать соседу полезный для него тайл? Кстати, порой именно этот момент разгружает тяжесть выбора, ведь если не хочешь отдавать кому-то тайл, так возьми его себе, сбросишь его потом под станцию или в обмен на деньги. Но вернёмся к нашей сложности выбора.

Итак, может быть чрезмерное увлечение автором разнообразием тайлов, а может быть и бушевавшие в те годы 7 Чудес, привели к идее драфта, и этот драфт ещё сильнее усугубил ситуацию, заняв большой отрезок времени в каждом из четырёх раундов. Тем не менее, в следующий этап хода, во время выкладывания тайлов на поле, City Tycoon показывает себя с лучшей стороны, ведь здешнее взаимодействие тайлов в городе просто прекрасно. А самое главное, здесь с помощью саморазвития город так раскраивается, что можно и закрыться от соседа, и наоборот, приблизиться к его источникам энергии и воды, и это очень приятный момент в игре.

Но вот наступает пора снабжения ресурсами. На первых двух этапах всё довольно понятно, даже можно оттяпать у соседа его ресурсы, а порой даже остаются невостребованные кубики. Но на третьем и четвёртом раундах то самое разнообразие тайлов опять вводит в ступор. Куда, когда и как лучше доставить воду и энергию? Вроде бы есть предыдущие районы города, уже отработанные цепочки снабжения, но новые тайлы ещё лучше. Вот сидишь и разбираешься в своём разнообразии всего и вся. К тому же ведь желательно воспользоваться ресурсами соседа, пусть даже у тебя свои есть. Конкуренция! Ну и после всех этих комбинаций между ресурсами, товарами и деньгами, по итогам партии может выиграть кто угодно, вот только не понятно, зачем такой длиннющий трек победных очков, если не набираешь и половины от него. Это довольно странно, даже здесь остаётся впечатление как от чего-то недоделанного.

Я не могу сказать, что мне не нравится City Tycoon, просто лично мне он кажется каким-то сырым, чего-то ему не хватает. Может быть, простоты? Автор перегрузил City Tycoon драфтом и чрезмерным разнообразием тайлов, что смазывает впечатление от отличного взаимодействия внутри города и довольно интересного процесса снабжения районов ресурсами. Думаю, автору просто не хватило мужества отрезать всё лишнее, а без этого этапа на пути создания игры отличный результат просто немыслим. Упростить бы раздачу тайлов и унифицировать их разнообразие, оставив взаимодействие, саморазвитие и снабжение… Но о таком варианте для City Tycoon я не слышал.


Splendor

Всего одна раскладка в самом конце игрового дня. После неоднозначного, местами сильно перегруженного City Tycoon, Splendor с его медитативным настроем мог оказаться хорошей разгрузкой. И опять простота после сложности не сработала! А ведь я говорил своим коллегам по несчастью, что в Роскошь нужно играть не напрягаясь, просто играть, не рассчитывая на что-то хитромудрое. Однако, как я понимаю, Splendor вновь не показался новым игрокам с первого раза. Лично мне понадобилась аж третья партия в эту игру, чтобы понять, в чём тут игровая радость. И именно тогда, в день, когда решалась судьба моего экземпляра Роскоши, я попал с ней, что называется, на одну волну. После того раза я пытаюсь брать Splendor на игрульки, но очень часто отказываюсь от этой затеи, причём совсем не по причине возможности или невозможности сыграть. Просто коробка у этой игры очень уж большая, занимает места как что-то серьёзное, а по сути в ней лежит медитативный филлер, пусть даже и с приятными компонентами. Кстати, мне вот тут подумалось, что именно эти тяжёлые фишки и портят впечатление от первой партии, как бы парадоксально это не звучало. Наверное, все мы ждём чего-то такого, что соответствует высокому качеству компонентов, а получаем то, что получаем – очередной механизм для сбора сетов.

Что же касается этой партии, то, как мне кажется, случился один из редких случаев – к новым игрокам Splendor был очень благосклонен, кто-то даже выиграл, а игра им не понравилась. Ну что ж, узнаю себя после первой партии. Я никого не убеждаю играть в игры до тех пор, пока не откроется очередной дзен, но вот есть такие игры, которым нужно давать второй шанс. Я вспоминаю ту самую, контрольную третью игру, в которой мы научились и не кидаться на все карты подряд, и переходить друг другу дорогу, и не делать по этой причине лишних движений, и понимаю, что именно мне понравилось в Splendor – её неторопливость, её выжидание. В таких играх не надо спешить, как на поезд, и тогда вы приятно проведёте полчасика времени. Но если всё же у вас не срослось со Splendor, так это не беда, каждому своё, есть и другие игры, за которыми вы приятно проведёте время. А Splendor таким и останется: то ли семейная игра, то ли нет; то ли бессмысленная, то ли глубокая. Да кто её знает? Ясно только одно - такой полярности мнений о ней может позавидовать подавляющее большинство игр.


На этом позвольте мне приостановиться в своём рассказе. В части Второй сегодняшних Поиграндок#35 будут: Neuroshima Hex, Lewis&Clark, Токайдо и Dungeon Petz.




3 комментария:

  1. По мне так Сплендор - это нечто совсем сырое.
    Офомление ни о чем. Абстрактные картинки и кружки с цифрами. Минимализм? Нет. Просто никто не заморачивался с оформлением. Полагаю, что все оформление перекочевало из первичного макета игры. Даже покерные фишки, которые почему-то все превозносят, скорее всего использовались изначально, как то, что подвернулось под руку.
    Дырявая механика. Часто игрок может получить карту крупного достоинства из новооткрытых только по той причине, что у него есть подходящие ресурсы на текущий момент, а не потому что он их целенаправленно собирал для этой карты. Плюс неоправданное увеличение сложности, когда вначале партии все кажется простым, а ближе к концу приходится по несколько раз мониторить одни и те же карты, чтобы выяснить какую из комбинаций можно собрать. Тут опять же во многом сказывается неправльное оформление, когда мозгу не за что зацепиться, а запоминать и сопостовлять циферки и цветные кружочки - это худший вариант из всех возможных.
    Интересная идея? И снова не о Сплендоре. Выбран простейший вариант - сбор сетов. Сколько игр вы знаете на сбор сетов? 100, 1000, 10000..? Чистые сеты и ничего более.
    Итого: ценник не соответствует содержимому.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То, что ценник неадекватен, это известно с первых дней продаж.
      А раскладывать на молекулы механику тут не стоит, не та игра. Нужно просто играть в то, что есть, и тут уж или игра пойдёт, или нет. Для меня это игра в "выжидание". Как раз не стоит хватать всё подряд, чтобы новооткрытое досатвалось противнику за просто так.

      Удалить
    2. Изменил свой взгляд на Сплендор после нескольких партий вдвоем. Возможно, изначально, у меня были слишком завышенные ожидания. Если от нее не требовать чего-то сверхъестественного, то получается довольно сносный филлер. Единственное, что все также расстраивает большая доля случая.

      Удалить