четверг, 30 апреля 2015 г.

Поиграндки #34: Deus, Infarkt, Тайное Послание, Friday, Каркассон: Охотники и Собиратели


Сегодня расскажу о неожиданном игровом вечере в субботу, а также о том, с чего дома смахнул пылюку.


Итак, в субботу, уже ближе к вечеру, я заглянул в КЦ ЗИЛ, где под знаменем Игрании собралось не так уж и мало народа. Признаюсь, была у меня одна цель, желание опробовать одну заинтересовавшую меня игру, но пока что с ней так и не складывается, причём уже второй раз. Буду надеяться, что всё-таки в ближайшее время срастётся у меня с Lewis & Clark. А пока – неожиданно приятный плодотворный субботний вечер в приятной компании.


Тайное Послание

Признаюсь, что до сего дня сыграть в Тайное Послание мне не доводилось. Наверное, это довольно странно, но это именно так. Как то так вышло, что я уже знаком с другим творением того же автора Сейдзи Канаи – Шотландским Поединком - Brave Rats, а вот до Тайного Послания руки дошли лишь сейчас. И знаете, поначалу, на первых раундах, Тайное Послание меня не впечатлило. Я думал, что это будет примерно то же, что и Шотландский Поединок, но оказалось, что чисто по ощущениям ничего общего. Да, механизм похож, но игры совершенно разные. Так почему же я прохладно отнёсся к Посланию?

Интересно, а как бы вы отнеслись к игре, когда вы, ещё толком не зная ни действия карт, ни состав колоды, выигрываете подряд три раунда, начиная со второго? Причём сразу видите, кто из ваших соперников какой тактики придерживается, так что чисто с логически-психологической стороны уж очень всё читаемо, и это при том, что игровая компания была прекрасная. Я уже было собирался праздновать победу в игре, в которой не опробовал и пятой части возможностей, как вдруг оказалось, что всё не так уж и просто. Когда карты уже не так к тебе благосклонны, то игра становится гораздо интереснее. И вот мне уже пришлось выкручиваться с тем, что приходит на руку, уточнять число карт каждого типа в колоде, пытаться выжать хоть что-то из складывающихся положений. Однако мой результат в три победы подряд так и не думал сдвигаться с места. В конце концов, все набрали примерно равное число побед, так что тезис о том, что в Тайном Послании как не играй, а всё равно все получат побед примерно поровну, сработал. Почему так получается, наверное, не объяснит даже автор игры. Итак, мы «дрались, пока не сравнялись». Я уже собрался ощутить горечь поражения в этой так противоречиво складывающейся партии, как вдруг взял и выиграл. Причём выиграл, можно сказать, заранее. С такими картами на руках проиграть просто невозможно. Последний круг раунда я просто смотрел на то, как остальные пытаются что-то провернуть, хотя мог бы уже просто выложить карты на стол, результат партии мне был известен.

Если вы подумали, что Тайное Послание мне не понравилось, то это не так. Лично мне эта игра показалась несложной в психологическом плане, ведь здесь всё же нужно попытаться угадать действия других игроков, что для меня не так сложно, но в то же время в игре очень интересное взаимодействие карт, создающее кучу вариантов. Но в то же время, мне показалось, что здесь очень много зависит от пришедших в руку карт. Вот если шли мне в середине партии сплошные Стражницы, то это только перевод ходов, и в конце ты просто проигрываешь по старшинству карт. А пришли в последнем раунде такие персонажи, что проиграть невозможно, то вот тебе и победа. Наверное, именно по этой причине все получают равное число побед. И ещё мне показалось, что в игру просто простится пятый игрок, и даже шестой. Ограничение в четыре игрока на одну колоду кажется мне странным.

Что в итоге? Если будет возможность периодически играть в этот растянутый филлер, то я не откажусь. Но и если нужно будет уступить место тому, кто хочет посидеть за Тайным Посланием, а мест нет, так как в игре всего одна колода, то я спокойно уступлю. Хорошая игра, приятная, но лично для меня пресновата. После того, как несколько лет назад мы дома устраивали целые психологические баталии при драфте в Цитаделях или в «детской» Чёрной Овце, угадывание чужого хода в Тайном Послании – это просто прогулка. Посидеть можно, но только до четырёх побед, и хватит.


Deus

При виде коробки и услышав это название, я никак не мог вспомнить, что я знаю об этой игре. Но увидев поле с «круглыми гексами», я тут же вспомнил, что я знаю о Deus. А знаю я ровно то, что здесь есть «круглые гексы», и больше ничего. Все прочитанные обзоры как-то не оставили у меня в памяти ничего другого, за что можно было бы зацепиться, эти картинки перебили всё остальное. Но уж коли поступило предложение сыграть в эту игру, которая не займёт много времени в субботний вечер, то я всегда за то, чтобы опробовать что-то новое.

Кроме запоминающегося поля, в игре есть толстенная колода карт. Чисто визуально они похожи на Imperial Settlers, и я было уже напрягся, но вот хозяин игры, как я знаю, имеет о Поселенцах такое же мнение, что и я, то есть скорее прохладное. Возможно, это потому, что он и я участвовали в одной и той же первой для нас партии, от которой у нас двоих остался неприятный осадочек. Естественно, увидев мою реакцию, Алексей заверил, что это не Поселенцы, а скорее Ginkgopolis. А может быть, это ещё и Hyperborea? Ну что ж, это неплохая реклама.

Объяснение правил заняло не так уж и мало времени, но после объяснения всё ясно-понятно, даже тонкости уясняются, и если что и забывается, то всегда перед глазами есть символика. Правда, я свой первый раз, когда нужно было добирать руку до пяти карт, забыл об этом, уж очень мелко написаны эти «=5», но это не беда, потом уже не забывал. Гораздо сложнее было привыкнуть к тому, что зелёный цвет на картах – это коричневые фишки, но и к этой странности, вызывавшей в начале неудобство, ближе к концу я привык.

Что касательно самой игры? Мне понравилось! Пусть даже мою положительную реакцию можно списать на то, что я выиграл, но игра действительно замечательная. Откуда это взялось? Ведь поначалу меня смутила толстая колода а-ля Поселенцы, и я думал, что почти всё будет зависеть от пришедших карт, но в Deus так хорошо построена возможность их сыграть, что практически в любой ситуации, из любой карты можно выжать максимум пользы. Так я и играл, не тратя ходы на обновление руки, стараясь использовать карты на всю катушку, а вот мои оппоненты крутили руку и колоду в каком-то невероятном темпе, да так, что разобрали эту гигантскую стопу карт задолго до окончания игры, даже пришлось заново замешивать. Я же спокойно играл с минимумом карт на руках, стараясь взять как можно больше победных очков с игрового поля, а не накапливать очки с карт. В итоге почти все свои очки я получил именно оттуда, с окружённых деревень.

В этой игре меня порадовал процесс зарабатывания оков, а ведь такая радость есть не в каждой игре. В Deus действительно получаешь удовольствие от игры во всех моментах. У тебя есть определённый план, ты пытаешься его придерживаться. Если вдруг чего-то не хватает для этого, то можно временно сыграть что-то ещё полезное, или просто подготовить очередной «великий замысел». И вот когда всё сходится, то начинается ещё более интересное занятие – провернуть комбинацию! Правильно сыгранная карта позволяет устроить на поле что-то такое, что кардинально изменит расклад. Мне кажется, другие игроки были  немного обескуражены, когда я за ход обобрал две деревни и марш-броском оказался у третьей. Потрясающая комба! И это с учётом того, что такие «военные» карты пришли мне в самом конце.

Если вы не знакомы с Deus, то спросите, откуда взялась эта комба, неужели из-за одной карты? Или повезло достать из колоды какой-то чит? Никак нет, в колоде нет ничего такого, чтобы просто так пришла хорошая карта и один всех победил, все карты одинаково слабенькие. И здесь как раз выплывает схожесть с Ginkgopolis. Карты здесь копятся-копятся, а потом – грамотный розыгрыш новой карты поднимает всю ту пользу, что накопилась, и вот уже мы или сидим с кучей ресурсов, или меняем товар-деньги-товар с солидной маржой, или скачем по полю к очередной деревне, одновременно опустошая карманы соперников. Местами комбинации действительно если не убийственные, то высокоэффективные.

Но только ли в комбах дело? Да, это самое вкусное в игре, но и взаимодействие игроков здесь есть, причём выражено не только в том, чтобы обобрать соседа или получить иную пользу от такого соседства. Здесь на поле действительно тесно, здесь действительно работает принцип «кто первый встал, того и тапки». Здесь нужно успеть занять место до других, ведь если ты не успеешь, то твоими же трудами будут пользоваться другие. Не знаю, как другие игроки, но я постоянно следил за тем, чтобы никто не влез со своими фишками раньше меня туда, где мне было жизненно важно застолбить территорию. Как-то так со взаимодействием.

Так неужели в Deus всё так хорошо? Пожалуй, да, но для меня есть один момент, но такой, что всплывает у меня в последнее время довольно часто, и никто со мной в этом плане не соглашается. Так было в прошлый раз с Last Will, так же и в этот раз с Deus. Для меня такие партии быстро заканчиваются! Хотя вроде бы сидели не так уж и мало времени, но мне показалось мало. Мне хотелось продолжить свои цепочки карт, уж очень короткими, чрезвычайно короткими они мне показались, хотелось ещё больше комб, более сложных. Но тут я задумываюсь вот о чём.

А если бы партия была дольше, и автор честно указал, что играть нужно часа три, то много ли нашлось желающих на такую игру? Да и не факт, что дальнейшее разрастание персональных раскладок не привело бы к даунтайму. И без того те игроки, что набирали в руку по десять карт, подолгу изучали пришедшее. Это я играл тремя картами, и мне особо думать было нечего, особенно если карты вписывались в план. А если попытаться растянуть игру? Не думаю, что это была бы хорошая идея. Наверное, в этом и есть рецепт хорошей игры – вовремя остановиться в её развитии во времени. Так что для моих последних жалоб на то, что час на партию – это мало, есть простой рецепт – можно сыграть ещё разок. Как раз от новой партии в Deus я бы не отказался. При такой колоде, и при таком разнообразии путей развития и зарабатывания победных очков вариативность должна быть прекрасной. Я же выиграл за счёт быстрого сбора победных очков с поля, но выиграл не так чтобы с разгромным счётом, а значит и другие пути других игроков работали очень даже неплохо. А мне такие игры нравятся.


Infarkt

На оставшееся время ничего большого у нас не получилось бы, и потому возникло предложение опробовать мой пнп-Инфаркт. Игра позиционируется как патигейм, довольно редкая в наших краях, но есть у неё одна весьма неоднозначная особенность – это циничная тематика. Ведь цель игры – пережить всех, но не как в обычных играх, абстрактно умереть, играя роль мифического короля, а тема весьма приближена к реальной жизни. В игре каждый пытается жить жизнью обычного человека – ходит на работу, покупает продукты в магазине, устраивает вечеринки, сталкивается с неприятностями, а вместе со всем этим пытается вести здоровый образ жизни, ведь его на каждом шагу подстерегает ухудшение здоровья, а там не за горами и смерть. Так вот, выиграет тот, кто переживёт всех остальных. Причём порой нужно даже «помочь»  другим сократить их жизненный путь, накормив их просрочкой из холодильника или подсовывая сигары с крепким табачком. Вообще реакция на такую игру не может быть однозначной. Если к названиям треков «Диабет» или «Рак» ещё как-то привыкаешь, то необходимость выбирать своё событие в жизни среди карт «У вас диабет» и «У вас рак» лично меня как-то коробит. Казалось бы, с чего бы это я взялся делать пнп такой игры, если тематика воспринимается настолько неоднозначно? Дело в том, что мне в последнее время вообще интересны игры с сюжетом прохождения жизненного пути, а Инфаркт попадает под это определение, вот я и сделал себе экземпляр.

Жизнь состоит из таких событий

Что по самой игре? Я бы не сказал, что это прямо уж патигейм. Всё же в игре нужно довольно чётко спланировать свои действия, всё рассчитать. В игре ищешь баланс между здоровым образом жизни и зарабатыванием средств на такой образ жизни. Однако в жизни всегда найдётся что-то, из-за чего шибанёт давление или подскачет сахар. Тут ещё и соседи норовят жизнь испортить. Так патигейм ли это? Я бы сказал, что это патигейм именно по атмосфере. Когда за столом сидят люди с соответствующим настроем, весело комментируют свалившиеся напасти из-за приезда тёщи или прошедшей вечеринки, то игра действительно забавная, и такой и была бы на всём протяжении партии, если бы было только обжорство на дне рождения, но здесь есть карты со страшным диагнозом.

Если говорить о механизме, то игра не так проста, как кажется. В игре есть неплохой кризис-менеджмент, выраженный в вечной борьбе за своё здоровье при вечном недостатке денег, лекарств и здоровой пищи. А если добавить в игру ещё пару действий, благо в комплекте даётся сразу пять таких больших карточек для размещения на поле, то Инфаркт станет немного другим. К тому же партия заняла у нас не так уж и мало времени, совсем не филлер, даже не растянутый филлер, и это при том, что в игре все выбирают свои действия одновременно, даунтайм минимизирован. Из серьёзных минусов можно отметить то, что проигравшие выбывают и уже никак не участвуют в игре, и тот вариант, где предлагается поиграть с того света за «провидение», это совсем ненужный костыль. Так что, в Инфаркте на одной стороне весов – весёлая, но и отчасти кризисная игра с простыми правилами, а на другой – неоднозначная тематика. Жалею ли я, что потратил время и средства на её изготовление? Нет. Во-первых, я ожидал примитивную игру, что совсем не оправдалось, пусть даже и великих открытий здесь нет, а во-вторых, такой прекрасный результат по качеству изготовления не может не радовать. К тому же от сыгравших есть просьба принести Инфаркт ещё. Разве по плохой игре будет такое пожелание? Однако я бы всё же внёс в правила небольшое изменение, а именно, хотелось бы держать свои карты в закрытую в руке, а не в открытую на столе. А то сейчас ясно и понятно, кто что собирается делать дома - просто поужинать в одиночестве, или устроить убойную вечеринку для своих соседей. "Убойную" в прямом смысле слова.


Вот так и прошла суббота. По Тайному Посланию я ожидал большего, но даже при таких завышенных ожиданиях я ничуть не жалею о том, что сыграл в эту хорошую игру. Deus окончательно реабилитировал в моих глазах последний Эссен, ведь я думал, что ничего хорошего там не было, а тут и новый домашний хит Patchwork, и такой замечательный Deus, да и ранее сыгранная Hyperborea показывают, что тот фестиваль был не таким уж и плохим в плане новинок. Инфаркт при невысоких ожиданиях оказался неплохой игрой, но и не чем-то выдающимся, так что даже не знаю, циничная тематика для него - это плюс или минус?


Чтобы не заканчивать Инфарктом, расскажу о том, что появилось на столе дома из того, что относительно давно не доставалось. У меня дома однозначный хит вот уже на протяжении нескольких лет – Castle Panic с допом The Wizards Tower, играем всеми шестью мегабоссами. В последний месяц конкуренцию ему составил Patchwork. Периодически на столе возникают старые игры, такие как Пандемия, Доминион, BLOX,.. всё и не вспомнить. И вот как раз одна из таких периодически появляющихся игр оказалась на столе и на прошлой неделе.


Каркассон. Охотники и Собиратели

Если я не ошибаюсь, этот Каркассон я купил в далёком 2008-ом, ещё на заре увлечения современными настолками. Куплен он был в том самом магазине в переулке недалеко от Курской, куда надо было подниматься по железной лестнице. Ветераны настолкомира из Москвы и Подмосковья, помните эту лестницу? Так вот, тогда я по какой-то причине купил именно Охотников, к тому же в обычный Каркассон можно было сыграть на экране. И знаете, я не жалею, что у меня именно Охотники, хотя к ним, насколько я знаю, полноценных дополнений не было, если и было что, то только в каких-то комплектах. Нам нравится дома иногда доставать этих рыбок со слониками (хотя, если быть точным, там мамонты). Видимо цветовое решение в зелёных тонах благосклонно сказывается на настроении, ведь зелёный цвет, как известно, успокаивает. Правда, сама игра может и завести, когда ты подолгу не можешь закрыть какой-нибудь лес, а на руки идут сплошные речки, но это Каркассон.

В этот раз сыграли две партии, причём первая была по-своему уникальная, у нас за всё времени ещё никогда не было такого, чтобы первый вулкан превратился в узкий перешеек между двумя большими территориями. Вторая же партия была более традиционная, собирали всё довольно плотно. Вообще же мы играем почти без конфликтов, редко когда перебиваем друг у друга поля и речные бассейны. Наверное, зелёный фон настраивает на такой миролюбивый лад. Так что, если вы давно не смахивали пыль со своих каркассонов и альхамбр, то стоит это сделать. Классика не стареет.


Friday

Точнее, не Friday, а Freitag, ведь у меня Пятница немецкого издания. На неделе я поймал себя на мысли, что уже давно не раскладывал что-нибудь соло, хотя когда-то жить без этого не мог. Когда ж я играл соло в последний раз? Вспоминается разве что осенний Navajo Wars, а может быть и соло-шедевр At the Gates of Loyang когда доставал. И вот тут в один вечер я извлёк на свет Пятницу, да Onirim и Urbion. Из этого решил вспомнить именно Freitag, так как он всё же будет сложнее Онирима, но и менее зависим от выхода карт, нежели Урбион. Немного повспоминал правила, которые уже порядком подзабыл, вспомнил шесть слов на немецком языке, и начал играть. По старой традиции я играю на предпоследнем уровне сложности, со всеми картами возраста, с одной такой картой сразу в колоде, так что выше только уровень с уменьшенным стартовым здоровьем.

Первые три партии я не смог пробиться даже дальше второй «жёлтой» стадии, но и уменьшать уровень сложности мне не хотелось. У меня ничего не получалось, даже подумал, как же это я раньше выигрывал? Но и в те далёкие и яркие соло-годы выиграть в Пятницу было ой как не просто. На следующий вечер я всё же решил более ответственно подойти к игре. И я смог дойти до пиратов! Правда, пройти даже первого я не смог, вмешалась карта возраста Stop в самом начале битвы, но ведь добрался же до финала. Я сейчас уже и не вспомню, сколько раз ещё проиграл, но случились у меня и победы в Пятницу, удалось пройти! Всё же какая это классная игра, сложная, но проходимая. Очень приятно, что я её прохожу, ведь очень часто можно услышать или прочитать, что вообще не понятно, как тут можно выиграть, а у меня получается, даже на предпоследнем уровне сложности. Как-то даже сам себя начинаешь больше уважать, значит, мозги ещё не закисли.


На этом позвольте закончить. Что у нас впереди? А впереди у нас майские праздники. Если учесть, что дачный план на эти праздники я уже сделал в апреле, да и погоду обещают не самую хорошую, то, судя по всему, будем играть в КЦ ЗИЛ,  в Игрании.


6 комментариев:

  1. В Deus'e мне как раз лаконичность и нравится. Чем длиннее и сложнее цепочки, тем больше даунтайм и в результате усталость от партии. Как мне показалось после единственной партии как раз этим и грешит Imperial Settlers. Но уже есть мысли и им дать еще шанс.
    А Infarkt я теперь каждый раз буду вспоминать в фастфудах: +2 к холестерину, +1 к ожирению, -1 к депрессии ))). На самом деле забавная штука, но неплохо бы пофиксить как-нибудь покупку лекарств. Я всю партию ходил в аптеку, но среди взятых взакрытую лекарств так и не нашел ничего от давления. От него и загнулся, благодаря добрым соседям ). С другой стороны большая доступность нужных лекарств может значительно увеличить время партии, а здесь это возможно и не нужно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вроде бы колода лекарств тонкая, всего 18 карт, а всё равно нужное не приходит. Я тоже кони двинул из-за отсутствия нужного лекарства, были на руках два ненужных, и на барахолке тоже ерунда какая-то. Но в моём случае помог бы и фитнес, я просто забыл про него. Боролся с диабетом, а навалился депресняк.

      Удалить
  2. "Так я и играл, не тратя ходы на обновление руки, стараясь использовать карты на всю катушку"
    То есть, к богам за зданиями\деньгами\ресами не ходил, на начальные ресы\деньги построил всю руку, чтобы добрать новые карты? Если так, то с картами ОЧЕНЬ повезло.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы не сказал, что повезло, но вот то, что потратил фиолетовые (за всю игру две) как джокер, это было. Мне повезло именно на карте, то есть цвет моих карт соответствовал тем местам, какие нужно было занять ради ПО с деревень. А точнее, исходя из пришедшей "синей" кучи, я сразу полез туда, где по морям можно было от деревни к деревне пройти. Можно сказать, что я играл не по сетам, а исключительно по контролю территории. Ну и в конце действительно повезло с красными картами.

      Удалить
  3. У меня все-таки другие ощущения от ТП. Я не знаю, что такое победный приход в руку, с которым ты гарантированно выиграешь. Единственное, это когда ты со служнками можешь отсидеться, т.е. когда каждый ход в руку приходят именно они, а у тебя принцесса. В противном случае, у тебя могут забрать карту, посмотреть. а потом добить стражницей. Таких партий, когда сначала кто-то набирает много жетонов, а потом сливает, у меня тоже было очень много. Но это и здорово=)
    К Дьюс присматриваюсь. Идея у игры хорошая, но вот боюсь, что игра приестся быстро. Многие пишут, что игра на самом деле лайтовей, чем кажется. А мне что-то хочется в последнее время чего-то сложного, а не Поселенцев=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как раз было: служанка, служанка, а потом что-то такое, что при любом раскладе выиграешь, сейчас уж и не вспомню.
      И я бы не ставил Deus в один рад с Поселенцами, ассоциация только из-за толщины и цветового решения колоды, по процессу мало общего. Ощущение лайтовости, как мне думается, из-за времени партии. Но тут уж я сам, видя что выигрываю, погнал к финалу.

      Удалить