вторник, 14 июля 2015 г.

Поиграндки #39.1: At the Gates of Loyang, Замки короля Людвига, Sobek, Voluspa, Lords of Waterdeep


С приличным опозданием, но я всё-таки публикую отчёт об играх трёхнедельной давности. Мне следовало бы объясниться за такую задержку, но кому интересны эти подробности? Действительно, почти месяц у меня выпал в плане регулярности публикаций, так что подвисли аж три игроотчёта, плюс я никак не возьмусь за один обзор, который ну очень хочется написать. Я очень надеюсь, что все временные трудности позади, так что хватит уже этой лирики, приступим к играм.


Тот день начался с одной партии в Neuroshima Hex!, в которой Борго противостояли Смарту. Думаю, лишний раз говорить о том, что Нейрошима – это всегда хорошо, не стоит. Что же касается самой партии, то если я не ошибаюсь, в тот день у Борго очень хорошо получалось уводить базу из-под атак Смарта, так что все атаки последнего были, что называется, в «молоко». Думается, с самого начала я допустил ошибку, поставив свой Смарт в угол, из-за чего не удавалось толком использовать свойство смартовской базы, дающее своим бойцам бонусное движение. Так что Борго выиграл, как говорится, легко, непринуждённо, на классе. На этом позвольте с этой единственной партией закончить, а в качестве спойлера анонсировать отчёт о небольшом нейрошима-марафоне, о нём я расскажу в игроотчёте с порядковым номером 40.


At the Gates of Loyang

К Вратам Лояна я отношусь очень трепетно. Настолько трепетно, что до сего дня играл в него исключительно соло, никогда свою коробку на игрульки не таскал. Всё дело в том, что я считаю Лоян лучшей игрой для соло-игрока, и моё мнение разделяют довольно много, если не большинство любителей соло-игры, чему BGG - свидетель. Для меня At the Gates of Loyang – это несомненный, непререкаемый соло-шедевр. Все остальные пасьянсы, кубики, варгеймы могут топтаться и толкаться где-то ниже него, лидерство Лояна неоспоримо, это вершина соло-игр. Что же касается мульти-игры, то мне из классической розенберговской троицы вполне достаточно Гавра, ведь Агрикола – просто не моя игра. Но в этот раз я поддался на предложение принести Лоян в целях поиграть в него втроём, и ничуть об этом не пожалел!

А ведь я действительно боялся, что сияние Лояна померкнет в моих глазах, если я увижу хоть какую-то ущербность в игре на несколько игроков. Так вот, как оказалось, At the Gates of Loyang великолепен в любом случае! Я сейчас даже очень жалею, что раньше не открывал для себя эту сторону этой замечательной игры. Однако если кто-то в тот момент видел нашу партию со стороны в динамике (кстати, «динамика» - очень странное слово для партии в Лоян), то он, наверное, удивился тому, что трое мужиков так долго играют в эту кучу разноцветных огородов. Откуда могло взяться такое удивление?

Да оттуда, что более неспешную игру надо ещё поискать, разве что любители маджонга со стороны смотрятся так же. Более того, чем дальше вглубь партии, тем больше такого, что ход одного игрока длится ну оооочень долго. Настолько долго, что я ближе к концу партии, поделав первым дела в своём огороде, уходил из библиотеки на этажи культурного центра смотреть, чем там занимаются другие любители острых настольных ощущений, подолгу торчал там, трепался, делал фотки для странички Игрании в ВК, а когда возвращался, то оказывалось, что ходы двух других игроков всё ещё идут. Но когда я был за столом, эти огромные паузы, которые язык не поворачивается назвать даунтаймом, совершенно не напрягали. Как-то так получалось, что ты вроде бы и не играешь в данные конкретные минуты, но и не выключен из игры, и тебя совершенно не напрягает эта затянувшаяся пауза. Это какая-то медитация, какое-то спокойствие, какой-то дзен. Откуда это? В любой другой игре я бы примерял к потолку верёвку в подобной ситуации, но только не в Лояне. Всему виной эти приятнейшие фишки овощей? Или спокойный фон полей и карт? Возможно. Но только мне кажется, дело в том, что в Лояне и нет лишних движений, и в то же время всегда есть свобода выбора. Причём мозг не вскипит от переизбытка вариантов, но и нет такого, что игра прямолинейно ведёт тебя. Голова и работает, и не перенапрягается. В игре и за игрой есть какая-то гармония. Именно так и должны проходить партии в подобные игры.

Я сейчас скажу ещё кое-что, за что в меня может полететь куча камней, но у нас за столом вдруг прозвучала одна интересная, я бы даже сказал – знаковая фраза. Но перед тем как её озвучить, скажу, что все трое сыгравших в этот день в ЛоянIS-ненавистники. Да, нам троим не нравятся Поселенцы, они же Imperial Settlers. Так вот, за столом как-то сама собой у всех троих прошла ассоциация с Imperial Settlers, хотя игры, казалось бы, уж очень не похожи. Кто-то скажет: как же не похожи, если и там, и здесь - куча деревянных ресурсов, и там, и здесь - по сути превращение одного в другое? Но ведь здесь нет карт для проворачивания многоходовых комбинаций, все гораздо прозаичнее и правильнее - здесь товары реалистично переходят один в другой или на рынке, или через деньги, а в итоге деньги превращаются в победные очки. И вот именно из-за того, что здесь нет кучи бесполезных действий, чем грешат Поселенцы, за столом и прозвучала фраза: «Лоян – это правильные Поселенцы». Вот так, не больше и не меньше. Теперь можете кидаться камнями, но мне At the Gates of Loyang нравится именно за это: за свою лаконичность, за свою правдивость. Так что в итоге я нисколько не разочаровался в Лояне после этой мульти-партии, игра показала, что в таком режиме она не менее прекрасна. Даже жалею, что не играл в неё в таком режиме раньше. Теперь душа разрывается: или беречь свой экземпляр для себя любимого, или всё же наступить на горло собственной песне и иногда приносить коробку на игрульки. Хоть второй экземпляр покупай!



Замки безумного короля Людвига

После предыдущего знакомства с Замками в виде нескольких партий на двоих, настало время опробовать игру и с большим числом игроков. Всё те же три человека, только что медитативно-соревновательно посидевшие за Лояном. Но сначала пару слов о том, как мы решили выбрать первого игрока. На помощь нам пришла коробочка Start Player, давненько мы её не доставали. И тут как раз на почве положительных эмоций от Лояна и в предвкушении Замков решили, что называется, «пройтись по тексту». В итоге это вылилось в извлечение целых трёх карт!


Мы старались вспоминать ночи, проведённые хотя бы не в лодке, а на корабле, потом честно пересчитали карманы на рубашках и джинсах, и, в конце концов, первым игроком всё равно стал владелец игры. Так что же после такого затяжного выбора получилось при одновременном строительстве трёх замков для безумного короля?

Я знаю, что у меня есть грешок - я часто использую фразы типа «не буду долго распространяться» и тому подобное, но вот что касается сравнения игры в Замки на двоих и на троих игроков, то здесь подобной фразы не избежать. Действительно, всё это сравнение можно уместить в одну фразу: эти игры ну очень разные! Мне даже сложно подобрать слова, чтобы объяснить такое отличие. Какой-то другой принцип взаимодействия игроков, как механический, так и психологический. По-разному работает математика. При игре на троих нужно следить за двумя чужими замками, при игре вдвоём – только за одним, но ослаблять свою внимательность нельзя ни в коем случае ни там, ни там. Думаю, самый простой совет, чтобы почувствовать это отличие – просто сыграть в компаниях с разным числом игроков. Но лично для меня во всех партиях в Замки есть единственное, несомненное и постоянное сходство: я всегда проигрываю. И при этом Замки мне нравятся. Нравятся просто потому, что мне всегда интересно что-то строить, желательно красивое и полезное. В Замках же все творения не повторяются, каждый раз что-то новое, совершенно не похожее на всё предыдущее, порой даже со своей историей. Более того, я ради этой неповторяемости попробовал дома поиграть в соло-режиме, и мне это понравилось, что для моего соло-опыта было приятной неожиданностью, но об этом сегодня рассказывать не буду, оставлю подробности о соло-режиме на один из последующих отчётов. Сейчас же – о партии на троих и сравнении её со строительными дуэлями.

Так в каком составе Замки лучше идут – вдвоём или втроём? Здесь, что называется, палка о двух концах. Я бы отметил такие моменты. Втроём игра хаотичнее, но здесь больше богатство выбора, пусть даже всего-то на одну комнату, да и денежные потоки в сторону распорядителя побогаче. Вдвоём она более психологичная, хаос исключён, в том числе и потому, что проще отслеживать всего один чужой замок. Пожалуй, мне больше по душе дуэль. Наверное потому, что я не так уж и часто встречаю дуэли с подобной именно психологической составляющей. Кто бы мог подумать, что в Замках безумного короля Людвига для меня ключевую роль будет играть именно такое взаимодействие с одним конкурентом. Да и вообще, кто-нибудь, назовите ещё игры с подобным механизмом, где сразу видно всё общее предложение, один перераспределяет его на своё усмотрение, но первым приступает к покупке как раз второй игрок. Я не припомню. Обычно играем или в закрытую, или если даже видим, что там у оппонента, но у каждого своя «рука», а общих карт, тайлов или чего там ещё можно вспомнить - нет. Или я что-то пропустил?



Sobek

Я не очень жалую Собек на двоих, всё же здесь в дуэли слишком сильно сказывается эффект от коррупции, из-за чего один игрок может сильно оторваться от другого, вплоть до безобразного разрыва. Как-то не чувствуется в этом случае борьба, проигрывающий уже мало что может сделать, получается, что выиграет не тот, кто набрал больше очков, а проиграет тот, кому не удалось избавиться от коррупции в двух раундах из трёх. Но в этот раз нас за столом было трое. Почему бы не достать эту приятную игру? Ведь на троих она идёт очень хорошо.

К своему стыду, игру-то я достал, а вот правила, эти невероятно простые правила попросту забыл! Но принцип разбора карт с причалов вспоминается сразу же, и дальше уже как-то сами собой вспоминаются и принцип выбора бонусов, и коррупция, и то, что за свойствами персонажей постоянно лезешь в буклетик. Без последнего с Собеке никак – хоть ты обыграйся в него, но всё равно будешь лазить в правила за уточнениями простых свойств немногочисленных персонажей.

Собек, каким бы простым он не казался, местами бывает очень жесток, даже слишком. Всему виной как раз те самые персонажи. Но без них игра была бы очередным сухарём на сбор сетов, а именно эти карты персонажей привносят и взаимодействие между нами, и оказывают влияние на наш выбор в свой ход. Ведь если ты знаешь, что кто-то из самых «добрых» побуждений заставит тебя сбросить кучу карт в коррупцию, то и держать полную руку ты долго не будешь. Но можно будет и относительно спокойно чувствовать себя, имея на руке персонажа, позволяющего подчистить ту самую коррупцию. Это всё мелочи, тонкости, но это и есть «фишка» Собека. Сбор сетов с вкраплениями мелких пакостей – вот что такое Собек. Мне нравится.



Voluspa

Всегда приятно сыграть в Волюспу с серьёзным соперником. И вдвойне приятно, что я в Волюспу не проигрываю! Правда, это касается только дуэльных партий в Волюспу, я уже давно бросил играть во всех остальных вариантах. Только дуэль! И только с обоими дополнениями. Сейчас я даже не представляю, как можно играть без Фрей, Морских Змеев и прочих Хелей. Вот и в этот раз итог партии решил последний мой Дварф, персонаж из дополнения The Order of Gods.  Хотя во всех сыгранных мной партиях игра ведётся как на качелях, с различной степенью отрывов друг от друга на протяжении партии, но мне всегда удаётся завершить дуэль в свою пользу. В этот раз мы очень тщательно раздумывали над последними ходами, проигрывать после такой напряжённой борьбы не было никакого желания. И моя математика оказалась чуть лучше, выручил тот самый Дварф, казалось бы, один из самых слабых персонажей в Волюспе. Но здесь нет слабых персонажей! Даже из Валькирий или Локи можно извлечь неплохую пользу, если подловить нужный момент. Короче, Voluspa – это просто моя игра. Не понимаю, как она может кому-то не нравиться? А ещё в этот раз мы почти собрали идеальный квадрат 7х7, даже в какой-то момент возник вопрос: а что будет, если мы действительно его сделаем? В принципе, ничего страшного не будет, игра не остановится, ведь есть Хель, этим тайлом всегда можно разбить ряды.



Lords of Waterdeep

Меня немного смущало, что под конец дня придётся осваивать новую игру, к тому же подобные названия меня всегда смущают, ждёшь от них чего-то эпического часов эдак на пять. К тому же тут ещё карты с иностранным текстом… Пусть их не так уж много, но и основная колода карт немного смущает длинами необходимых для сборов сетов кубиков. И когда это можно всё собрать? Не превратится ли это в затяжной сбор кучи кубиков и простой единовременный сброс всего с последующим новым сбором нового сета?

Все смущения развеиваются при объяснении правил. В основе лежит старый добрый миплплейсмент. С его помощью нам предстоит собирать кубики для своих сетов, брать новые карты-приключения, ну и попутно плести интриги против конкурентов. Поначалу игра кажется даже слишком простой, ведь вроде бы что тут может быть сложного – ну выставляй миплов да собирай с этих действий кубики. Кому-то сразу же везёт и он сразу же отрывается вперёд, кто-то пытается его преследовать, а кто-то, а это именно я, безнадёжно отстаёт. Я как-то сразу махнул рукой на подобную конкуренцию и решил сосредоточиться просто на освоении игры, узнавать те возможности, что дают локации города. И как-то так произошло, что пока все рвались вперёд, я тихой сапой накопил кубики на хорошую карту и одним махом обогнал конкурентов! Пусть это было ненадолго, но игра по треку победных очков началась практически заново. Оказалось, что в Lords of Waterdeep есть неплохой баланс! Если откровенно не тупить и использовать то, что даёт игра, то тогда у всех получится поддерживать неплохой темп набора очков. Чем глубже в игру, тем сильнее мы стали обрастать апгрейдами, стали стараться отталкиваться именно от них, и игра стала открываться ещё больше! Стало приятно вот так отыгрывать ходы пусть с небольшой, но экономией кубиков. Но и все эти маленькие открытия и приятные моменты - это не главное моё впечатление от игры.

Довольно неожиданно для подобной игры с миплплейсментом выскочил ещё один способ взаимодействия игроков. Казалось бы, ну толпимся мы в городе, мешаемся друг другу при расстановке, чем не взаимодействие. Более того, есть даже способ отыграть мипла дважды, зарезервировав последние ходы за собой. Но этого в плане взаимодействия игроков авторам показалось маловато. Есть карты Интриг! При желании можно играть через них довольно активно, и вот тут уже начинается новый вид взаимодействия: отними, пожертвуй, подари, ну и всё в таком духе. Фантазия у авторов при составлении этой колоды разыгралась не на шутку. И очень важно, что почти всегда при розыгрыше карт Интриг есть выбор. К примеру, можно получить что-то для себя, но в этом случае что-то достанется и другим. Или вот просто можно выбрать того, на кого прилетит негатив карты. И розыгрыши этих карт отвлекают нас от перебирания собственных кубиков, заставляют поднимать глаза, выбирать жертву исходя из собственной выгоды, не забывая поглядывать на трек победных очков. Очень неожиданно, что игра работает именно так, очень интересный сплав механик, хотя как-то нехорошо выглядит по отношению к Lords of Waterdeep это словосочетание - «сплав механик», суховато как-то. Ведь в игре из-за того, что постоянно возникают паузы на то, что все отвлекаются от собственной песочницы и начинают общаться, как-то исчезает та самая сухость, присущая многим играм на сбор победных очков. И это ещё я по сеттингу, что называется, «не в теме».

А ведь и правда, как оказалось, у мира Lords of Waterdeep есть какая-то история, какие-то персонажи, какие-то то ли гильдии, то ли ещё что. Я об этом мире не знаю вообще ничего, но знающие люди получают свою, дополнительную порцию игрового удовольствия. У меня же поначалу возникла ассоциация с Плоским Миром, всё же и карта в чём-то похожа на карту Анк-Морпорка, и какие-то то ли лорды, то ли графы… Но эта ассоциация улетучивается на первых же расстановках миплов. Lords of Waterdeep и Плоский Мир совершенно не похожи! И не стоит обманываться, глядя на игровое поле и карты. Общего здесь – ни-че-го. И дело не только в механизмах игры. Плоский Мир гораздо злее, требует гораздо больше расчёта, хитрости и везения. А вот Lords of Waterdeep – это сбор сетов с миплплейсментом и с карточным апгрейдом используемого механизма. И именно поэтому в Lords of Waterdeep можно играть практически в любой компании, разве что желателен средний уровень настольно-английского, а вот Плоский Мир – это игра не для всех, там можно перейти ту грань, за которой уже будут обиды и ссоры. Но я, пожалуй, зря так долго сравниваю эти две игры, ведь я уже сказал, что общего между ними ничего нет, просто иногда можно увидеть отзывы на основе первого визуального впечатления как раз на основе ассоциации с Анк-Морпорком, сам через такой ассоциативный ряд прошёл.

Так что же в итоге, понравились мне Лорды Глубин или нет? Однозначно – да. Пусть даже игра немного затянута, вполне хватило бы партии и на пару раундов меньше, но это интересное взаимодействие из-за карт Интриг компенсирует этот спорный недостаток. Хотя, возможно, это только для меня недостаток, а другим игрокам такая продолжительность – в самый раз, а может даже и мала? Ну что ж, каждому своё. А что касается меня, то я от ещё одной партии в Lords of Waterdeep не откажусь. Приятная несложная игра со своими «фишками». Есть за что зацепиться.



На этом пока всё с Поиграндками #39, но это была только первая часть. Что будет во второй части и почему этот отчёт разделён на два? Да просто не хочется делить субботу и воскресенье на два отдельных порядковых номера. Пусть про воскресенье будет отдельно, но вроде как и вместе. Во второй части я расскажу о СО2, Palaces of Carrara, Last Will, Deus и немного о домашних партиях в Patchwork и Castle Panic. А пока – резюмирую по сегодняшним играм.

At the Gates of Loyang открылся для меня с новой стороны, и эта сторона ничуть не хуже хорошо известного мне соло-режима. Замки безумного короля Людвига по-своему хороши и вдвоём, и втроём, но очень различны для таких составов игроков. Sobek в очередной раз хорошо пошёл на троих, а в Voluspa я в очередной раз выиграл, пусть даже и «на флажке». Lords of Waterdeep неожиданно оказалась несложной, но приятной игрой, со своими «фишками». Так что этот день прошёл более чем удачно, один из лучших игровых дней этого года. Всегда бы так.


P.S. Совсем забыл. У меня же в этот день появилась долгожданная обновка. Уж сколько я ждал, когда появится шанс приобрести Dungeon Raiders по приемлемой цене, как вдруг откуда ни возьмись, выходит отечественная локализация!


2 комментария:

  1. Спасибо за очередной отчет!
    Так и не удалось мне попробовать Лоян. В свое время выбирал одну игру из трилогии Уве. И уже готов был купить/напечатать Лоян, но тут вышла локализация Агриколы, что и перевесило все мои доводы. А Лоян до сих пор "заочно" нравится )
    Все смотрю на Замки безумного короля Людвига, но никак не найду причины для приобретения данной игры ) С одной стороны хочется заиметь в коллекцию чего-нибудь градостроительного, а с другой стороны понимаю, что на сегодня мне достаточно и Замков Бургундии )
    С нетерпением жду отчета о Нейрошима-марафоне!

    P.S. Прости, но уже раз 10-й пытаюсь подтвердить, что я не робот. Это какой-то сплошной пииииииииии! Нельзя ли вернуть текст вместо этих ... картинок?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За робототехнику я не отвечаю, это какая-то системная проблемка. Самое забавное, что у меня в настойках все эти проверки отключены. Попробую запросить решение у блогспота.

      Удалить