пятница, 31 июля 2015 г.

Поиграндки #40 - Дуэльный день: Morels, Theseus, Neuroshima Hex!, Castles of Burgundy, X-Wing


Иногда хочется устроить такой день, чтобы просто поиграть в настольные игры на двоих, но не в узком семейном кругу, а в формате игрулек на нейтральной территории. Почему-то кажется, что в этом случае получится не только много во что сыграть, но и просто посидеть за хорошими играми в режиме дуэли или ужатого кооператива, что очень даже неплохо. Но сразу же хочется сказать, что тезис «сыграть во много чего» не всегда срабатывает, а вот то, что порой играешь в одну партию не один раз – так это есть. Действительно, вдвоём договориться на повторный заход гораздо проще, чем даже в чуть большем составе. Как раз в этот день получилось так, что игр в итоге было не так уж и много, половину так и не достали из сумок, а вот то, что почти во все сыграли не по разу, так это было. Впрочем, это указывает и на качество сегодняшней подборки. Теперь уже позвольте перейти к конкретике.


Morels

Купленные совершенно спонтанно, можно даже сказать – случайно, в уже стародавние времена Сморчки оказались весьма и весьма достойной игрой. Мне даже приятно, что с моей лёгкой подачи ещё на Настолкомании эта игра получила поклонников в русскоязычной среде настольщиков. Ещё более приятно, что у меня в коллекции практически раритетный экземпляр, ведь Morels уже не выпускается, ему на смену пришли Fungi, по сути та же игра, только в немного другой обёртке. Но у меня-то те самые Сморчки! Настоящие, в нестандартной квадратной плоской коробочке, с жетонами палок и сковородок. Очень приятно иметь подобное издание, из подобной гордости у меня есть ещё несколько игр, такие как русские издания карточных Колонизаторов и Города Синей Луны, а также давно снятая с издания Arkadia.

Вам уже, наверное, надоело это отступление непосредственно от игры, мол, пора бы уже сказать, как сейчас воспринимаются Morels. Так вот, после огромной паузы, уже, пожалуй, годовой неигры в Сморчки, они воспринимаются как глоток свежего воздуха после душного офиса. Как же я соскучился по этим прекрасным картинкам, по этому несложному, но не бездумному процессу! Ради этого я даже готов простить Сморчкам постоянное перемещение карт по столу, когда сердце кровью обливается при мысли, что из-за этого начнут истираться рубашки карт. Говорят, что есть какой-то способ размещать карты по кругу, чтобы избежать этого единственного не то чтобы неприятного, а какого-то лишнего процесса в игре. Не знаю, нужно будет изучить этот способ. По крайней мере, в любительских правилах для соло-игры предусмотрено именно такое размещение карт на столе. Но сейчас не об этих способах устранения ничтожного недостатка.

В этот раз я просто впитывал в себя весь тот позитив, что даёт эта игра. Есть что-то особенное, приятное, спокойное в этом грибном сетособирательстве. Я вообще не понимаю, у кого поднялась рука поменять картинки при переходе с Morels на Fungi? А ещё в этот раз я даже выиграл в Сморчки, что для моей сморчковой истории редкость. Правда, выиграл оба раза с преимуществом всего в одно очко, да и то это можно списать на то, что соперник играл в Сморчки впервые. Вообще в Сморчках были такие моменты, что меня итоги игры расстраивали, но это случалось при разгромных поражениях. В остальном же для меня Morels относится к тем играм, где главное совсем не результат, и даже не процесс, а визуальный ряд. Впрочем, и процесс здесь тоже не подкачал, Morels остаётся одной из лучших сетособирательных игр на двоих. Впрочем, на другой состав игроков она и не рассчитана, если не считать вполне даже достойный уже упомянутый мной сегодня соло-режим по любительским правилам.

Заканчивая рассказ про Morels, не могу не сказать, что у меня в ближайшей перспективе знакомство с ещё одним филлером с красивейшими картинками – Arboretum. Посмотрим, сравнятся ли деревца с грибочками?



Theseus: The Dark Orbit

Для меня ассоциации-рекомендации на почве Нейрошимы – это несомненный плюс игре. Именно по этой причине я в последнее время всё чаще посматривал в сторону Тесея, хотя ранее, уже видя его на столе со стороны, был к нему совершенно равнодушен, не впечатлившись полусонной (опять же при взгляде со стороны) динамикой. Но вот всё же настал и мой черёд узнать, что такое  Theseus, и почему это со стороны игроки похожи на подторможенных, но всё же гиков.

По правилам Тесея я пробежал вскользь, больше надеясь на короткий экскурс в стиле Нейрошимы. Но вот это не совсем сработало, всё не так уж и просто, как это есть в Нейрошиме. Если принцип перемещения бойцов между пятью локациями усваивается сразу, то работа с картами на фоне этого уже не так проста, всё же карты надолго на руках не задерживаются, не говоря уже о разных условиях их применения. Некоторые карты мы, как потом оказалось, играли не совсем правильно, а часть карт по незнанию вообще не играли, не понимая их эффективность из-за непонимания свойств. Но это всё в прошлом. Почему-то мне кажется, что посади меня сейчас за Тесея, я тут же всё вспомню, да не просто вспомню, а сразу начну просчитывать игру на несколько ходов вперёд. И вот здесь позвольте мне сделать небольшое лирическое отступление.

Лично у меня фраза «просчитывать на несколько ходов вперёд» немного коробит. Я сажусь за настолку не для того, чтобы высчитать шахматную комбинацию на десять ходов вперёд, мне нужно что-то более короткое в части прогноза, а ещё лучше, если в планы чуть-чуть вмешается Его Величество Рандом. Так вот, Theseus – это игра на расчёты ходов. Но не на какие-то длинные математические выкладки или уже упомянутые шахматные ходы, а именно с точки зрения «если я схожу сюда, то что я сделаю такого, что навредит мне и поможет сопернику?». Правда, чем больше карт мы играем по ходу игры, тем меньше свобода выбора на столе, и серьёзнее тяжесть потерь. И вот в момент осознания этого принципа игры, появляется и осознание того, как нужно здесь играть, к кому повернётся фортуна лицом. А фортуна просто так крутиться не собирается. Ведь выиграет здесь тот, кто планомерно, из хода в ход будет загонять соперника в расставленные ловушки. И чем лучше по ходу игры будет сплетена паутина, чем выше шансы на успех, ну или ниже шансы на провал, кому что ближе.

Перехожу к выводам по Theseus. Так вот, главный вывод – это игра не для одной партии. Первая партия будет ознакомительная, это будет просто знакомство с основными принципами игры, со свойствами и способностями фракций. Во второй уже начнёт вырисовываться тактика, а у кого-то даже и стратегия на партию. Вот если хватит терпения и желания разложить вторую партию, то к Тесею начнёшь относиться как к серьёзной игре, где во главу угла поставлены расчёты и ловушки. Короче, Theseus, как мне показалось, игра из той категории, что раскрываются не просто не сразу, а может быть даже через довольно долгий промежуток времени. Опыт, опыт и ещё раз опыт – и тогда с большой долей вероятности Theseus надолго пропишется в вашей игровой компании.

Ну и в завершении не могу не упомянуть ту игру, с которой начал сегодняшний небольшой рассказ о Theseus. Это я о Нейрошиме. Так есть ли между этими играми сходство? Игры слишком не похожи, но по чисто игровым ощущениям что-то есть неуловимо похожее. То ли это из-за относительно редких атак, которые происходят по всем локациям-полю или по желанию игрока, или по накоплению бойцов в одном месте. То ли это из-за тактики создания ловушек, которыми нужно как можно серьёзнее ограничить свободу сопернику. То ли это просто из-за сбрасывания карт, что аналогично сбрасыванию гексов в Нейрошиме. А может быть, что-то ещё? Не знаю точно, но мы сошлись на мнении, что что-то от Нейрошимы здесь есть. И то, что автор у этих игр один – Michal Oracz, здесь совсем не при чём. Другое здесь что-то. Что именно? Это что-то - неуловимо.



Neuroshima Hex!

Коль уж Theseus вызвал ассоциации с Нейрошимой, то по горячим следам перешли к этой занимательной гексоукладке. И совсем не ожидали, что игра превратится в эдакий мини-марафон. Почему марафон? Дело в том, что в моей коробке лежат десять армий Neuroshima Hex! 3.0, и как-то так получилось, что слово за слово, и получились пять партий с использованием всех имеющихся в наличии десяти мешочков с гексами. Теперь просто похвастаюсь сыгранными партиями, может быть даже вспомню, чем они закончились. К сожалению, о статистике я совсем не задумываюсь, сейчас вот возникла мысль, что нужно сделать что-то вроде турнирной таблицы на все фракции и собирать число побед и поражений для различных сочетаний. Но давайте уже перейду к первой партии.

Партия №1 - кошмар дальтоника. Неоджунгли против Шарраша. Цветовое различие между этими армиями невелико, но на поле привыкаешь к своим-чужим быстро, так что проблем в этом плане я не почувствовал, да и не до этого было. Итак, Шарраш против Неоджунглей. Понятно, что задача Шарраша – не дать джунглям разрастись и по полной использовать своих невероятно сильных бойцов, а Неоджунглям же – нужно успеть разрастись так, чтобы подключенные модули подняли инициативу и уроны с атак на недосягаемый для противника уровень, ну и не повредит обложиться медицинскими модулями. В этот раз больше повезло Шаррашу. После одной из атак на поле вообще оставались жалкие ошмётки от джунглей, это восстановлению не подлежало. Не разгромно, но Неоджунгли проиграли.


Ключевой момент: от джунглей ничего не осталось 
Партия №2 – новое испытание для дальтоников. Борго против Нью-Йорка. Здесь уже играем оттенками синего. Но и это не единственное, что есть между этими армиями похожего. Мне вообще они кажутся во многом похожими, обе заточены на то, чтобы хорошо выставить убойных бойцов и как можно дольше продержать их на поле. Для синих это – трёхуронные сеточники, а для Нью-Йорка – ракетчики. В этот раз больше преуспели нью-йоркцы. Удачно забившись базой в угол, им оставалось только накидывать сопернику больше, чем прилетало себе, а для этого  - атака за атакой, пробивание прямой линии стрельбы к базе, ну и со всеми вытекающими… Редкий случай, когда у Борго совсем не получалось оказывать достойное сопротивление.


Партия №3 – красота, как она есть! Белый Смарт против красного Молоха. Чёрт побери, как красиво выглядит это на поле. Настолько красиво, что я не помню, кто победил. Но было не только красиво, но и интересно. Помню, что игра была довольно равной, до баз мало что долетало, больше играли в какие-то размены, чтобы расчистить позиции, но сразу же успевали закрываться, так что базы оставались в неприкосновенности. Хорошая партия, много тактики, зависимость от выхода удачных гексов была практически исключена. Пожалуй, это одно из лучших сочетаний для дуэли, нужно будет специально поиграть этой парой.


Партия №4 – классика. Гегемония против Аутпоста. Здесь «жёлтые» просто задавили «зелёных», такое избиение ещё поискать. Мне кажется, что лучшая тактика для Гегемонии – это играть так, как будто бы играешь Неоджунглями. Просто заполони всё поле, не давай сопернику выдохнуть, и ты просто всех затопчешь. Но здесь много зависит от выхода гексов. В этот раз Гегемонии просто невероятно везло. После одного боя вообще на поле осталось десять «жёлтых» гексов, не считая базы, и всего одна «зелёная» база. Ну и какие шансы были у Аутпоста? Мягко говоря, ничтожные. Не день «зелёных».



Партия №5 – дежа-вю. Почему дежа-вю? Да просто мы совсем недавно играли в таком сочетании: Уранополис против Вегаса. Помнится, тогда Вегасу здорово не повезло. В это же раз наоборот – везение с самого начала было на стороне именно Вегаса. Дело в том, что с первых же ходов Вегас выставляет малоинициативных, но убойных стрелков против  малоподвижной базы Уранополиса и – бац, бац - задел для победы сделан. Дальше дела пошли не менее хорошо, да так хорошо, что Вегас набрался наглости и вылез от стенки в поле, чтобы перекупать редких выживающих на поле бойцов Уранополиса. И это ещё не выходили «денежные» модули Вегаса! Они появились в самом конце, чтобы подвести черту под этой партией. Так что это противостояние выровняло счёт в партиях между этими двумя армиями – на прошлый разгром Вегас ответил не менее разгромным результатом. Тем не менее, мне с каждым разом всё больше кажется, что очень странная рекомендация по установке базы Уранополиса в центре поля имеет право на жизнь. Просто в этот раз Вегасу ну очень повезло, такая последовательность выхода гексов вряд ли когда-нибудь повторится.


На этом всё про нейрошима-марафон. Мне понравился такой формат. Можно было бы добавить в него смену сторон, то есть играть по две партии на каждом сочетании армий, но тогда не факт, что не надоест играть раньше, чем закончатся пары в мешочке с жетонами фракций. И ещё мне нужно приобрести армию Миссисипи, а то какая-то коллекция «под трёшку» неполная. Но вот как получить бы ещё и «чёрный» Судный День? Будем надеяться, что Portal Games разродится отдельной коробочкой с этой армией.

Castles of Burgundy

Вот от чего я никогда не откажусь! Замки Бургундии мне нравятся в любом составе игроков, а вдвоём в эту игру я уже давно не играл. Всё же есть что-то особенное в игре в разных составах в эту игру. Вчетвером радует широкий выбор тайлов, а вот вдвоём на первое место встаёт необходимость так построить тактику, чтобы и перехватить нужное чуть раньше соперника, но и не увлечься, не закопаться – уж очень ценен здесь не то что каждый ход, а даже каждое действие внутри хода. Вот и стоишь перед выбором - или пораньше отхватить замки для дополнительного хода, или иметь побольше водных тайлов.

Я не буду слишком уж подробно описывать то, что происходило в этот раз на полях Бургундии. Из особенностей можно выделить разве что то, что мой соперник очень часто пытался увести у меня из-под носа нужные мне тайлы, уж не знаю, с пользой ли для себя. А вот я если и забирал что-то нужное ему, то это в первую очередь ради собственной выгоды, а не для того, чтобы перебежать дорогу. В итоге игра оказалась очень напряженной, так что мы к концу набрали какое-то позорное число очков: 167-162. До привычных двух сотен – как до солнца. Вот такие мы «перебежчики», в смысле, друг у друга тайлы так уводили.

Вообще мне в Замки Бургундии почти всегда везёт, часто выигрываю. К тому же в этот раз я играл чёрной фишкой, а мне в последнее время на этот цвет везёт. Однако причина моего выигрыша, конечно же, не в этом. В этот раз я выиграл, по сути, по «жёлтым» финальным бонусам. Ну получалось у меня под них собирать тайлы! Даже с учётом того, что часто их у меня уводили из-под носа, в этот раз, что называется, попёрло. При относительно скудном выборе тайлов в игре на двоих, на поле выходили именно нужные мне здания в достаточном количестве. Если бы не это, то даже не знаю, как бы игра закончилась. Ведь соперник в это раз сделал то, что я раньше ещё не встречал – набрал целые поля овец и свиней! Я почти никогда не играю на животных, хотя часто вижу, что «свиньи рулят», но в этот раз я увидел, как с животных можно наштамповать приличное количество очков. Правда, я сам позволил сопернику заниматься этим сельским хозяйством, поднажал на перехват «жёлтых» бонусов, посчитав, что лучше от этого получать пользу себе, чем приобретать малополезных для меня животных, пусть даже во вред противнику. Как я уже сказал, животные - не моя тактика, по крайней мере, не в этот раз.

По результатам этой партии можно было сколь угодно долго рассуждать на тему «а вот если бы я, а вот если бы ты», пересчитывать очки на случай иного развития событий, но всегда в процессе таких обсуждений своих действий вырисовывается, что и соперник сыграл бы чуть по иному, и тоже не упустил бы своей выгоды. Всё же баланс в Замках Бургундии удивительный! Ещё и реиграбельность замечательная. Всё же игра уж очень хороша, положительные впечатления получаешь и когда выигрываешь, и когда для победы чего-то не хватает. Играть – не переиграть.

Мой удел. Как обычно, смог закрыть все "коричневые".

Обратите внимание на сельхозугодья - узкая специализация.


Star Wars: X-Wing Miniatures Game

Наконец-таки я приобщился к X-Wing! Прошлым летом я постоянно видел со стороны подготовку к очередному турниру, но сам как-то всё мимо. Тогда мне казалось, что игра довольно динамична, интересна и при этом несложна. Однако, как оказалось, очень важны в этой игре привычка и опыт. Опытные игроки как-то автоматически раскидывают все эти «стрессы», быстренько рассчитывают число кубов и подсчитывают результаты бросков. Нам же, далеко не асам в этих полётах,  разложившим базовый набор под конец дня, было до этого темпа ой как далеко! Возились мы относительно долго, что-то забывали, что-то путали, к тому же нас поджимало время, из библиотеки нас уже должны были попросить на выход. И в этот раз был не тот случай, когда можно было бы ускориться.

Если говорить в целом об игре с точки зрения первого личного захода, то, как мне кажется, здесь, как и во многих играх от FFG, очень много значит эффективный отыгрыш спецсвойств-абилок. Часто на поле такая ситуация, что играешь именно на абилках, совершенно задвигая обычные действия. Если будешь помнить то, что умеет данный конкретный корабль на поле, и умеешь это грамотно применять – половина дела сделана. Вторая же половина успеха зависит от кубиков. Опять же, из-за применения спецсвойств порой можно вообще кубы не кидать, и так всё ясно, но всё же кубы, как и в любой FFGшной игре, значат довольно много. Дружишь сегодня с кубиками – и в пустяковой ситуации тебе повезёт, но если не твой день – хоть ты вывернись, будешь только красиво маневрировать, не нанося урона сопернику.

Я не буду больше разводить здесь воду, скажу лишь, что от игры ожидал немного большего, но опять повторюсь – в таких играх успех и впечатления напрямую зависят от наличия опыта игры, к тому же я отдаю себе отчёт, что игра в базовую затравку - это игра для подсадки на подобные игры, вставшие на «коллекционный» путь. Я не знаю, когда у меня в следующий раз получится сыграть в X-Wing, но в целях накопления опыта не откажусь. Глядишь, эдак потихоньку-потихоньку, и когда всем X-Wing уже надоест, и я получу достаточно опыта для быстрой и более динамичной игры. Ведь игра и вправду хорошая, вот только к турнирным уровням меня как-то не тянет.



На этом позвольте об этом дуэльном дне закончить. В этот раз я отдышался в грибном лесу с Morels, познакомился с повёрнутым на 90 градусов относительно Нейрошимы Theseus: The Dark Orbit, пробежал мини-марафон в Neuroshima Hex!, в очередной раз насладился Замками Бургундии, ну и немного полетал в X-Wing, пусть даже немного заторможенно.

День удался. И знаете, мне как-то хватило этого дня в плане игры на двоих. А ведь набрал я игр с собой прилично! Может даже и хорошо, что мы предпочли сыграть в игры не по одному разу, чем стали бы доставать коробки одну за другой. Такой ритм меня устраивает. Что же касается других игрушек на двоих не в домашнем формате, так я надеюсь, это было не в последний раз, как-нибудь нужно будет повторить.

Вот это брал с собой в этот раз
В самом конце позвольте мне сказать вот ещё о чём. В последнее время мне как-то тяжеловато пишется. Наверное, трудовые будни, заставляющие на рабочем месте писать документы сухим чиновничьим языком, стали сказываться на моих пальцах, бегающих по клавиатуре. Мне очень трудно вот так вот вечерком сесть и начать писать отчёт или обзор, но если начинаю, то просто наслаждаюсь этим, это вам не «администрация городского округа, рассмотрев ваше обращение, сообщает следующее». Вот только мне кажется, что что-то идёт не так, я много корректирую, и всё равно что-то не то, чего-то не хватает. Простите за это сотрясание воздуха, просто мне нужно было это написать. Где, как не здесь?

А знаете, что самое неожиданное в моём новом ритме? Я думал, что тем для написания не будет вообще. Я давно не ходил на игрульки, так что всё шло к тому, что и Поиграндки станут редкими. Я давно не заказывал ничего нового, такого, о чём можно написать как о новинке, хотя список на Филибере собран уже давно, в том числе с новинками, и только ждёт последнего решения. Но так получилось, что в голове возникли сразу две темы, не имеющие отношения к игровым отчётам! Анонсировать не буду, чтобы не сглазить. Как же хочется, чтобы у меня случился какой-нибудь эпистолярно-графоманский приступ, и я в кратчайшие сроки выдал эти темы на гора, но не в ущерб качеству. Нужно поработать над собой, а то всё отчёты да отчёты. Пора разбавлять.

P.S. На картинке ниже. В любой игре - шикарный выброс. Но в Замках Бургундии - далеко не всегда.







4 комментария:

  1. И все же в замках(Бургундии). оч. важно, на первых порах особенно, держать лидерство первого-второго ходов. Где-то к раунду 3-му, это становится не так актуально(модификации всякие, серебро и т.д.) Но по началу борьба за корабли у нас не шуточная. Я к тому, что баланс хорош, конечно, но перекос определенный все же есть(имхо, конечно же) :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я всё же думаю, что право первого хода не очень важно. В свою первую партию в Замки я постоянно играл вторым, и выиграл против очень сильного соперника. По мне, так здесь нужно поймать тот момент, когда не нужно распыляться, а играть на том, что сразу хорошо пошло.

      Удалить
  2. Да, работа она такая, мешает любимому хобби, зараза. Вот и приходится по ночам писать.
    Дамаешь, зачем это надо, но как сыграешь во что новое, так рука сама тянется поделиться мыслями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не хочу бросать хотя бы для того, чтобы мозг не скис среди кабинетных бумажек. И если будет получаться неплохо, значит будет не всё потеряно, не превращусь в бумажного червя. :)

      Удалить