вторник, 16 сентября 2014 г.

ПоиГрАндки 14-09-14 Игрокон


Осенний Игрокон – 2014! Что тут ещё скажешь?


В субботу мне удалось заскочить только на часок, с 11-ти до 12-ти. К сожалению, во второй половине дня у меня получилось доехать только до подъезда к ЦДХ, но дальше просочиться было нереально, что уж говорить о месте для парковки. А вот в воскресенье я провел на Игроконе все 9 часов, от начала и до конца!

Перед тем как перейти к сыгранному, не могу не сказать несколько слов об увиденном на Игроконе. Пожалуй, главное отличие от предыдущих подобных мероприятий – это огромный шаг вперёд в плане организации пространства. Необычная планировка третьего этажа ЦДХ позволила выделить три больших пространства, да и относительно узкие места оказались не такими уж и узкими. Почти всё было заставлено столами и, о чудо, найти освобождающийся столик, побродив минут десять и подловив момент, когда кто-то уже наигрался, было хоть и трудно, но вполне реально. Пожалуй, претензии могут высказать только вархаммеровцы да ролевики, у которых было совсем немного места, да и оказались они между детской зоной и кки-шной. Мне поначалу показалось совсем уж замечательным, что независимым авторам были выделены аж шесть столов в месте, которое казалось относительно спокойным. Но это только казалось! По факту же соседство с залом, где проводились турниры, было довольно шумным. А ведь авторам нужно постоянно рассказывать и объяснять, и часто шум от весьма активных организаторов турниров доставал. Ещё говорили, что в субботу было душновато, но про воскресенье я этого сказать не могу, разве что уже в самом конце дня воздуха стало меньше.  Можно сказать, что с выбором помещения в этот раз угадали, да и в целом динамика в плане организации не может не радовать. Верной дорогой идёте, товарищи! Теперь к играм.


Признаюсь, что с недавних пор я испытываю  всё возрастающий интерес к авторским разработкам. Начиналось всё с Munivers de Paris Павла Медведева (кстати, он на фото выше, на заднем плане), а за Ардайро Юры Журавлёва я просидел, если не ошибаюсь, целых три недели. Да и что лукавить, ведь я считаю, что именно эти шесть столов за табличкой «Авторские игры» - самое интересное, что есть на Игроконе для таких посетителей как я. Всё то изобилие, расставленное на стеллажах и разложенное на столах, уже давно приелось и интересует больше новообращённых и случайных гостей. Если внимательно посмотреть на то, во что наиболее часто играют, то это давно проверенный временем набор: Колонизаторы, Доминион, Диксит, Свинтус и т.п. С детишками играют в незнакомые мне игрушки из небольших красочных коробочек. Очень редко на столах можно было увидеть, к примеру, Ужас Аркхэма, Спартакус, Плоский Мир. Так что среди этого изобилия игр, что было вокруг, действительно интересными для меня были считанные единицы, которые можно было бы пересчитать по пальцам одной руки. Это или что-то действительно новое, или, что более вероятно, было когда-то мной пропущено. Именно по этой причине я в субботу проторчал половину из проведённого часа возле авторской зоны, а в воскресенье первым делом устремился именно туда. И сразу напросился поиграть в игру, которая мне бросилась в глаза днём ранее.

СОН (Спастись от Наваждения)

Игра привлекала необычным многоэтажным колесом с кучей делений, многочисленными компонентами возле поля и колодами карт. В качестве проводника в мир СОН был автор игры Вадим Лобов. Он очень старательно рассказал нам правила игры, стараясь не отрываться от сюжета, и терпеливо отвечал на многочисленные вопросы, которыми мы засыпали его в процессе, за что ему огромное спасибо. Поначалу Вадим обещал нам относительно быструю игру в жанре америтреш, где нам, четверым игрокам, предстояло подняться из Пустоши через Лес в Город, где в Библиотеке лежит некий Артефакт. Взять Артефакт мог только один из нас, но игра на этом не должна была закончиться. После этого кто-то один должен вынести сей Артефакт из этого Города в Мире грёз, причём необязательно эти счастливчиком должен был бы быть его первообладатель. Это не кооператив, здесь каждый сам за себя, победит только один игрок. Кстати, если никто не выполнит задачу за 12 часов-раундов, то проигрывают все. Что ещё? У каждого из игроков есть своя персональная уникальная колода. На картах много всего интересного – они играются и по одиночному эффекту, и используются в боях, и, что самое замечательное, из них можно составлять комбинации. В каждой колоде есть некий уклон в свою тактику, останавливаться здесь на этом не буду, дождёмся окончательной редакции игры, её выхода в свет, на что я очень надеюсь. В конце раунда происходит смещение уровней относительно друг друга, причём связи между уровнями устроены так, что просто перейти на соседний уровень зачастую невозможно – зубья переходов могут не совпасть, и перехода наверх или вниз вблизи фишки-героя может просто не оказаться. Ещё в конце часа-раунда на поле плодятся всякие монстры и происходит какое-то событие, это похоже на карты Мифа в Ужасе Аркхэма или Eldritch Horror.

Что по самому процессу? Хотя Вадим обещал нам полуторачасовую партию, мы устроили настоящее «мясо» на четыре часа! Вадим сидел и просто поражался нам. Мы так увлеклись взаимодействием друг с другом, так нам понравилось играть комбы и реакции друг на друга, провоцировать столкновения и самим ввязываться в бои, что до Артефакта один из нас дошёл ближе к концу, на часе-раунде восьмом, если не на девятом. Игра постоянно велась по принципу «все против одного», и этот "один" менялся по ходу игры. Для такого взаимодействия годились все средства – игроки отбрасывались в неприятные локации, в их локации сдвигались монстры, а когда и это не помогало – вперёд, врукопашную! В какой-то момент мне даже показалось, что убери от нас поле, мы и так разберёмся, без поля, на колодах. Но ведь игра-то не в этом! Короче, мы проиграли, все вчетвером проиграли игре СОН. К концу партии поле было переполнено монстрами, и каждый из нас как минимум по разу уже был воскрешён. Вы удивлены этому слову? Это тоже потрясающий момент в игре. Как говорилось в одной старой истории: «Смертью жизнь не заканчивается». И вот здесь падение уровня НР до нуля приводит всего лишь к потере всего, что нажито непосильным трудом, воскрешении на нижнем уровне в одной из локаций Пустоши, да ещё и с приличным уровнем того самого НР. В общем, побитый игрок легко возвращается в игру и может не только попортить кровь другим игрокам, но и выиграть.

Пожалуй, мне не стоит раскрывать все стороны игры СОН, тем более что авторы всё ещё продолжают работу над ней, впереди немалая работа не только по процессу, но и в части графики и удобства восприятия многочисленных локаций игры. На мой взгляд, пока игра на той интересной стадии, что присуща многим разработкам, когда авторы вложили в своё детище много всего, и часть из этого нужно или шлифовать, или отрезать. Предстоит самое сложное и неприятное для авторов – резать «по живому», некоторые части нужно упрощать, чтобы не перегружать весь процесс. Свои замечания и предложения я отправлю авторам отдельно, а там уж если хоть что-то пригодится, буду только рад. Но и без того видно, что работа проделана огромная. Игра просто замечательная, но уровень её хардкорный, явно не для всех. Я бы поставил её в один ряд с такими монстрами, как Ужас Аркхэма с парой-тройкой допов, или с каким-нибудь суровым декбилдингом, или навороченным данжнкраулером, даже не знаю, какие ещё аналогии поискать. Хардкорный хардкор, но играбельный. И думаю, что при опыте игры время партии будет составлять час-полтора, максимум два часа в партии на четверых – обычное время для игр подобного уровня. И ещё хотелось бы отметить, что СОН занимает не так много места для игры такого уровня сложности.

Как резюме: авторам - удачи! Ведь есть, чем удивить.



Немного отойдя от авторского хардкора, мне удалось пообщаться с несколькими видными деятелями настольного сообщества. Да и вообще за всё время, проведённое на Игроконе, постоянно встречались знакомые лица, как хорошо знакомые, так и те, с кем доводилось встречаться за какой-нибудь игрой всего разок. За последние полгода-год мой круг общения в обществе настольщиков значительно расширился, может быть именно поэтому этот Игрокон мне понравился. Ведь главное на таких мероприятиях – это именно общение, где мы заряжаем друг друга позитивом!


После общения, примерно минут за десять удалось найти освобождающийся столик, и на столе оказалась неожиданная локализация от Мира Хобби одной новинки прошлогоднего Эссена. Думаю, многие не ожидали такого темпа локализации.

Русские железные дороги

Перед небольшим описанием впечатлений хочется рассказать вот что. Когда играешь в какую-то нетипичную для подобного мероприятия игру, нужно быть готовым к тому, что каждые пять минут вам придётся отвлекаться для ответа на вопрос: «Это что за игра?». Так как раскладка игры заняла почти весь стол и места для коробки непосредственно на столе не было, то приходилось поднимать коробку со стула, чтобы показать название. Один из спрашивающих нас, это был мужчина, так отреагировал на название, расплывшись в улыбке: «РЖД?» Конечно, РЖД! J

Итак, какие впечатления от игры? Как я уже сказал, игра занимает довольно много места. В отдельности центральное поле и планшеты игроков не так уж велики, но если всё это выложить на стол, да ещё выложить ряд паровозов, ряд бонусных тайлов, плюс монеты, плюс две маленькие колоды… Много места требуется, игроконовский стол был в аккурат для партии на двоих, а будь нас четверо, даже не знаю, как бы мы вписались. Раскладка требует времени, а что же касается объяснений, то хорошо, что Дмитрий их уже прочитал перед этой первой партией, и потому вместо чтения довольно толстого буклета мы обошлись объяснением, но и на это ушло много времени. Однако такая долгая подготовка стоила того! Игра мне понравилась. Вроде бы обычное евро, никаких кардинальных открытий не несёт, но всё это так хорошо собрано в один котёл, что игра играется как хорошее добротное евро. Я даже не знаю, с чем сравнить. Кажется, что таких игр выпускается ежегодно в большом количестве. Но почти всё это – одноразовые сухари, достаточно иметь дома одну-две подобные игры, и план по заполнению коллекции выполнен. Понятно, что в моей коллекции евроигр достаточно, и уже давным-давно хватит покупать новое в этом жанре, но вот РЖД меня заинтересовали, я даже задумался о покупке. Зацепило, одним словом. Возможно, причина этого – куча мест на игровом поле, куда можно навыставлять своих миплов. И в то же время – дефицит этих самых мест. Всегда думаешь над тем - сразу влезть на нужное поле, или чуть подождать, но с большой вероятностью упустить желанное место.

Зацепило-то зацепило, но кое-какие замечания есть. Если к долгой раскладке можно привыкнуть, то вот что касается пары других моментов, не сказать об этом я не могу. Во-первых, есть замечание к направлению цветов рельсов на планшете – это изображение противоположно реальной последовательности на треках. Логике это не поддаётся. В остальном же символика понятна. Во-вторых, набор ПО здесь идёт всего по трём позициям, но складывается ощущение, что эти способы как-то разбросаны по планшету и хаотично перемешаны с остальными плюшками. Да и сам накопительный подсчёт с разделением внутри трека в зависимости от цвета рельс – странная штука. Гораздо интереснее просто двигаться по треку и получать плюшки, а ПО получались бы как-то по-другому, проще. Если продолжать говорить о претензиях к подсчёту ПО, то здесь с самого начала пугают маркеры кратности с номиналом аж «400»! Я не очень люблю такие многоочковые игры, мне всегда казалось, что в них побеждает тот, кто всего раз за партию получит много-много ПО. В это раз примерно так и получилось. Мы шли довольно ровно до последнего, шестого раунда. И вдруг Дмитрий проворачивает какую-то хитрую комбу и получает больше ПО, чем за все предыдущие пять раундов. Жестковато для игры на победные очки. Тем не менее, как я уже сказал, игра зацепила, задумался о приобретении. Кстати, при кажущейся языконезависимости планшеты игроков имеют названия городов на русском языке. Если это сделано уже в процессе локализации, то такой подход очень приятен.


После этой новинки от Мира Хобби мне захотелось сыграть в одну новинку от Звезды, по которой информация идёт крайне противоречивая. Но пришлось подождать, пока коробка освободится, и я решил восполнить пробел в собственном игровом опыте.

Цуро

Я люблю подобные абстрактные игры. Но как-то так совпало, что я не то чтобы пропустил эту игру, а во время выхода именно русской версии Цуро мне вдруг совсем не хотелось знакомиться с очередным абстрактом. Признаюсь, я был не прав, что пропустил такую игру. Эта игра мне открылась с неожиданной стороны. Цуро – это игра-медитация, игра-спокойствие, игра-дзен. Не так уж и важно, выиграл я или проиграл, ведь главное – мой мозг одновременно и работал, и отдыхал. Потрясающе! Какое Токайдо? Какой Маленький Принц? Какое Камисадо? Цуро по своему равновесию и медитативности кладёт на лопатки любую другую игру. Может быть, мне нужно было в этот день усесться на мастер-класс по Го? Благо на этом Игроконе были и такие столики. Нужно будет прикупить Цуро в коллекцию, причём мне, как и в случае с запланированными к покупке Замками Бургундии, абсолютно всё равно, как часто я буду находить партнёров на эту игру.


Но вот наконец удалось взять спорную новинку от Звезды. Кто-то отзывался о ней хорошо, кто-то категорически не принял. Причём, не скрою, у меня есть мнение относительно мнений отдельных настольщиков – если такой человек ругает игру, то, как в одном известном фильме: «Значит хорошие сапоги, надо брать». И именно по причине этой приметы я ждал, что игра мне ну очень понравится.

Игнис

Примета не сработала. Причём очень не сработала. Я вообще не понял, в чём смысл этой игры. Да что там смысл, в чём здесь процесс? И зачем на камнях сторона Воздуха? Так что, уж извините меня сегодня за цитаты: «О чём этот фильм? Да ни о чём!» Хорошо, что не купил вслепую, было бы страшное разочарование. Простите за прямоту, но после 4 часов в СОН, полутора часов в РЖД и 20 минут в Цуро - и сыграть пару раскладов в Игнис – это потерянные минуты жизни. Полное беспросветное разочарование.


Ну уж коль мы ударили по играм от Звезды, то на последние полтора часа перед нами был выбор: Эльфийский замок, Плоский мир, Терра Мистика. Как вы думаете, что мы выбрали? Повторюсь, до 20-00 оставалось уже меньше полутора часов.

Терра Мистика

Почему бы и не Терра Мистика? Я, к своему стыду, так и не играл в неё. Сначала, при выходе игры ждал пока «пена осядет», потом как-то не получалось оказаться за столом с разложенной игрой, а потом вообще решил отложить знакомство до выхода русской версии. Правда, что там локализовывать? Только коробку, название расы на планшете и правила игры? Всё остальное – символика, причём, по моему мнению, одна из самых удачных символик, которые я встречал в настольных играх.

Так как правила я не знал, нужно было объяснить мне их, да так, чтобы уложиться в полтора часа и объяснением, и игрой. И вот в этом плане игра, при всей своей тяжести, в смысле веса коробки, объясняется невероятно просто. Лучшие два слова для такого объяснения – «интуитивно понятно». Есть почти десяток действий, но всё элементарно. Как я уже сказал, на игровом поле и планшетах символы понимаются с полувзгляда. Игра идёт довольно быстро, так что наша партия «Гиганты против Полуросликов» прошла менее чем за час, это уже после объяснений правил. И это при том, что я играл в первый раз! Проиграл, конечно, но сам факт того, что этот «обувной ящик» так быстро раскладывается, объясняется и играется, уже что-то значит.

Что по самой игре? Я ожидал многого. Всё же «Игра года где-то там», «Самая играемая по рейтингу чего-то там» и всё такое. Здесь именно тот момент, когда завышенные ожидания не оправдались. Конечно, трудно судить по одной быстрой партии, да ещё сыграв Гигантами с их терраформингом «всегда за две лопаты». В чём же причина моих неоправданных ожиданий? Наверное, я хотел слишком многого. Я думал, что здесь в борьбе за территорию будут конфликты, захваты и тому подобные дела на карте. Как бы не так! Выгнать с уже занятой территории не получится: "Кто первый встал - того и тапки". Более того, как оказалось, здесь соседство идёт только на пользу – строиться рядом с соседом выходит дешевле.  Я ждал каких-то масштабных развитых территорий, по факту же - от силы два небольших города с одинаковыми типами зданий, причём эффект от этих зданий не зависит от соседства друг с другом и типа местности. Что ещё? Может быть, ещё стоит придраться к тому, что мест, где можно взять дефицитные деньги, почти нет. Но самое главное – вообще не понятно, откуда берутся победные очки. Это ж еврогейм на ПО, но что-то как-то с ПО здесь беда. Хотя, возможно, мне стоит почитать правила, чтобы понять, за что и почему возникают победные очки. Или есть памятка, а я её не взял? Наверное, вы уже думаете, что игра мне не понравилась. Нет, такого точно нет. Но вот мои ожидания такое знакомство серьёзно подправило. Будет возможность, сыграю ещё обязательно, уже без цейтнота, и усвоив правила подсчёта ПО. Пока же отношение нейтральное с чуть заметным уклоном в положительную сторону.

Ещё я подумал, что в моей голове при виде Терра Мистика всплыли воспоминания о последней шикарной партии в Romolo o Remo?. Вот уж где был конфликт, вот где развитие городов! Наверное, это тоже одна из причин, по которой я ждал от Терра Мистика что-то подобного. Но это совершенно разные игры! Терра Мистика в сравнении с «ромоловским» контролем территории, его кризис-менеджментом, торговлей, развитием и той дипломатией – просто ваниль. Так что сейчас мне захотелось в самое ближайшее время повторить встречу на полях Romolo o Remo?, а вот что касается Терра Мистика – уж как получится. Неожиданные выводы даже для самого себя: Romolo o Remo? vs Терра Мистика. Что у меня в голове творится?


Вот как-то так с Осенним Игроконом – 2014. Не думал, что доведётся сыграть в пять игр, причём все пять – новые для меня. Так ведь ещё и пообщаться успел! Я уже говорил, что общение – это главное на подобных мероприятиях? Вроде бы говорил, но повторить не повредит.

В конце хочется сказать всем, с кем удалось увидеться: мне было очень приятно вас всех увидеть, такие встречи всегда наполнены позитивом. А когда тебя узнают те, с кем пересекался когда-то давным-давно и всего-то разок – это непередаваемое чувство, чертовски приятно! Тем же, кто в этот раз не пришёл или не попал на Игрокон, хочу сказать только одно:

До встречи на следующем Игроконе!


P.S. Не знал, куда вставить в текст эту картинку. Пусть будет здесь. Забавно получилось. J




2 комментария: