понедельник, 1 сентября 2014 г.

ПоиГрАндки 30-08-14: Castles of Burgundy, Ginkgopolis, Troyes, Air King, Восьмиминутная Империя


Это был день еврогеймов! Три довольно известные игры, сыгранные на двоих, причём подряд, практически без пауз. А закончили игровой день парочкой филлеров. Теперь по порядку.

Castles of Burgundy. В пик восхищения Замками Бургундии, случившийся пару лет назад, мне сыграть в них не довелось. Помню, в то время говорили об этой игре как о чём-то таком «эххх, какая игра». Мол, и там подумать, и всесторонняя, и вообще всё отлично, но уровень сложности выше среднего. Меня все эти уровни сложности вообще как-то мало интересуют, была бы игрушка интересная, так что желание попробовать Замки было всегда. А тут вдруг вот так, неожиданно, без предупреждения, Дмитрий взял и принёс эти самые Замки. Естественно, мне тут же захотелось начать игровой день с этого приятного сюрприза. К тому же хозяин игры высказал мнение, что на двоих игра играется очень даже неплохо. Но меня в тот момент это вообще не интересовало, к тому же я услышал знакомое имя – Фельд. Нет, никаких других игр, только Замки Бургундии! И стоит сказать, что игра оправдала мои ожидания, если не превзошла их.

Но для начала мне пришлось прослушать экскурс в правила, которые, глядя на буклет, казались довольно простыми. Да, правила несложные, схватываются налету, но складывается ощущение, что написано меньше, чем я прослушал. Следовательно, «воды» в тексте правил нет. Начинаем играть. И сразу стоит отметить, что периода, когда в начале новой для тебя игры ты просто не знаешь, что нужно делать, почти нет. Этому способствуют, как ни странно, кубики. Выпавшие числа не то чтобы ограничивают возможности, а временно отсекают часть вариантов развития. В итоге, зацепившись в начале за пару ниточек, стараешься удержать именно их, но не забывая посматривать на поместье соседа. А уж когда, что называется, поймаешь свою игру, то тут уже ожидаешь нужный результат на кубике и просто отрабатываешь задуманное. Не выпадает кубик – ну что ж, будем придумывать, как исправить ситуацию или пойдём по запасному варианту. Знаете, мне Замки Бургундии напомнили, как ни странно, Le Havre. Здесь так же, как и там, не нужно распыляться на всё, что видишь, а нужно вовремя выбрать один-два пути развития, но в Замках, в отличие от Гавра, эти пути не обязательно будут тянуться до конца партии, и в момент завершения одной задумки просто переключаешься на новую территорию, ну и так далее.

Не знаю, то ли мне везёт на фельдовские игры, или это случайность, но я выиграл, причём выиграл как-то, уж извините про очередное сравнение, «по-гавровски». То есть, где-то в середине партии я, сам того не ожидая, резко ускорился и убежал вперёд, то есть довольно точно поймал момент для спурта. А может просто повезло на кубиках-тайликах. Но ведь выиграл! Между прочим, играл я почти всю игру «вторым номером», только на втором раунде удалось побыть первым игроком по фирменному фельдовскому треку, но потом – только второй. И ничего, хоть и уводили у меня из-под носа желанные гексики, но всё сложилось удачно. Короче, если подытожить, то Castle of Burgundy мне ОЧЕНЬ понравилась, так я что я даже захотел сыграть ещё разок в этот же день, на других картах, но как-то не сложилось.

И ещё. Цветовая гамма в Замках Бургундии, конечно же, весьма и весьма… Просто зелёный, очень зелёный, яркий зелёный, почти зелёный – полный перебор с оттенками зелёного, даже коричневый цвет и тот кажется каким-то зелёным. Не набор цветов, а какой-то тест на дальтонизм.

Ginkgopolis. Внутри меня боролись две противоположности. С одной стороны – очень хотелось сыграть в Гинкгополис, но с другой – не очень хотелось играть в эту игру вдвоём. Однако всё же разложили, начали играть. И вот тут получилась игра двух тактик. Я предпочитаю играть так, чтобы передо мной были полезные карты на все три действия, а вот Дмитрий применил противоположную тактику, у него почти все карты были на одно действие – расширение. В то время как я старался расти вверх, а ещё тянуть и объединять территории, он планомерно развивал город во все стороны, получая за это неплохие коврижки, причём регулярно три ПО у него за эти расширения были, а под конец, когда он мог присоседиться к двухэтажным «жёлтым» тайлам, то и все пять. К тому же он успел отхватить две финальные бонусные карты как раз под свой впечатляющий сет однотипных карт. В итоге, в борьбе за территорию у меня было неплохое преимущество, плюс я получил неплохой бонус по единственной карте финального бонуса, но вот то, что насобирал мой оппонент за весь период игры, перевесило все мои достижения! Он вот так вот понемногу, понемногу, по три-пять ПО, да и насобирал ого-го сколько «листиков». Таким образом, я пал жертвой убойной тактики. Я понимаю, что такая тактика будет срабатывать не всегда, но в этот раз я потерпел полнейшее фиаско, разница по очкам примерно в два раза. Кстати, мы в конце выставили в город 19 из 20 серых маркеров новых построек! Если бы не кончились ресурсы, то этих маркеров нам бы не хватило, карты в колоде ещё на ход оставались. И это при том, что мы отыграли по правилам, со сбросом 7 первых карт на новой сбитой колоде. В первый раз я такое увидел – чтобы и так много серых маркеров на поле, и чтобы закончили партию не по закончившимся тайлам, а по выставленным всем 25-ти ресурсам. «Как много нам открытий чудных...»

Что отметить в заключение? Пожалуй, я был прав, что не очень хотел играть в Гинкгополис вдвоём. Всё же игра более интересна на троих, а может и на четверых. Там и драфт уходит на больший круг, и потому не так ожидаем, и толчея в городе уже довольно серьёзная. На двоих же игра не то чтобы более предсказуема, но какая-то упрощенная, нет того хаоса, который должен быть в Гинкгополисе. Здесь зарабатывание ПО превалирует над самим процессом, атмосферой игры. А так хотелось хаоса!

Что ещё? В этот раз я, если можно так сказать, опробовал новый органайзер для Гинкгополиса. Ещё до сегодняшнего дня я срезал у вытаскивающейся коробочки с жетонами ПО полтора см высоты, так как при тестировании «на удобство» решил, что пользоваться коробочкой с высокими бортиками неудобно. Оставшаяся экспериментальная внутренняя высота размером «высота наполнения жетонами плюс полтора см» оказалась удачной в использовании, так что я, пожалуй, буду в будущем придерживаться именно такого размера – «высота заполнения + 1…1,5 см». В целом же вытаскивающаяся коробочка была в игровом процессе вполне удобной, даже несмотря на свой невзрачный вид. Хотя, возможно, я к внешнему виду и придираюсь, быстро привык к пенокартону.


И ещё я постараюсь не делать больше узких пеналов для мелких изделий. Из-за того, что ширина пенала почти совпала с размером двух лежащих рядом ресурсов, извлекать эти ресурсы из этого узкого и глубокого пенала было очень неудобно. Если бы ресурсы были бы чуть побольше, тогда проблем бы не было. Теперь, по крайней мере, нужно стараться избегать совпадения «фишки кратны ширине узкого пенала». Для чего-то крупного такой узкий отсек будет неплох, но вот для мелочи – лучше что-нибудь более квадратное.

Troyes. А вот это ещё один приятый, хотя и ожидаемый сюрприз. В своё время я заглядывался на эту игру, но почитав о ней отзывы и предварительно внимательно прочитав правила, что со мной бывает крайне редко, я отказался от покупки. Да, всё это очень интересно, но вот найду ли я, с кем играть? По этой причине я с грустью вычеркнул Труа из вишлиста. Каково же мне было услышать пару недель назад предложение принести-поиграть эту игру. Конечно же, я был всецело - за!

Как вы понимаете, до Труа мы добрались уже после Замков Бургундии и Гинкгополиса, причём почти без пауз. И сразу – за правила. Ну вот почему я не прочитал их до встречи? А ведь знал, что эту игру скорее всего увижу. В общем, Дмитрию пришлось опять рассказывать мне правила, причём были они посложнее, чем в Замках, да и подустали мы уже. Потеряв приличный отрезок времени на этот рассказ, мы наконец начали играть. И мне показалось, что четыре хода в игре на двоих – это маловато, однако авторам виднее. Ещё меня сразу смутило, почему это мой оппонент так сильно задумывается над своим ходом. Мне казалось, здесь довольно понятно, что нужно делать, мудрить особо негде, по крайней мере, на первом ходе. Возможно, очевидность моих ходов мне подсказывали мои две карты целей, а именно – накидать побольше кубиков в собор и нарасставлять побольше миплов в здания. Ориентируясь на эти две задачи, и усвоив, что ни влияние, ни деньги в ПО просто так в конце игры переводиться не будут, я и стал играться, поначалу не вдаваясь в серьёзные комбинации. Можно сказать, что глубина игры мне открывалась постепенно, от простого к сложному. Я подсматривал, что прокручивал Дмитрий, удивлялся «а так можно», и запоминал то, что мне могло пригодиться в дальнейшем. Так мы и играли – я отыгрывал свои варианты, особо не задумываясь, даже слишком легко и быстро, а соперник пытался извлечь пользу из всего, что было на столе. Я понимал, что здесь мне с опытным соперником не потягаться, потому просто усваивал игру, как школьник урок на примерах. Но всё же то, что я с самого начала усвоил главное, а именно – победа будет только за счёт набранных за игру ПО, и никаких неожиданных плюсов не будет, сыграло мне на руку. Я думал, что выставил не так уж и много миплов на карты – и вдруг оказалось, что на них я заработал больше ПО, чем соперник. Я постарался выполнять свою «секретную» задачу в виде большого количества миплов в зданиях – и это тоже сыграло мне на руку. Даже последний ход, когда я просто от безысходности поставил один кубик на событие, и то сыграло на пользу. Как результат, мы закончили партию с равным количеством победных очков – по 34. Как так получилось, что я играл, особо не задумываясь о своих ходах, и вышло равенство – кто теперь поймёт? Правда, в последний ход я уже проникся идеями и механизмами игры, и уже стал что-то просчитывать, и стал делать это уже не ради процесса, а ради результата. Какой прок от изящного оборота с набором влияния и денег, если это не даёт ПО? А вот если хотя бы одно очко отхватить, то тогда стоит крутить-вертеть.

Когда партия была закончена, я спросил: «Это ведь тоже Фельд?» Оказалось, что нет! Более того, среди авторов игры числится автор Гинкгополиса - Xavier Georges. Вот уж неожиданность так неожиданность! Не зная этого, я готов бы был до пены у рта поспорить, что это Фельд. Та же ценность одного очка, очень похожие способы набора ПО – это всё по-фельдовски! Да и мне опять повезло, чуть не выиграл – ну чем не Фельд? Нет, что-то тут не чисто. J Насколько Труа похож на Замки Бургундии, ровно на столько же он не похож на Гинкгополис. Как-то не бьются ощущения от игр с их авторством.


Итак, подвожу промежуточный итог. На все игры мы потратили примерно по часу времени, если не считать время на объяснение правил. Из трёх сегодняшних еврогеймов мне больше всего понравился Castles of Burgundy. А вот для Ginkgopolis и Troyes нужно никак не два игрока. Три или четыре играющих – вот что требуется для этих двух игр. А вот в Бургундию я бы играл и играл, то крайней мере пока мне кажется именно так. Так что я даже задумался о покупке этой игры, и меня совершенно не волнует, как часто я буду находить для неё партнёров.


Ну а теперь расскажу пару слов о том, чем мы завершили этот день. Чтобы скоротать последние полчаса-час, сначала я предложил немного полетать.

Air King. Игрушка от латвийского издательства BrainGames, из очень маленькой коробочки. Здесь каждому игроку предстоит поработать авиадиспетчером, но не просто так, а провести именно свои самолёты раньше самолётов оппонентов. Что по самой игре? Пожалуй, не то чтобы слишком просто, но как-то нецепляюще. Двигаем, блокируем, возвращаем, но без какой-то изюминки. Даже для филлера слишком уж прямолинейно. Игра сыровата и требует доработки.

Восьмиминутная Империя. Казалось бы, игра ни о чём. Игра на набор ПО, но совершенно не хочется подсчитывать победные очки по ходу игры, причём не то что у соперника, а даже у самого себя. В ценность карт вдаваться не хочется. Монеток на покупку карт хватит всегда и, что удивительно, сей валютный ресурс никоим образом не восполняется. Но при всей этой простоте игра цепляет. А цепляет она по сути одним – движухой на карте! Думаю, не будь этой карты, и собирали бы мы сеты морковок и наковален – никому бы такая игра была бы не нужна. А вот то, что в комплекте с морковкой идёт возможность или выставить новые кубики на континент, или подвигать их вперёд-назад – вот это и есть хороший добротный филлер на небольшое шевеление извилин мозга, которое можно назвать отдыхом. Зацепило, понравилось.

На этом всё.


P.S. Из-за изменившихся обстоятельств теперь я даже и не знаю, смогу ли ходить в Игранию по субботам. Но ведь есть ещё воскресенье! Попробую «перевестись» на воскресенья, вдруг будет не хуже?



3 комментария:

  1. Я тоже долго шел к Замкам. Пытался заказать их с 2012 года, но то нету игры в наличии, когда я собираю заказ, то ли мне говорят, что игру заказали в клуб, поэтому нет смысла брать 2 коробки. И в начале этого года я плюнул на все и заказал ее, благо, в наличии, наконец-то, она была.
    И влюбился в игру с первой партии. Смело ставлю ей 9 баллов. Сыграл уже где-то 15 партий и не разочаровался в игре.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я посмотрел, вроде бы стоит игра недорого, вот только есть не везде и не всегда.

      Удалить
    2. Верно. Я 2 месяца как-то ждал на Кулстаффе, написал письмо - когда будет, ответили, что нескоро. Я сделал заказ, а через пару дней появилась игра=)

      Удалить