вторник, 4 марта 2014 г.

Настольные игры. Riff Raff VS Большая уборка


Сегодня мне хотелось бы поговорить вот о чём. Не секрет, что есть игры, для которых реакция на ценник проходит некую эволюцию: поначалу цена вызывает крайнее недоумение, потом находятся оправдания в виде фраз «количество и качество компонентов» и «прекрасный геймплей», и в конце концов мы убеждаем себя и других, что такая цена - это в принципе нормально для этой игры. Проходит некоторое время, и вдруг нам в руки попадает что-то такое, что внешне может быть и не похоже, но напоминает ту самую дорогую игрушку, только в чуть упрощенном варианте, и с очень похожими ощущениями в части того самого «геймплея». К тому же, что важно, с гораздо меньшим ценником. Вот как раз такую пару игр я и хочу сегодня сравнить. Перед нами – дорогой RiffRaff и недорогая (относительно него) Большая Уборка, в девичестве Ab in die Tonne.


Кто-то может заметить – а почему здесь нет «Не раскачивай лодку»? Извините, но мне одного взгляда на эту поделку было достаточно, чтобы вычеркнуть её из этого сравнения. Почему? Да просто потому, что её «геймплей» не похож на главные игры сегодняшнего разговора. Но, как говорится, обо всём по порядку.

Итак, что же такого общего между РиффРафф и Большой Уборкой, что я нашёл их очень похожими? Сначала поставим эти игры рядом.


Согласимся с удивлёнными глазами кота. Казалось бы, что здесь общего? Здоровый деревянный корабль, установленный на коробке от игры, а рядом - маленький контейнер, собранный из трёх элементов. Разве что предметы и там и там – деревянные, да и то их размеры тоже отличаются: большие против не таких уж больших. Разберёмся подробнее.

О чём эти игры?

Во-первых, это игры на ловкость. Но не на ту ловкость, где нужно первому быстро схватить что-то со стола, а совсем наоборот. Здесь нужно постараться аккуратно разместить предметы либо на раскачивающемся корабле, либо в переполненном контейнере, не уронив их.


























Во-вторых, в той и другой игре предметы ставятся не абы как, а для процесса игры используется колода карт с цифрами от «1» до «10» у каждого игрока. В свой ход игроки выбирают по одной карте, потом одновременно вскрываются и производят несложные действия пальцами. В РиффРафф вскрытой цифре соответствует определенная часть корабля, на которую и нужно положить один или два любых предмета из своего набора. В Большой Уборке – необходимо положить в контейнер соответствующее число предметов из общей копилки, причём одного типа, а если один тип мусора уже уложен, то тогда переходим на следующий тип, ну и так далее. Кроме этого, отличается в играх определение порядка хода. В РиффРафф первым ходит тот, у кого бόльшая цифра на сыгранной карте, в Большой Уборке же наоборот – первым ходит игрок с наименьшей картой. При равных условиях в РиффРафф порядок хода определяет временный «капитан», а в Большой Уборке для решения такой ситуации есть дополнительные «мышки» на картах – у кого мышек меньше, тот и первый. Ничего сложного в правилах ни в РиффРафф, ни в Большой Уборке нет.



















Третье. Определение победителя.
В Большой Уборке играется несколько раундов, пока не кончатся все 10 карт на руках игроков. В каждом раунде будет победитель, но чаще это не победитель, а проигравший. Если хоть один предмет выпадает из контейнера, то раунд тут же заканчивается, а текущий мусорщик получает жетон с победными очками «минусовой» стороной. В том же случае, если кому-то удалось сложить весь мусор в контейнер – то тот же жетон получается с положительным результатом. В конце игры жетоны подсчитываются, и определяется лучший по профессии. В этой игре бывает так, что побеждает игрок, не имеющий ни одного жетона. Что ж, это элемент тактики игры – не каждый может грамотно «перевести стрелки» на других игроков. Кстати, всего в игре 40 предметов.


В РиффРафф нужно полностью избавиться от всего того, что есть на руках. Конечно же, нереально разместить все 32 предмета на корабле. И потому здесь игроку даётся шанс не только проявить свою аккуратность при размещении вещей на корабле, но и в случае раскачивания продемонстрировать свои хватательные рефлексы. Если груз полетел с корабля, его можно попробовать поймать. Всё, что поймано - выбывает из игры, а что не поймано – пополняет коллекцию нерасторопного игрока.


Вот в общих чертах и всё об этих играх. Кажется, что отличий здесь гораздо больше, чем сходства, но тут выходит на арену Его Величество Геймплей. А ему нужно-то из всего перечисленного только – ловкость рук, 10 карт, порядок хода. По ощущениям от игры, РиффРафф и Большая Уборка становятся очень похожими. И здесь я буду не прав, если не вспомню про уже упомянутую «Не раскачивай лодку». В той поделке нет ни карт, ни цифромест на корабле, ни различных предметов. Просто ставь одинаковых пингвинов на корабль, насаженный на шпиль – и всё. Ну и в чём там интерес? Нет, должна быть составляющая, которая тренирует не только ловкость рук, но и серые клеточки того, что в голове. А пронумерованные карты и различные предметы что в РиффРафф, что в Большой Уборке – это тактические решения.


Кстати, я заметил ещё одну вещь, касающуюся процесса игры, чем и поделюсь с вами. На Игроконе при пробе Большой Уборки гейм-мастер не совсем верно объяснил нам правила игры, и мы играли вчетвером не совсем по правилам. Правилами предусмотрено, что на руках может быть только три карты, то есть сыграл карту – добери карту. Мы же играли сразу 10-ю картами на руках. Тем не менее, игра была интересной. В РиффРафф положено играть сразу 10-ю картами на руках. Так вот, я провёл эксперимент для той и другой игры - как лучше играть? В десять карт, или в три карты на руках? Мои выводы такие. Если за столом четыре человека, то что в Большую Уборку, что в РиффРафф лучше играть в десять карт на руке. Если же вы сидите вдвоём, то игра в 10 карт в обеих играх быстро станет неинтересной, вы быстро начнёте играть друг против друга одни и те же карты. И потому, если мы садимся за какую-нибудь из этих игр вдвоём, то играем что в Большую Уборку, что в РиффРафф в три карты на руках. Это уже становится менее предсказуемо и гораздо интереснее. Вот так отличия в правилах этих игр позволили найти наиболее интересные варианты игры для разного числа игроков.


Пора подводить итоги. Если вам хочется иметь дома что-то подобное, то стоит ли иметь обе игры? Или достаточно обойтись одной? Но тогда какой? Большой, дорогой, более сложной игрой или достаточно относительно недорогой, но более простой? И вот здесь я теряюсь в ответах. Мне нравятся обе игры. Но дома РиффРафф гораздо больше в почёте, чем Большая Уборка. РиффРафф считается игрой более сложной, в том числе чисто технически, и потому более серьёзной. Большая Уборка же названа простой, но имеющей не просто право на жизнь, а прекрасно годящейся на роль чего-то разогревочного. Правда, лично я проводил бы за Большой Уборкой гораздо больше времени, чем мне позволяется. :)
Так что я сравнил бы эти игры так. Большая Уборка – это эдакий RiffRaff-филёр. Если нет желания подолгу развешивать матросов по реям, а хочется чего-то быстрого, но в тоже время не надоедающего – то это Большая Уборка. Если же нужна основательная партия – то добро пожаловать к РиффРафф. К тому же мне кажется, что Большая Уборка одновременно и спокойная, и в то же время более весёлая, динамичная игра. Здесь есть место тому, чтобы порадоваться успеху противника, ведь в получившейся, непонятно как и на чём держащейся конструкции есть и часть твоего труда, да и порой вообще удивительно, как этот завал мог получиться. В РиффРафф же из-за своей основательности и «хватательной» части есть место обидам. Причём обидам не на противника, а на себя самого: «Ну как так можно? Мало того, что последний бочонок не поставил, так ещё и сундуки с бутылками сами из рук выскочили!»


Как вывод: Большая Уборка более весёлая игра, а RiffRaff – более основательная. Что иметь дома – РиффРафф за 3200 рублей или Большую Уборку за 800 – решать вам. Мне-то просто повезло с РиффРафф, я купил эту игру гораздо дешевле, но при прочих равных условиях всё равно предпочёл бы иметь дома обе игры, как хардкор и филёр с похожими механиками. Что в принципе и имею.


Ваш балансировщик,
Андрей

2 комментария:

  1. А мне понравилась "Не раскачивай лодку".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело не в том, хорошая она или плохая, а в том, что при внешней схожести не имеет, на мой взгляд, главного - циферок, карт и различных предметов.

      Удалить