пятница, 16 января 2015 г.

Поиграндки #23.2: Новый год. Часть 2


Продолжаю рассказ о сыгранном в новогодние каникулы. В прошлый раз были игры за предпраздничную декабрьскую неделю, сейчас про январские праздники. Январские игры были посложнее декабрьских, впрочем, сами увидите.


Итак, январские праздники в игровом плане начались и закончились Цивилизацией Сида Майера, но о партиях в эту замечательную, ставшую уже классической игру, я расскажу в самом конце. А пока – немного градостроительства.

Suburbia

Нарастающий интерес к новинке от Ted Alspash Castles of Mad King Ludwig, побудил меня вспомнить о другой замечательной игре от этого же автора – Suburbia. Чтобы не разводить лишнюю болтовню, сразу скажу, что очень полезно вот так вот долго не играть, не играть, а потом взять и достать игру такого уровня. Я даже уже подзабыл, насколько хороша Субурбия! Игра действительно великолепна, но самое интересное наблюдение за эту партию такое. Когда я только знакомился с Субурбией, мне она казалась игрой с уровнем выше среднего, со сложностью правил выше среднего, с необходимостью очень внимательно отслеживать все изменения, происходящие не только в собственном городе, но и в соседних. Сейчас же – ничего подобного! Мало того, что я с лёгкостью играл, отстраивая свой город, так я ещё и двоим игрокам, что видели Субурбию впервые, помогал обращать внимание на важные мелочи, даже давал советы по оптимальному выбору и размещению тайлов. Думаю, не нужно говорить, что такой режим, когда ты играешь не только в своей песочнице, но и помогаешь другим, отнимает лишние силы, внимание распыляется, так что порой никакого удовольствия от такой игры может и не быть. В случае же с Субурбией ничего такого не было. Партия удалась, так что, я думаю, нужно чаще приносить эту великолепную игру на игрульки. Сейчас она совершенно не кажется какой-то накрученной, причём не только мне, но и тем, кто ничего подобного раньше не видел. Единственное, что постоянно забывают новички после установки нового тайла – это уже после расчёта эффектов тайлов получать доход и престиж согласно соответствующим трекам. Так что в эти праздники Субурбия оказалась хорошо забытой старой игрой. Уже – старой. Хотя с момента моего первого рижского  знакомства с ней прошло всего-то два года.

Urban Sprawl

Не знаю чем, но меня Urban Sprawl цепляет. Хотя, казалось бы, ничего такого сверхъестественного здесь нет. Более того, здесь нет ни одного уникального механизма, никакой особенной «изюминки». Да, поле-город. Да, строения в городе. Да, редко встречающийся способ удорожания территорий. Ну и что с того? Более того, вся эта простота сбивает с толку. Игроки ждут от этого огромного поля и кучи карт чего-то особенного, сложного, а на деле трудности вызывает разве что раздумье над тем, какое здание взять и куда его приткнуть. Причём больше всего игроки упираются в выбор здания по его полезному разовому свойству, порой забывая, что здесь крайне желательно правильно выставить его в город, чтобы взять контроль над «столбцами». Ещё, часто видя то, что кто-то долго задумывается над своим выбором, стоит в целях экономии времени напомнить человеку: «А у тебя денег-то на что хватит?» Эх, деньги, деньги… Перемещения денег между игроками, да и сам процесс получения их – это нечто! Это поддаётся логике только при получении доходов по «столбцам», во всех остальных случаях – полная Монополия! Но не будь этого, Urban Sprawl был бы слишком сухим, а так – даже забавно, в таком распределении средств участвуют все, никто из игры в этот момент не выключается. Как сказал в этот раз один из игравших: «Сегодня столько раз деньги у меня в руках мелькали, что теперь они мне всю ночь сниться будут». Кстати, коль уж о деньгах речь, то стоит сказать, что здесь и деньги, и карты, не говоря уже об игровом поле – на высоте. Повторюсь – даже качество бумажных денег внушает уважение к изданию.

Что ещё сказать про саму партию? Лишний раз убеждаешься, что в Urban Sprawl желательно садиться, имея знания настольно-английского чуть выше среднего, а если за столом будет кто-то, кто хорошо сориентируется в хитрых языковых оборотах, то это совсем хорошо. Для тех, кто с английским не очень дружен, приходится рассказывать, что тут за новые здания вышли, а это уже на второй колоде начинает надоедать, ведь там здания не такие и простые. Ещё в этот раз было порядком арифметики, так как вышло много жетонов-удорожаний.

К сожалению, доиграть мы не успели. Совершенно неожиданно оказалось, что КЦ в этот день работает не до 22 часов, а до 20, а на часах уже было 20-45. Так что, до того крайне неожиданного момента, когда вскрывается карта «Олимпийские игры» и игра immediately заканчивается, мы не доиграли. Ну что ж, в другой раз.

Eldritch Horror

Уселись втроём, для двоих это был дебют в Eldritch Horror. По просьбе новопривлечённых в качестве оппонента был выбран Ктулху, всё же в лавкрафтовщину играем. И моё скептическое отношение к такому выбору Древнего подтвердилось – быстро проиграли, всё же для первой партии нужен противник проще. В нашем случае дум-трек снижался с невероятной скоростью, к тому же нам сильно не повезло. Дело в том, что для Ктулху характерно, что среди первых четырёх карт Мифа есть две карты Слухов. В нашем приключении такая ситуация сразу же усугубилась – первая же карта Мифа оказалась той самой поганой картой, что заставляет достать ещё один Слух, если таковых ещё нет. Чтобы уж совсем показать нам, что сегодня не наш день, в качестве этого «экстра-слуха» выпал, конечно же, гренландский паук. Начало хуже некуда. На юге -  Ктилла-Сцилла, на севере – паук с перспективой быстрого досрочного поражения, потом выпадают ещё два Слуха, не лучше – один в Америке, другой – в Австралии, тут же появляются врата в Аркхэме, так что до паука не пробиться… Все предпосылки для поражения налицо. Но вроде бы потихоньку раскидали проблемы, да новая напасть – никак не можем закрыть хотя бы одни врата, невезение полное. И всё это в комплекте с ми-го, уничтожающем улики, с двумя сложными вражинами, уменьшающими дум-трек на «один-два». Тут уж и дум-трек упал в ноль, со всеми вытекающими последствиями обратной стороны листа Древнего, и кубики окончательно от нас отвернулись, из-за чего все мы параноики с амнезией… Невероятно быстрый слив, более разгромного поражения я даже и не помню. Тем не менее, сыгравшим в первый раз Eldritch Horror понравился, даже при таких условиях. Да и как может не нравится эта игра? Конечно же, я принимал участие в гораздо более интересных приключениях, но и при таком раскладе Eldritch Horror показал, что является очень удачной игрой. Вот только не надо начинать знакомство с ним с противостояния с Ктулху! Наверное, для первого раза достаточно Азатота.

Runewars

После разминки в Eldritch Horror (да-да, мы именно размялись в такую игру!), на столе появилось «блюдо дня» - Runewars. Долгий, но занимательный сетап, в котором мы мало представляли, какие выгоды получим своими раскладками-выкладками участков карты и жетонов «руны - не руны». Должен признаться, что в правила я вникал долго, хотя сейчас считаю, что ничего сложного в этих восьми картах-действиях нет. Нет ничего сложного ни в боях, ни в сезонных торгах, ни в «игре в игре» под названием Квесты Героев. Просто всё, что есть в Runewars, такое разноплановое, что даже через пять часов игры делаешь неожиданное открытие – а что это я не договорюсь вот с этой толпой нейтралов, их ведь возле меня столько, что на две армии хватит?

Признаюсь я и ещё кое в чём. Я никогда не понимал долгих пространных отчётов по партии в Runewars, с подробными картинками, рассуждениями и тому подобным листажом. Мне всегда казалось: неужели кто-то это всё читает? Но теперь, когда я, что называется, «в теме», я понял – а ведь действительно, каждая партия в Runewars – это целая история, достойная книги. Я даже почитал один из таких отчётов и не заметил, как прочитал всё, от начала до конца! И это всего лишь после одной неполной партии в Runewars, ведь мы успели пройти только (или - целых!) пять лет из семи. Даже владелец игры сказал, что пока так далеко не заходил. Думаю, для того, чтобы полностью сыграть всю семилетнюю историю в составе из четырёх человек, нужен целый день, ведь чем дальше, тем год длится в нашем времени всё больше и больше. Больше армий, больше конфликтов, теснее карта. Мы же провели за игрой часов семь, а если я ошибаюсь, то пусть коллеги меня поправят. Конечно же, при опыте игры время должно сократиться. Наверное, как раз до семи часов на всю партию. J

Как вы поняли, Runewars мне очень понравилась, хотя я и не сторонник таких многоминиатюрных многочасовых игр с кучей компонентов и правил с подправилами. Привлекает эта многогранность и в то же время простота внутри каждого события, будь то битва или квест. Правда, когда двое ввязываются в многоперсонажный бой, другие игроки могут пойти погулять немного, но для такой игры это даже хорошо – можно ноги поразмять, перекусить, чайку попить, и всё это пока они там разбираются. При этом боёвка простая, можно даже сказать примитивная. А что хотите, это мир Runebound! Только здесь не «скилы» с кубиками, а карты и свойства. А знаете, что понравилось больше всего? Это то, что даже если кого-то разгромили в ноль, но по какой-то причине не полезли добивать, то эта сторона быстро приведёт себя в чувство, снова вылезет из своих чащ, только в этот раз более подготовленной. У нас так и было - хотя мои утуки и затоптали эльфов, но у меня хватило ума в погоне за ними самоубийственно не подставлять спину нежити. Вот и вылезли эльфы на нас, дали нам с нежитью жару. Эх, кабы я знал, что у них под носом руна лежит! Может и рискнул бы подставиться... Но я уже ухожу в историю, а для Runewars это может затянуться на многостраничный роман.

Чем всё закончилось? На тот момент, когда нам тактично намекнули, мол, не пошли бы вы, ребята, по домам, у меня было четыре руны, у остальных по одной-двум. Думаю, я постарался бы удержать преимущество. Кстати, очень хорошо, что руны иногда «падают с неба», ведь взять под контроль шесть рун, изначально лежащих на поле – просто нереально.

Хочу ли я ещё сыграть в Runewars? Однозначно - да! Единственное, чего бы я не хотел, так это оказаться за одним столом с таким игроком, кто будет по полчаса высчитывать свой ход. По мне, так это совсем не та игра, где нужны сложные математические выкладки. Уж лучше каждый из нас будет вздыхать, что сыграл не ту карту, чем все будут сидеть и ждать такого игрока. Хорошо, что в нашей компании такого не было. Да и откуда он взялся бы, если все мы – новички в мире Runewars. И ещё – этой игре явно не хватает покрашенных миниатюрок героев, я даже пару раз путал своих и чужих, с роковыми последствиями. Но у меня-то все «рунебаундовые» миниатюрки покрашены! Так что, когда вновь случится Runewars – я со своими.

Цивилизация Сида Майера

Ну и в конце, как и обещал, о Цивилизации. В первый день мы сыграли вдвоём, а в последний – эпично, вчетвером. Здесь мне стоит сказать, что в Цивилизацию я играл так давно, что совершенно не помнил, как там играется, то есть абсолютно. Спрошу тех, кто в настолках не один-два года: вы помните, как в своё время относились к правилам игры в Цивилизацию? Ох, как это было наворочено и сложно! И вот я, совсем не помня правил, взял себя в руки и решил прочитать правила за день до игры. А когда закончил своё десятиминутное чтение, в голове была одна мысль: «И что тут находили сложного?» Сейчас правила Цивилизации кажутся скорее простыми, чем даже средней степени сложности. Конечно же, постоянно выплывают какие-то нюансы, тонкие моменты, но в целом, касаемо принципа игры – простота как она есть. Ещё мне стоит отметить, что здесь, как ни в какой другой игре, пользуешься памяткой. Очень полезно, когда первый игрок объявляет, что мы сейчас делаем.

Что по самим партиям? Вдвоём мы по причине полного отсутствия в правилах соответствующих уточнений играли технологии из колоды вслепую. Знаете, так даже забавно. Но в чём-то не совсем корректно, получается, что если у кого-то совпали его технологии в цепочку или он сразу вытащил Навигацию – это хорошо. Таким образом я умудрился увести из-под носа противника, практически с его территории, «хижину», да ещё и успешно свалить через пролив. В этой партии я успешно отхватил сразу Стоунхендж, что и определило мой «культурный» путь римлянами. Подняв вокруг своих городов культуру, я шагал по треку культуры семимильными шагами, что и определило победу.

В игре вчетвером всё начиналось для меня тоже неплохо. Мой Китай оказался по сути на полуострове, так что я закрыл два узких сухопутных пути к себе городами, а потом наставил на эти города гаваней, что давали приличную прибавку к исследованиям. В этот раз технологии мы уже выбирали, шли осознанно. Так как мой Китай обособился и спокойно развивался, то я был чуть впереди по дереву технологий, а по культуре мы с египтянами и римлянами шли примерно одинаково, но всю партию шла нескончаемая война между этими двумя нациями, хорошо хоть в мою сторону это не поворачивалось. Немцы же занимались освоением игры, топтались на месте по культуре, с трудом осваивали технологии второго уровня, так что даже их армии, что стояли в предместьях моего города, меня не волновали. В своём одиночном развитии я уже думал, что мне не стоит ждать полёта в космос, а просто совершить культурный прорыв, благо я накопил невероятное число культурных жетонов, но вдруг римляне строят Статую Свободы и начинают в наглую воровать у меня технологии, тем самым получая по две технологии в ход. И вот уже мы вдвоём на пороге полёта в космос. Игра остановилась, так как нужно было выяснить, кто победит, если двое одновременно полетят в космос. В правилах написана какая-то ерунда, мол, первый по часовой после первого игрока, то есть это явно не я. 

Мне ничего не остаётся, как за всю гору жетонов культуры просить египтян результативно сыграть бой против римлян. К сожалению, я разошёлся в уговорах, так что дал ещё и железо со шпионом – «пан или пропал». Египтяне выполняют свою задачу - римляне в космос не полетят. Но и римляне сразу же нападают на мою «тележку», и всё благодаря спионеренному у меня Полёту, и теперь – они могут полететь в космос, а я уже нет. Хорошо, теперь уже я их бью, и теперь у меня снова есть исследования на космос, а у них нет. И вдруг проснулись немцы! У них и технологии не выше второго уровня, и всего-то два города, но решили пойти «в последний бой». Короче, напали на мой город всей толпой. Кстати, ведь здесь нельзя завести фишку в город, почему так? Битва идёт за явным преимуществом немцев. Пусть даже у меня высокие технологии, но две битвы перед этим вычистили и без того немногочисленные армии китайцев. И тут я допустил роковую ошибку – не применил свойство Баллистики, не нанёс дополнительный урон немцам. Это и определило моё поражение. Два следующих хода египтяне противостояли римлянам, не пуская их в космос, а сами шагали по треку культуры за счёт бывших моих жетонов культуры, а немцы в последний момент наконец изобретают паровой двигатель, что позволяет им дотянуться до моей столицы за минуты до того, как я улетаю в космос. На такой «паровой» подвох со стороны немцев я не рассчитывал, мне достаточно было дожить до исследований. Пекин пал. Высококультурная технологичная нация пала перед натиском варваров. Побеждают немцы.

Извините за такой пространный рассказ, но это был действительно эпик. Последние ходы – это было нечто. Грубое перетягивание одеяла на себя, беспринципная дипломатия - и торжество грубой варварской силы. Ну а сама игра… Заметьте, что всё решалось с точностью до четверти хода. Можно сказать, что все пришли к финалу практически одновременно, всё решал фотофиниш. Удивительный баланс! Конечно же, Статуя Свободы – это какой-то чит, но и я хорош, рано расслабился. А немцы – им главное спокойно дожить до того момента, когда они смогут просто прийти к кому-нибудь и вынести столицу. Да и что это я про чит да про себя? Все мы всю партию что-то забывали, что-то пропускали, к примеру, те же римляне пропустили несколько продвижений по культуре по своей способности.

Ох, хватит уже! Эту партию можно прокручивать в голове сколь угодно долго, со всеми «если бы», но Цивилизация не признаёт сослагательного наклонения. Игра потрясающая! И, что характерно, её уже можно смело относить к категории «олдскул». Замечательный геймплей и теперь уже простые правила. Главное – не забывать о мелочах. Здесь мелочей не бывает, слишком много поставлено на кон – судьба целой Цивилизации. На этом - всё!


Вот такие у меня были игровые встречи в эти новогодние каникулы. Я очень рад, что познакомился с новыми играми и вспомнил шикарные старые игры. Эпики – это вообще что-то бесподобное! А как вы провели эти праздники?




2 комментария:

  1. Хочется как-нибудь забить на все и купить Циву. Пускай даже у нее есть явные минусы, о которых все говорят. Компьютерную Цивилизацию люблю всем сердцем, нужно заиметь и настольную

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошая игра, хороший "олдскул". Но главное, как впрочем и в любой игре - это с кем играешь. Мне в этом плане очень повезло.

      Удалить