пятница, 21 ноября 2014 г.

Principato. Абстракт эпохи Возрождения


Сегодня я расскажу о редкой в наших краях игре под названием Principato от финского автора Tauko Tahkokallio, выпущенной издательством Z-Man Games. Эта игра, хоть и позиционируется как что-то градостроительное, по факту является довольно простой, так что можно отнести её к абстрактным филлерам, правда, с небольшой оговоркой – партия играется 30-40 минут, что для филлера всё же многовато. Итак, о чём эта игра?


Для начала хочу напомнить тем, кто знает, а тем, кто не знает, сообщить, что Tauko Tahkokallio является автором довольно известной игры Eclipse, игры очень большой и комплексной. Но не стоит искать в Principato чего-то подобного, это игра совсем из другой категории. А пока посмотрим на коробку.




Это обычная коробка среднего формата с приятной картинкой на тему эпохи Ренессанса.

Внутри – правила игры на восьми страницах крупным шрифтом с картинками. Под ними – четыре индивидуальных планшета с изображением города, стены и поля для расстановки жетонов. Оборотная сторона планшетов - с рисунком.



Далее – три листа для выдавливания. Все жетоны - двухсторонние. Зелёные и жёлтые имеют на каждой стороне поле/ферму и палаццо/банк соответственно. На красных круглых – или катапульта, или кондотьеры/милиция, все с «единичкой» военной силы. На синих жетонах - предметы искусства с победными очками.



Далее – пакетик с деревянными кубиками зелёного, жёлтого и фиолетового цвета.


Ещё есть бумажные… нет, не деньги!.. это «военные победные очки». В сравнении со всеми остальными компонентами выглядят они, мягко говоря, странно, я бы даже сказал позорненько. Ну и есть колода карт, её мы рассмотрим повнимательнее.

Колода карт разделена на три периода, по 30 карт на каждый, для второго и третьего периода есть по одной карте «military scoring». Все три периода, включая стартовые карты – это 100 карт. Так как игра рассчитана на число игроков от двух до четырёх, то в колоде есть карты, неиспользуемые в игре ограниченным составом, в этом случае они легко идентифицируются по цифрам «3» и «4» в углу. Картинки на картах симпатичные, но в игре смотришь, конечно же, на символы в верхней части карт.


Так же в колоде ещё есть восемь карт целей, по четыре двух типов. Ну и есть карта-референс и карта первого игрока.



Вот и всё содержимое. Все компоненты, за исключением странных бумажек, очень качественные, Z-Man Games плохо не сделает.


Теперь перехожу к тому, о чём эта игра.


Итак, Италия эпохи Ренессанса. У каждого из игроков, есть свой город-княжество, который должен превзойти другие такие же в области культуры или по военной мощи. Такая вот идея. Теперь о том, что там на самом деле.

Это игра на набор победных очков. Складываются они из военных победных очков, очков за произведения искусства и очков с карт целей. В самом начале каждому игроку выдаются по две карты целей каждого из двух типов, цели эти тайные, подсчёт по ним будет в самом конце игры. Произведения искусства будут доступны со второго периода игры, но в основном будут на третьем. Первые жетоны портретов, книг и статуй имеют более высокую стоимость, чем последующие. Военные очки будут начисляться пять раз за игру – в конце каждого периода и посреди второго и третьего периодов. Других способов заработать победные очки не существует.

Как я уже сказал, у каждого игрока есть его персональный город, выраженный планшетом, где изначально есть поле, ферма, палаццо и банк, а также есть по зелёному кубику еды, жёлтому кубику монет и фиолетовому кубику, который является, по сути, джокером, его можно использовать как замену любого из двух других.


Теперь перехожу непосредственно к игровому процессу. В самом начале игры у каждого игрока есть по две стартовые карты – одна одинаковая для всех, и одна рандомная. В течении всей партии у вас так и будет перед собой две карты, не больше и не меньше. В свой ход вы должны или применять свойства карт, или обменивать их, или просто пропускать ход, взяв за это фиолетовый кубик-джокер. Всего у вас два из трёх этих действий за ход, можно повторяться.

Откуда берутся карты на обмен? Перед нами на столе 5-6-7 карт, выложенных в ряд.


Как я уже сказал, в свой ход вы можете или применить, или обменять свою карту, или взять кубик-джокер. И здесь есть маленький нюанс. Дело в том, что некоторые карты при применении своего свойства ДОЛЖНЫ быть обменены на карту со стола. Другие же наоборот, можно или применять без обмена, или обменять их можно на что-то другое со стола, только потратив действие. Отличаются такие карты наличием или отсутствием жёлтого символа в виде двух карт, не перепутаешь.


Что есть на картах и как они играются? Карты могут дать вам кубики еды или монет, могут активировать ваши поля и палаццо, чтобы тоже получить кубики, могут выставить на ваши стены катапульты или кондотьеров с милиционерами, и, самое главное, могут дать вам произведения искусства. Однако огульно выполнять действия, копить ресурсы для последующего обмена их на картины или статуи не получится. Дело в том, что хранить кубики-ресурсы можно только на фермах или в банках. Так что в игре вам нужно находить баланс между наполнением города участками с производством, то есть полями и палаццо, и участками для хранения нажитого – фермами и банками. К тому же тут ведь есть ещё и стена с её участками для защиты. Как она работает?


Как я уже говорил, за всю игру будет пять проверок военной мощи городов. При каждом таком «чек-пойнте» самый мощный получит некое количество военных победных очков, а остальные – или меньше, или вообще ничего. Военная мощь складывается из катапульт, они для функционирования ничего не требуют и всегда дают 1 военную силу (не путать с победными очками), и с жетонами кондотьеров и милиции, которым для жизнеспособности требуются деньги или еда. Более того, если на стене есть необеспеченные жетоны, то они дают уже не «+1», а «-1», так что вполне реально уйти в минус по военной мощи. Как я уже говорил, в конце каждого из трёх периодов и непредсказуемо посреди второго и третьего периодов происходит подсчёт военных очков с переводом их в красные бумажки военных победных очков. В конце подсчёта можно сбросить или оставить кондотьеров и милиционеров, главное, не забыть, что потом их нужно снова прокормить, чтобы не уйти в «минус» при следующем подсчёте.

Так и происходит игра: каждый выполняет свои два действия, надеясь выполнить задуманный план, в конце хода каждого игрока крайняя карта в ряду сбрасывается, ряд сдвигается, вскрывается новая карта из колоды, на планшетах копятся жетоны и кубики, происходит обмен ресурсов на полезности, ну и всё такое.


Какие впечатления от игры? Как я уже говорил в самом начале, это, по сути, абстрактный филлер на 40 минут. Игра невероятно проста в освоении, ведь запутаться в двух своих картах просто невозможно. Но и эти же две карты вынуждают как можно активнее пользоваться обменом, так как зависшая мёртвым грузом одна из двух карт очень сильно ограничивает возможности. Карты имеют понятные легенды, что-то объяснять по два раза не требуется, всё предельно ясно. К тому же разновидностей карт не так уж и много, и здесь сразу возникают претензии со стороны опытных игроков – им просто не хватает разнообразия карт. А как обстоят дела со взаимодействием между игроками? В основном все копаются в своём городке, но взаимодействие есть, порой даже чувствительное. Главным образом оно выражено в том, чтобы увести из-под носа соперника такую нужную ему карту, а потом, использовав её свойства, вернуть её назад в ряд так, чтобы она сразу же ушла в сброс. По сравнению с этим «гонка вооружений» не так важна, да и военных карт в колоде уж очень мало. Казалось бы, игра простая, неплохая, играть можно и нужно.


Но тут вылезает дисбаланс! И связан он с картами целей. Я вообще не понял, зачем эти карты целей нужны. Казалось бы, они, кроме того что дадут победные очки, должны ещё помочь нам с самого начала выбрать один из путей развития. И как раз этот момент может сломать игру!


Если одному игроку пришла карта, дающая бонус за катапульты, то вполне естественно, что он начнёт их копить, может быть даже заполнит ими всю стену на 17 позиций, но и это же подстегнёт его к постоянным преимуществам при пяти промежуточных подсчётах военного преимущества. И тогда – как минимум +15 очков за пять военных «чек-пойнтов» и ещё по одному очку за каждую катапульту – и вот он, неоспоримый лидер. А вот если в этой же партии другому игроку пришла задача, где дополнительно за каждые 4 военные победные очка даётся ещё по одному ПО, то это потенциальный проигравший. Не получится у него конкурировать с тем, кто расшибётся, но будет штамповать катапульты. Или вот ещё один момент. Изначально портреты приносят больше победных очков, чем книги, и уж тем более чем статуи. Но на сборе комбинаций из предметов искусства (это карты целей второй группы) хоть собирай их из дорогих портретов, хоть собирай из дешёвых статуй – бонус одинаковый. То есть, тот, кому портреты нафиг не нужны, автоматически в проигрыше.


Так что, цели эти - как пятое колесо в телеге. Их нужно или не использовать, или автору нужно было более ответственно подойти к этому процессу. Например, придумать не четыре, а хотя бы шесть карт. А ещё лучше, если уж возникает такой дисбаланс,  скомбинировать на одну карту более слабое условие первого уровня с более сильным второго, и наоборот. Сейчас же, к сожалению, выигрывает или тот, кто получил цель с катапультами, или тот, кто насобирал дорогих портретов, а потом ещё и получил за них дополнительные бонусы. И это все при том, что карт «деятелей искусств» не так уж и много в колоде. Вот такой половник дёгтя получился.


Итак, подвожу итог. По мне, так даже с дисбалансом по картам целей, получилась хорошая, добротная игра на драфт, с простой, но не без интересных моментов механикой, но с уровнем сложности близким к низкому. К сожалению, очень мало разновидностей карт. Думаю, выйди Principato одновременно с Каркассоном или Колонизаторами, то она вошла бы в «золотой фонд», но сейчас она опоздала лет на семь, хотя и заслуживает того, чтобы её оценили. Кому можно её посоветовать? Думаю, она прекрасно подойдёт в качестве «гейтовой» игры, для подсадки новичков путём освоения драфта. Неплохо она идёт и в компании более искушённых игроков, если хочется закончить игровой день чем-то простым, но не примитивным. Правда, никаких великих открытий для таких игроков Principato не несёт, разве что принцип вынужденного "обмена - необмена" карт при совершении действия привлечёт внимание. Мне Principato отдаленно напомнила Sobek, хотя здесь совсем другой принцип игры: там - сбор сетов, а здесь – набор победных очков. Наверное, ассоциация прошла именно из-за уровня сложности, драфта и промежуточных «чек-пойнтов». Так что игра в целом не плоха, по крайней мере, я об этом спонтанном приобретении не жалею, но и часто садиться за Principato не буду, у меня «для дома, для семьи» есть другие игры. Хотя, возможно, у кого-нибудь она будет играться именно как семейная игра. Вот только нужно что-то сделать с картами целей. Я бы их просто не использовал, играл только на военной мощи и предметах искусства.

На этом - всё!

2 комментария:

  1. На счет катапульт: по идее, каждый игрок может иметь не более 5 катапульт, которые размещаются на башнях. Вот только в правилах это почему-то не прописано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда логично получается. Больше 5 не поставишь, а всего в игре 19 катапульт. Наверное, нужно ещё ограничивать это общее число для игры на двоих-троих, чтобы последнему максимум 4 доставалось.

      Удалить