Что-то мне подсказывает, что этот
отчёт будет не совсем обычным, я бы даже сказал, он в полной мере будет
соответствовать слову «солянка». Сегодня я действительно свалю всё в кучу: и
игровой день в Игрании, и соло-игры на неделе, и рассказ о том, как я пытаюсь
привлечь новых людей в мир любителей настольных игр, ну и не обойдётся без
нового приобретения. Итак, начну с конца, а именно, с воскресного дня в КЦ ЗИЛ.
Кстати, этот день был тоже не совсем обычным – мы провели его за играми на
троих игроков, а такого численного состава я давно не припомню. И начну с
классики.
Пуэрто-Рико
Начну с хвастовства. Дело в том, что
у меня ещё старый англоязычный экземпляр Пуэрто-Рико, то ли с 2008-го года, то
ли с 2009-го, сейчас уже и не помню. Я даже не помню, играл ли я когда-нибудь в
свой экземпляр, но то, что с Пуэрто-Рико я был уже когда-то знаком, так есть
такое. И сколько раз я за эти годы порывался сыграть в эту игру! Но всё не
складывалось. Тем интереснее было вспомнить о Пуэрто-Рико.
Ну что сказать о Пуэрто-Рико? Слова
банальны: «Классика не стареет». Но здесь я никак не могу сказать, что я увидел
какой-то олдскул или испытал приступ ностальгии. Совсем не так. Игра настолько
актуальна и по сей день, что ей никак не дашь столько лет, сколько ей есть на
самом деле. Конечно же, она из того же времени, что и, к примеру, Ticket to Ride, но как-то нет в ней того, что
чувствуешь при игре в игры того времени. Механики Пуэрто-Рико хоть и просты, но
в игре нет простых решений. А это уже признак совсем другого класса игр. Пуэрто-Рико
не перегружена лишними действиями, но и нельзя сказать, что ей чего-то не
хватает. Пожалуй, здесь можно применить термин «разумная достаточность». А
много ли игр похвастают такой достаточностью?
Как вы поняли, партия в уже
подзабытое Пуэрто-Рико мне понравилась. Да и как она может не понравиться?
Здесь есть понятные правила, но со своими особенностями, характерными только
для этой игры. Здесь есть некие цепочки производства, когда одно здание не
работает без другого. Есть оригинальный способ набора победных очков через
загрузку кораблей. Есть популярный для того времени механизм выбора действия,
отыгрываемого всеми в один ход, но дающий бонус тому, кто его выбрал. И именно
через этот механизм возникает взаимодействие между игроками, когда-то
ненавязчивое, но порой и агрессивное. Вообще в этом плане Пуэрто-Рико можно
выделить из сотен, тысяч игр – вроде бы каждый копается на своём острове, но
конкуренция - будь здоров! И при этом игра довольно приятная, спокойная, с
семейной атмосферой. Прекрасный компромисс между сложностью и удобством.
Ну а самый главный показатель того,
что игра хороша, так это то, что ребята после этой партии пошли и купили
Пуэрто-Рико, локализованную. И вот тут-то им и не повезло – некомплект в
коробке! Целого листа с компонентами нет. Но издательство обещало прислать, так
что здесь всё спокойно, бывает. Главное, что издатель нормально реагирует на
подобные неприятности и нивелирует проблему до уровня досадного недоразумения.
Legacy. The Testament of Duke de Crecy
О Legacy я уже столько раз писал, что уже и
не знаю, что ещё добавить. Однако в этот раз партия была довольно необычной. Но
не просто необычной, а с какими-то неожиданно логичными цепочками из ближайших
родственников, правда, не принесшими мне каких-нибудь существенных дивидендов.
Так что же необычного было в этот раз?
А в этот раз у моих пар было так:
что не ребёнок, то девочка! Первый парень родился только в третьем поколении,
зато какой! Красавец, получил увеличенное приданое со своей невесты. Но он был
исключением в моём матриархате. Понятно, что при таком женском царстве все мои
мысли были только о том, где бы набрать приданого для всех своих девчонок. И
нужно отметить, что в этом я преуспел, не просто не испытывал проблем с
финансами, но ещё и умудрялся набрать кучу титулов на свой род. И тут вдруг я
обнаружил, что, оказывается, я получу дополнительный престиж за них по карте
патрона! Приятный сюрприз, если можно так сказать в отношении моей же
невнимательности.
Однако девичий коллектив – это не
единственная особенность этого моего рода. Почти все женихи для моих девиц были
французами, как-то так вышло, что мой графский род как был французским, так им
и остался в своём большинстве. Небольшое вкрапление англичан принесло свои
небольшие плоды, а случайные поляк и турок так и остались просто денежными
мешками. Кстати, при всей моей необходимости думать о деньгах, я так и не
приобрёл никакого бизнеса, вполне хватало богатых женихов.
Но кроме мононациональности моего
рода было ещё кое-что, что получалось само собой, но с этой специализации я
вообще ничего не получил. Это я о том, что в моём роду во втором и третьем
поколениях был что не жених, то писатель. Видимо, сказывалось то, что супругой
главы рода была редактор газеты, как раз не обделённая писательским талантом.
Видимо дочки и внучки искали кого-то из этой же среды, одна даже вышла замуж за
владельца газеты. Наверное, эта тяга была у них на генном уровне. Но, как я уже
сказал, никого, кто бы сыграл на этой предрасположенности к писателям, к моему
роду так и не присоединилось. Была в моём роду и ветвь благородных, но они жили
как-то обособленно, в своём поместье, тоже от их благородства толку не было.
Вот такие неожиданные, очень
логичные, и при этом не специальные цепочки в семейном древе возникли. Да,
совсем забыл про один очень важный момент. В этот раз мой род был как никогда
малочисленным. Иметь в третьем поколении всего пять детей – это чрезвычайно
низко для моей манеры играть в Legacy,
обычно у меня здесь никак не меньше восьми деток бывает. Вы, наверное, уже
подумали, что при таком тяжёлом положении в семье - мало детей, забота о
приданом, куча писателей – мой род не достиг больших успехов? Конечно, такой
путь лёгким не назовешь. Но я выиграл! Правда, всего на одно победное очко, и
то за счёт того, что другой род просто «зевнул» два очка в последний ход, но ведь
выиграл. Очень помогло то, что на мои собранные четыре титула был бонус от
патрона, но об этом я уже говорил.
Ух, вот как получилось с описанием.
Вроде бы, что нового скажешь про игру, о которой раньше наговорил немало? А вот
как получается. Ну не получается у меня ужиматься там, где партия была
действительно необычной. А ещё я никак не закажу себе дополнение к Legacy - Five Families, просто ждал одну новинку, что
появилась в продаже только на прошлой неделе, не делал общий заказ. Но об этом
не здесь. Что же касается Legacy,
то тут со мной всё понятно – нравится мне эта игра, ничего не поделаешь.
Ginkgopolis
Гинкгополис был выбран мной для игры
по причине того, что недавно в одном из забугорных магазинов мне на глаза
попалось дополнение The
Experts, которое
уже пару раз ускользало от меня. Вот и хотелось сыграть в Гинкгополис, чтобы
понять, стоит ли продолжать гоняться за ним, или всё же Гинкгополис совсем не
та игра, для которой нужно задумываться об обновлениях. В смысле, для редких
партий вполне хватит и базовой редакции. Но чем больше я играю в Гинкгополис,
тем больше думаю о том, что в своё время не получалось оценить эту игру в
полной мере. Кто-то скажет, что в Гинкгополисе можно докопаться до рецепта
победы, но я скажу, что если все за столом будут знать, как собирать такой
рецепт, то игра не будет играться в одни ворота.
В этот раз нас было трое, причём
только двое из нас знали игру. Третьему же игроку было явно тяжело, и это
обычное явление для того, кто видит Гинкгополис впервые. Осознание того, как
работает немного запутанный, но внезапно открывающийся механизм игры, приходит
ближе к концу первой партии. Именно в конце первой партии понимаешь, что все
сыгранные перед тобой карты начинают приносить приличные барыши. Что же
касается меня, то в этот раз мне повезло со стартовым драфтом первых
помощников. Я просто набрал всех троих под одно действие, и потом мне только
оставалось играть действие расширения и получать за это кучу тайлов и ресурсов.
Даже поднимал этажи я только над теми тайлами, что ещё сильнее увеличивали
пользу от действия расширения. Под конец взял ещё три карты под финальный
подсчёт, и вот уже мне казалось, что я выиграю с огромным отрывом. Но, как
обычно бывает, если в одном месте увлечься, то в другом что-то упустишь.
Уже которую партию в Гинкгополис
случается так, что мне рушат контроль за хорошо собранными районами. Вечно то
разобьют их, то выгонят меня из одного из высоких этажей. Но в этом и есть
Гинкгополис! Именно за это он мне и нравится, что в определённый момент
возникает некий управляемый хаос, разрушение путём более мощного строительства.
Вдобавок к этому нужно контролировать, что ты там отдаёшь на драфте своему
соседу слева, не отдать бы «свою» карту. И вот тут у Гинкгополиса есть один
момент, знакомый многим по другим играм: игра вдруг – бац, и закончилась.
Конечно же, правилами предусмотрена оттяжка завершения, что, кстати,
встречается крайне редко в правилах других игр, но это просто дополнительная пара-тройка
ходов, не более. И случается это завершение как раз тогда, когда только
разыгрались, хочется продолжить, но это вряд ли. Может быть, как раз дополнение
позволит растянуть игру? Не знаю, никак не получается его опробовать, так что,
скорее всего, придётся принимать решение о покупке без пробы.
Пока что всё, что я сказал о
сегодняшней партии, было в радужных цветах. Но было в этот раз то, что лично я
упустил, и нет мне за это оправдания. Я совсем забыл при первом после раскладки
тасовании карт сбросить с колоды семь карт, а вспомнил об этом, только когда
удивился обилию серых «бочонков», отмечающих новые тайлы. Получается, я своей
невнимательностью сломал партию. Оправдаться тем, что «затянуло» или «и так много
всего отслеживал» никак нельзя. Такой момент в игре на троих я должен уже давно
запомнить, тем более что читал правила непосредственно перед игрой. Но что уж
теперь вспоминать? Что получилось, то получилось. И мне как раз кажется, что
этот момент, со сбросом семи карт, очень важен в игре на двоих-троих. Именно
благодаря ему можно чаще перебивать этажи других игроков, это позволяет иногда
даже залезть на пятый этаж! Так что, внимательнее нужно быть с Гинкгополисом.
Quarriors!
Давно не приносил на игрульки Quarriors, но в этот раз, зная, с кем
доведётся играть, захватил это занимательное кубикособирательство-кубометание.
Хотя я и считаю, что Quarriors
лучше всего играется на двоих, но не привлечь нового игрока в мир Quarriors мы не могли. Правда, она сказала,
что не понимает, что делает, но просто повытаскивать разноцветные кубики из
мешочка и покидать их в тарелку – это и так довольно интересно. Конечно же, мы
сильно вмешивались в ход нового игрока, но без этого в Quarriors никак. Даже когда за столом сидят
те, кто с Quarriors
знаком далеко не первый день, без «страны советов» не обходится, это тоже часть
этой забавной игры.
В Quarriors вообще невозможно что-то
планировать, ведь здесь кубики! Правда, мы редко достаём читерских драконов, я
даже отложил в пакетик эти кубики, но всё равно – здесь же кубики. Что вы
скажете на то, что я, приобретя дорогой кубик с «замочком», два раза подряд
выбросил его на «замочке с двумя звёздочками», то есть на ту грань, где эффект
действует против меня. Рок? Магия? Да нет, просто кубики. Это Quarriors. То случится партия на то, кто
первым нахватает сильных кубов, а то приходится долго и упорно разбивать
редуты, воздвигнутые заклинаниями. Не перестаю удивляться реиграбельности этой
игры. Кстати, а ведь я так и не поиграл в Quartifacts, пока таскаю базовый набор плюс Quest of the Qladiators.
Biblios
Приобщили мы в этот раз нового
игрока и к Библиос. Но что можно ещё добавить про эту игру? На сегодняшний день
это мой фаворит среди филеров. Посмотрим, кто сможет потеснить его, а пока что
Библиос мне ничуть не надоел, к тому же об этой игре никто не отзывался плохо.
Причём даже если все знают, что играется Библиос никак не 10 минут, тем не
менее, от партии вряд ли кто-то откажется. Но я чуть ушёл в сторону, как я уже
сказал, привлекали мы нового игрока, и здесь составить конкуренцию нам двоим,
кто в Библиосе как рыба в воде, конечно же, сложно. Но свои цвета соберёт и
новичок, обидно не будет в любом случае, даже если не до конца понятно, как
удалось забрать этот кубик со стола. Так что теперь, в следующих партиях, новопривлечённому
остаётся только находить пути к победе.
На этом о воскресном игровом дне
всё, но это далеко не всё, что мне хотелось бы сегодня рассказать. Приступаю к
тому, чего я давно не касался, а именно – к соло-играм! Те, кто давно меня
знает, сейчас сильно удивились, не правда ли? Но это действительно так, я и вправду
сейчас достаю соло-игры крайне редко. И тут как раз так сложились
обстоятельства, что довелось поиграть аж в три соло-игры. Вот о них и расскажу,
а уж как получится, длинно ли или кратко, это уж как получится.
Friday
Иногда вечером не хочется ломать
глаза об экран монитора, а уж телевизора и подавно. Хочется просто посидеть в
комнате одному, разложить на столе что-то вроде пасьянса. В этом плане Пятница –
игра, близкая к идеальной. Правда, у меня касательно Пятницы есть одна
интересная фишка. Дело в том, что у меня немецкий Freitag, и я каждый раз, когда достаю эти
карты, начинаю искать перевод шести немецких слов в правилах. Ну не
складывается у меня с немецким языком, хоть ты тресни! Несмотря на то, что я
переиграл в Пятницу предостаточное число партий, каждый раз перед новым
извлечением карт из этой маленькой коробочки мне приходится сверяться с переводом
шести слов. На этом фоне то, что ещё и приходится вспоминать, когда и как тут
замешиваются колоды, так это ерунда. Да и вообще, у меня в части игры в Пятницу
уже выработалась мышечная память, автоматизм, все необходимые телодвижения происходят
как-то сами собой, подсознательно, я ничего не забываю.
В этот раз я сыграл три партии. И
первую выиграл с какой-то лёгкостью, причём настолько легко, что даже
заподозрил, не напутал ли чего. Но нет, всё было правильно. Это подтвердила
вторая партия, в которой я даже близко не подобрался к пиратам. А в третий раз
выиграть тоже не получилось, но уже в боях с пиратами. Были те самые пираты,
где нужно было набрать какую-то уйму очков для победы над ними, а ход всей
партии никак не располагал к тому, чтобы усиленно собирать колоду и «дубли».
Так что в эти три партии уложились все три варианта завершения. Пятница-Friday-Freitag в очередной раз показала, что
является одной из лучших соло-игр. Да и, в принципе, она и создавалась только
как соло-игра, никаких расширений.
Замки
безумного короля Людвига
Боюсь, здесь мне нужно ограничиться
всего несколькими словами, а то понесёт так, что не остановлюсь. Всё дело в
том, что правила Замков для одного игрока, как мне кажется, это правила ни о
чём. Слишком быстро, ничего нельзя толком спланировать, ведь каждый раз рынок
обновляется полностью, но самое главное – получающийся замок слишком мал! А ведь
хочется построить что-то эдакое, себе на загляденье. Вот поэтому я методом проб
и ошибок нахоумрулил Замки под себя. Главный принцип моих правил – сделать замок
достаточно большим, но не откладывая самые ценные постройки на потом, и при
этом есть жёсткие правила для остановки игры. Я сейчас не буду расписывать все
свои улучшения, а точнее, подгон правил под себя, здесь совсем не тот формат.
Просто посмотрите, что получается. Замок не велик и не мал, как раз то, что
нужно. Но бывают и побольше, хотя мне больше нравятся компактные. Как-то раз
было так, что между двумя галереями я плотно посадил кучу комнат, ни одной
пустоты. Именно ради этого я и собираю свои замки, а совсем не ради эфемерных
победных очков. Это ведь соло-игра. Зачем здесь устраивать бег наперегонки с
потолочными цифрами? Я за красоту.
At the Gates of Loyang
Вот она, вершина в моём топе
соло-игр! Я до сих пор удивляюсь, как при моём равнодушном отношении к «огородной»
теме в настольных играх, мне настолько нравится Лоян. Плюс здесь есть та самая
только что осуждённая мной гонка по треку очков. Но именно в Лояне, как ни в
какой другой игре, ты чувствуешь ценность каждого шага по этому треку. Именно
здесь ты реально расстраиваешься при наборе 17 очков, удовлетворён собой при 18-ти,
а набор 19-ти очков приводит в восторг. А как же с 20-ю очками? Я сыграл в соло-Лоян
какое-то невероятное число партий, ведь я могу сидеть за этой игрой часами,
разумом сожалея о сожжённом времени, но в душе радуясь за прекрасно проведённые
часы, но за все эти десятки партий я всего один раз достиг этой цифры – 20. Да
и то, мне в той партии везло так, что ни до, ни после того раза не везло и
наполовину от того дня. Но сейчас совсем не о той партии. Да и что можно говорить
о соло-партиях в Лоян? Они все прекрасны.
Я в очередной раз скажу крамольную
вещь, но всё-таки: если вы попробуете соло-Лоян, то, скорее всего, никогда не поймёте,
что другие находят в Поселенцах. Лоян лишён всех тех лишних превращений яблок в
дрова и обратно в яблоки, чем грешат Поселенцы. Лоян лаконичнее, и при этом
Лоян сложнее, кризиснее. В Лояне или дефицит товаров, или дефицит спроса. Здесь
ты принимаешь важнейшее решение: куда потратить последнюю монетку – или сделать
шаг на уровень выше и расстаться с мыслями о покупке нужных карт с рынка, или потерять драгоценный шаг сейчас, зато сделать хороший задел на будущее.
Здесь тебе не хватает всего, кроме времени. Ведь можно просто сидеть и решать,
когда перевести товары в денежку, когда полезть в колоду за «двойным пакетом»,
чем засеять поля. Спокойно, медитативно, но в то же время мозг работает,
работает, работает… Так может быть, At the Gates of Loyang идеален? Возможно.
На этом остановлюсь с соло-играми. И
вновь, это ещё не всё с сегодняшним отчётом! Расскажу, как я подсаживал на игры
залётного гостя. Не буду расписывать подробности того, как у меня оказались
дальние-дальние родственники из Архангельска, но один вечер на неделе я провёл
за столом с 15-летним парнем, который, увидев мою коллекцию, уговорил-таки меня
показать на ночь глядя хоть что-нибудь. Я задумался минут на пять и, в конце
концов, остановился на одной небольшой коробочке.
Patchwork
Сказать, что парню понравилась эта
игра – это не сказать ничего! Он совершенно не ожидал, что настольные игры
могут быть ТАКИМИ. Да уж, это вам не на планшете злобных птичек запускать. Он
настолько углубился в процесс, что его родители не могли оторвать. Я уже давно
не видел, чтобы кто-то ТАК играл в настольную игру. Причём никакого даунтайма,
никакого фанатизма. Человек реально ушёл в игру. Это было настолько искренне,
что у меня сейчас нет слов, чтобы ещё что-то комментировать. А мне было приятно
не только то, что я попал, что называется, «в яблочко», но и то, каких лестных
слов удостоился сделанный мной PnP.
Правда, моего там - только техническое исполнение и настоящие пуговицы, но всё
равно, очень приятно, когда люди берут компоненты и удивляются: «Это ты сам
сделал?» Да, сам. А что вы хотите? Хотите получить игру пораньше – бумага,
картон и резак вам в руки. Если кто забыл, так после прошлогоднего Эссена Patchwork в магазинах месяца четыре было не
найти, весь тираж смели в один момент. По этой причине у меня и появился PnP в прекрасном редизайне от Pard’а. Кстати, мне этот редизайн
нравится гораздо больше оригинала, он ярче, контрастнее. Одним словом, лучше.
Ну а сама игра не только не надоела за год, но и открылась в этот раз с новой
стороны – это прекрасный гейтвей для привлечения в нашу секту.
После пары партий в Patchwork, убедившись, что парень с головой,
я решил сходу поднять планку, предложил Замки
Людвига. И вот как раз Замки-то и не пошли! Парень откровенно заскучал,
принципом расстановки тайлов на рынке проникся уже ближе к концу партии, а
когда игра неожиданно закончилась, по-моему, был только рад этому. И сразу попросил
опять поиграть в Patchwork.
Ну разве откажешь? И выиграв у меня последнюю партию, мы отправились спать,
ведь гостям нужно было на следующий день на самолёт. Небольшая ремарка: улетели
они на следующий день на самом последнем (точнее, крайнем J) самолёте, который отбыл в Египет,
в 16-40 из Шереметьево. Следующий, в 18-40 из Домодедово, уже отменили. Ноу
комментс.
Коль уж я заговорил на тему
подсаживания новых людей на настольные игры, то не могу пройти мимо того, что у
меня на работе, как оказалось, одна девчонка часто проводит время со своими
друзьями за Имаджинариумом. Ребятам
игра настолько понравилась, что они уже готовы скупить все дополнения к этой
игре. Я же просветил её на тему Диксита, рассказал, что есть причина, а что -
следствие, а также не мог не прорекламировать «Я твоя понимай», вторая редакция
которой как раз сейчас пытается набрать нужную сумму на Бумстартере. Может даже
они и впишутся, если успеют, конечно. Уж слишком маленький срок заложили на
сбор средств.
Закончить свой сегодняшний рассказ о
сыгранном я хочу одной из трёх сыгранных партий в Castle Panic.
В ней мы проиграли. И как! Мы пропустили к последней башне одного…
единственного… последнего… импа! Больше на поле не осталось никого. Очередной
фантастический баланс Castle
Panic. Эпик!
Если вы думаете, что уже всё, то опять
это не так. Коль уж начал я сегодняшний рассказ с хвастовства, то им же и
закончу. Это я про прибывшую с Portal
Games
только что вышедшую армию
Steel
Police для Нейрошимы 3.0.
Для меня это уже
13-ая армия. Как подумаю, что все эти армии собраны в этом году, так плохо
становится, боюсь даже за калькулятор браться. В тираже этой армии появилась
новая особенность: теперь база одинаковая с двух сторон гекса, то есть не как
обычно задник в «негативном» исполнении. Наверное, это сделано для того, чтобы быстрее
отыскать базу. Но мне это доставило некие неудобства, а именно, все предыдущие
сканы для «переводилок» на мешочки Нейрошимы я делал с изнанок баз, а там
символы армий были тёмные. Сейчас же символ стал светлым.
Нарушилось
постоянство графики. Посмотрим, что там будет дальше, в следующих армиях. Вроде
бы проскакивали слухи про Dancer и Mephisto для «3.0». Кто-то скажет, мол, сам
бы сделал Dancer,
нечего там делать, но как-то хочется получить оригинальное исполнение. Всё же
для меня Нейрошима уже превратилась в коллекцию в коллекции. Эх, где моя голова,
где мой разум?
И вот теперь уж точно – всё! В
следующий раз будут Поиграндки уже в более традиционном составе – впятером. Так
что этим отчётом я немного разбавил устоявшиеся традиции, как-никак игры
втроём, вдвоём, не говоря уже про соло, стали редкостью. Тем интереснее было
лично мне поиграть, а вам, надеюсь, почитать.
Только вчера забрал 12-ю и 13-ю армии для Нейрошимы ) Хочу теперь устроить большую битву. Взять по 6 армий и...до победного конца )
ОтветитьУдалитьКстати, в правилах Doomsday Machine написано: не использовать в турнирах. Странно это, обычная армия, не лучше и не хуже других.
Удалить