среда, 25 ноября 2015 г.

Поиграндки #49: Плоский мир. Анк-Морпорк, Shadows over Camelot, Race for the Galaxy, Я твоя понимай!, Диксит, Mascarade, Маленький Принц, Neuroshima Hex


Если в прошлый раз мой игровой отчёт был посвящен играм для двух-трёх игроков, и я даже вспомнил про соло-игры, то в этот раз число игроков за столом варьировалось от четырёх и аж до семи! Причём на семерых был совсем на пати-гейм, а серьёзная классика. Но давайте уже поконкретнее.


Перед тем как перейти к основной программе, мы, находясь в режиме ожидания основного состава, немного размялись в Нейрошиму, я в этот день опробовал свежеприбывшую армию Steel Police. Но об этом я расскажу в самом конце, так как Нейрошимой же день и закончился, а пока – об игре, которую сейчас в продаже днём с огнём не найти.

Плоский Мир. Анк-Морпорк

Плоский Мир появился на столе как следствие такой просьбы: «Возьми Анк-Морпорк, хочется чего-нибудь подленького». А ведь и правда, эта игра может быть довольно подленькой. Помнится, когда играли в неё в прошлый раз, так один игрок был крайне недоволен, что мы ополчились на него, не давали выиграть, короче, играли все против одного. Но это игра такая. Ведь и правда, если у кого-то сложились условия победы, то почему все остальные должны спокойно сидеть и ждать его победы? Здесь не игра в поддавки. Так что нечего в Плоском Мире обижаться, игра может быть очень жестокой.

Но если все за столом садятся с настроем не победить любой ценой, а провести партию за весёлой игрой с элементами антикингмейкинга, то игра будет то что надо. Более того, нам в этот раз очень повезло, что никто не оказался, в конце концов, Ваймсом. Трое оказались Лордами, усердно перетягивающими одеяло на себя, а Хризопрас вообще занимался чем угодно, но только не достижением своей цели. Справедливости ради стоит сказать, что с Хризопрасом в этот раз происходило то же, что в прошлый раз со мной, то есть никак не получалось играть более чем одну карту за раз, да и то, что игралось, тоже нормальными картами не назовёшь. А вот я в этот раз в плане материальной стороны дела был, что называется, в ударе. Эх, будь я не Лордом, а Хризопрасом, выиграл бы задолго до конца колоды. Но всё же мне удалось победить, хотя под конец у меня и поотнимали здания. Всё решил финальный подсчёт, как я уже сказал, Ваймса среди нас не оказалось, и это, я считаю, в игре на четверых совершенно правильно. Я не понимаю, почему автор игры не рекомендовал для такого состава убирать командора. К примеру, при игре на двоих Ваймс совсем не гарантирует победу, это я вам говорю как человек, сыгравший приличное число партий вдвоём, однако как раз для четверых игроков Ваймс – это победа процентов на 80, если не больше.

Что ещё интересного было в этот раз? В этот раз от случайных событий досталось всем примерно поровну, а не как в прошлый раз – всё мне одному. А когда кому-то, что называется, «прилетало», то у других игроков просыпалось какое-то нежестокое злорадство. Ведь всегда приятно, когда другому хуже, чем тебе. J  Тем не менее, мне больше всего понравилась именно атмосфера за столом, ведь всем, кроме что невезучего Хризопраса, удалось почувствовать это взаимное перетягивание инициативы и задавливание красиво собранной комбинации. Один раз я уже потирал было руки, надеясь на невероятное – на победу Лордом по условиям победы в игре на четверых, но меня непринуждённо обидел именно Хризопрас, нашёл он таки какую-то гадкую карту. Но в этом и есть Плоский Мир! Можно сколько угодно спорить о балансе или дисбалансе в этой игре, но она прекрасна именно такой, какая есть. А ещё она очень симпатичная, с замечательными компонентами, так что в очередной раз стоит поблагодарить Звезду за прекрасный выбор.

Как мне сказали, Анк-Морпорк сейчас не найти в продаже, эта коробочка превратилась в раритет, особенно локализация. И даже есть такие люди, кто выкладывает за неё приличные деньги. Кто бы мог подумать пару лет назад, что Плоский Мир от Звезды станет объектом для охоты коллекционеров? Но ведь эта игра того стоит! Я и не припомню, чтобы в последнее время появилось что-нибудь подобное. А вопрос о том, подленькая она или нет, так это предмет для обсуждения. Как по мне, так по степени подлючести ей весьма и весьма далеко до Спартакуса или Маленького Принца.



После необычной атмосферы Плоского Мира, перед переходом к серьёзной классике, я предложил сыграть в те игры, в которые мы в этой компании никогда не играли. Это я про Я Твоя Понимай! и Диксит.


Я твоя понимай! vs Диксит

Идея возникла на почве появления на Бумтартере второй редакции Я Твоя Понимай! Вот я и решил вспомнить эту игру, чтобы решить, нужна ли мне вторая коробочка. Ну а чтобы эксперимент был наиболее чистым, то заодно на столе появился и Диксит.

Мне не хотелось бы углубляться в подробности по каждой игре, об этом за последние годы сказано немало. Если же сравнивать игры, то моё сугубо личное мнение будет таким. Мне Понимайка показалась более весёлой, компанейской игрой, хотя в ней совсем нет картинок. Здесь происходит живое общение, ведь всегда найдётся тот, кто воспримет объяснение исходя из своей собственной, отличной от других логики. А уж когда за столом смешанный состав М+Ж, так это вообще замечательно.

Имеющихся понятий нам вполне хватило, чтобы сыграть рекомендованные три круга при игре впятером, но всё же я не отказался бы от новой колоды. И здесь у меня вопрос как раз к авторам игры: вот почему пошли по пути переиздания игры с полной заменой колоды понятий и сохранением колоды символов, а не переизданием первой версии и изданием дополнительной колоды для тех, у кого игра уже есть? Извините, но всего лишь поле подсчёта и изменённые правила – это совсем не повод делать новую коробку, в которую вложена половина того, что уже было. Сейчас же получилось, что для таких как я, владельцев первой редакции, новая коробочка малоинтересна, так как они получат, по сути, только одну новую колоду понятий. А что нам в таком случае делать со второй повторяющейся колодой символов? Даже не распечатывать? Странно всё это. Я был бы не прочь получить эту новую колоду понятий, но только её. Думаю, вы понимаете, к чему я клоню. Я за отдельно изданные дополнения. Тем не менее, я очень рад тому, что игра выйдет в новой редакции, так как Я Твоя Понимай! действительно отличная, оригинальная игра, как по мне, так она ни в коем случае не  является следствием Диксита, здесь не только другой принцип, но и атмосфера за столом совсем другая. Могу только порекомендовать тем, у кого нет этой игры, посмотреть в сторону новой редакции. Если вы любитель Диксита или Имаджинариума, то не разочаруетесь.

Отстающий у нас становился бобром!
Что же касается Диксита, то он отличается от Я Твоя Понимай! не только тем, что здесь есть великолепные карты, но и тем, что большинство времени все игроки за столом молчат, да и обсуждения при подведении итогов не такие эмоциональные. Тем не менее Диксит – это классика. Эта игра всегда прекрасна, ведь недаром вышло так много дополнений к ней, не говоря уже о клонировании игры. И вот как раз путь развития Диксита мне больше по душе, ведь там есть не только новые колоды карт, но и новые поля подсчёта очков, и увеличение числа игроков. Так что Диксит хорош не только своей механикой и потрясающими картами, но и вектором развития.

Кстати, коль уж я заговорил о Диксите, то не могу не сказать, что уже не раз слышал, что многим больше нравятся карты Имаджинариума, чем Диксита. Нужно будет как-нибудь посмотреть эти карты, хотя я и крайне отрицательно отношусь к такого рода паразитированию на чужой идее.

Ах да, совсем забыл сказать. Одного из нас всё же механика этих игр не впечатлила. Он решил, что подобные игры – это всё же не для него. Ну что ж, это нормально, в пределах статистики интереса к дискитоподобным играм.



После такого нехарактерного для нас отвлечения на Я Твоя Понимай! и Диксит, мы перешли к ещё одной классике.


Shadows over Camelot

Хоть я уже и старый коллекционер, но вот Тени над Камелотом в своё время не приобрёл. Дело в том, что тогда, в те золотые деньки гипнотической скупки всего подряд, я тем не менее понимал, что на кооператив с предателем вряд ли найду компанию. Так и прошли Тени мимо меня. Тем интереснее мне было в этот раз прикоснуться к Старой Школе. Я специально выделил «Старая Школа» заглавными буквами, в Тенях над Камелотом я почувствовал именно это. То, что отличает игры из того времени. Нечто подобное я испытал, когда совсем недавно так же приобщался к Ярости Дракулы.

Главное впечатление от игры в Тени над Камелотом – это совсем не похоже на Days of Wonders! Если вы, как и я, не первый день в настольных играх, но тоже пропустили Тени, то с первых же минут игры скажете – это чистый, классический, олдскульный FFG! Как я уже сказал, моя главная ассоциация от Теней – это Ярость Дракулы. Точно такая же игра картами, такая же длительность и последовательность ходов, разве что механизм борьбы с угрозой, а здесь это сбор карточных сетов, не похож на мудрёную боёвку Ярости. И здесь нет игрока-Дракулы, игра сама то тут, то там создаёт вам проблемы. А ведь здесь ещё, скорее всего, будет и предатель!

Нас за столом было семеро. Семеро! В своей истории я не припомню такого, чтобы мы за серьёзной игрой собирались в таком составе. На какую-нибудь мелочёвку бывал такой состав, но чтобы на классический кооператив с предателем – такого точно не было. Из семи человек двое оказались случайными людьми, заглянувшими «на огонёк», настольный опыт у них был, как мне показалось, на начальной стадии. Естественно, им было тяжеловато играть в подобную игру в таком составе, да ещё и с такими опытными игроками, что собрались за столом. Не знаю, впечатлились ли они игрой, но надеюсь, что мы их от настолок не отвадили. Да что там новички? Я честно пытался за день до игры почитать правила, но ни черта не понял. То ли туплю уже, то ли и правда правила криво написаны, без живого поля и карт перед глазами не разберёшься. Что-то подобное я испытывал только когда пытался прочитать правила Андроида. Так что я пытался для себя усвоить свойство каждой локации уже при живом объяснении, но, в конце концов, быстро усвоил символику, соответствующую отдельным частям карты.

Хотя я и переспрашивал про наши условия победы, но особо в бой не рвался. Сначала пошёл за Экслибриумом, и за мной цепочкой потянулись все остальные, потом старался копаться в одном безобидном квесте. А всё почему? Да просто именно я, сэр Тристан, и был тем самым предателем! В первый раз за всю мою историю подобных больших игр я получил эту роль. И она мне очень и очень понравилась. Хе-хе, как я вас всех развёл, а? Вообще Тристану довольно легко долго не открываться как предателю. Дело в том, что катапульты перед городом росли как на дрожжах, а Тристан мог с лёгкостью сказать, что мол, не буду я в замке стоять и его оборонять, у меня ведь уход из него без траты действия, дайте мне спокойно уйти и заняться чем-нибудь на стороне. Да и градус паранойи поднимал совсем не я, а другие рыцари Круглого стола, и особенно в этом преуспел Король Артур. Король чудил как никогда, все подозрения падали именно на него. Так что, когда я открылся за две катапульты до конца, то многие от меня этого ну никак не ожидали. А дальше была просто оттяжка агонии. И в этом мне помогал кубик. Рыцари умудрялись выбрасывать максимальные значения, проигрывать бои даже на заявленной «семёрке». Но всё же их ничего уже не могло спасти. Не по катапультам, так по чёрным мечам проиграли бы. А мне приятно.

Что в итоге? Играть предателем в подобных играх – это ни с чем не сравнимое удовольствие. Балансируешь на грани пользы для общего дела и подозрений в свою сторону. Мне очень понравилось. Игра всемером в Тени над Камелотом – это прекрасно, вот только нужно иметь некий опыт игры в настольные игры, чтобы опытные игроки не стали играть новичками. Ну а о главном я уже сказал: Shadows over Camelot – это скорее FFG, чем Days of Wonders, слишком уж нехарактерная игра для Дней.

Ну а в целом же, Shadows over Camelot – обалденная классика. Так что если вы давно не доставали её с полки, то скорее бегите к коробке и ищите большую компанию на ближайшие выходные, ничуть не пожалеете.



Mascarade

После такой непростой, как оказалось на семерых, игры в Тени над Камелотом, нужно было как-то отвлечься на что-то гораздо более простое. Маскарад! В принципе, можно было и всемером остаться, но новички засобирались домой, и мы вновь остались впятером, но и такой состав для этой игры – вполне даже хорошо.

Лично я наслышан об этой игре, в том числе и о ряде претензий к ней, главная из которых – игра не соответствует ожиданиям. Кто-то ждёт от Маскарада Тайного Послания, кто-то – карточного пати-гейма, и никто не угадывает. А ведь и правда, Маскарад здорово отличается от других, казалось бы, похожих на него игр. К тому же здесь сразу смущают правила игры. Они кажутся каким-то наложением мемори-гейма на игру с уникальными персонажами. Ещё и этот выбор карт под столом, чтобы никто не видел… И опять игра оказывается не такой, какой её ожидаешь увидеть! Не так уж и много здесь запоминания, ведь через пару ходов за столом уже хаос, какая-то игра в напёрстки, когда шарик самым магическим образом оказывается совсем не там, где его ожидаешь увидеть. Что же касается персонажей, то свойства их запоминаются сразу же, стоит лишь один раз кому-нибудь эффективно отыграть роль. И здесь нельзя сказать, что кто-то сильнее или слабее, свойства настолько различны и оригинальны, что даже невозможно загнать их в одну шкалу.

Понравился ли мне Маскарад? Думаю, этот вопрос здесь неуместен. Лично я не ожидал ничего хорошего, так что Маскарад приятно удивил. И удивил скорее всего именно тем, что я не ожидал увидеть его именно таким. Маскарад оригинален, Маскарад в меру разнообразен. В Маскараде нет перекосов, но и нет такого, что играть в него будешь партию за партией. Маскарад хорош в меру, как приятный филер с лёгким уклоном в пати-гейм. К тому же он идёт в маленькой коробочке, так что места в походной сумке много не займёт, а посреди дня будет абсолютно к месту где-то между серьёзными играми, чтобы просто отвлечься. Это не тупое накидывание карт в кучку, это именно та игра, которую делают игроки. Захотят устроить мат.анализ – будет вам анализ, а захотят весело поблефовать – да запросто! И здесь есть одна важная деталь – ни о ком не забывать в процессе игры. А то будет как у нас – пока четверо отнимали друг у друга роли, пятый тихой сапой накопил деньжат. Так что, чем чаще будут меняться карты, тем живее, веселее будет игра. Она именно для этого и предназначена. Для чего-то сложного есть другие игры.



Race for the Galaxy

Когда-то давным-давно я приобрёл русское издание Битвы за Галактику. Попробовал тогда поиграть, да так и не понял, что такого особенного находят в этой игре. Мои впечатления от недоумения перешли в отрицание. За последнее время мне уже несколько раз предлагали поиграть в RftG, но я не поддавался, вспоминая те впечатления по поводу этой игры. Но вот как-то я всё же задумался, не было ли то впечатление следствием каких-то необъективных причин, таких как первые шаги в мире настольных игр или несоответствующая игровая компания. Мысли привели к тому, что я сам попросил принести RftG. Что же получилось?

Пожалуй, причиной моего первого неприятия RftG было именно то, что в то время я делал первые шаги в мире настолок. Сейчас игра не просто легко зашла, но и даже очень понравилась. Не знаю, легко ли было поначалу воспринимать игру тем, кто только приобщался к ней, но у меня в голове всплыло то, что уже давно должно было позабыться. Я легко вспомнил, как здесь отыгрываются приказы, вспомнил легенду карт, даже вспомнил, сколько миров нужно набрать, чтобы  игра завершилась. Почему это всё сохранилось у меня в голове? Ведь часто я не могу вспомнить правила даже тех игр, в которые играл месяц назад, как это было с Hansa Teutonica. А тут – дремучий 2008 год!

Итак, почему же RftG в этот раз так хорошо пошла? Наверное, причины здесь просты. Во-первых, классика не стареет, во-вторых, эта игра без лишней мишуры, в-третьих, при игре на четверых было достаточное число приказов за ход, так что даже почувствовалось какое-то опосредованное взаимодействие, пусть даже здесь каждый игрок копается в своём мирке. Ну и в-четвёртых, всегда приятно выстраивать цепочку производств, а я в этом преуспел. Как-то сразу пошла цепочка «синих» производств, получалось успешно скидывать их на старушке-Земле, да и остатки не залёживались, тут же превращались во что-нибудь полезное. Ну и в конце я не забыл построить хорошую «бонусную» карту, да и захватить войной небольшой мир до кучи. Так и победил. В принципе, играл так, как и положено играть в играх с таким игровым механизмом: переводи всё в ПО, постарайся получить экстра-бонусы. Совсем как в Пуэрто-Рико, да простят меня любители RftG за такое сравнение. Короче, мне понравилось, и я рад, что в прошлом году, когда наводил ревизию в своей коллекции, в последний момент не выставил на продажу свой раритетный экземпляр Битвы за Галактику. Тогда просто пожалел раритет, а сейчас уж точно не отдам. Уж эту-то вещь, пожалуй, будет найти даже посложнее, чем Анк-Морпорк.



Маленький Принц

Про Маленького Принца и говорить особо нечего. Взял я его как раз по причине «принеси подленькую игру», так сказать, до кучи к Анк-Морпорку. Но куда уж Плоскому Миру до подлючести Маленького Принца? А если ещё и компания соответствующая, так вообще, Маленький Принц – одно сплошное удовольствие. Правда, к этому времени мы уже подустали, внимательность притупилась, но всё равно старались играть максимально вредно по отношению к другим.

В этот  раз я даже совершенно не задумался над тем, каким составом мы играем. Ведь я считаю, что наиболее интересно играть в Маленького Принца втроём, но в этот раз при игре вчетвером даже не возникало никаких сравнительных или оценочных мыслей. Может быть, это потому, что все знали, как тут играть и чего ожидать от игры? Скорее всего, именно из-за этого. Как же здорово иногда вот так вот усесться за ту игру, где не нужно никому объяснять правила. Кстати, а кто выиграл? А я уже и не помню.



Neuroshima Hex

Итак, я получил тринадцатую армию для  Neuroshima Hex 3.0. Называется она – Steel Police. Так сказать, с пылу, с жару, ведь она только-только появилась у Portal Games. Ну и как тут не попробовать? Вот и попробовал её в обеих сыгранных в этот день партиях. В первой, в начале дня, я сам сыграл за Полицию, против Молоха. Вечером же, так сказать в качестве финального аккорда, я уже играл против Полиции, Нью-Йорком. Можно сказать, что в этих первых партиях Полиции противостояли одни из самых мощных армий, что Молох, что Нью-Йорк. Оба раза на поле появлялся Бомбер, теперь без этого единственного, но такого прекрасного гекса уже как-то и не играется.

Так что там по поводу Стальной Полиции? Я бы сказал, что эта фракция довольно хорошо вписывается в общий ряд остальных армий, не лучше и не хуже других. У неё есть очень интересные свойства, но нужно уметь их применять. Но об этом можно сказать абсолютно про любую армию в Нейрошиме. Даже Уранополис, поначалу казавшийся слишком слабым, в умелых руках становится неукротимой машиной для победы.  Так что, как я уже сказал, Steel Police – это типичная армия Нейрошимы, которую нужно освоить, чтобы понять все слабые и сильные стороны. Короче, играть, играть, и ещё раз играть! Да и вообще, нужно уже усесться в какой-нибудь день за Нейрошиму по серьёзному. Всё же наличие тринадцати армий – это не шутки.



Вот, пожалуй, и всё на сегодня. К сожалению, мне никак не удаётся нагнать своё отставание по игровым отчётам, пока что публикую их с опозданием в неделю, не удаётся перейти в режим «в выходные играем – на неделе пишу». Постараюсь исправиться, а пока, как обычно, кратко о каждой сыгранной игре.

Плоский мир. Анк-Морпорк – игра в правильной компании раскрывает эту игру по-новому.
Я твоя понимай! – а ведь эта игра очень и очень!
Диксит – как можно комментировать классику?
Shadows over Camelotэто FFG, а не DoW
Mascarade – что бы вы не ожидали, игра окажется совсем не такой
Race for the Galaxy – полная безоговорочная реабилитация
Маленький Принц – зачастил к нам за стол
Neuroshima Hex – новый Steel Police вписался на все 100

Ну и в самом конце позвольте мне чуть забежать вперёд, перепрыгнуть через последние, пока неопубликованный отчёт за выходные, и сказать пару слов о сегодняшнем дне.

Итак, в выходные я так и не получил свой Брюгге. То ли так долго едут коробочки до Алексеевской, то ли там завал, но кто забирал с Бауманской, спокойно получили свои экземпляры, а мне 18 ноября пришло: «Ваш заказ будет передан службе доставки. Затем служба доставки отправит ваши награды в выбранный вами магазин для самовывоза», а 24-го - «Ваш заказ подготовлен для отправки в место выдачи». Несерьёзно как-то, неделю едет. А вот что касается Филибера, то там заказ я сделал в тот же день, 18-го ноября, когда пришло брюггевское «ждите уведомления». Однако курьера EMS я жду уже сегодня 25-го, посылка из Франции на подходе, а Брюгге свой путь никак не преодолеет. Чудеса логистики.

P.S. Анонс следующего выпуска





3 комментария:

  1. И все-таки, если соберешься продавать локализованный rftg - я первый в очереди :)

    ОтветитьУдалить
  2. У "Я твоя понимай!" есть один тактический плюс по сравнению с "Дикситом". В "Диксите" загадывающий не знает какие карты есть у оппонентов, и иногда они оказываются даже более подходящими под объяснение чем карта ведущего. В "Я твоя понимай!" ведущий сразу видит все шесть доступных для выбора слов и уже имеет выбор: рисковать и загадывать менее очевидный вариант или выбрать самый очевидный в надежде, что кто-то соригинальничает и ошибется. Мелочь, а приятно. Жетоны ставок на правильный ответ с очками от 1 до 3 и их микроменеджмент мне тоже понравились - добавляет азарта. Хорошая игра :)
    У меня вопрос только к реиграбельности. С другой стороны, генерировать наборы из 6 слов не так уж и сложно. Можно, наверно, даже карточки из какого-нибудь Воображария для этого приспособить.

    ОтветитьУдалить