В
прошлый раз, во Вступлении к циклу «Коллекционер», я рассказал о том, как
наводил порядок в своей коллекции настольных игр, а также о том, что же будет
представлять собой этот цикл. Думаю, будет не лишним повторить о цели «Коллекционера»
в двух словах.
Цель
простая – я буду брать часть игр из своей коллекции и рассказывать об их
судьбе. И в первых частях, начиная с этой, речь пойдёт о тех играх, что
относятся к наиболее популярным дома или относительно новым приобретениям, в
которые пока ещё вдоволь не наигрались. Однако, сюда попадут и те, что к этим
двум категориям отнести вряд ли можно. Впрочем, вы сами всё увидите.
Но
сначала не могу не сказать о том, когда вообще началась моя коллекция. Как ни
странно, я помню это время. Это был май 2008 года. Как и что меня привело в мир
современных настольных игр, я когда-то рассказывал ещё на Настолкомании, так
что повторяться не буду. Таким образом, если удастся реализовать задумку
полностью, то вы увидите, до чего довели меня девять с половиной лет
коллекционирования. Кстати, сразу отвечу на вопросы о продаже ранее
приобретенных игр. Продавал я их ну совсем мало, и это были в основном игры,
которые на слуху, многие являются «золотым фондом» настольных игр, но у меня
они просто не пошли. Так что я расставался с такими играми с мыслью, что
кому-то именно эти игры подойдут на все сто, и это лучше, чем если бы они
лежали у меня мёртвым грузом. К примеру, так меня покинули Ascension, Dungeon Run, Rune Age, карточная Игра Престолов. Игры
замечательные, но не мои. Но вы, наверное, уже ждёте рассказа о том, что есть,
к тому же не о самом плохом? Буквально ещё пару строк, и приступим.
Итак,
во Вступлении я обещал рассказать сразу о 40 играх, но думаю, это будет
несколько негуманно по отношению к читателям. Ну кто выдержит такое чтение?
Поэтому разделю-ка я пока первые части примерно по 20 игр в каждой, и если это
будет читаемо, то и дальше пойдём по этому же пути. Приступим!
На
этой картинке – сегодняшние игры общим числом 21. И начнём с двух металлических
коробочек на переднем плане, а потом начнём восхождение с нижнего левого угла
наверх, потом наверху повернём направо и спустимся вниз. Так что же там, в
первой железной коробочке? А тут то, с чего для многих начинается мир
настольных игр.
1. UNO. Да, это
UNO! Как же без
него? Одна из тех игр, которые были приобретены в самом начале, в 2008 году.
Это сейчас UNO
лежит на каждом углу, а тогда, вы не поверите, чтобы найти UNO, нужно было сначала найти один из
редчайших магазинов настольных игр в Москве. Есть здесь те, кто помнит
металлическую лестницу на Курской? Именно оттуда и делала первые шаги моя
коллекция. Помню, в то время мы довольно часто играли в UNO дома на двоих, и тогда она игралась
просто замечательно. Как-то раз приобщили мы на даче к игре и бабушку, потом
она каждый вечер дёргала нас, мол, давай доставай, играть пора. Сейчас же я
даже и не вспомню, когда последний раз выкладывал UNO на стол. Можно сказать, что UNO честно отработала свою миссию и
спокойно живёт «на пенсии» не где-нибудь, а в настоящей, плотно закрытой
железной коробочке.
2. Ордонанс. А вот Ордонанс был приобретён аж
на Тишинке. Такое помните? Это то, что с годами переросло в Игрокон. И приобрёл
я его, если ничего не путаю, на столах Правильных Игр. Если вы думаете, что
Ордонанс постигла та же участь, что и UNO, то вы ошибаетесь. Правда, не
играли мы в него довольно долго, но в этом году вдруг вспомнили и достали. А
ведь играется! Поиграли с удовольствием целый вечер. Стоит отметить, что
приобретенный в своё время большой набор Ордонанса используется нами не
полностью. Все карты расширений были зарублены ещё в те старые годы! Так что
играем только в базу, она какая-то более правильная, достаточная. Интересный
факт: именно для Ордонанса я впервые приобрёл протекторы.
3. Legendary - Villains. А вот
Злодеям Legendary
нет ещё и года. О своём Legendary-приступе
я сегодня ещё расскажу, именно на этой почве были приобретены и Злодеи. При
общем сходстве механик с основной игрой серии Legendary и отсутствии неких сюжетов, которые
можно наблюдать в других вариантах серии, Злодеи по ощущениям оказались немного
другими в сравнении с Героями, немного другие ощущения. Сначала эта коробка
пользовалась даже большей популярностью, чем Герои, но по мере наполнения
основной игры, и об этом я тоже сегодня расскажу, Злодеи отошли на задний план.
Тем не менее, сыграть хочется. Что можно отметить по этой игре? Во-первых, у
меня есть единственное дополнение к этой игре, и оно отличное, жаль, что
маленькое. К сожалению, больше дополнений только для Злодеев не было, похоже,
что авторы серии окончательно переключились на основную игру. Во-вторых,
коробка неоправданно здоровая, но это вы не видите на картинке, она здесь стоит
торцом. Она большая и бестолковая - не заполнена и наполовину. В-третьих,
комплектовщикам игры нужно оторвать руки. Хорошо, что ничего не забыли
положить, но вот понять, какие из лишних компонентов действительно лишние – та
ещё задача. Тем не менее, есть у этого и положительная сторона. Одна из лишних
карт – дубликат bystander
- отправилась в основную коробку Legendary, в соответствующую колоду. Вообще-то
Злодеи классные, но основная игра из-за того, что её постоянно подпитывают
дополнениями, просто не пускает эту коробку на стол.
Теперь
мы, двигаясь вверх по ряду игр, пропустим две коробки дополнений именно к Legendary и перейдём к следующей игре.
4. Лоскутное Королевство. Игра куплена пару недель назад, и пока
играли только на двоих. Рекомендованный правилами изначальный вариант постройки
королевства размером 5х5 при игре вдвоём был сразу забракован: «Слишком
просто». Так что играем полноценно – 7х7, с бонусами за центральное размещение
замка, и за полностью заполненное королевство. При кажущейся простоте игра в
таком режиме имеет глубину. Играть действительно интересно, взаимодействие
очень живое, порой даже агрессивное. Кстати, знаете, почему я её приобрёл? А я
хотел что-то, похожее на Patchwork!
Зачем я это делал, тоже расскажу сегодня, Пэчворк есть в сегодняшнем списке.
Так похоже ли Лоскутное Королевство на Пэчворк? Мне кажется, что да. Но это
только мне. Кого не спроси, все говорят по-разному. Не знаю, как быстро мы
наиграемся в это Королевство, но ведь уже на подходе Queendomino! Думаю, совсем скоро эта эволюция
отличной игры появится в продаже, буду брать, если только не будут отзывы о
новинке, как были в прошлом году по Cottage Garden в сравнении с Patchwork. Да и цена у Лоскутного Королевства
достаточно гуманная по нынешним временам, а качество просто отменное.
5. Fabled Fruit.
Здесь я даже не знаю, что писать. Игра-открытие! Игра-откровение! Зацепила
серьёзно. Этот несложный механизм, который почему-то называют «legacy», хотя сам автор Фридман Фриз
назвал «fable
game», он просто
шикарен. Я начал уже четыре «проходки», правда, пока не закончил ни одну. И все
четыре не похожи друг на друга! Возможно, дело тут и в числе игроков, ведь это
число может меняться по ходу прохождения. Но и в проходках на двоих на одном
этапе набор локаций отличается, что делает каждое прохождение особенным. Мы
играли во всех возможных составах, от двух до пяти игроков, и численность
состава создаёт уникальность партий, совсем разные ощущения. Возможно, причина моего
отношения к Fabled Fruit в том числе и в том, что в последнее время мне
нравятся именно короткие игры, а здесь одна партия занимает от 10 до 20 минут, да
и нравятся мне игры с legacy-механикой,
вот Фрукты и попали точно в яблочко. Я в восторге! На днях должно выйти
дополнение, и это – мой однозначный must-have. И на этой же почве жду три
игры-новинки от Фриза, в которых он заявляет похожую механику. Я в нетерпении!
Небольшой
фрукто-бонус: наш отснятый let’s play по этой игре. Рассказывает правила, размахивает руками и лезет головой под камеру - автор этих строк.
6. Voluspa.
Игра-удовольствие и игра-боль. Я обожаю Волюспу, но играть в неё получается в
лучшем случае раз в год, поэтому – боль. Я постоянно таскаю Волюспу на игрульки
в надежде, а вдруг повезёт и получится сыграть. Если стараться придерживаться
сегодняшних принципов описания игр, то стоит отметить, что я признаю Волюспу
только в дуэльном варианте. Как-то раз я играл вчетвером, и мне это совсем не
понравилось, сплошной хаос, ничего нельзя планировать. Ещё отмечу, что Волюспа
по-настоящему раскрывается с дополнением Order of the Gods, и, конечно же, у меня оно есть.
Ещё я прикупил промо-тайлы у издателя – Молнии и Драккары, со смешной ценой
доставки. Правда, пока с ними так и не сыграл. Почему? См. выше. Сейчас вот
пишу это всё и вздыхаю. Ну где вы, собратья по Волюспе?
8. Sylvion. Для
меня любая игра от Shadi
Torbey – шедевр
по умолчанию, пусть даже я немного преувеличиваю. Но у автора есть свой почерк,
а в тандеме с художницей Elise
Plessis
получается нечто
уникальное. А как эти игры распаковываются в первый раз! Это нужно сделать,
словами не объяснить. Так вот, из всех пяти игр Торби именно Сильвион я считаю
лучшим. Помню, когда я начинал играть в него, то боялся переходить на следующий
уровень сложности. Настолько каждый уровень выверен и приятен, что боишься
что-то испортить. Тем не менее, каждая порция добавки делала Сильвион ещё
лучше, так что я играю по полной, со всеми картами и Опустошителем. Играется
отлично, ведь это одна из лучших соло-игр, вот только не понимаю, как можно выполнить
условия досрочных побед четырёх карт Подвигов. Даже близко ни разу не
подбирался.
10. Onirim. Моя
самая первая игра от Shadi Torbey. Была приобретена по многочисленным
рекомендациям в то время, когда Онирим только появился. Помню, в своё время я
заигрывался этим пасьянсом, в котором меня напрягало только одно – нужно было
часто мешать колоду. Ещё я не понял одно из расширений, с серыми картами. А вот
расширения с открытием дверей в заданной последовательности, с применением
действий за сброшенные карты, со сбором параллельного ряда – это то, что надо.
Я недавно раскладывал Онирим после долгой паузы, правила и принципы игры
вспомнились быстро. Всё это закончилось тем, что я загорелся купить новую
редакцию Онирима. Вроде бы оно стоит того, там больше расширений, чем в моей
редакции. Судя по отзывам, должно быть интересно.
11. Urbion. И
четвёртая за сегодня игра от Shadi Torbey. Именно Урбион в своё время вытеснил
с моего стола Онирим. Урбион мне нравился больше. По крайней мере, там не надо
часто мешать колоду. А вот в плане расширений Урбион в чём-то схож с Ониримом.
Здесь тоже есть обязательные для меня вещи, а есть и совершенно мной не
принятые. И опять расширение с серыми картами мне не понравилось. А вот другое
– Архи-Меты - со сложными картами, вошло в игру замечательно, но… загнало
сложность на высочайший уровень! Хотя для меня процесс в Урбионе гораздо
важнее, чем результат, но всё-таки хочется, чтобы пасьянс хотя бы иногда
сходился.
Вы
ещё не устали? А ведь мы прошли только половину сегодняшнего пути, только
достигли вершины. Впереди путь вниз. Напишите в комментариях, стоит ли делать
такие длинные восхождения и спуски? А пока продолжим движение.
12. Sobek. С
Собеком постоянно происходят странные вещи. На игрульках то он идёт отлично, то
– полный провал. Причём независимо от числа игроков, их предрасположенности к
разным типам игр, не говоря уже про настроение. Вот так вот несёшь эту
маленькую корочку, причём по просьбам, и не знаешь, что в этот раз будет.
Последний раз прошло неплохо. А в целом – хорошее сетособирательство, со своими
свистелками, с возможностью подрезать того, кто слишком выделился. Интересная
игра, но отношение к ней всегда непредсказуемое.
13. Корова 006. Хотите, чтобы вас выгнали оттуда,
где вы играете? Запросто! Разложите Корову. И лучше человек на пять-шесть. Не
пройдёт и пяти минут как появится кто-то, кто попросит вас угомониться. В
Корове есть всё для этого – и расчёт, и блеф, и море веселья. Только что нужно
было сделать мучительный выбор, как спустя полминуты все угорают от того, что
произошло. Возможно, Корова у вас не зашла? Просто не играйте с теми, кто любит
всё просчитывать, и не играйте вдвоём-втроём. Только большая раскованная компания!
14. Сердце Дракона. Одна из лучших дуэльных игр, причём
не только для своего времени. Я вообще не понимаю, как так получилось, что она
была издана в русской коробочке, но стоит поблагодарить того, кто сделал такой
выбор в те далёкие годы, когда на русском выпускались в лучшем случае
Колонизаторы. Когда Сердце Дракона было приобретено, мы играли в него целыми
вечерами. Естественно, эта игра со временем была вытеснена другими играми, но
недавно мы вспомнили и про неё. Хотя, почему вспомнили? Мы и не забывали. Так
вот, игралось хорошо, пусть даже мы быстро вспомнили главный путь к победе –
получи дракона. Ведь он даёт лишнюю карту на руки, и здесь это очень-очень
важно. Пожалуй, это единственный, но большой минус игры. А ещё последний раз
показалось, что партии быстро заканчиваются, раньше мы этого не замечали. Но
обычно в таких случаях говорят: «Это повод разложить ещё партеечку».
15. Patchwork. Пэчворк у меня – print&play. Причина такого творчества совсем не
в том, что на меня в тот момент напал приступ самоделкина. Если кто помнит, так
первый тираж Пэчворка смели в зарубежных магазинах за считанные дни, а когда ожидался
новый – информации не было. Это сейчас русское издание по более чем приемлемой
цене есть повсюду, но тогда выход был один – PnP. У меня он в прекрасном редизайне,
который мне нравится больше оригинала. Ещё я тогда для своей коробочки искал по
рукодельным магазинам пуговицы, чтобы поддать атмосферности. Но хватит о своём
уникальном экземпляре, я уже писал о нём раньше. Что по самой игре? В прошлом
году мы ей просто заигрывались. Да того доигрались, что аж переели. Согласно
моей статистике, последние перед возобновлением Пэчворка игры были аж в январе.
И потом на весну и лето – как отрезало. Но примерно месяц назад снова достали и
- снова здорово! Опять партия за партией. И именно для того, чтобы опять не
объесться, я и стал искать что-то подобное и выбрал Лоскутное Королевство.
Понятно, что игры разные, пусть даже лично для меня у них много общего, но Пэчворк
– это Пэчворк. И пока не видно, что может хотя бы сравняться с ним. В своей
нише игра непревзойденная. Таких выверенных, но при этом не пересушенных игр,
ещё нужно поискать.
16. На Корм Рыбам. Я неравнодушен к играм на
программирование. Правда, с Роборалли я так до сих пор и не познакомился, но Colt Express, о котором пойдёт речь ниже – это то,
после чего начинаешь искать что-то подобное. Так я наткнулся на Walk the Plank! Долго искал по зарубежным
магазинам, игра-то не новая, но тут, как когда-то с Dungeon Raiders, волосы вставали дыбом от ценников.
Казалось бы, за что столько просят? И вдруг, крайне неожиданно, выходит русское
издание - На Корм Рыбам. Если сказать, что я был удивлён такому повороту
событий, то это не сказать ничего. Но, как ни странно, уже изданная игра упорно
не хотела появляться в магазинах. А когда появилась, то опять я увидел то же,
что и с зарубежными изданиями. Цена! Ну не может такая коробочка столько
стоить. Подловив скидку в одном из крупных интернет-магазинов, слив в оплату
все свои накопившиеся баллы, я всё же приобрёл На Корм Рыбам по относительно
адекватной цене. И не жалею. На игрульках – это как Корова 006 или Dungeon Raiders – беспроигрышный вариант. Правда,
здесь есть один серьёзный минус – выбывший игрок реально выбывает до конца
партии и смотрит на игру со стороны. Но, повторюсь, чтобы немного расслабиться
и повеселиться – вариант беспроигрышный. Этой бы игре, да цену нормальную.
17. Castle Panic.
Вот уже года с 2010-го, когда были приобретены «монстрики», это игра №1 у меня
дома. У меня есть все три дополнения к ней и, к сожалению, я никак не могу
заказать приглянувшиеся промки на сайте издателя, что-то там сломано при
определении цены доставки в Россию, а переписка с ними ни к чему не привела,
они думают, что у них всё работает. С каждым новым дополнением мы дома подгоняем
игру под себя, да и сам автор в этом вопросе уже сдался и написал в правилах
последнего дополнения: «Делайте что хотите!». О том, что у нас сейчас
получилось, вы можете посмотреть в моём недавнем обзоре третьего дополнения - Engines of War. И я не перестаю повторять одно и
то же: первое дополнение The
Wizard’s Tower для Castle Panic – строго обязательно! Без него игра
примитивна и мало на что годится. Чтобы вы окончательно поняли, как у нас
сложилось с этой игрой, то если дома мы никак не можем решить, во что поиграть
вечером, то обычно махнём рукой и говорим: «Давай в монстриков».
18. Marrakesh.
Если честно, то Марракеш оказался в этой стопке случайно. Когда я стал вывозить
редко играемое на удаленное место хранения и уже отложил эту игру, то услышал:
«Ты коврики хочешь увезти? Зачем?». Ничего себе, зачем? Да мы не играли в них
уже лет пять, если не больше! А ведь в своё время гоняли этого забавного
торговца по рынку ковров очень часто. 2008-й год, однако. Помните про
«металлическую лестницу»? Я даже помню, что в моей коробке (кстати, ещё
красной, не синей!) была проблема с ковриками – одного цвета было больше на
один, а другого меньше на один. И я специально, ради одного коврика, ездил на
Курскую делать обмен. И ничего, мы это делали, а не орали во все клавиатуры,
что нам где-то что-то недодали или перепутали. Так что сейчас с Марракешем?
Оставил на расстоянии вытянутой руки, но ведь так и не сыграли пока. Может быть
ещё и потому, что в те далёкие времена, наигравшись вдоволь, в конце концов отложили
игру в сторону, потому что «да что там, кубик кидай и ходи». Но как по мне, так
не всё так просто. Очень даже приятная семейка, ну а про оформление и говорить
нечего – назовите ещё хотя бы одну игру с тканевыми игровыми компонентами!
19. Colt Express.
Когда мы впервые играли в Кольт Экспресс (не мой, конечно же), то напутали в
правилах ого-го как. Но тем не менее, игра мне приглянулась. Причём совсем не
из-за оформления, я воспринял этот объёмный паровоз с вагонами как обычный, и
при этом удобный с точки зрения игрового процесса компонент игры. Что-то
зацепило тогда. Но с тех прошёл не год, а даже не два. И с чего мне так
захотелось приобрести Colt
Express, я уже и
не вспомню, хоть на кактус с поезда сбрасывайте. Приобрёл французскую версию,
она гораздо дешевле английской. Что интересно с моим Кольт Экспрессом, так это
то, что игра периодически играется. Именно «периодически». Ведь часто как
бывает? Или наиграешься, и игра переезжает на дальнюю полку, или таскаешь
что-то постоянно. С Кольтом немного не так. Игровые партии как-то равномерно
распределяются во времени, ни часто, ни редко. Вот и последний раз сыграли на
днях, и я впервые сыграл составом в шесть игроков. И это лучший вариант, по
моему мнению! Что же касается дополнений, то тут я никак не решусь, уж слишком
разные мнения по этому поводу. Кто-то хвалит, но в основном склоняются к
необязательности. Думаю, мне, при моей коллекции, хватит и базовой коробки. Эх,
была бы для такого игрового содержания коробка поменьше, можно было бы
приносить её на игрульки хоть каждый раз. Но ведь уменьшать коробку некуда, там
ведь – паровозик, вагончики…
20. Archipelago.
А вот эта игра открылась для меня с самой неожиданной стороны. Ведь почему я её
приобретал? Ну красиво же! Да и игровой процесс, судя по летсплеям, был очень
даже ничего, то ли кооператив, то ли нет. В итоге игра за столом воспринимается
неоднозначно. Возможно, игроки ждут одного, получают другое, хотя никто не
выскажется отрицательно. К тому же мне так ни разу и не удалось сыграть полноценный
длинный сценарий, чтобы не в одиночку. «Одному?» – спросят те, кто не знаком с
этой игрой. И вот тут и заключается та самая неожиданность. Приобретенное «до
кучи» соло-дополнение к Архипелагу стало для меня откровением. Я играл и играл
в соло-Архипелаг, проходя сценарий за сценарием. Мне интересны и длинные
сценарии, просто потому что на столе вырисовывается нереальная красота, и
средние, потому что это настоящие задачи. Но всё же лучше сценарии без
ограничения по времени, хотя обычных 8-10 ходов более чем достаточно, чтобы
наиграться в текущую партию. Вот поэтому Архипелаг, эта большая коробка, всегда
лежит где-то поблизости. Соло-вариант здесь шикарный. Давайте я приведу кое-какие
цифры. Я приобрёл Архипелаг весной прошлого года, и только за май отыграл 41
соло-партию, это если не считать моих быстрых поражений. Всего же за прошлый
год – 69 полноценных соло-партий. Да и в этом году я нет-нет, да и разложу
Архипелаг, хотя уже не так часто. И как же хочется сыграть полную партию с
кем-нибудь! Но понимаю, что Архипелаг довольно оригинален. Эта игра не на то,
чтобы победить, здесь просто играешь. Играешь, чтобы играть.
Вроде бы всё на сегодня. Дочитали? Слишком много? Стоит ли и дальше расписывать по два десятка игр за раз или лучше уменьшить темпы? Сейчас, как вы понимаете, идут те игры, о которых есть что сказать, к которым у меня самые тёплые чувства, никакого равнодушия, потому и написано много. Возможно, потом уже не будет столько слов о том, что игралось один-два раза и уже давно не доставалось, но я всё же попрошу вас написать свои пожелания. И ещё я не знаю, как быть с картинками? С одной стороны, на каждую игру не так уж и много слов, чтобы их вставлять, но с другой – без картинок как-то не то, незавершенность какая-то. Выслушаю любые замечания.
До
встречи в Части Второй!
Здравствуйте!
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью.
Мне такой формат «по 20» показался вполне удобным, но субъективно «по 15» было бы чуть комфортнее.
Спасибо! Постепенно снижать будем, чтобы ничего не пропустить. 19-18-15...
УдалитьТак долго ждала, когда вы продолжите писать;) Замечательная статья, прочитала на одном дыхании. Меня вполне устраивает формат 20 настолок, не чувствую никакой перегрузки) А фотографии, конечно, желательны - они делают любой обзор более "живым".
ОтветитьУдалитьСпасибо за тёплые слова!
УдалитьСпасибо, очень здорово получилось.
ОтветитьУдалитьКартинки убирать точно нельзя, простыня текста грустно смотреться будет + ещё картинки могут вызвать желание узнать больше про игру, что для новичка в хобби (типа меня) может быть весьма полезно.
По количеству тоже за 15 шт., но можно побольше про каждую игру рассказать)
Хороша статья. Спасибо. Вот только почему то пропущены картинки от игр UNO, Ордонанс, Legendary - Villains, Dungeon Raiders, Сердце Дракона и Marrakesh. Мы их помним, но приятно лицезреть и вспомнить не только текстом но и визуально. Пожалуйста, в следующих выпусках не пропускайте.
ОтветитьУдалитьКартинок нет, потому что среди своих фоток не нашёл по этим играм, а чужие ставить не хочется. Постараюсь искать лучше для последующих частей.
УдалитьАндрей, очень круто. Люблю читать подобные статьи. Поддерживаю формат "15".
ОтветитьУдалитьО! Старая гвардия подтягивается. :)
Удалить