среда, 28 октября 2015 г.

Поиграндки #47: Five Tribes, 7 Wonders: Duel, Small World, Traders of Osaka, Arboretum, Port Royal, Splendor, Biblios


Когда я стал скидывать на компьютер фотки, которые сделал в этот день, то с удивлением обнаружил, что предыдущий раз ходил играть в КЦ ЗИЛ аж месяц назад! Неужели так давно? А ведь я действительно соскучился по таким дням. Дома тоже получалось поиграть, но тут у нас уже устоявшийся репертуар, а чем хороши игровые встречи, так это тем, что и тебе есть что показать, и у других есть что посмотреть. Вот и в этот раз я очень рассчитывал на то, что удастся познакомиться с чем-то новым, как совсем горячим, так и с тем, что уже доказало свою состоятельность. Ну и заодно вспомнить то, что уже давным-давно не доставалось с полок.

Вообще в этот день планировались только дуэльные игры, но непосредственно перед выходными стало понятно, что число желающих присоединиться к нашей наискромнейшей компании возрастает, так что в итоге я провёл день за партиями и на двоих, и на троих, и на четверых, но больше всего – на пятерых. Я предполагал, что может случиться такое, и потому захватил с собой немного «пятиигроковых» коробочек. Кто бы мог подумать, что после довольно длительных поисков ещё пару лет назад игр, в которые можно было бы сыграть в режиме соло, сейчас приходится ломать голову над тем, что есть в коллекции на пятерых игроков. Теперь беда не в том, что на коробочке с игрой в графе «число игроков» нет «единички», а в том, что не на всех есть «пятёрка». Неожиданный поворот. Но давайте я уже перейду к играм.


Five Tribes

Для меня Пять Племён – это именно та игра, на которую я не стал бросаться в момент её выхода, это игра из категории «пусть сойдёт пена». В момент появления, о Пяти Племенах я слышал довольно противоречивые отзывы, кому-то нравилось, кто-то поморщился, да и и потом я её часто на столах не видел. Однако часто появляющиеся в последнее время перед моими глазами манкалоподобные игры, такие как Trajan и отчасти Amerigo, заставили меня вспомнить о том, что у меня есть пробел относительно Пяти Племён. И так меня это в душе возмутило, что я в этот раз просто напросился на Пять Племён.

Пять Племён в этот день с самого начала планировались как дуэльная игра, по той причине, что, по отзывам, она имеет склонность к длительным раздумьям. Вообще-то и правда, глядя на поле и зная, что такое принцип манкалы, можно предположить такую предрасположенность. Однако, прочитав правила за день до игры, что за мной в последнее время замечается крайне редко, я вообще не заметил каких-то трудностей. Коль я уж говорю о правилах, то и тому игроку, кто неожиданно оказался с нами за Племенами, правила были донесены за пять минут, причём даже я, ни разу ещё не сыграв ни одной партии, имел наглость вмешаться в процесс объяснения. Для меня же после прочтения правил требовались лишь мелкие уточнения, такие как получение и применение джинов, а также свойства тайлов. По факту же оказалось, что всё очень просто, свойств у тайлов всего ничего,  их совсем мало, да и запоминать ничего не надо, значки более чем понятны.

Я не буду подробно расписывать свою первую партию в Пять Племён, остановлюсь лишь на нескольких моментах. Самое главное здесь то, что я выбрал для игры чёрный цвет, а он для меня всегда выигрышный. Так что я сразу, только взяв чёрных верблюдов, сразу же сказал всем, что уже выиграл. Кто-то может сказать, что это тактический элемент стартового программирования соперников, но ведь и правда, я выигрываю чёрными, хотя в жизни этот цвет совершенно не люблю. Но я отвлекся от самой игры. Какими же показались мне Пять Племён?

Мне понравилось здесь то, что при всём разнообразии способов набора победных очков, нет ни одного способа, который бы выделялся своим преимуществом из этого разнообразия. Ещё мне показалось, что здесь не стоит жадничать при ставках за очерёдность хода. Знаете, есть такие игроки, что любят рассчитывать грядущие доходы от своего хода, высчитывая всё до последней монеты, и есть куча игр, как будто бы специально созданных для таких людей. Так вот, в Пяти Племенах эти расчёты могут не сработать. Потому что здесь нужно сначала потратиться, сделать ставку на очередность хода. «Чтобы что-то получить, нужно что-нибудь вложить». А так как все видят на поле одно и то же, то очередность хода имеет большое значение. Именно из-за того, что я один раз пожадничал, у меня из-под носа увели шикарную комбинацию, провернув которуя я мог бы запросто захватить сразу два тайла. Правда, противник эту комбу не заметил, но своим ходом разрушил все мои планы. Обидно было не за потерянные очки, а за то, что не дали красиво сыграть. Ну да ладно, и без того нашёл на чём можно было заработать.

Если же говорить об игре более широко, не уходя в каждый конкретный ход, то мы совершенно не почувствовали даунтайма, его просто не было. Да, были небольшие раздумья, но не более того. Такого, чтобы по-андроидовски начинать говорить за столом «за жизнь» во время хода другого игрока или вообще начинать бродить по соседним столам, такого здесь и близко не могло быть, игра оказалась довольно динамичной, то есть совершенно не оправдала даунтаймовых ожиданий.

Понравились ли мне Пять Племён? Если быть совсем честным, то у меня были завышенные манкаловские ожидания. Мне игра показалась проще, чем кажется со стороны. Она вполне годится на то, чтобы играть в кругу семьи, какого-то хардкора здесь совсем нет. Есть логика, есть вариативность хода. Нет такого, чтобы кто-то безнадёжно проиграл, но и нет такого, что игра играет игроками. Короче, очень хорошее, правильное евро. Но и это для меня не главное. Мне показалось, что в Пять Племён нужно играть не один раз. В этой игре можно и нужно делать маленькие открытия. Лично я меня за эту часовую партию было как минимум три момента, когда я увидел «а ведь можно и так играть». Именно «играть», а не «сыграть». В Пять Племен можно играть хотя бы ради того, чтобы познавать маленькие хитрости этой игры. Именно хитрости, а не тонкости. В игре действительно видны нестандартные хитрые ходы, которые возможны только у тебя, и польза от которых будет только для тебя. Если углубляться дальше, то можно здесь одновременно и сыграть себе на пользу, и навредить другим. Но это уже совсем другой уровень. И я понимаю тех игроков, кто играет в Пять Племён давно и подолгу. Повторюсь, игра несложная, с элементарными правилами, но очень вариативная. Ну а о красоте и говорить не стоит, Days of Wonder некрасиво делать не умеет.

Ах да, я же всё–таки выиграл. Ещё бы, ведь играл-то чёрными. Тут у соперников не было шансов. Как сказали, победитель определился ещё при выборе цвета верблюдов.

Я сейчас пишу это, а у меня в наушниках – Theodor Bastard - Tapachula. Идеально подходит под антураж Five Tribes.Так совпало.



Small World

Вот когда ещё смахнёшь пыль с Маленького Мира? Только тогда, когда предполагаешь наличие пяти игроков за столом. Я уже и забыл, когда в последний раз играл в эту игру, а ведь в своё время собрал все дополнения, что были до прошлогодних масштабных обновлений, у меня даже Остров Некроманта и колода Легенд есть. Вот как раз Легенды-то и просили принести в первую очередь.

Собралось нас на Маленький Мир пятеро смелых. Уровень знаний о Маленьком Мире – от нулевого до максимального, как некоторым казалось. Из-за того, что «знающих» набралось на критическую массу, за столом не утихали жаркие споры, как правильно играть. Постоянно звучала фраза: «А вот на планшете…», что лично для меня совсем не аргумент. Из того, что я помню, так это спорили о том, можно ли снимать свои токены с ранее захваченных территорий в начале своего хода, перед новой атакой, а также был спор о цыганках. Что касается первого момента, то я придерживаюсь варианта, что уходи спокойно, коль не хочешь оставаться, никто тебя не держит. Что же касается цыганок, то в этот раз я услышал новую версию, а именно – монеты на территориях, откуда ушли цыганки, сохраняются там не один ход, а сколько угодно времени. Я всё же понимаю правила так, что выложил монеты на поле – в конце хода их же и собери, ничего не сохраняется. «А вот на планшете» якобы монеты лежат, пока на эту территорию не зайдёт кто-то ещё. К счастью, в нашем варианте цыганки оказались проклятыми, так что взяли их в самый последний раунд, ради шести монет на них, и захватил этот малочисленный народ всего две территории.

Коль уж я уже упомянул одну из комбинаций «раса плюс свойство», а именно – проклятые цыганки, то давайте пройдусь по встретившимся в этот раз забавным или ударным комбинациям рас и свойств. Вообще чем хороша игра на пятерых, так это быстрой прокруткой этих комбинаций, ведь если каждый возьмёт как минимум две расы, а некоторые успевали и по три, то разыгранных сочетаний уже больше десятка, и это замечательно. Моими комбами сначала были стойкие гоблины, которых я увёл в упадок на первом же раунде. Потом я отхватил просто адское сочетание орки-мародёры, которые гребли монеты из-за двух волн атак.  Но именно из-за этого именно на меня обратили пристальное внимание, моих народцев не щадили ни угасших, ни активных. А заканчивал я игру с варварками-героями. Из интересных сочетаний запомнились амазонки-оборотни, который вошли в самом начале и с которыми сыграла злую шутку колода Легенд. Именно во втором раунде, когда оборотни могли и сделали захват обширных территорий, карта сказала нам, что мы получим только половину того, что заслужили. Кстати, я совсем забыл сказать, что играть колодой стали по хардкору, то есть вскрывали карту в начале раунда. Лично мне кажется, что хотя так и веселее, но всё же способ, когда ты видишь карту, которая вступит со следующего раунда, как-то более подходит Маленькому Миру. Но что уж теперь поделать, коль решили играть в полный рандом, получилось то, что получилось. Забавно, но хаотично.

Кстати, о хаосе. Я часто читал, что Маленький Мир на пятерых – это полный хаос. Как по мне, так это не сколько хаос, сколько настоящая теснота. Да я и не понимаю, как можно играть в эту игру вдвоём, в таком составе очень сильно сказывается удача при выборе сочетания расы и свойства. А вот что касается пятерых игроков, то тут даже при всего лишь восьми раундах в игре происходит так много всего, что как-то не ощущается такое, что если кто-то отхватил сильную комбу, то победит всех. Примером тому служат как раз мои орки-мародёры, быстро захватившие округу и так же быстро уничтоженные другими расами. Но с другой стороны, забравшиеся в горы во втором раунде те самые амазонки-оборотни сидели себе спокойно в горах даже угасшими, никто к ним не лез, а они стабильно приносили своему владельцу неплохой доход. Но больше всего в этот раз меня поразили гомункулы. Два раза их пропускали при выборе, так что на поле зашли сразу 11 гомункулов, да ещё и со страшным свойством отъёма чужих денег за захват соседа. Скорее всего по этой причине, а не потому, что мы не стали сразу нападать на игрока, кто в первый раз играет в Маленький Мир, гомункулы в этот раз прожили очень долго даже до угасания. А ведь и правда, кому хотелось лезть на рожон и подставляться под такое спецсвойство, при котором у тебя отнимут монету? Так что в этот раз, совершенно на удивление, лучше всех показали себя именно гомункулы.

Как-то так в этот раз с маленьким Миром. Партия удалась, хотя и лично мне показалась какой-то жутко бессистемной, трудной для восприятия. Возможно потому, что было много споров, и предостаточно хаоса. Но дикая прокрутка сочетаний народцев и неожиданности из колоды Легенд – именно это запомнилось больше. Кстати, именно колода Легенд понравилась всем больше всего. Если кто-то из вас раздумывает, стоит ли брать этот рандом для и без того суетливого Маленького Мира, так вы зря раздумываете. Вы просто не понимаете, чего вы себя лишаете.



7 Wonders: Duel

Переходим к горячему. Дуэльные 7 Чудес. От тех, кто сыграл в неё, много слов не вытянешь, все обходятся какими-то одиночными восхищёнными возгласами, не конкретизируя свои впечатления. Я бы тоже мог обойтись тем же самым вариантом, но давайте уже попробую высказаться чуть более подробно, тем более что лично мне это будет не очень сложно по причине того, что традиционные 7 Чудес я недолюбливаю.

Итак, что такое 7 Wonders: Duel? Сначала поражает коробка с игрой. Она реально маленькая! Лично я настолько привык к виду обычной коробки 7 Чудес, что при взгляде на картинки презентаций даже не задумывался, что она может быть настолько маленькой. Но и это ещё не всё. Карты в коробке тоже маленькие! И маленькие они не просто в сравнении с большими картами традиционных 7 Чудес. Они реально маленькие, то есть примерно такие, как карты, к примеру, в Legacy. И это реально поражает. На их фоне карты Чудес Света кажутся огромными, но по факту-то они чуть больше, чем обычные. По сравнению с этим шоком номинал монет «6» - это так, странность и не более того.

Правила дуэльных 7 Чудес просты до безобразия, но всё же таким севенвондерс-ненавистникам как я, нужно напоминать, как удорожается продажа карт за имеющиеся жёлтые карты или как удорожается закупка недостающих товаров за наличие таковых у противника. Есть ещё кое-что, но это настолько быстро усваивается, что и вспоминать не стоит. Да и вообще забывать тут практически нечего.

Какие ощущения? По ощущениям – ничего общего с традиционными 7 Чудес! И ощущения эти складываются сразу из нескольких ассоциаций. Во-первых, играется очень быстро, по-филерному, но даже не всякий филер поддерживает такой быстрый темп. Во-вторых, ощущение очень простой игры, но это скорее всего из-за простоты правил. В-третьих, если здесь и есть конкуренция, но такое ощущение, что её нет, она как-то настолько ненавязчива, ты настолько легко отслеживаешь то, что делает оппонент, так что о жёсткости даже и не задумываешься. В-четвёртых, после первой партии задумываешься о том, как здесь можно было бы выиграть «по войне» или «по науке». Я пытался сразу же сместить своё развитие на войну, но у меня мало что получилось. В-пятых… Но давайте уже к главному ощущению.

На следующий день после игры я подумал, а как можно охарактеризовать своё впечатление в двух словах? Пожалуй, я бы назвал 7 Wonder: Duel – «пасьянс на двоих». А ведь действительно, часть карт перед нами закрыта, мы вскрываем их как в старых добрых пасьянсах. Мы пытаемся что-то собрать на руках по принципу: «сошлось – не сошлось», и виной тому имеющиеся перед нами Чудеса Света. Мы действительно пытаемся собрать карты под эти Чудеса, но пытаемся сделать это чуть быстрее оппонента, ведь соберём мы всего семь чудес на двоих, кто-то пролетит со своим Чудом. И как раз то, что мы собираем пасьянс по простым правилам в конкурентной среде – в этом и есть прелесть дуэльных 7 Чудес. Мне очень понравилось. Настолько понравилось, что я задумался о приобретении. И что-то мне подсказывает, что эта игра может великолепно пойти у меня дома, а у меня крайне консервативны и придирчивы в вопросе появления новых игр. У 7 Wonder: Duel есть все задатки для этого. Правда, есть и небольшие недостатки у этой игры. К примеру, бесплатное приобретение карт по связанным символам вряд ли вообще работает, если только подойти к третьему раунду совсем уж без ресурсов. Однако в этот день обе победы в двух партиях были одержаны той стороной, кто эти самые ресурсы хорошо набрал в самом начале. А ещё хорошо работает способ сбора всех подряд «синих» карт с победными очками в последнем третьем раунде. Но кто знает, как там дольше сложится, при накоплении опыта игры? И видно, что авторы придумали новый денежный пылесос, парочка дополнений так и просится.

Но это нисколько не умаляет достоинств 7 Wonders: Duel. Если никто не найдёт способа сломать эту игру, то можно с уверенностью заявить, что мы с вами присутствуем при появлении нового шедевра.



Traders of Osaka

Коль уж речь зашла о том, что сыграно было в этот день в дуэльном режиме, так давайте продолжим ещё одной игрой, Торговцами Осаки. Я уверен, что название это мало кому известно. Думаю, если назову старое название этой игры – Traders of Carthage – то это вам тоже не сильно поможет. Тем не менее, Traders of Carthage – игра далеко не новая, первое издание датировано аж 2006-м годом. А вот новое своё название - Traders of Osaka - игра получила в этом, 2015-м году. И такое название не случайно. Дело в том, что автор игры - японец Susumu Kawasaki. Так что вполне возможно, что восторжествовала справедливость, и игра японского автора получила японское название и не менее японское оформление. Здесь на картах даже иероглифы есть! Правда, только на картинках, ведь основная информация – это цвет карты и циферки.

О чём эта игра? Вроде бы как о том, что несколько кораблей везут товар из Осаки в Эдо, и игроки везут свои товары на этих разноцветных кораблях, причём все везут товар соответствующего типа одновременно, а в конце продают его в точке назначения с выгодой, соответствующей количеству привезённого и исходя из собственной популярности среди покупателей этого товара. Немного непонятно, но если прочитать несложные правила игры, которые и для Торговцев Карфагена, и для Торговцев Осаки совершенно одинаковые, то очень многое станет понятным.

Понятно-то понятно, вот только когда начинаешь играть, оказывается, что ничего не понятно. Здесь именно тот случай, когда проще один раз показать, чем десять раз прочитать. Ну а после первого же приплывшего в порт назначения корабля принцип игры начинает вырисовываться. Лично я сначала вообще не понимал, в чём здесь игра, она даже показалась мне какой-то примитивной ерундой, но по мере того, как мы начали набирать обороты, я понял, что здесь всё очень не просто. И в этот момент я сразу почувствовал – это «японец»! Та самая пресловутая «японская школа» почувствовалась как-то неуловимо, только японцы могут так соединить, вывернуть, а потом снова соединить простые действия. Я проникся игрой. Единственное, что я не понял, так это почему хозяин игры посоветовал играть именно дуэль, я был бы не прочь познакомиться с Торговцами Осаки в большем составе.

Но самое интересное было в самом конце. Когда наша партия подходила к концу, и мы серьёзно задумывались над своими ходами в этом кажущемся филере, то к нам подсел один из тех, кто только что провёл партию в Пять Племён за соседним столом. Мы перекинулись парой фраз в сопровождении мимики, характерной при оценке игр японской школы (ну вы понимаете, о чём я), и товарищ уселся наблюдать за выкладками и подсчётами в последние ходы нашей недолгой партии. И вдруг в конце он выдаёт: «Ну это не как мы соль считали?» Я впал в ступор: «Какую соль?» - «Ну помнишь, мы тогда тоже корабли водили и соль подсчитывали». И тут меня как ударило – Поморы! Я совершенно не ожидал такой ассоциации. Ведь когда я после одной из партий в Поморов писал о своих впечатлениях, то сравнивал игру Стаса Серебрякова именно с «японской школой», и вдруг я слышу от человека, который в течении всего двух минут смотрел со стороны за Торговцев Осаки – «Поморы»… У меня больше нет слов.

Так что же мы имеем в итоге с Traders of Osaka? А имеем мы маленькую нестандартную плоскую коробочку с очень интересным, я бы даже сказал глубоким филером «японской школы». Игра свежевыпущенная, и я очень надеюсь, что тираж игры немаленький, так что она окажется в коллекциях не только узкого круга ценителей таких игр, но и среди тех, кто не прочь посидеть дома со своими близкими за игрушкой, где можно серьёзно задуматься. Забегая вперёд, скажу, что у нас в этот день была ещё одна подобная игра, правда, гораздо более мозголомная. Ну а что касается Торговцев, то хозяин игры говорил, что успешно играет в Торговцев Осаки дома, но строго на двоих. Это ли не рекомендация? Ну а что касается меня, то я сейчас в раздумьях по поводу приобретения. С одной стороны, это маленькая жемчужинка в коллекцию, но с другой – пойдёт ли она у меня дома? Как часто я буду в неё играть на игрульках? Вопрос пока открыт.
Ах да, я всё же не смог выиграть в Торговцев, хотя в самом конце просто вынудил оппонента сыграть в мою пользу,  и этот момент очень приятен в такой игре. Хотя и проиграл хозяину игры всего-то 19-20, но как-то обидно, это после такой-то комбинации.



Arboretum

Сегодня решалась судьба покупки или не покупки Арборетума. В прошлый раз партия на двоих оставила такое чувство, что в голове расшевелилось даже то, к чему там давным-давно не обращались. Но всё же окончательное решение не складывалось стопроцентно в сторону покупки. А вдруг здесь есть рецепт победы? А вдруг всё только кажется относительно сложным, а по факту окажется простым через пару партий? Вот поэтому я попросил принести Арборетум для повторения пройденного, но совершенно не рассчитывал, что доведётся сыграть не вдвоём, а сразу втроём.

Как я говорил в прошлый раз, даже на двоих Арборетум имеет склонность к затяжному даунтайму, и потому партия на троих меня несколько пугала. Однако, как оказалось, втроём Арборетум играется даже лучше, чем на двоих! Возможно, причина этого в том, что у нас теперь не два сброса, а три, и поэтому выбор расширяется. А может быть ещё дело и в том, что добавляется всего две «масти», а общий набор мастей-типов деревьев должен быть разнесён уже не на двоих, а на троих игроков, и потому акцентируешь своё внимание на меньшем количестве цветов-мастей-типов деревьев.

Знаете, чем было хорошо объяснять в этот раз принципы Арборетума новопривлечённым? Тем, что они знают, что такое Библиос. Здесь достаточно донести идею, что очки будут подсчитываться за твои деревья только в том случае, если ты выиграешь цвет-масть, «ну как кубики в Библиосе». После наглядных объяснений принципов игры, для всех главное – усвоить принцип набора очков, который здесь запоминается не очень легко, возможно это из-за трудноусваиваемых мелочей. Даже я постоянно тревожил хозяина игры расспросами на тему этих подсчётов.

Процесс игры можно разделить на две части. Здесь примерно так же, как в Торговцах Осаки, поначалу всё кажется очень простым, чуть ли не примитивным. Но ближе к экватору мозги начинают издавать скрипы. Главная высказанная за сегодня мысль об Арборетуме: «А ведь здесь основная проблема: Что скинуть в сброс?» Именно из-за этого возникает кризис анализа. Как выложить на стол карты так, чтобы и потенциальные очки нарастить, но и самого себя не подвести? Ведь преимущество в цвете-масти будет определяться по оставшимся картам на руках! Вот и думай теперь.

Пожалуй, я приобрету Арборетум. Что-то мне подсказывает, что я найду, с кем играть в эту игру. Более того, сыгравшие ребята заявили, что тоже хотят заполучить Арборетум. Кстати, если вы не забыли, то я чуть выше, в описании Торговцев Осаки упомянул, что в этот день наряду с Торговцами была некая подобная игра. Это я говорил как раз об Арборетуме. Действительно, есть что-то похожее в этих филерах. Наверное то, что это не пустое накидывание карт ради фана, а именно фитнес мозга. Хорошие игры, и та и другая. И в то же время они совершенно не похожи на пасьянсовые дуэльные 7 Чудес. Если сравнивать, то Арборетум больше похож на активный отдых, а 7 Чудес – на отдых на диване.


Извините, но фото в течении этой партии в Арботерум я совсем не делал, потому приложил картинки с прошлого раза. Да и в прошлый раз были всего-то три картинки. Арборетум совсем не та игра, где отвлекаешься на посторонние действия. Вот как затягивает!

Если вы ещё не устали, то предлагаю перейти к чему попроще. В прошлые выходные я приобрёл игру, о которой в последнее время сразу с нескольких сторон последовали обрывочные отзывы. Отзывы противоречивые, но в этом и есть интерес.


Port Royal

В этот день мы опробовали Порт Роял в максимально возможном составе – впятером. И нужно сказать, что именно я прочувствовал в полной мере основную, а может и единственную претензию в Порту – полный рандом! Во второй партии дошло до того, что я четыре(!) хода подряд быстро вытаскивал второй корабль того же цвета, что уже был передо мной, и на этом мой ход заканчивался. И даже если до меня доходили остатки во время ходов остальных игроков, то кораблей я не видал, а на покупки просто не было денег. Так и сидел почти всю ту партию с позорной одной картой.

Однако это совсем не значит, что игра плохая, совсем не так. В этой игре есть очень важное достоинство – в течении хода одного игрока у всех остальных есть возможность сыграть. И это очень важно. Даже впятером ты не выпадаешь из игры. А если ещё и компания соответствующая, то Порт Роял вообще превращается в пати-гейм. «Давай, тяни ещё! Вытянешь ещё цвет, заберёшь сразу две карты» - «Ага, чтобы я пролетел». «Хватит уже, а то пролетишь, мне корабль не достанется» - «Не, я сам хочу эти корабли забрать». «Не тяни больше! У него за пять карт две монеты!». «Давайте мне монету, у меня шутник». И так всю игру. Обидно, конечно, что проигрываешь из-за рандома, но это такая игра. И, пожалуй, всё же стоит играть с правилом, что для победы обязательно нужно взять Экспедицию, а то отхватит кто-то Губернатора, потом штампует «корабль-персонаж» до победного конца.

Я совсем не ожидал, что Порт Роял окажется именно таким. Я даже и не вспомню, когда последний раз у меня ожидания настолько не совпадали с реальностью, разве что с Urban Sprawl было что-то подобное. Вполне возможно, что на меньшее число игроков Порт Роял идёт совсем не так, как на пятерых. И в конце ещё кое-что об ассоциациях. Мне Порт Роял напомнил, как ни странно, Splendor. А что? Собираешь перед собой карты, чтобы потом за их халявные бонусы получать скидки на покупки. Но так показалось только мне. Все остальные сыгравшие сказали, что Сплендора здесь и близко нет. Более того, кое-кто заявил, что Порт Роял напомнил ему… Манчкин! Ну это уж слишком. Вот здесь уже я скажу, что ничего общего, как минимум никто тебе уровень не понизит, ничего не отберёт. Так что вот настолько неоднозначен Port Royal от австрийского автора Alexander Pfister. Между прочим, Игра Года – 2013 в Австрии.



Splendor

Коль уж у меня возникли от Port Royal ассоциации с Роскошью, то я грешным делом подумал, не написать ли как-нибудь сравнительный обзор этих двух игр. Именно по этой причине я взял с собой в этот день Splendor, для сравнения, так сказать. Правда, как я уже сказал, это моё сравнение забраковали, но, тем не менее, Роскошь восприняли на ура. А ведь я чуть не продал свой экземпляр, судьба его решилась аж на третьем заходе.

Вообще у меня такое ощущение, что далеко не все проникаются Роскошью с первого раза. Многие даже не пытаются дать игре второй шанс, хотя и не факт, что что-то изменится в их глазах. Но в этот раз вторую партию за день в Роскошь я провёл с теми, кто с Роскошью на короткой ноге. Но что характерно, играют в него ребята… на планшете! И тут же признают, что ничто не сравнится с тактильными ощущениями от увесистых покерных фишек, планшет не способен передать живой звук от их соприкосновения.

Так как в этот раз народ был более чем опытен в вопросах Роскоши, то партии, а особенно вторая, были довольно академичны. Все знали, к чему идти, что собирать, как создать дефицит фишек, когда отхватить нужную другому игроку карту. Тем не менее, как мне кажется, очень многое в Роскоши зависит от везения. Во второй партии как-то сами по себе выходили карты под мои имеющиеся ресурсы, так что я долго собирал каждый ход по карте, минимально используя предварительно набранные фишки. Более того, я почти выиграл в Splendor! Если бы в третьем ряду лежали чуть иные карты, то я получил бы не маленькую «тройку» к одиннадцати, а сколько нужно, чего и хватило бы до победы. А вот победитель своими последними двумя ходами взял в третьего ряда «пятёрки»! Вот и не получилось у меня выиграть, но партия мне понравилась тем, что у меня по ходу многое получалось. Странный он, этот Splendor. Вроде бы понимаешь, что многое зависит от удачи, но в то же время видишь, что многое зависит и от того, как ты сам позволишь сыграть соперникам. Хорошо, что я не продал Splendor. Если бы не огромная коробка, то таскал бы на игрульки чаще.


Biblios

В самом конце дня сыграли разок в Библиос. Не знаю, как другие, но я к этому времени уже здорово подустал. К тому же в эту партию мне совершенно не везло. Такого, чтобы я вышел к аукциону всего с тремя цветными картами, да с номиналами 2-1-1, плюс денег сплошные «единички»… такого со мной никогда не было. На аукционе тоже не везло. Вообще на аукционе было ощущение, что никому ничего не нужно, все уже всё собрали, жутких торгов не было. Да и куда подевались все цветные карты? Торговаться было не за что. Короче, так позорно в Библиос я ещё не проигрывал. Но игра всё равно отличная.


На этом позвольте закончить сегодняшний затянувшийся отчёт. В этот день было 10 партий в 8 игр, из которых 4 игры – новые для меня. Была сегодня игра, по которой я год ждал «отстоя пены», а была и неувядающая классика. Была горячая новинка, и был контрольный заход ради решения о покупке. Была совершенно неизвестная игра, и игра, чрезмерно разрекламированная в прошлом. Была игра с несовпавшими ожиданиями, была и игра, уже зарекомендовавшая себя с лучшей стороны. И это я ещё не рассказал о сыгранных дома партиях в Patchwork! Достаём, не забываем.

Как видите, сегодня было много филеров. Если попробовать расположить их в цепочку от мозголомного и затяжного к простому и быстрому, то получится что-то такое: Arboretum > Traders of Osaka > Biblios > 7 Wonders Duel > Splendor > Port Royal. Как-то так. Я не претендую на единственно правильное мнение, но мне кажется именно так. Как я уже говорил сегодня, одни филеры устраивают мозгу активный отдых, а другие – окунают в комфорт дивана. Можно было бы и по этому принципу цепочку составить, но уже не буду, давно пора закругляться. Давайте я уже перед кое-какими моими и не только моими маленькими новостями, по традиции пробегусь по всему сыгранному в двух словах.

Five Tribes – зря ждал год, раньше нужно было знакомиться.
Small World – классика не стареет.
7 Wonders: Duel – совсем не ожидал, что будет настолько хорошо.
Traders of Osaka – «японская школа».
Arboretum – мозговой фитнес.
Port Royal – несоответствие ожиданиям.
Splendor – нужно играть в кругу просветлённых.
Biblios – позорный проигрыш.

А ещё, мы сегодня много писали в блокнотиках, что прилагаются к играм. Такого я вообще не припомню. Но это набор игр сегодня такой.




И совсем уж к конце - несколько слов о разном.

Во-первых, моя маленькая посылочка от Portal Games стремительно приближается к моему почтовому отделению.

Во-вторых, и это не менее приятно, вроде бы ожил два года находящийся в коме американский магазин Boards&Bits. А ведь у меня там в своё время подвисла приличная сумма, дёрнуло меня тогда ввязаться в предзаказ. Как окончательно очухаются, напомню им о себе.


Ну и в-третьих, я разменял свою тысячу на Тесере.



Как-то так на сегодня. Извините, что так много текста и так мало картинок. Совсем не получается в такие насыщенные дни делать фотки, игры затягивают.


11 комментариев:

  1. В ставках Five-Tribes есть одна хитрая "подлючесть". Вот видишь ты шикарный ход, не жадничаешь и ставишь 5, например. А соперник тоже ее видит, и ставит на 8. В итоге он ходит первый, получает с хода хорошие очки, а ты в итоге заплатил 5 за любой оставшийся средний ход, который можно было и за 0 получить :)
    Поэтому выгодно делать ставку последним. Все так и стараются чередовать: первый-последний-первый-последний)

    >По сравнению с этим шоком номинал монет «6» - это так, странность и не более того.
    Это у них еще с допов к большим Чудесам большая монетка "6")

    Ну и да, с тысячей!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Пяти Племенах как-то само собой чередование хода получается. И у нас было со ставками совсем наоборот: влезешь в "5", а все остальные на "0" поставят.

      Удалить
  2. В том что в Торговцев Осаки лучше играть вдвоем я доверился отзывам на bgg. Думаю здесь дело в контроле за процессом - втроем и вчетвером сложнее планировать отгрузку товаров в нужный тебе момент. С другой стороны если при игре вдвоем ты следишь за противником в каждой мелочи, то при большем числе игроков это уже вряд ли будет столь эффективно - не будешь успевать играть на себя.
    Кстати, у нас при каждой отгрузке у каждого было что продать - у кого-то сет получше, у кого-то похуже. При трех и четырех игроках распределение токенов продаж уже не сможет быть таким равномерным. Надо посмотреть как это все повлияет на игру. Вполне возможно, что это ее не испортит, а просто покажет новую грань и подкорректирует тактику.
    В Арборетуме, как ты заметил, похожая ситуация при игре на троих-четверых. Плюс там еще и лимит руки мешает играть против нескольких оппонентов. Мастей, кстати, добавляется две, а не одна :)
    Думаю, это все вопрос вкуса, кому как больше нравится играть. Теперь когда мы опробовали жесткую дуэль, можно ее сравнить с более расслабленным и филлерным вариантом на большее количество игроков. Вообще хорошо, что игры по разному раскрываются при разных составах. Главное, чтобы не закрывались :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрел тут, сколько за Торговцев денег просят, так они дороже Арборетума. Хотя, может и возьму, есть что-то нестандартное в этой игрушке.

      Удалить
  3. Поздравляю с 1000! Исповедоваться будешь? ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да кому это интересно? Я человек не публичный, копаюсь в своей песочнице.

      Удалить
    2. Интересно-интересно. Про людей многим нравится читать, не только отчеты читать. Но уговаривать не буду. Если что знаешь где меня найти :)

      Удалить
  4. Про 5 племен - действительно, 1 ход крайний/ 2 ход первый - только такая чехарда дает возможность играть наиболее результативно. Больше 15 монет за ход практически нереально набрать (15 монет - единственная ставка, которая гарантирует возможность ходить первым), потому то и нужно ставить крайним, что бы за пару монет перебивать других. Иначе вообще никак не распланировать свои ходы, все много раз поменяется. А при такой простой схеме у игрока гарантированные 2 хода (твой крайний в предыдущем круге и тут же твой первый в новом), что позволяет строить и реализовывать необходимые цепочки. Это небольшой "полом" игры (а не черные или розовые фигурки/жетоны :), но в целом это очень достойная и интересная легкая игра.

    Splendor наше все!

    ОтветитьУдалить
  5. У меня наоборот было впечатление от первой партии в новые 7 Чудес, что ощущения прежние. Мне и старая игра нравилась, новая тоже хороша, но... это те же 7 Чудес. Я пока не могу нормально сформировать свои впечатления, продолжаю играть (около 7 партий сыграно). Но вот чего-то кардинально нового не увидел

    ОтветитьУдалить