среда, 6 декабря 2017 г.

Коллекционер. Часть Третья




Продолжаю рассказ о своей коллекции настольных игр, и с этой части мы переходим от игр, находящихся под рукой, к играм, расположившимся на стеллажах. Здесь по соседству могут оказаться как шедевры, так и откровенно проходные игры. При расстановке игр я за редкими исключениями не группировал их по тематике, авторам и прочим признакам. Сложилось так, как сложилось. Впрочем, вы и сами всё увидите. Ну что, приступим?

Сегодня у нас сразу две полки, всего 18 игр. Сразу скажу, что для некоторых игр не будет картинок. Дело в том, что сегодня уже пойдут игры, которые давно не раскладывали, потому и фото нет, а использовать что-то надёрганное с BGG совсем не хочется. Если кому-то мои слова об игре помогут узнать о её существовании или вспомнить о ней, так лучше уж самим продолжить знакомство на просторах интернета. Я же со своей стороны дам ссылки на те обзоры, которые писал сам, и сегодня таких игр будет несколько.


Начнём с самой верхней полки, там расположились пять нестандартных коробок. Настолько не стандартных, что даже пришлось подложить пустую коробку Quarriors! Quarmageddon, это чтобы другие коробки криво не лежали.

39. Dungeon Twister 2: Prison. С этой игрой у меня случилась целая куча историй, хоть отдельный рассказ пиши. «История моего увлечения через призму Dungeon Twister 2: Prison». Здесь было всё. Увлечение соло-играми. Необъяснимая находка. Открытие нового игрового механизма. Увлекательные поиски дополнений. Банкротство магазина B&B после предоплаты. Ошибка британского интернет-магазина, приславшего мне вместо заказанного дешёвого карточного DT дорогущий дефицитный DT:P, ну и наконец, новая для меня техника раскрашивания миниатюр. Пожалуй, из всего этого я остановлюсь лишь на малой части. Итак, эта игра была приобретена мной на пике поисков игр для одного игрока и оказалась одной из лучших на тот момент игрой с соло-режимом. Да и не просто лучшей, а игра показала, как в настольной игре можно отлично реализовать «искусственный интеллект». «Искусственный интеллект» в Dungeon Twister: Prison был на тот момент открытием. Это уже потом стали появляться карточные ИИ как, к примеру, в Gears of War, но всё равно, положа руку на сердце, стоит признать, что всем последующим играм чего-то не хватает до карт DT:P. Но не буду распространяться про соло-DT:P, об этом я уже писал в стародавние времена во втором выпуске Сольного Выступления. Да и вообще, сейчас вот пишу, и захотелось разложить и поиграть против этого, сначала спокойного, а потом превращающегося в лавину, карточного интеллекта.
Однако эта игра в первую очередь дуэльная, и не просто дуэльная, а многие в качестве сравнения вспоминают в первую очередь шахматы, и такую честь ещё нужно заслужить! Сходство не только в том, что нужно двигать по полю фигурки, имеющие свои правила перемещения, и в том, что одна фигурка «съедает» другую, но и в том, что очень много решает опыт игры. Здесь ни в коем случае нельзя «зевать», а то можно зевнуть своего персонажа на пустом месте. Аналогий можно привести предостаточно, но сегодня не обзор одной игры, так что на этом про процесс игры остановимся. Что же касается моей коробки, то на волне восторгов я стал искать дополнения, которые выходили в основной серии Dungeon Twister, и уже тогда это было большой проблемой. Мне удалось найти лишь Mercenaries, а вот целый ряд других допов я так и не увидел, хотя часть из них и была в наличии на B&B, но именно в тот момент, когда я их там нашёл, этот магазин приказал долго жить. Обидно, слов нет! Так что в итоге я в дополнение к базовой коробке DT:P имею комнаты и картонные персонажи (не миниатюры) Mercenaries. Ну и конечно же, мои миниатюры DT:P раскрашены, о чём я писал пару лет назад. Какая же там шикарная детализация!

40. Великая Отечественная. Лето 1941. А вот здесь много рассказывать не придётся, хотя на эту игру я возлагал большие надежды. Правда, я совсем не варгеймер, но в то время Звезда активно продвигала эту игровую систему, так что очень хотелось попробовать Великую Отечественную. А вдруг именно это поможет и мне приобщиться к варгеймам? Ещё и этот способ раздачи приказов – маркером по картам… Так что в момент выхода игры я потратил все годами накопленные бонусы в одном из магазинов настольных игр и приобрёл игру с итоговым приемлемым ценником. И что в итоге? Миниатюрки и технику собрал, правила по прочтении страха не вызвали, но… Даже опробовать было не с кем! В итоге игра залежалась, и вот теперь нашла своё место на этой полке. Почему я её до сих пор не продал? Честно говоря, всё ещё теплится надежда, что время этой игры придёт.

41. Labyrinth. Лабиринт был куплен в самом начале увлечения, когда покупалось много всего. До сих пор удивляюсь, что тогда с большинством игр попадал «в яблочко». Может быть как раз это и затянуло меня в пучину увлечения настольными играми. Но вот с Лабиринтом произошло не совсем так. Попробовав игру, мы решили, что игра без сомнения хороша, но она на 100% детская. Так что Лабиринт лежит на полке и ждёт своего часа.

42. Power Grid. Да, у меня не Энергосеть, а Power Grid! Причём из первых, что в своё время приехали в Россию официальным путём. Купил я её на одном из первых мероприятий, посвященным настольным играм, которое было организовано на ВДНХ. Ветераны, помните такое? Даже не Тишинка, а ВДНХ! В Power Grid мы тогда отыграли достаточное число партий, но что-то резко охладели к этой игре. То ли игра стала слишком уж предсказуемой на имеющихся картах, то ли появилось что-то другое, что вытеснило со стола Power Grid, то ли аукцион на двоих, понятное дело, не очень, но факт в том, что я после того, как Power Grid был отложен, так за него больше ни разу и не сел. Но игра хорошая, даже уже классика.

43. Mage Knight. Board Game. Я не раз слышал в свой адрес следующую фразу: «Как, у тебя нет Магорыцаря? Это же лучшая соло-игра!» Да, заслужив репутацию соло-игрока, получай и такие недоумённые реплики. А ведь я действительно приобрёл Магорыцаря не во время поисков соло-игр, а относительно недавно. Да и то случилось это не осознанно, а скорее спонтанно. Меня постоянно останавливало то, что игру никак нельзя назвать дешёвой, да ещё и языкозависимость не на простом уровне, но когда мне вдруг захотелось поиграть во что-то, чтобы просто побродить одному по постепенно открывающейся карте, то именно в этот момент звёзды сошлись на Магорыцаре. В итоге я стал обладателем французского издания, но уже русифицированного предыдущим владельцем путём протекторов и распечаток перевода карт. Кстати, это единственный раз, когда я приобрёл игру с рук! Стоит сказать, что до этого у меня уже был опыт игры в Магорыцаря в составе из трёх человек. Понятно, что я тогда мало что делал осознанно, посвятил партию шатанию по карте, немного в отрыве от других игроков, но даже тогда, так и не поучаствовав в захвате городов, я получил представление об игре и некий опыт, из которого до сих пор помню ту то ли эпическую, то ли случайную победу над драконом где-то к середине партии. Это сейчас я понимаю, что в тот раз шанс победить у меня был один из тысячи, но ведь повезло! Вот и вспомнилось всё это в момент, когда захотелось просто побродить по неизведанному миру. Вполне естественно, что большинство партий в Магорыцаря играется в соло-варианте, может быть это даже и лучший вариант, но в самом обычном сценарии для соло-игрока хотелось бы хоть иногда побеждать. Однако, к сожалению, слишком много всего должно совпасть, чтобы получилось даже не победить, а хотя бы разок ударить по второму из двух городов. Обычно за игру удаётся взять лишь первый город, да и то порой не с первого раза, и такой ценой, что на второй, более серьёзный удар, сил уже не хватает.
Хотя и играю я в Магорыцаря в основном в одиночку, но совсем недавно удалось сыграть на двоих, так называемый короткий сценарий (этого вполне хватает). И хотя мы немного напутали по ходу игры, тем не менее, нам удалось взять по городу, в аккурат на последнем ходу, на последних картах. Как видите, почти по каждой партии в Магорыцаря всегда есть что рассказать, игра действительно даёт некую историю, цепляет, но сказать, что я тут же после покупки бросился искать и скупать дополнения – нет, такого не случилось. Конечно, был первый прилив, когда захотелось пуститься во все тяжкие, но я вовремя остановился. Пожалуй, если играешь так, как я, то есть если с кем-то, то изредка, а если соло – не намного чаще, то тогда базы вполне достаточно. Реиграбельности хватает, к примеру, в одной партии карта может сложиться так, что больше берёшь замки, в другой раз – башни магов, и исходя из этого и пополняется твоя колода. Мне хватает того, что есть. Ну и в конце отвечу на, пожалуй, главный вопрос от тех, кто интересуется Магорыцарем, но уже запуган мифами о плохо написанных правилах игры. Они не так страшны, как о них рассказывают! Если начинать проходить по вводному сценарию, так трудностей быть не должно. Если перед этим посмотреть летсплеи – так это ещё лучше, сразу куча вопросов снимается. Ну а если ещё и сыграть разок с тем, кто хотя бы немного ориентируется в мире Магорыцаря, так это вообще замечательно. Я о покупке не жалею, Магорыцарь занял достойное место в моей коллекции. Да и на фоне последних игр его цена уже не кажется какой-то заоблачной.

Ну что ж, верхнюю полку разобрали, давайте теперь перейдём к основной.

44. Монополия. Ну что это за коллекция настольных игр, если нет Монополии? Правда, многие на этом и останавливаются, так и не узнав даже про Каркассон и Колонизаторов, но Монополия – это Монополия. У меня издание с металлическими фишками, и оно, если не ошибаюсь, 2008-го года, так что вполне вероятно, что в моём наборе есть такие «утюги», которые уже давно вышли из употребления. Вы ведь знаете, что периодически в Монополии меняется состав фишек? Если не знали, то почитайте об этом, довольно занимательно. Что же с Монополией у меня дома? Да мы уже и не помним, когда её доставали! Наигрались на заре увлечения, и уже тогда Монополия была вытеснена со стола всё теми же, хорошо знакомыми «гейтовыми» играми типа Каркассона, Ticket to Ride, даже Power Grid в этом поучаствовал. Так что лежит Монополия на полке, ну и пусть себе лежит. Как говорится, лежит и лежит, жрать не просит.

45. Dead Panic. Вышедший на подъёме общего интереса к Castle Panic новый на тот момент Dead Panic сразу же вызвал у меня интерес. Вполне возможно, что кто-то даже помнит запоминающееся видео с одного из GenCon’а, где автор игры в весьма впечатляющем головном уборе представлял это своё творение. Задумка игры была в популярном на тот момент сюжетном стиле, из похожего можно вспомнить Dungeon Run. Итак, мы сначала все вместе выполняем некую задачу, здесь это поиск запчастей передатчика, которые нам должны принести некие персонажи, пробивающиеся сквозь толпы зомби, окруживших нашу хижину, а потом, если мы сможем собрать запчасти и сделать из них сие необходимое устройство, по которому вызовем себе подмогу, то тут наступает весьма оригинальный поворот сюжета. Нам нужно бежать к этой рандомно появившейся машине, причём каждый сам за себя. Эдакий кооператив, превращающийся в не-совсем-кооператив. Напомню, что такой сюжет был в духе того времени, сейчас вроде бы такое не придумывают, но тогда это было весьма оригинально, да и редко кто в играх подобного лайт-уровня делал что-то, напоминающее сценарий. Что получилось в итоге? Автор слишком уж дал волю зомбякам, а тот самый поворот сюжета в тех двух-трёх партиях, что удалось отыграть, вызывал один и тот же вопрос: «Как?! Как туда добежать?» И действительно – как? Если между тобой и машиной толпа из десятка зомбяков, а ты можешь в лучшем случае махать топором. Кстати, коль уж я вспомнил про любимые темы того года, когда вышел Dead Panic, то не могу не сказать, что и тема зомби была тоже на волне сверхпопулярного тогда Зомбицида. Что же в итоге с Dead Panic? Если не знать Castle Panic, ну и если любить игры про помахать бензопилой в окружении зомбяков, то Dead Panic может зайти. Мне же эта игра показалась слишком сильно отличающейся от Castle Panic, так что оказалась всего на пару партий. Слишком рандомна, и потому малоуправляема, в отличие от «монстриков». Dead Panic до сих пор висит у меня «на продажу», но спрашивали его пару раз, и всегда что-то не складывалось, хотя и продаю по ставшей уже символической цене. Однако стоит отметить, что кое-что из Dead Panic автор перенёс в последующее дополнение к Castle Panic, и там оно прижилось. Но это было совсем маленькое нововведение.

46. Bloodsuckers. «Кровососы» попали ко мне на волне всё того же положительного мнения о Fireside Games - авторе Castle Panic. Игра была недорогой, информации по ней было минимум, а это было как раз то время, когда подобные вводные по заинтересовавшей игре, да ещё и если рейтинги на BGG между «Avg.» и «Geek» серьёзно разнились, то это было сродни команде: «Надо брать!». Как оказалось, Кровососы – это некая асимметричная дуэльная игра, где у одного игрока колода людей, а у другого – колода вампиров. И в свой ход мы боремся друг с другом, используя свои сильные стороны и слабые стороны противника, чтобы получить контроль над частями города. С виду должно быть интересно. Хотя… что я тут рассказываю? Так и не сыграл ни разу. Или сыграл? Даже если и сыграл, то не помню. Короче, Кровососы пролежали всё это время мёртвым грузом, хотя попытки поиграть были. Не сложилось.

47. Spartacus. Я мог бы довольно много рассказать про Спартакуса, ведь играл в него не раз, в разных составах, и с дополнением, но всё же главное, что стоит сказать, так это то, что я НИ РАЗУ не сыграл в свою коробку. Вроде бы даже карты в моей коробке лежат, перетянутые бумажкой. И всё это при том, что своих гладиаторов я раскрасил, даже делал такой же раскрас по просьбе обратившихся, но моя коробочка пролежала все эти годы неигранной. Пожалуй, в моей коллекции это единственная игра, про которую я могу сказать, что поиграл достаточно, к тому же Спартакус мне очень нравится, но в то же время своё так и пролежало ненадёванное. Уникальный случай!

48. Renaissance Man. Эта игра – одна из «тёмных лошадок», то есть из тех игр, которые я в старые времена подбрасывал в заказ, практически не имея по ним даже минимума информации. Даже меньше, чем по упомянутым сегодня Кровососам. В Ренессансе привлекла довольно популярная в то время тема выстраивания карточной пирамиды. Но не этим примечателен Renaissance Man. Эта игра входит в мой топ игр с самыми криво написанными правилами. И это при том, что в действительности о таких правилах принято говорить «интуитивно понятны». Чтобы много не распространяться об игре, просто дам ссылку на свой обзор, кому интересно, можно почитать. Хотя игра и не лишена изюминки, но со времени приобретения, когда она была показана всем, кто в то время ей заинтересовался, я больше в неё не играл. Немного обидно, есть что-то в этой игре, что притягивает.

49. Urbania. Когда видишь эту игру, то в первую очередь вспоминается не игровой процесс, а оформление игры. Это безусловный №1 в категории «вырви-глаз»! А если ещё и разложить Урбанию на каком-нибудь цветастом покрытии стола, то ощущения будут непередаваемые. Но заприметил я её в своё время совсем не из-за оформления. Вызванный Субурбией всеобщий повышенный интерес к градостроительным играм позволил Урбании поймать волну и найти своих покупателей. Если вы после всего сказанного думаете, что эта игра – один сплошной недостаток и ей просто повезло оказаться в нужное время в нужном месте, то вы ошибаетесь. Урбания обладает такими необычными достоинствами для градостроительной тематики, как конфликт между игроками как на поле, так и за его пределами, в борьбе за приобретение карт специалистов. Но весь этот интересный и весьма достойный point-salad тонет в пёстром оформлении игры. Сыграв пару раз за пару недель, мне такая частота игры показалась избыточной. Лучше поберечь глаза. Кто бы мог подумать, что достойный механизм игры станет жертвой вседозволенности оформителя.

50. Коста Руана. А вот этой игре, да коробочку бы поменьше! Игра отлично будет играться в начале или в конце игрового дня, я бы поставил её по времени и эффекту в один ряд с Dungeon Raiders, но эта относительно большая коробка совсем не располагает к тому, чтобы ради быстрых партий тащить её на игрульки. Ну ведь можно же было сложить все эти карты, миплы, кристаллы, ароматный тотем и даже вигвамы в коробку раза в два поменьше? Но нет. Виноват маркетинг? Возможно. А ведь игра интересная - и весёлая, и не глупая. Правда, в правилах нужно было жирным-жирным шрифтом выделить, что одновременно с сокровищем снимается и мипл, его собравший. Мы в наших первых партиях играли без этого, и не понимали, как подрезать того, кто уже занял вкусный остров? А просто нужно было внимательнее прочитать правила! В итоге, если по другим играм сегодняшнего обзора обидно за их оформление или недораскрученность, то здесь обидно за размер коробки. Пожалуй, нужно будет переложить Коста Руана в какую-нибудь квадратную плоскую коробку и носить на игровстречи. И совсем забыл сказать, что на эту игру я делал обзор.

51. Mr. Jack. Мистер Джек у меня с тех стародавних времён, о которых я часто вспоминаю. Он ещё в той коробке от Hurrican, где нет правил на русском языке. Брал я его тогда ради дуэльных партий, но тогда что-то он не пошёл. Вроде бы попытались сыграть разок, но игра по какой-то, уже позабытой причине не задалась. Так и лежит Мистер Джек не игранный.

52. Principato. Эта игра тоже из категории «тёмных лошадок», когда из заморских магазинов затаривались ящиками с играми. Но по ней, прежде чем положить её в заказ, я всё же изучил ту небольшую информацию, что была. Оказалось, что автор игры более известен по игре Eclipse и… всё! Напомню, что в те времена этого было более чем достаточно, чтобы игра попала в заказ. Поиграли мы в Принципато пару-тройку дней, и вдруг обнаружили, что играли не совсем правильно. Опять эта невнимательность при прочтении правил! Или правила нужно лучше писать? Короче, здесь должен быть демотиватор «Нельзя просто так взять и сыграть в новую игру по правилам». Тем не менее, по игре я написал обзор, где высказал мнение, что игра просто опоздала с выходом на несколько лет. Выйди она чуть пораньше, то могла бы выстрелить. Может быть, стоит подождать, когда в моду войдёт ностальгия?

53. Каркассон. Крепость. Эта тоже игра из старых времён первого знакомства с настолкомиром, и тоже бралась ради игры на двоих. Но судьба у неё у меня дома была незавидная. «Какой же это Каркассон, если можно приделывать что угодно к чему угодно?» Примерно такую характеристику получила Крепость и были изгнана со стола. Не знаю, мне Крепость тогда понравилась. Понравилась за ограниченное пространство и плюшки при достижении отметок на треке победных очков. Я бы ещё поиграл, но тогда не сложилось. Сейчас даже не знаю, как будет играться, с тех пор так и не пробовал раскладывать.

54. Артифициум. Получил я его в то же время, что и Коста Руана. Многие ждали тогда от этой игры чего-то такого, такого… уже и не помню чего, ведь единственное, что всем запоминалось, так это то, что кристаллики становились типом ресурса, будучи помещёнными в соответствующий слот на планшете. «Они что, не могли для каждого ресурса свою фишку сделать?» - негодовали эксперты настольного мира. А ведь и правда, Артифициуму «посчастливилось» выйти в свет одновременно с такими ресурсопереизбыточными монстрами, как, к примеру, Imperial Settlers. Но ведь мы и правда довольно тяжело привыкали к этой механике, целую партию. Но потом она оказывалась даже удобной, когда при превращения шила в мыло достаточно было просто переместить кристаллик на соседний слот. Вам это ничего не напоминает? Покорение Марса! И если в Марсе все это восприняли как должное, то вышедший на пару лет ранее Артифициум за то же самое не пнул разве что ленивый. Как любят говорить в телевизоре – «двойные стандарты». Да, Артифициум нельзя назвать идеально выверенной игрой, но его стоит отметить хотя бы за этот, тогда необычный, а сейчас привычный способ складирования ресурсов. Пожалуй, я много расписал про кристаллики из Артифициума, почти ничего не сказав о самой игре, но здесь, как и в случае с Урбанией, в первую очередь вспоминается не игра, а её компоненты. А по Артифициуму я тоже писал обзор, желающие могут почитать.

55. Navajo Wars. Я часто в отношении ряда игр своей коллекции применяю слово «бриллиант». И вот Navajo Wars как раз та игра, что без сомнения соответствует такому определению на все сто. Как я так проинтуитил и отхватил Навахо, сам удивляюсь. Ведь игра от варгейм-издательства GMTgames, а вы помните, что я совсем не варгеймер. Но как-то, в очередной раз выискивая что-нибудь интересное для соло-игр, я наткнулся на отзывы о Навахо как об игре, которая вообще-то не варгейм, и многие в то время на BGG отзывались о ней в стиле: «Ну да, Навахо - это…!» с кучей лестных эпитетов, но что самое важное, просто убирая эту игру из аккуратно составленных по всевозможным критериям рядов игр. Что-то новое, ещё и соло, ещё и от GMT? Надо брать! И я не пожалел. Первое время играл в Навахо запоями, даже написал огромный обзор из двух частей про эту игру (часть 1, часть 2). Я даже пытался пройти всю историю Навахо сквозь три эпохи, но мне это так и не удалось. Отмечу, что мне больше нравится играть на первом периоде, испанском. Хотя и считается, что сложность идёт по нарастающей, но второй, мексиканский период, мне кажется легче, чем первый. Однако напомню, мне так и не удалось пройти периоды один за другим, хоть и кажется мексиканский проще, но следы от испанского влияния чувствительны. Понятно, что со временем я насытился Навахо сполна, да и другие игры пришли на замену, но я изредка, хотя бы раз в полгода достаю эту игру и – вперёд! Точнее, не вперёд, а подальше в горы. Ведь игра не про то, как всех победить, а про то, что индейскому племени нужно выжить и сохранить свою культуру и идентичность рядом с опасным соседством белых пришельцев. Кстати, я тут ради интереса посмотрел, сколько просят на барахолках за Navajo Wars. Оказывается, это ещё и неплохое вложение средств получилось.

56. Arkadia. Коль уж я начал сегодня с нестандартных коробок, то ещё одной такой и закончим. Аркадия – это тоже игра из первых месяцев увлечения. И тоже один из бриллиантов коллекции. И о ней всегда очень трудно рассказывать. Игра кажется каким-то странным тетрисом, но механизм игры настолько необычен, что может разрушить представления об абстрактных играх. Да и абстракт ли это? Ведь здесь есть колода, и из неё может прийти что угодно, и игроку нужно подстраиваться под то, что у него есть на руках. Какой же это абстракт? Я бы поставил Аркадию в один ряд с описанным в прошлый раз BLOX. Но, в отличие от BLOX, Аркадия любит, чтобы в неё играли четыре человека. В других случаях на поле будет слишком вольготно, хотя, на моей памяти, в игре на троих один угол города так толком и не был застроен. Это игра так устроена, здесь не выгодно уходить в дальний угол. Что стоит особо отметить, так это требовательность к опыту игрока. Мало того, что нужно понимать, в какой момент игры следует скинуть флаг ради промежуточного подсчёта очков и добора строителей, так ещё и нужно приноровиться к этому четырёхцветному тетрису. Мне Аркадия очень нравится, но играл я в неё последний раз, наверное, года два назад. Замечательная игра, бриллиант, совершенно не заслуживающий такой периодичности посещения. Как всегда, надежда, надежда на лучшее.



На этом позвольте закончить сегодняшнее повествование. Надеюсь, кто-то увидел новые для себя игры, кто-то вспомнил про то, что и у самих осело мёртвым грузом, а кто-то и просто поностальгировал вместе со мной. Ну и сразу анонс того, что будет в следующий раз.



До встречи в Части Четвёртой!

Ссылки на предыдущие части:

2 комментария:

  1. У нас Labyrinth тоже одна из первых игр в коллекции, купленная в 2013 году, но достается с полки до сих пор. Я бы не назвала ее совсем уж детской, скорее это легкая семейка;) Спасибо за очередную отличную статью и с нетерпением жду продолжения))

    ОтветитьУдалить
  2. Привет! ВЫшел на ваш блог через тесеру и очень доволен, что нашел. Читаю подряд с большим удовольствием, так как есть очень сильные пересечения во вкусах. Даже Войны навахо купил (было сложно и дорого, но не невозможно), так как по описанию и просмотренным геймпеям очень зацепило. Тоже, наверное, будет первым и единственным варгеймом в коллекции!

    ОтветитьУдалить