Все
подводят итоги года, почему бы не сделать это и мне? Когда на днях меня
посетила эта мысль, я не думал, что первая же процедура для такого обзора –
подсчёт приобретённого – будет для меня небольшим шоком. Число приобретений
увеличилось вдвое в сравнении с предыдущим годом!
При этом я совершенно не
чувствовал такой динамики в течение года. Всё шло как-то само собой, ничего
такого, что било бы по карману и заставляло бы распаковывать тяжеленые коробки,
не было. И вдруг в конце года – такой результат. Всего - 27 игр, 22 дополнения
и 6 мини-дополнений и промок. В прошлом году было 14 игр и 14 дополнений. И вот
как теперь вкратце рассказать обо всём этом? Но так как многие дополнения шли,
что называется, скопом к одним и тем же играм или приобретались сразу с базовой
игрой, то я очень надеюсь, что рассказ не будет слишком долгим, и вы не бросите
чтение на полпути. Начинаем!
Итак,
уже в первый же рабочий день нашего почтамта в 2017 году я посетил сие
замечательное заведение, предъявив трекинг для получения посылки, прибывшей в аккурат
перед праздниками. Естественно, посылку мне не дали, так как никто ни перед
праздниками, ни в процессе каникул даже и не подумал оформлять новые посылки.
Таким образом, первую коробку нового года я получил сразу после новогодних
каникул, и была это игра, долго ехавшая в Россию трудными путями Кикстартера.
Overseers. Игра подкупила китайской тематикой, что в играх
встречается не так уж и часто. В принципе, эта игра в первую очередь на блеф,
так что любителям подобных игр она может неплохо зайти. Прибавьте к блефу
скрытые роли, картинки «почти 18+», исполнение deluxe с металлическим жетоном первого
игрока, красивым мешочком для чего-то – и вот перед нами игра «на любителя». К
сожалению, поиграть в Overseers
довелось всего ничего, но это скорее не вина игры, и то, что играть тут нужно
как минимум вчетвером, а на такой состав обычно собираемся на что-то другое. Да
и не совсем понятно, что это такое - Overseers? Филер? Мини-покер или
мини-Спартакус? Короче, приобретением я доволен, но, как часто бывает, звезды
не могут сойтись так, чтобы толком поиграть в данную конкретную игру.
Space Hulk (4th edition). Зачем и почему я купил Space Hulk? Возможно, тут сыграли свою роль
воспоминания о том, что я в своё время долго облизывался на коробку с
предыдущим изданием, но так и не решился на покупку, о чём потом пожалел. И
дело даже не в том, что я хочу играть в эту игру, тут дело именно в Коллекции.
Ну как можно не иметь в Коллекции Space Hulk? Именно по этой причине я не мог
пройти мимо появления этой игры в одном из наших магазинов. К тому же при
покупке таких игр всегда есть надежда на то, что даже если она не пойдёт, то
всего-то через пару лет можно будет выставить этот «гробик» на продажу и его
тогда с руками оторвут. Разве я не прав? Так что Space Hulk – это не просто
приобретение, это перспективное вложение средств. В своей коробке я собрал все
фигурки (я уже и забыл, какие жёсткие литники у GW), попробовал освоить игру в режиме
«сам с собой», но потом отложил, да так к игре и не вернулся. Думаю, нужно
будет как-то поиграть с кем-нибудь, кто любит подобные игры.
Если
придерживаться последовательности приобретения игр в течение года, то здесь я
должен рассказать не о базовой коробке одной игры, а о целой куче дополнений,
причём лучше обо всех сразу, приобретённых за год. Что это за игра? В конце
2016 года я приобрёл базовую коробку Legendary. A Marvel Deck Building Game.
Тогда это было для меня первым шагом к новому коллекционированию одной игры,
ведь другие основные коллекции я к концу года завершил. И вот во что вылилось это
новое коллекционирование в уходящем году. Первые дополнения я получал ещё
зимой, а последнее приехало ко мне в ноябре.
Legendary. A Marvel Deck Building Game: Dark City, Paint the Town Red,
Guardians of the Galaxy, Capitan America 75th Anniversary, Secret
Wars vol.1, Secret Wars vol.2, Civil War, Deadpool, Noir, X-Men, Fantastic
Four, 3D, Spider-Man Homecoming. Итого – все 12 дополнений и даже часть уникального 13-го
- 3D,
из которого я приобрёл только двух героев по 14 карт за не совсем адекватные
деньги, но ещё более неадекватным я бы стал, если бы приобрёл весь 3D, а это почти 10 тысяч рублей за небольшое
промо-дополнение! Но обошёлся только недостающими героями, а заложников и
«хэнчменов» просто распечатал на тонкой самоклейке и наклеил на пустые карты,
чего в коробках Legendary
всегда было с избытком. Наклейки не чувствуются, ведь всё равно сейчас все
карты расфасованы по протекторам, и я специально для Legendary приобрёл целую коробку протекторов
на Алиэкспресс. 44 пачки! Сейчас в моём наборе обычного Legendary 3073 карты, и издатель не
собирается на этом останавливаться, уже анонсировав на март первое в 2018 году
маленькое дополнение, и уже идёт разговор про большой доп на июнь. Надеюсь, что
в наступающем году издатель обойдётся традиционными темпами «1 большой + 2
маленьких», ведь в этом году любители Legendary были приятно удивлены, когда
издателю сверх установленной нормы «1+2» удалось-таки перевыпустить временно
ставший раритетным Fantastic Four,
а ведь на вторичке за него просили уже по сотне, и то и по две сотни
американских денег. Видя такую мощность включенного денежного пылесоса, так и
хочется закричать: «Горшочек, не вари!»
Что же касается моей истории с Legendary, то всего за этот год, согласно
моей статистике, я сыграл в эту игру 403(!) партии, правда, подавляющее
большинство – соло. Ещё для этой игры я экспериментировал с изготовлением
плейматов из неопрена. Наверное, мне как-нибудь нужно посвятить этой игре
отдельную хвалебную оду, посвященную различиям игры в разных составах, изобилию
сценариев, восхититься тем, что в каждом новом дополнении появляются новые
свойства, хотя вроде бы уже достигнут предел фантазии, но не могу не обойтись и
без маленькой ложки дёгтя. Вполне естественно, что при таком бешеном темпе
использования игры в течение года, причём в большинстве своём без протекторов,
даже карты отличного качества постепенно приходят в неподобающий вид. В моём наборе
«убитыми» можно назвать три из пяти стартовых наборов карт, ну и твисты со
страйками тоже стали не ахти. Я написал письмо в поддержку Upper Deck, мол, не соблаговолит ли
многоуважаемый джин помочь мне с заменой стартовых карт? Ведь у них на сайте написано,
что если у вас что-то не так, даже если что-то потерялось, то вы пишите нам, и
мы для вас… Что в итоге мне ответили? Ничем помочь не можем, разве что посоветуем
поискать на вторичке. Занавес! Ну и ещё по этому поводу дали ссылки на…
Кулстафф и Миниатюрмаркет! То есть ребята даже не в курсе, что на сайтах этих
магазинов барахолок нет! Не удалось мне найти то, что нужно, и на ebay. Ну что ж, будем искать. А ещё
будем надеяться, что когда-нибудь издатель выпустит отдельный мини-сет на
замену изношенных карт. Игре-то уже пять лет, пора бы об этом задуматься.
Ну
и коль пошла речь о Legendary,
то не могу не отметить отдельную игру из этой серии.
Legendary. Villains + Fear Itself. В принципе, эту коробку со своим единственным
дополнением можно при желании «подружить» с основной игрой, но как-то не очень
хочется. Поначалу эта версия Legendary мне нравилась даже больше, чем базовая,
да и дополнение стоит того, чтобы ему посвятить отдельные слова, но постепенно,
при заполнении базы лавиной допов, Злодеи отошли на задний план. А ведь, между
прочим, ещё не все механики из Злодеев засветились в тех 3000+ карт, что уже
есть в Героях! Базовой игре есть к чему стремиться. Немного обидно, что авторы
забросили Злодеев и переключились на создание игр по многочисленным франшизам,
ну хотя бы не забывают про основную игру, и на том спасибо.
Colt Express. Мои долгие хождения вокруг да около этой игры всё же
разрешились приобретением этой игры, во французской редакции. Правда, Кольт
Экспресс можно выбирать в любой редакции, лучше выбирать что подешевле, ведь
игра полностью языконезависимая, а правила игры уже давным-давно переведены, и
не один раз. Кольт Экспресс стала для меня одной из тех игр, в которые играешь
не часто, но и не редко. Возможно, именно по этой причине я отказался от идеи
приобретения дополнений. Если бы играл чаще, тогда бы и задумался об этом. Но в
моём ритме и базы более чем достаточно, а так - мой Кольт Экспресс лежит перед
глазами и готов в любой момент оказаться на столе.
Pagoda. Всего один лестный отзыв об этой игре на Тесере – и я
загорелся! Ещё и не найти нигде Пагоду, так что тут ещё проснулся инстинкт
охотника. Наверное, я отхватил последнюю коробку в состоянии «новая», что была
в магазинах по всему миру. Как результат поисков, игра приехала ко мне из
какого-то небольшого городка, затерянного в Альпах. Игра строго дуэльная,
абстрактная и требовательна к опыту игры в неё. Именно поэтому после первого
знакомства с ней всегда просили сыграть ещё партию, это когда уже становилось
понятно, что игра не про строительство, а про зарабатывание очков. То есть, в
свой ход может так получиться, что лучше провозиться на нижних этажах
недостроенных пагод, чем торжественно водрузить макушку на вершину какой-то
другой. Хорошая игра, но, к сожалению, дома так и не получилось её разложить,
хотя и есть уверенность, что зайдёт. На игрульках же ситуация как и с обожаемой
мной Волюспой на двоих – обычно состав у нас ну никак не два человека. Таскать
на такие мероприятия игры на двоих – дело практически бесперспективное.
На Корм Рыбам. Как давно я хотел приобрести Walk the Plank! Но даже если и встречал её на
всяких амазонах, то цена приносила только огорчение. Но вот вдруг у нас выходит
На Корм Рыбам! Казалось бы, радуйся. Но… опять эта цена! Ну не должна такая
игра стоить полторы тысячи, именно столько за неё просили магазины на первых
порах. Да и сейчас, когда местами она стоит уже около тысячи рублей, не все готовы
выложить за неё именно столько. В итоге в нашей «игровой ячейке» эта игра есть
у меня, и этого нам вполне достаточно. А ведь игра стоит того, чтобы в неё
поиграть. Забавная, по-доброму злая. Хорошая игра, удачное приобретение.
Castle Panic: Engines of War. Последнее на сегодняшний день
дополнение к «монстрикам» вновь заставило подкручивать игру под себя. В итоге в
игру введено и возвращено почти всё, что было выпущено за всё время
существования Castle
Panic. Стоит
отметить, что это дополнение внесло серьёзные изменения в игру, так что если получится
показать игру кому-нибудь, то с Двигателями Войны это будет не типичный Castle
Panic. Мы дома к таким «монстрикам» уже привыкли, и если хотите более подробно
узнать про это дополнение, то я написал в этом году по нему обзор. Ну и ещё
несколько слов. На сайте издателя можно приобрести отдельные наборы тайлов и
всякие-разные промки, но никак не получается выбрать в качестве страны доставки
Россию. Переписка с издательством ни к чему не привела, или они и правда
думают, что у них всё нормально на сайте, или не хотят заниматься такими
далёкими адресатами.
Поморская Лоция. Очередной подарок от Стаса
Серебрякова, и его проявлению любви к родному городу путём издания игр о нём
многие могут позавидовать. В это раз его игра проще Поморов, что может быть
даже и хорошо. Игра отлично пойдёт в кругу семьи, а мы вот, эдакие гики, когда
играли, то хотели докрутить кое-что в ней. Но нужно ли это? Думаю, автор и без
нас пробовал разные механики, и по итогам пришёл к выводу, что так будет лучше.
И я с ним согласен. Хорошая игра, подойдёт как для семьи, так и в качестве
«гейтвея» в мир настольных игр. Спасибо, Стас!
Остров Скай. Вписался я в этот крауд по причине
того, что уже когда-то играл в Isle
of Skye. Игра тогда понравилась. Не шедевр,
конечно, но что-то в ней есть такое, что цепляет. Потому и вписался в него, а
стоит отметить, что я на все крауды не бросаюсь. Нет у меня ни Инишей, ни
Бладрейджей и прочего захайпованного картона. Я лучше подожду, поиграю, а там
уже решу, нужна мне такая игра или нет. Сейчас вот думаю, не купить ли всё-таки
себе Серп. Так вот, в Остров Скай я вписался, получил его, но так ни разу и не
сыграл в свою коробку. Однако отметить хочется не это. В комплекте с Островом я
заказал пластиковые хреновины для монет. Именно хреновины, потому что толку от
них никакого, выброшенные деньги. Тем не менее, эта ненужная опция никак не
сказывается на моём восприятии Острова Скай. Хорошая игра, но вот когда я в неё
поиграю в следующий раз? Вопрос.
Звёздные Империи: Колониальные
Войны. Звёздные
Империи отлично пошли у меня дома. Мы быстро поняли, какие расширения нам
нужны, а какие лучше убрать куда подальше, так что игра казалась
самодостаточной. Когда же вышли Колониальные Войны, то я был в сомнениях: брать
или не брать, вот в чём вопрос. После положительных рекомендаций приобрёл. Что
в итоге? В итоге обычные Звёздные Империи уехали на дальнюю полку, играем
только в Войны. Мы не стали смешивать обе версии игры, так как мне кажется, что
это нарушит баланс колоды, и может так получиться, что пойдёт из неё слишком
много одной фракции, а другую можем и не увидеть. Для одного же набора толщина
колоды почти оптимальная, даже можно было бы тоньше сделать, но авторам виднее.
Не могу не отметить, что Войны предлагаются в маленькой коробочке, так что
места много не занимают, и игры в этой коробульке – с избытком.
Plague Ink. Ну как не взять анти-Пандемию? Один только сюжет о
том, что нужно не спасать планету, а наоборот, быть плохим парнем, притягивает
к этой игре. Какое моё мнение по игре? Я так до сих пор и не понял, хотя и
сыграл в неё целых три партии. И все партии были непохожими, от слова «совсем».
И как тут сформировать мнение? Правда, у меня такое ощущение, что первую партию
мы играли немного не по правилам, но именно эта партия была лучшей. Из этих
партий я понял, что Чума – это скорее америтреш, чем евро на набор очков.
Америтреш на набор очков? Возможно. Но именно карты делают эту игру не сухарём,
а чем-то от старого доброго амери. «У тебя есть убойная карта? Так у меня на
твою карту тоже есть карта! Ах, чёрт, и на мою у вас тоже что-то есть». Игра и
обычна, и необычная одновременно. Но вот только когда я в неё сыграю в
следующий раз? Вопрос, как и с Островом Скай. Подержу немного, и если за
полгода не удастся поиграть, может быть даже с болью в сердце выставлю на
продажу. Не должны такие игры залёживаться на полках!
Кубарем по Галактике +
Амбиции.
Приобретение «роллов» - чистая случайность для меня. Но теперь я этому даже
рад, игру распробовал, пусть даже не с первого и не со второго раза. Таким
образом, «роллы» повторили судьбу Race for the Galaxy, которая тоже зашла у меня спустя
приличный отрезок времени. По «роллам» я жалею лишь об одном – никак не
получается поиграть. И вроде бы договоримся на эту игру, и принесём, и все
никак и никак не получается покидать кубы. Прямо хоть объявляй день одних только
Роллов! А я сам, грешным делом, нет-нет да разложу вечерком её «сам с собой». Докатился…
Pandemic: Reign of Cthulhu. Эта версия Лавкрафт-Пандемии была приобретена в
Греции. Возможно, я что-то не так понял, когда продавец магазина в Ханье, на
Кидониас-126, пыталась мне это что-то объяснить, но уже после магазина, ожидая осьминога
в таверне, я вдруг неожиданно увидел мелкие греческие буквы на коробке. Игра-то
– на греческом! Но когда нас такое останавливало? В итоге дома часть карт была
«локализована» путём наклеек и протекторов, а часть, для которых протекторов не
нашлось, была заламинирована с переводом. Правда, в игре всё же несколько
неудобно искать нужную локацию, всё ведь в городе на греческом, но это
единственное неудобство. Что же касается самой игры, то мы были, наверное,
единственными, кто умудрился проиграть в Пандемию-Ктулху. Кого не спроси, для
всех эта игра оказалась простой. Ну что ж, бывает. Мы же, сыграв тогда свою
партию, больше эту игру не раскладывали. Но пусть пока полежит на полке, что-то
мне подсказывает, что получится поиграть в неё не один раз.
Oh My Goods! + Longsdale in Revolt. «Гудсы» постоянно ускользали от
меня. Подумать только, за всё это время я так и не смог поймать эту игру в
продаже. Поэтому было вполне естественно, что, увидев желанную картинку на
полке всё в том же магазине на Кидониас, я приобрёл эту маленькую коробочку с
названием «Ολου του κόσμου τα αγαθά» или просто – Аγαθά. Поиграть в неё
получилось лишь разок вдвоём, и уже тогда было понятно, что по сути каждый
играет в свой пасьянс. Но тогда почему нельзя играть в «гудсы» одному? Ответом
на этот вопрос стало дополнение Longsdale in Revolt. Пока что я прошёл только
первую часть, на что мне понадобилось аж 10 попыток! Понятно, что здесь велика
доля случая, ведь может так получиться, что нужное здание не всегда выходит
вовремя, но, тем не менее, сценарий Лонгдейла однозначно лучше, чем игра просто
в Oh My Goods!. Сейчас пытаюсь поймать второе дополнение, что-то не вижу его в
продаже. И радует, что автор пытается развить мир Oh My Goods!, выпуская другие
игры в том же антураже, но не привязанные к базовой игре. Вот наберётся у меня
заказ на Филибере хотя бы на сотню евро, тогда и заполучу эту игру. Если,
конечно, её к тому времени не расхватают.
Покорение Марса. Марс очень и очень хорош! В
принципе, на этом можно закончить описание игры. Или всё же написать ещё
несколько слов? Давайте-ка я сравню здесь обычную игру и соло-режим. Так вот,
если потренироваться в Марс соло, то ни в коем случае нельзя применять рецепты
из соло-игры в обычной игре с другими игроками! Принципы продвижения к победе
сильно отличаются, что выражается практически во всём. В соло не работает часть
карт и не используются достижения, но именно эти карты и эти достижения в
мульти-режиме будут главным залогом успеха. В мульти-режиме можно не спешить, а
в соло-игре цель – именно успеть. Наверное, не стоит всё перечислять. Очень
приятно, что в одной коробке уместились по сути две игры, играемые по-разному.
И от себя отмечу, что уже давно соло-режимы в играх не приносили мне каких-то
открытий, но Покорение Марса – это единственное соло за последнее время,
которое стоит отметить. Давно в соло-играх не было чего-то новенького, и Марсу
удалось порадовать соло-игрока. Да и не только соло, обычный режим, повторюсь,
очень хорош. Настолько хорош для меня, что я не стал вписываться в Венеру и
Элизиум. Не верю, что можно сделать ещё лучше.
Grizzled: At Your Orders! Я уже давно не набираю игры в заказ по принципу «до
кучи», ну разве что какую-нибудь мелочёвку за три евро подброшу. Но дополнение
к Grizzled – исключение из этого правила. Этот доп никогда не был для меня
обязательным, ведь играем в Grizzled совсем редко, так что попал он в заказ
просто потому, что по цене подошёл и, что не менее важно, коробочка маленькая.
Вполне естественно, что приобретение так мною и не опробовано, хотя я с
удивлением, уже после покупки, узнал о наличии здесь соло-режима. Короче, так и
лежат обе коробочки Grizzled на расстоянии вытянутой руки, но никак до них
дотянуться не могу.
Nautilion. Пятая игра от Торби. Ну как пройти мимо? Что
характерно, все новые издания-переиздания его игр разлетаются как горячие
пирожки. Вот и Наутилион я с первой попытки не поймал, пришлось терпеливо
ждать, нажав кнопки «оповещение» везде, где только можно. Вообще я в этом году
стал каким-то охотником за настолками – то Наутилион ловлю, то Пагоду, то Fantastic Four, то… но об этом чуть позже. Год
такой получился! Вернёмся к Nautilion. Традиционный для Торби постепенный ввод
компонентов игру с повышением уровня сложности я впервые не принял. Поднялся
где-то до предпоследнего уровня, но уже к тому времени в игру был введён
совершенно не нужный, по моему мнению, механизм. Кажется, что здесь автор
что-то перекрутил, хотя и игра из всей его пятёрки кажется самой простой. Так
что для меня Наутилион стал если не провалом, то откровенно слабой игрой из
всей пятёрки. А ведь идея интересная, очень похожа на Deep Sea Adventure – тоже
про «под водой», тоже надо успеть всплыть, тоже разбирается часть подводного пути, но «водолазы» проще и потому
изящнее, а вот Наутилион… то ли перегружен, то ли наоборот, не допилен. Совсем
на Торби не похоже. Наверное, виной всему кубик.
Neuroshima Hex: Death Breath, Iron Gang, Alabama Mercenaries, Terrain
Tiles. В
коллекцию Нейрошимы за год добавились ещё две армии, уже 16-я и 17-ая, и два
мини-дополнения. И вполне естественно, что в этом году я сыграл всего одну
партию, в ноябре. В принципе, я уже смирился. Смирился с тем, что никак не
удаётся толком поиграть в Нейрошиму. Коробка пополняется армиями, всякими
редкостями, я шью мешочки с переводилками под новые армии, но Нейрошима
превращается в нечто обездвиженное. Жаль. Что же касается новых приобретений,
то кое-что в этом году из мини-наборов я пропустил, и не факт, что это снова
появится. По этой причине я сейчас приобретаю на Портале минимум по два
экземпляра этой мелочёвки, может когда получится сделать приятный подарок
какому-нибудь любителю Нейрошимы. Не могу не сказать, что здесь, как и в случае
с Legendary и Castle Panic, не обошлось без попыток пообщаться
с издательством. Вроде бы Портал всегда был оперативным в подобном общении, но
в этот раз я задал вопрос о том, мол,
как вообще-то размещать тайлы террейна из мини-дополнения? В правилах об этом ни
слова, да и BGG
здесь не помощник. Ничего не сказала золотая рыбка…
Миры Ктулху. На волне наиприятнейших впечатлений
от Звездных Империй было вполне естественным отхватить Миры Ктулху. Говорите,
что Миры накрученнее, чем Империи? Да когда нас это останавливало? Приобрёл. И
знаете, слово «накрученные» - очень точное слово, прямо чувствуешь всю глубину
этого слова, когда играешь в Миры Ктулху. В игре нет и малой части той простоты
и грубого изящества, что дают Звездные Империи. Более того, в Мирах начинаешь
играть как по шаблону, первые ходы делая одно и то же от партии к партии,
стараясь зачистить колоду. Да и эффекты здесь какие-то странные. Если не
сошлись карты во взаимодействие, то толку от них мало, но если всё совпало… то
держитесь все! Влетает сразу по полной. В итоге Миры уехали на дальнюю полку. Звездные
Империи в любой инкарнации в разы лучше.
Давайте
немного отвлечёмся от последовательного рассказа. Мне хочется сказать несколько
слов вот о чём. В последнее время мне перестали нравиться номинации типа «игра
года», так как это превращается либо в голосование по принципу «все побежали, и
я побежал» или в сугубо индивидуальные предпочтения под громким названием «Игра
Года». Сразу вспоминаются одесские байки от Карцева: «Котя, моя семья признала
тебя лучшим футболистом мира!» Но когда меня спрашивают, какую игру я назвал бы
лучшей игрой 2017 года, то в первую очередь мне приходит в голову Fabled Fruit.
Слишком индивидуально, не правда ли? А я предупреждал. Но что важно, так это
то, что эта игра действительно из 2017 года, ведь появилась она на
Эссене-2016, а основной тираж вышел где-то в середине года, так что как минимум с цифрой «2017» я не ошибаюсь.
Fabled Fruit + The Lime Expansion. Надеюсь, мои восхищённые заметки в
ВК-группе «Играем в Настолки» помогли многим приобщиться к этой игре, и не все
меня после этого вспомнили недобрым словом. Фрукты меня действительно здорово
зацепили, и я готов был трубить об этом на каждом углу. Так получилось, что в
какой-то момент я уже играл одновременно четыре проходки! Ведь это игра с
элементами legacy,
которые сам автор назвал fable
game, так что
здесь есть некое развитие игры, и я могу теперь уже авторитетно заявить, что
партии мало похожи между собой, что неожиданно, учитывая то, что карты входят в
игру в заданной последовательности. Правда, выходят они из игры по-разному, что
и создаёт реиграбельность. Более того, когда играешь новую партию, то
замечаешь, что совершенно не помнишь не только последовательность выхода карт,
но даже и их свойства. Основную проходку мы закончили за 22 партии, причём
играли партии в переменном составе, от двух до пяти игроков. По 17-й партии мы
даже сделали let’s play, вот он. Так что вполне
естественно, что я ждал дополнения Лаймы с нетерпением. И вот какова ирония
судьбы – получил я его ещё в ноябре, но пока так и не поиграли. А ведь
дополнение кажется интересным, если залезть в описание карт. Положа руку на
сердце стоит признаться, что концовка во Фруктах кажется какой-то смазанной,
последние пару партий просто доигрываешь, не увидев ничего особенно интересного
в последних картах. А вот Лаймы предлагают нам свернуть в отдельный сюжет как
раз перед этим неоднозначным завершением. Интересно.
Thunder Alley. Познакомившись с Аллеей уже довольно давно, я, как и в
случае с Кольт Экспресс, долго не решался приобрести эту замечательную
гонку. И вот в этом году, насмотревшись
хайпа по «великам», всё же решился на покупку Thunder Alley. Аллея довольно
необычна для гонок, и здесь чувствуется рука варгейм-издательства GMT. Как ни странно, после приобретения
получилось поиграть в неё уже трижды, что для такой игры и разнообразия игр в
этом году – неожиданно достойный результат. И я бы играл в неё хотя бы раз в
месяц, мне она очень нравится. Пожалуй, из всех опробованных мной гонок именно
Thunder Alley можно назвать наиболее серьёзной игрой. Хотел было купить и новые
трассы, и дополнение, но что-то они по описаниям не впечатлили. Обойдусь только базовой
игрой. Думаю, этого будет более чем достаточно.
La Granja. Гранха была приобретена в комплекте с Аллеей, но не по
принципу «до кучи», а я серьёзно подбирал что-нибудь в данной цене, и «по сумме
показателей» победила именно Гранха. Не последнюю роль здесь сыграло то, что в
этой игре хвалили соло-режим. И я могу сказать, что Гранха именно та игра, в
которой соло-режим реально помогает в освоении игры. В целом же Гранха – это
Фельд не от Фельда. Как сказали сыгравшие со мной – игра добротная, но без
откровений. Соглашусь. Можно играть периодически, когда захочется разложить
что-нибудь из евро-салата с высоким уровнем кризиса.
Лоскутное Королевство. Я не понимаю Стиль Жизни. Ну как
можно так тихо, без шума, выпускать прекрасные игры? Такое ощущение, что у нас
распробовали Лоскутное Королевство только этой осенью. Ведь игра хороша! Не зря
ей давали призы по результатам Эссена-2016. Помните, как негодовали отдельные
«гуру», когда видели Kingdomino
в числе призёров? «Они там что, совсем уже детсадовские игры стали выбирать?»
Так вы попробуйте сыграть в этот «детсад»! Пусть вас не обманывает детский
внешний вид, игра очень серьёзная. Кстати, мне её оформление нравится. Я же
решил взять Лоскутное Королевство как альтернативу Пэчворку, просто мы в
«пуговки» заигрываемся до состояния, когда видеть уже их не можем. Конечно, эти
лоскутные доминошки - не лоскутный тетрис, но всё равно, Лоскутное Королевство
стало для меня «Приятной Неожиданностью Года». Сейчас с нетерпением жду
Лоскутную Империю – Queendomino.
Не стал брать эту новинку из-за бугра, ведь и так понятно, что отечественный
издатель тихо, без шума, известит нас о появлении в магазинах этой игры.
Habitats. Нравятся мне подобные «строительные» игры, с
взаимодействием между соседними тайлами. Субурбия, Замок Людвига… Habitats
появился примерно в то же время, когда был пик популярности таких игр. Вполне
естественно, что первое издание тогда было сметено, ещё и фигурки там были
керамические. В этом году я искал то самое издание, но цены на вторичке были
совершенно неадекватными. И вдруг неожиданно появляется второе издание. Беру не
глядя! Однако здесь без разочарования не обошлось – во втором издании нет фигурок.
Вместо них – ползающие на пузе человечки. Походы по детским магазинам за соответствующим "апгрейдом" пока результатов не дали. Игра оказалась вполне даже неплохой,
только немного смущает драфт, при котором в раунде просто может не оказаться
тайлов нужного цвета, что может подпортить игру отдельно взятому игроку. В
целом же Habitats попадает в ту самую многочисленную группу игр, в которые
можно было бы поиграть, но когда в следующий раз получится – не известно.
Fast Forward: FEAR. Сегодня я уже рассказывал про свою «игру года» - Fabled Fruit от Фриза. На этой волне я очень
ждать дальнейшее развитие той же идеи, а именно три игры с похожей механикой – Fear, Flee, Fortress. Но как-то так получилось, что про Fortress были сплошь неоднозначные отзывы,
так что я взял лишь другие две. Не могу не сказать, что теперь Фриз назвал
механику «fable game» системой, а игры с этой системой – серией «fast forward».
Для чего такие сложности? Не понимаю. FEAR же оказалась довольно бодрой игрой,
которую проходишь, что называется, влёт. «Давай сыграем пару партий,
сохранимся, потом продолжим». «Давай дальше посмотрим, что там. Интересно
же». «Давай уже доигрывать, что тут осталось-то!» Так незаметно разбирается вся
колода. Одна проходка занимает партий 12-15, причём никто не назовёт точную
цифру. Просто не до этого! Сыграли раскладку? Тут же за считанные секунды
готовим новую партию и – дальше! И вот уже пролетела вся колода длиной 90 карт.
От себя отмечу, что две мои полные партии сильно отличались, и отличались они
из-за предрасположенности конкретных игроков играть в конкретную игру. Первый
раз мы из самых «благих» побуждений играли по принципу «создай проблему всем» и чистили самые
полезные карты, во второй же раз было наоборот – из игры выходили самые
«тяжёлые» карты. Как результат – две совершенно разные игры с одним и там же
набором карт, и оба варианта игрались очень даже неплохо. Добротная игра, где
многое зависит от компании собравшихся за столом.
Fast Forward: FLEE. Эту игру я сначала не понял. Здесь колода состоит из
нескольких частей, и игра говорит нам – обязательно пройдите первую часть,
дальше без этого не пущу. А вы попробуйте пройти эту первую часть! Такое
чувство, что нужно найти единственно правильный рецепт в сложной головоломке. Это
настраивает на то, что FLEE
будет новомодным настольным квестом, но если вы всё же пробьётесь через первую
главу, то дальше от головоломки не останется и следа! Постепенно вы будете
разбирать колоду, но каждый раз проходить игру придётся с самого начала, и при
этом колода должна остаться такой, какой получилась по итогам предыдущей партии,
никаких замешиваний. В итоге первые карты могут переехать в середину колоды, а
последние шаг за шагом поедут вперёд. Реиграбельность хороша, но… Но хочется в
конце-то концов завершить игру! Я сыграл во FLEE 70(!) заходов, из них, наверное,
почти 60 уже после того, как пробил первую часть. Колода сейчас перемешана до
невозможности, но самое дальнее, куда я зашёл – это две карты до конца колоды.
И тем не менее, хотя игра и начинает бесить после очередного безрезультатного
забега, периодически к ней возвращаешься. Многое уже делаешь автоматически,
даже делаешь так, чтобы определённые карты в следующей партии оказались в
колоде рядом, но всё равно, я пока так и не победил FLEE. Периодически возникают мысли
собрать колоду заново и начать играть с нуля, но это как-то не спортивно. Буду
биться дальше.
КвестМастер: Тайна Доктора Тайма, Судьба Лондона.
Я прохладно отношусь ко всяким модным квест-комнатам, да и к T.I.M.E. Stories остался равнодушен после участия в прохождении
первой игры, так что на все эти квестмастеры-анлоки-экзиты смотрел со стороны,
не пересекаясь с ними. Но вот на Игроконе приобрёл КвестМастер. А что? Стоит по
нынешним временам копейки, да и не уходить же с Игрокона с пустыми руками. Да,
это было моё единственное приобретение на Игроконе. И знаете, понравилось.
Пусть даже здесь есть роковая ошибка в последнем квесте, да и некоторые загадки
вызывают вопрос «что вы тут от меня хотите?», но игра приглянулась. Так что,
когда увидел в магазине вторую часть, взял не раздумывая. Вторая часть
понравилась гораздо больше первой. И сюжет лучше, и задачи интереснее,
некоторые отгадки даже радуют оригинальностью, чуть ли не изяществом. Так что я
присоединяюсь к тем, кто рекомендует знакомиться с КвестМастером, начиная со
второй части. Ну и на почве такого приятного знакомства жду появления в
магазинах после праздников Exit.
Вроде бы он не идёт ни в какое сравнение с КвестМастером?
Покорители Космоса. Вот вписался я в Покорителей, а
потом подумал: ну и зачем мне ещё один Сплендор? В свой-то не играю, а тут ещё
один. Даже долго не забирал свою коробочку из магазина. А ведь сразу после
появления игры посыпались позитивные отзывы, и это были явно не «продажныеблогеры».
И я поддержу тот позитив, что идёт в отношении Покорителей Космоса, игра у Юры
получилась действительно очень хорошая. Немного с объяснениями правил
проблемка, но тут, как мне кажется, Покорители попали в ряд тех игр, где проще
показать, чем описать. Приведу слова сыгравшего со мной в Покорителей игрока,
думаю, этой одной фразы вполне достаточно, чтобы описать игру: "Покорители
умнее Сплендора, свойства вытягивают". Ну и была просьба приносить
Покорителей на игрульки. Что тут ещё добавить? Так что, рекомендую.
Пандемия. Наследие.
Сезон 2. Вот он,
долгожданный второй сезон Пандемии! Мы ждали его почти два года и вот –
получили. Заждались. Настолько заждались, что я уже хотел летом купить новую
коробку первого сезона и пройти его снова, ведь основные сюжетные повороты уже
забылись, так что почему бы и не сыграть? Но вот обломись! Русскую версию
первого сезона уже давным-давно разобрали. Так что второй сезон подоспел
вовремя. Играть новый сезон я буду дома, но пока мы посидели только один вечер,
осваивая слегка изменившиеся принципы игры. Персонажей создали и сыграли пару
«нулевых» партий. И всё никак не усядемся уже за кампанию! Да и меня уже, если
честно, начинает беспокоить сетевая тишина по поводу нового сезона. Я, конечно,
понимаю, что спойлерить здесь ни в коем случае не надо, но и затишье
подозрительное. Так всё жёстко? Или плохо? Или что-то совсем особенное? Похоже, пора
уже самим в кампанию вламываться.
Чтобы
закончить с приобретениями за год, стоит упомянуть ещё вот о чём. Я наконец
получил единственное мини-дополнение к Каркассон.
Охотники и Собиратели, ведь дома мы играем именно в этот Каркассон. Так
вот, эти пять тайлов были тут же забракованы. Обидно. Так долго ждать, чтобы
убрать добытое подальше. Справедливости ради скажу, что тайлы и правда так
себе. Другая мелочёвка, но полезная - в 7Wonders:Duel отлично вписалась промо-карта
чуда света «Статуя Свободы», не
лучше и не хуже других чудес, может быть как бесполезной, так и стать ключом к
победе. Промо-набор Snowdonia:
Rolling
Stock
#1 оказался скорее
сувенирным, чем игровым. Ну и доброшенный в заказ «до кучи» набор из трёх кубиков Rory’s Story Cubes: Score. Эти
кубики уже давно не достаю, но может когда и пригодятся снова. Пусть будут.
Вот
как-то так с пополнением коллекции в уходящем 2017 году. Знаю, много за год.
Понимаю, что что-то идёт не так, раз темпы пополнения коллекции выросли. И это
при том, что я не вписался в кучу так называемых крауд-проектов этого года. И
коль уж я заговорил о них, то не могу не сказать, что осталось мне получить из
заказанного в этом году лишь Чартерстоун. Ещё где-то едет уже полтора месяца
заказ с кучей промок с BGG,
никак не доедет. Вообще в этом году многие магазины стали пользоваться услугами
дешёвой доставки, что положительно сказалось на цене доставки, но сроки – это
нечто! И если шестидолларовая доставка с Миниатюрмаркета хотя бы даёт трекинг,
то конверт от BGG
с трёхдолларовой
доставкой отслеживался лишь до границы России, и где теперь мой конверт, будет
ли извещение или его просто бросят в ящик? Загадка. Ну тут уж нам самим решать, что лучше,
или плюс 30% с Филибера и курьер до дверей через неделю, или полтора месяца
ожидания, но зато по цене курьера по городу. Прямо как в прошлое возвращаешься,
когда посылки ковыляли как минимум месяц.
Итак,
с коллекцией закончил, теперь позвольте сказать несколько слов об игровой
динамике за год. И здесь тоже рост в два раза! Единственное разумное объяснение
этому – я стал больше играть в быстрые игры с короткими партиями. Ну и Legendary внесло большую долю во всё это.
Ниже – сравнительные графики 2016 и 2017 годов.
Общее
число игр осталось примерно тем же – 94 против 92, а вот число партий уже 1115
против 567. Как я уже сказал, большую часть в это внесли соло-партии в Legendary, их было 380. Вообще же, судя по
статистике, я опять стал много играть соло. Если в 2016 году соло партий было
40% от общего числа, то в 2017 – уже 60%. Понятно, что дома играются в основном
короткие партии, и кроме того же Legendary много для статистики дали быстрые
игры Торби и Фриза, но есть здесь и совсем не короткие 34 партии в соло-Покорение Марса. Из
партий не на одного, в лидерах, конечно же, домашние партии в 7Wonders:Duel, Звездные Империи, Castle Panic, Лоскутное Королевство, Patchwork и даже извлечённое из забвения
Зельеварение. Ну и Fabled
Fruit, конечно,
куда же без этих 63 партий. Очень неожиданно для меня увидеть в своей
статистике 17 соло-партий в LotR:LCG. Но как-то быстро наигрался в эту,
тоже извлечённую из небытия коробку, и опять убрал на полку. Отдельно хочется
отметить MageKnight:
9 партий, пусть даже 7 из них соло – для такой игры это цифра!
Кстати,
о полках. Если вы не видели, то я в этом году навёл небольшой порядок в
коллекции, сложил основную часть игр в стеллажи. Вот здесь подробности.
Что
я жду от наступающего года? Очень хочется сдержать в себе ожившего неуёмного шопоголика,
вернуться хотя бы к предыдущим темпам пополнения коллекции. Пока мне помогает
лишь то, что я не бросаюсь на хайповые игры. Как я уже сказал, из крауд-проектов
у меня остался лишь Чартерстоун, да и вписался я в него только потому, что дома
периодически стал упоминаться Stone
Age, но эта игра
слишком проста и легко ломается, а тут – есть что-то от Stone Age, да ещё и с legacy. Как я мог пройти мимо Чартерстоуна?
Но вернёмся к ожиданиям от 2018 года. Понятно, что в следующем году мой Legendary скорее всего пополнится ещё как
минимум 500 картами из ожидаемых ежегодных дополнений. Буду вылавливать игры из
серий Oh
My Goods! и Fast Forward. Ну и куда же без Нейрошимы? Больно
с Нейрошимой, но будем надеяться на лучшее. Похоже, что в будущем году я пойду
в настольные квесты, и скорее всего это будет основным трендом для меня. Ну и
самое тяжёлое – legacy-игры.
Тяжёлое в смысле ценников. Ведь я уже мысленно решился на приобретение Sea Fall. Из большого может быть решусь
всё-таки на Серп, автому там хвалят. Ещё хочется всякую мелочёвку для дома и
игрулек типа Черепашьих Бегов, Страшных Сказок. Ну и почему бы не дать шанс на
реабилитацию Кодовым Именам? Вроде бы Дуэль хвалят даже те, кому, как и мне,
основная игра совершенно не зашла. Ну а начало года, похоже, ознаменуется для меня
Медвежьим Парком, нужно будет приобрести. Очередной тетрис, но цепляет, зараза!
Что
же касается блога, то попытка реанимировать его пока идёт туго. Как ни крути, 7 постов за год - это катастрофа. Рубрику
«Коллекционер» я продолжу, но решил не писать часто, а то всё сваливается в повторяющиеся слова и фразы, не очень красиво получается. Небольшие игровые отчёты «по
горячим следам» сейчас пишу в ВК-группе «Играем в Настолки», которая на днях
стала пабликом. Группа становится чем-то вроде «Настолкомания 3.0». Однако
мои первоначальные мини-отчёты твит-формата в последнее время превращаются в нечто
более длинное, и кажется, они уже переросли даже формат отчёта в группе соцсетей.
Может быть, стоит вернуться к игроотчётам типа Поигранок? Но та нумерация уже
сбилась, если и возвращаться к этому, то делать это как-то по-иному. И я всё
больше думаю, что лучше уж тогда вернуться к давно позабытым форматам обзора на
одну игру или сравнения игр. Но это всё мысли, и не факт, что реализуемые.
Как-то трудно в последнее время пишется. Муза посещает только сразу после
игрового дня, потом за клавиши уже не сядешь. Но нужно быть оптимистом! Бросать
совершенно не хочется, есть что-то эдакое в старом ламповом формате текстового блога на нейтральной
площадке. Может быть и распишусь ещё? Вон сколько сегодня накатал. Спасибо, что
дочитали до конца!
С
наступающим 2018 годом!
Ндааа... я тут со своими «блин, Серёжа, у тебя уже более 10 коробок в коллекции, куда больше??» просто отдыхаю). Правда, ничего карточного и ничего небольшого, все какие-то гробы с миньками, сесть за которые - целое дело! Надо все-таки что то простое и быстрое купить, хоть прям Обещанный новый дайс мастер по вахе...
ОтветитьУдалитьЕщё неизвестно, что лучше - куча всего, и играешь в каждую в лучшем случае раз в год, или небольшой набор игр, но они появляются на столе относительно часто.
УдалитьОтличные итоги, спасибо. Все сильнее желание приобрести Fabled Fruit:)) Не бросайте "Поиграндки" и с наступающим Новым Годом!
ОтветитьУдалитьС Новым годом!
УдалитьЭпично отчитался. 380 партий в Legendary?!! 1115 всего?? Это ж в день по 3 партии. Откуда столько времени? Я понимаю, такие цифры, если играешь на планшете... В общем, жесть.
ОтветитьУдалитьЗначит, по Legendary должен всё знать. Какие, на твой взгляд, самые лучшие дополнения?
Цифра большая, потому что сейчас игры в основном короткие. Например, Fear - это партий 12 в час. Звездные Империи тоже как семечки. И не будем забывать, что я с августа не работаю, а погода в этом году была ужасная. :) Дома много сидел.
ОтветитьУдалитьДопы к L все хорошие, но если что-то выделять, то здесь всё индивидуально. Здесь скорее выделяются те, которые чем-то запоминаются. Guardians запоминается "шардами". В Secret Wars отличные вилайны. Civil Wars вводят двойные карты. Deadpool выделяется гнутыми картами. :) Мне понравился Noir за свойство "investigate" и интересно комбящегося Люка из этого допа. В каждом есть что-то своё, и если выбирать, то вполне можно ориентироваться на рейтинг BGG. Ну и не забывать, что допы делятся на большие (350-400 карт) и маленькие (100 карт).