среда, 8 ноября 2017 г.

Коллекционер. Часть Вторая




Продолжаю рассказ о своей коллекции настольных игр.

И сразу хочу поблагодарить тех, кто отозвался на мою просьбу в Части Первой и написал, устраивает ли тот формат, в котором я начал своё повествование. По вашим просьбам постараюсь снизить число описываемых игр, приближая его к пятнадцати на одну часть, и сегодня я расскажу о следующих 17 играх. Точнее, не о 17 играх, а о 16 и ещё об одной маленькой интересной коробочке. Итак, приступим.


Как и в прошлый раз, начнём свой путь к вершине по левой половине, а потом спустимся вниз по правой.

22. BLOX. Игра из далёкого 2008-го года, одна из первых в коллекции. И как видите, уезжать куда подальше она не собирается. Это прекрасный абстракт, но с картами, от самого Вольфганга Крамера в великолепном исполнении Ravensburger. Игра из того времени, когда не было унифицированных стандартов коробок, а издателями ещё не овладела жажда удешевления себестоимости содержимого коробки, ну а до совсем новых веяний продать кучу дорогих компонентов, не прилагая к ним игру, было ещё дальше. Так в чём же секрет такого успеха этой игры у нас дома? Я не смогу точно ответить на этот вопрос. Наверное, поначалу было интересно играть в игру без кубиков, но с элементами случайности в виде карт. А потом было уже не оторвать. Игра выглядит как чистой воды абстракт, но опять же - есть элемент случайности всё из-за той же колоды карт. К тому же при одном и том же поле из-за нового уникального случайного набора цветов башен, каждая партия является неповторимой, здесь нет даже намёка на то, что «вот так мы уже играли когда-то». Мне нравятся такие игры. Такие, где если и есть случайность, то можно её обратить на пользу, как, например, бросок кубиков в Замках Бургундии. Правда, в BLOX не приходящие в конце партии нужные карты могу здорово выбесить, но мы обожаем эту игру. И если садимся вечерком, то минимум три партии сыграем. Интересно, сколько бы сейчас стоила такая игра, если бы её надумали переиздавать? Тут один только уникальный органайзер чего стоит, не говоря уже о куче симпатичных увесистых блоков-кирпичиков.

23. Пандемия (и сразу про Наследие). Одна из первых своевременных локализаций на российском рынке. Кстати, вы помните, что именно Пандемия почему-то считается родоначальницей кооперативных игр, хотя к моменту её выхода Ужасу Аркхэма было уже три года? И мы заигрывались в Пандемию в то время. Дошло до того, что я, не дождавшись локализации дополнения, купил On the Brink за рубежом, и это была одна из первых моих покупок в иностранном интернет-магазине. Однако мы по какой-то причине в это дополнение так и не сыграли, и когда доставали Пандемию, то вполне обходились обычной игрой с максимальными шестью эпидемиями. И так бы и играли в Пандемию, если бы не случилась Пандемия - Наследие. Наследие мы проходили в два этапа. Сначала довольно резво добежали до того самого поворота сюжета с одним персонажем, и тут попали в такую ситуацию, которая не была учтена ни в правилах, ни в стандартных ответах на форумах по этой игре. То, что мы сделали, сильно испортило нам игру, так что отложили мы Наследие до той поры, пока не отойдём от такого стресса. Через пару месяцев всё же сделали над собой усилие и продолжили. И тут же забылось всё то, что так ударило по нашей психике! Мы побежали по сюжету всё дальше и дальше. Скорее, скорее! Посмотреть, что же там будет. И вот уже финал, и смешанные чувства. И радость от пройденной истории, и разочарование, что всё закончилось. В этом году, не получив на Новый год новую порцию Пандемии, я хотел было уже купить Наследие ещё раз, ведь основные повороты сюжета уже позабылись, но просто не нашёл эту коробку! Всё разобрано, всё отыграно. Ну да ладно, ведь на подходе – Сезон 2. А в основную Пандемию я поиграть очень хочу, но не нахожу дома поддержки по этому поводу. Видимо, Наследие было настолько хорошим, что основная игра кажется уже не такой интересной. Как ни странно, механика legacy убила у нас дома одну из лучших игр последнего десятилетия. Но я надеюсь, что всё же получится поиграть в эту знаковую, уже ставшую классикой игру.

24. Доминион. Тоже одна из часто играемых игр в своё время, но не открываемая у нас дома уже пару лет, это точно. При этом мне упорно не дают убрать Доминион куда подальше. «А вдруг?». Понятно, что за прошедшие годы вышло немыслимое число колодостроительных игр и прожжённые настольщики нашли себе наиболее любимые варианты этого механизма. Для кого-то это Ascension, для кого-то - Codex, а вот меня, если вы помните Часть Первую, здорово зацепила Legendary. Да, Доминион проще этих игр, но никто не посмеет поднять руку на эту игру. Кто-то, возможно, пробухтит, что Доминион изжил себя, и даже многочисленные дополнения не помогут, но никто не скажет, что Доминион – игра плохая. Это прекрасная игра, в которую сейчас почему-то не хочется играть. Почему так? Про обилие игр-колодостроев я уже сказал, а вот если посмотреть на неё с точки зрения несложной игры с быстрым сетапом и хорошей вариативностью, то и тут у Доминиона есть куча конкурентов, да ещё каких! Один только Patchwork чего стоит. Или вот, к примеру, 7 Wonders, в том числе Duel. Ну как с такими конкурентами справиться? Так и лежит Доминион, ждёт своего часа, и никак не дождётся. Так и застрял он между столом и дальней полкой. Ни туда, ни сюда. Печальная судьба отличной игры.

25. Ticket to Ride: Nordic Countries. А вот эта игра хотя тоже из того же времени, но никак не вызывает тех же чувств, что Доминион, пусть даже появляется на нашем столе не часто. Нордик вне времени! Помню, когда выбирал из серии игр Ticket to Ride всё в том же далёком 2008-м, то выбрал Нордик по причине того, что играть мне пришлось бы в него вдвоём. Напомню, эта версия Билета на Поезд рассчитана на 2-3 игроков. Хотите больше? Для этого есть другие карты. А карта Нордика красива, интересна и, что очень заметно – очень конфликтна. Как-то раз мы так сыграли партию, что чуть не разругались в пух и прах. «Ты зачем мне оба пути перекрыл? Нужно тебе было это?» После того вечера мы не открывали Нордик год, если не больше. Потом, правда, отошли. И сейчас, когда изредка достаём эту игру, то играем с большим удовольствием. Можно даже сказать, что затяжной нордик-голод положительно сказывается на восприятии игры. Да и недаром считается, что Nordic Countries – лучшая версия серии Ticket to Ride. Весьма достойно для десятилетней игры.

Коль уж я заговорил про Nordic Countries, то не могу не сказать, что в те далёкие годы именно для этой игры я приобрёл шаффлер. Кто не знает, это машинка для перетасовывания карт. Вот такая.


Симпатичная и функциональная вещица, да и стоила в то время недорого. Шаффлер отлично перемешивал карты Ticket to Ride, ведь этой игре хорошо перемешанная колода просто необходима. А вот карты некоторых других игр он перемешивать отказывался. Например, UNO. Почему так? Дело в том, что карты в Билете – под лён, а UNO – гладкие. Вот машинка и капризничала, не за что ей было зацепиться. Крутится-крутится с UNO, а всё без толку. Зато для Билета карты летели великолепно. Я уже давно не пользуюсь шаффлером, после Билета основная часть игр была с гладкими картами, но когда сейчас, ревизируя коллекцию, достал шаффлер, то с удивлением констатировал его отличное состояние, он сразу же заработал даже на батарейках десятилетней давности, ничего с ним не случилось. Да и смотрится он как весьма качественная, даже дорогая вещь. Лишний раз приходится вздыхать, признавая, что всё чаще свежевыпускаемые вещи выглядят как дешёвая поделка. А ведь мы не задумывались о качестве тех вещей тогда, лет десять назад. Брали что есть, а оказалось, что брали-то хорошие вещи.

26. Roll for the Galaxy. Роллы я понял раза с третьего, и у меня редко какая игра удостаивалась чести предоставления ей аж третьего шанса. Играя в первый раз, я мало понимал, что тут происходит, выставил всего несколько тайлов, но по итогам отстал от лидера на 4 очка. Наверное, сказался хоть и небольшой, но опыт игры в Race for the Galaxy. Там ведь много очков берёшь жетонами, вот за ними я и гонялся. Вторую партию не помню совсем. Точнее, помню только, что так и не проникся правилами. Они мне казались тогда накрученными, странными, совершенно нелогичными. И я тогда твёрдо решил, что эта игра мне точно не нужна. Так как же оказались Роллы в моей коллекции, к тому же на расстоянии вытянутой руки? Покупка этой игры – череда случайностей. Вдаваться в подробности я не хочу, так как сам не понимаю, кто в этой ситуации кого не понял. Наверное, это судьба. Как результат, в один, теперь уже я думаю прекрасный момент, я стал обладателем русской версии Роллов с дополнением Амбиции. И как-то так совпало, что именно в это время произошёл тот самый третий шанс и… я прочувствовал эту игру! Что-то подобное было у меня и с Race for the Galaxy, только тогда пауза между первым знакомством и полным восприятием игры затянулась на годы. С Роллами хватило гораздо меньшего времени, так что теперь игра рядом, но только играется она уж очень редко, а я бы посидел бы за ней подряд несколько партий. Да и горы кубиков! Люблю я кубики, и к этой любви мы сегодня ещё вернёмся. Ну и чтобы закончить с Roll for the Galaxy, скажу лишь, что я отлично воспринял все те кубики, что добавило в игру дополнение, а вот к целям отношусь прохладно. Впрочем, и в карточном RftG у меня к целям такое же отношение. Не то это, не должно этого быть в RftG. Ах да, ещё я забыл похвалиться. На днях приедет ко мне французский промо-тайл к Роллам. И это не Мир Амбиций, такого у меня точно нет, я проверял.

*Дополнение от 12.11.17: Как оказалось, это не стартовый, а основной тайл, и он есть в русской редакции, то есть мне он не понадобился. Но его нет в англоязычных изданиях! Так что приехавшие тайлы быстро нашли своих хозяев.

Как-то помногу сегодня получается написать по каждой игре, вы не находите? А ведь ещё до вершины не добрались. Вот ведь разошёлся, вы так устанете и скажете, мол, пиши теперь по десять игр, не больше. Но что-то несёт сегодня, да и игры сами видите какие. К тому же почти для каждой у меня есть своя история, самому приятно вспоминать все эти перипетии. Нужно было цикл называть не Коллекционер, а Мемуары.

27. 7 Wonders Duel Pantheon. И опять игра из разряда шедевров. Стоит сказать, что большие 7 Wonders я так и не понял, а вот дуэльные Семь Чудес я полюбил сразу, с первой же партии. Мне там понравилось всё, игра мне показалось настолько идеально сбалансированной, что появление анонсов о дополнении Пантеон я встретил с недоумением. Как? Зачем? Игра идеальна, зачем вы хотите её испортить? Тем не менее, при появлении дополнения не удержался, взял при первом же появлении его в забугорных магазинах после Эссена. А что я терял? Ну не зайдёт, и что? Продать-то всегда смогу. Гораздо важнее было для меня уговорить дома приделать это дополнение к основной игре, что для любой играемой дома игры превращается в проблему, исключением является разве что только Castle Panic. Семь Чудес Дуэль же была на тот момент одной из самых играемых дома. К моему удивлению, согласие на Пантеон было получено сразу же, но в первый вечер мы Пантеон не совсем поняли. Зачем убрали гильдии? Они ведь такие хорошие. Да и эти боги… Как-то всё по-другому становится. Мы уже было думали чередовать обе версии игры, но со следующего вечера Пантеон пошёл всё лучше и лучше, и теперь уже мы вряд ли когда-то вернёмся к игре без него. Дошло до того, что я, при всей своей любви к этой игре, не стал участвовать в турнире. Я просто отвык от игры без Пантеона! Итак, 7 Wonders Duel Pantheon сейчас является у меня дома одной из самых любимых и играемых дуэльных игр, наравне с Пэчворком. Но стоит отметить, что с Пантеоном у меня случилась одна неприятность. Дело в том, что одна из новых фиолетовых карт оказалась с плохо проклееной рубашкой, что стало серьёзно заметно уже к третьему вечеру. Мне очень не хотелось из-за этого затевать переписку с французским магазином, да и когда бы мне прислали замену, и прислали бы… Короче, я просто пошёл и купил протекторы для игры. Пожалуй, это было правильное решение, ведь рано или поздно они бы всё равно понадобились, а так небольшой заводской брак только ускорил принятие решения. Протекторы помогли.

28. Звёздные Империи. Колониальные Войны. У меня, как и у многих, наверное, есть примета: если блогер Икс хвалит игру, значит это дрянь. Правда, не всегда эта примета срабатывает, так получилось и со Звездными Империями. Я долго не интересовался Звёздными Империями, примета же. Но так получилось, что как-то раз, ожидая на игрульках подхода основной группы, мне предложили, мол, давай покажу Империи, с нас дома хорошо зашли. Не ожидая ничего хорошего, я согласился. И после первой же партии понял, что верить приметам, даже таким надёжным – дело неблагодарное. В итоге на радостях в ближайшие дни купил подарочный набор Звездных Империй, это которые в квадратной коробке, и дома они тут же попали в тройку самых играемых дуэлек, наряду с уже упомянутыми Семью Чудесами и Пэчворком. Может быть, именно Звездные Империи и добили Доминион? Что нам понравилось из этого комплекта, а что нет, я расскажу, когда дойдёт очередь именно до той коробки, но сейчас, если вы обратили внимание, речь идёт о Колониальных Войнах. Почему я взял их, уже имея Звёздные Империи? «Они такие же, но там баланс перекрутили» - говорили мне. Ну как не взять, тем более что цена вполне приемлемая? А ведь и правда, фракции разобрали и сболтили заново, сейчас я уже не вспомню всех подробностей, но в этом варианте уже нет ярко выраженных тактик для красной и зелёной фракции, их как будто бы подтянули друг к другу. Соответственно, и синих притянули к ним, а вот жёлтые стали довольно специфичными. Да и в целом, если в основной игре крайне желательно было набирать двухцветный набор, то в колониальных Войнах это не так критично, всё работает замечательно. Ну и самое главное – коробочка здесь маленькая! Даже меньше, чем у других дуэлек, такая же, как в Собеке. Места много не занимает, а играется часто, и что более важно, отлично. Хорошая замена, не жалею о приобретении. Немного жаль базовую игру, но вдруг как-нибудь захочется вспомнить и игру с тем балансом, самым первым.

Переходим на другую сторону нашей пирамиды, теперь будем снижаться. И на вершине – не игра. Что же это?

29. Start Player. Коробочка для определения первого игрока, когда-то я по ней даже обзор делал. Это набор карт с некими условиями, который превращал подготовку к партии в некую мини-игру. Почему я говорю в прошедшем времени? Дело в том, что я уже давно не приношу её на игрульки. Start Player лежит в «походной сумке», где лежат игровая скатерть, чашки под жетоны, тарелки для кубиков, подставки под карты, мешочек с монетами и прочая игровая дребедень. Но что-то перестал я таскать эту сумку, да и для определения первого игрока мы стали использовать другие способы, сейчас в фаворе приложение в телефоне, когда все прикладывают по пальцу к экрану, и Его Величество Великий Рандом определяет первого игрока. Да и со временем мы перепробовали почти все карты колоды Start Player, уже нет того интереса, что был поначалу. Но вещица занятная. Пусть лежит в походной сумке.

30. Остров Сокровищ. Я принципиально хотел Остров Сокровищ именно в дизайне культового мультфильма. И мне было всё равно, играется игра или нет. Даже если бы она не пошла, ну где вы, скажите мне, в каком иностранном магазине купите игру с узнаваемыми доктором Ливси и сквайером Трелони? Здесь дело даже не в геймплее. Говорите, игра похожа на Порт Ройал? Так это замечательная рекомендация! Однако похож Остров Сокровищ на Порт Ройал, как полуторачасовое евро на патигейм. Остров Сокровищ быстрее. Остров Сокровищ совсем другой! В Острове Сокровищ что ни карта, то какое-то действие. В Порт Ройале карты заработают, только если попадут к игроку, а здесь – что ни шаг, то что-то происходит. Однако давайте не будем превращать сегодняшний материал в сравнительный обзор. Что там с Островом Сокровищ? Это быстрая игра в режиме push-your-luck, дарящая игрокам море позитива. Она отлично подходит на роль игры-разогрева перед партией во что-то большое. Пару раскладок – больше не надо, но именно для этого она и предназначена. Именно здесь начинается первое взаимодействие игроков за столом перед чем-то большим. Здесь мы уже начинаем подначивать друг друга, таскать чужие карты и по-доброму радоваться, когда кому-то не повезло. Позитивная игра. Недаром она тут, совсем рядом, чтобы всегда можно было взять её с собой на игрульки.

31. Friday. Пятница. Шикарная соло-игра от Фридмана Фриза. Пасьянс, который обладает повышенной, но не непроходимой сложностью. Многие жалуются, мол, не понимают, как тут вообще можно пройти хотя бы второй, жёлтый уровень, но я всегда говорю, что это вполне реально. Этот симпатичный соло-колодострой заставляет игрока каждый ход делать непростой выбор, который обязательно аукнется то ли чем-то хорошим, то ли плохим. Всю партию игрок одновременно и противостоит угрозам, и собирает колоду по следам принятых решений. Мне Пятница очень нравится, но играю я в неё не часто. Во-первых, хотя правила и простые и вспоминаются очень быстро, но трудно пересилить себя, чтобы хотя бы пробежаться по ним. А во-вторых, хотя игра и в маленькой коробочке, но быстрой её не назовёшь. Быстрой в смысле продолжительности партии. А вот в смысле темпа игры – скорость приличная, только успеваешь новые сумасшествия в колоду подбрасывать. И вот если пересилишь себя, пробежишься глазами по правилам, разложишь на столе три стопочки карт, то тут уже затянет на весь вечер. Отличная игра! А механизм уникальный, не помню, в какой другой игре есть такой же. Может в новых играх в маленьких зелёных коробочках, которые я с нетерпением жду, герр Фриз вспомнил о своём соло-шедевре? Так хочется надеяться.

32. Space Hulk - Ангел Смерти. Карточный Space Hulk. Игра, в которую отлично играется в любом составе, хоть в одиночку, хоть вшестером. Игра не стареющая. Увидев эту игру на столе, ветераны настольного движения не могут не отвесить шуточку типа: «Откуда ж вы такой нафталин/старьё/древность достали?» Но говорится это любя, как таксисты называют свои «ласточки» вёдрами/помойками/дровами. А ведь это игра тоже из того самого времени, когда и игр было немного, а выход настольной игры редко когда называли словом «локализация». Эти игры просто издавались, и стоит очередной раз поблагодарить тех, кто занимался этим в те далёкие годы. Карточный Спейс Халк прекрасен, как может быть прекрасна классика. Это кооператив из того времени, когда ещё только появилось понятие «кооперативная игра». Это кооператив, где нужно не просто победить всем, но и выжить конкретно тебе, иначе ты просто выбываешь из игры и идёшь за плюшками, пока остальные будут и дальше пробиваться сквозь полчища генокрадов. Этот кооператив и беспощаден, и даёт тебе единственный шанс выжить, причём это может быть шанс «один из шести». Кто бы мог подумать, что в игре без поля, с простыми карточками и одним-единственным кубиком может быть такая атмосферность? А ведь атмосфера здесь - как в старом добром америтреше! Игру в Space Hulk - Ангел Смерти невозможно описать, в это нужно сыграть. Большая игра в маленькой коробочке.

33. Зельеварение. Давайте немного сбавим градус восхищения и перейдём к более спокойным, семейным играм. Эти игры – эдакие «рабочие лошадки» среди настольных игр, и как раз одна из таких – Зельеварение. Я знаю, что многие поругивают эту игру, мол, как карта выйдет, что-то там не то с балансом и тому подобное, но ведь эта игра не про баланс. Эта игра для того, чтобы посидеть в кругу семьи или друзей и просто снизить бешеный темп дня до размеренного перемещения карт из руки на стол и со стола – опять на стол. Это не даунтайм, это расслабуха. Мы никуда не спешим, мы просто играем в несложную игру с простым понятным механизмом. Правда, понятным не сразу, но всё равно простым. Стоит сказать, что мы дома играем в Зельеварение наплывами. Можем год не доставать, а может так случиться, что и каждый вечер. Правда, я не являюсь инициатором Зельеварения, но поддержать поддержу. Вот и в последний месяц Зельеварение опять зачастило к нам на стол. А ведь его не было здесь уже года два, не меньше! И мы не хотим сейчас вспоминать, как играется колода Гильдия Алхимиков, а Университетский Курс мы не поняли ещё в те далёкие годы. Мы просто играем обычной колодой. О, боже, какие же здесь, оказывается, убитые карты! Раньше я этого не замечал. Значит, играли в своё время очень часто. Может быть, купить новые? Нет, пожалуй, не надо. Не та игра, чтобы обновлять карты. А вот заменить ту самую странно складывающуюся коробку игра давно уже заслужила. Это на фото в нашей сегодняшней пирамидке коробочка старая, но на днях я уже переделал под Зельеварение другую, крепкую коробку, и даже сделал под старую колоду персональную коробочку, как у Гильдии и Курса. Нечего картам летать по коробке, Зельеварение этого не заслуживает. Такие игры нужно уважать хотя бы за ту миссию, что они выполняют. А у нас – кто знает, когда мы её снова достанем? Может быть завтра, а может быть и через два года.

34. Каркассон. Охотники и Собиратели. Я уже не помню, что двигало мной, когда я приобретал когда-то именно Охотников, а не основной Каркассон. Возможно, был просто чисто эстетический порыв. Всё-таки более спокойные цвета природного ландшафта на этой коробке располагают к себе лучше, чем средневековый сюжет. И я не жалею, что у нас именно Охотники, или, как мы называем эту игру - «Речки». Я не раз слышал, как и в случае с Нордиком для Билета на Поезда, что Охотники и Собиратели – лучшая версия Каркассона. Но в то же время я понимаю, что мы лишены возможности увидеть дополнения к игре, получать новые тайлы, и это действительно расстраивает. Шутка ли, за всё время существования Охотников к ним придумали всего-то пять новых тайлов! Да и те, когда мне всё же удалось из заполучить, выпросив у владельца большой коробки Каркассона, дома совсем не зашли. Какое разочарование! Так долго отлавливать, и в итоге услышать: «Убери их куда-нибудь подальше, ерунда какая-то». Тем не менее, даже с неизменным набором тайлов Охотники нет-нет, да и появляются на нашем столе. «Давай в Речки!» И каждый раз мы убеждаемся в том, что Каркассон – одна из игр вне времени. Игра не просто хороша, она гениальна в своей простоте. С нашими же Речками мы ещё и подсознательно успокаиваемся. Почему? А вы видите, что здесь всё поле решено в спокойных оттенках зелёного? Зелёный цвет сам по себе успокаивает, а в таком варианте и подавно. Нет, всё же правы те, кто говорит, что Охотники и Собиратели – лучший Каркассон. Категорически поддерживаю, категорически.

Наверное, вы уже устали от моих ностальгических пассажей. Но не могу ничего с собой поделать. В сегодняшнем наборе много игр-классики, игр-истории. Однако, мы на сегодня уже расстаёмся с совсем уж древней классикой. Переходим к кое-чему другому.

35. La Granja. Если вы читали Часть Первую, то может быть ещё помните, я говорил о том, что в нынешних наборах игр будут и те, которые приобретены совсем недавно и ещё толком не играны. Ла Гранха как раз из таких. В какой-то мере попала она в мою коллекцию случайно. Просто я решил приобрести одну из игр, про которую тоже расскажу сегодня – Thunder Alley, и так сошлись звёзды, что при заказе в компанию к Гонкам попало и это евро. Пожалуй, я не буду распространяться о причинах моего выбора, тут действительно много чего сошлось, а просто вкратце расскажу о своих первых впечатлениях об игре. А впечатлений пока не много. Причина этого проста. Знаете одно из «золотых правил» настольщика? «Купил игру – играй сразу!» Потому что если сразу не поиграл, то игра так и будет откладываться и откладываться. Вот и с Ла Гранхой так же. Сразу не получилось поиграть на игрульках, и уже не понятно, когда доведётся. Тем не менее, я поиграл пару вечеров в эту игру в соло-режиме, ведь этот режим здесь хвалят, говорят, что хорошая симуляция обычной игры с «живым» игроком, к тому же помогает освоить механизм и познакомиться с картами. И вот тут стоит прислушаться к советам. Игра действительно – ещё то «комплексное евро». Ещё и не просто комплексное, а кризисное в «лучших» традициях европейской школы. Добавьте к этому возможность сыграть каждую карту 4 способами, уникальные свойства этих карт, с которыми как раз не помешает «ознакомиться», и вот вы уже верите в необходимость соло-партий. Даже становится интересно, как будут чувствовать себя за столом те, кто этой возможности лишён? Как итог моих вечерних соло-посиделок, я в целом ознакомился с механизмом, поиграл против бота, но чтобы полностью сформировать мнение об игре, нужны полноценные партии с игроками. Буду надеяться, что когда-нибудь это произойдёт.

36. At the Gates of Loyang. О, великий Лоян! При всем моём спокойном отношении к огородной тематике в настольных играх и неоднозначном отношении к играм Уве Розенберга (Пэчворк не в счёт), я с первого дня знакомства с Лояном считал и продолжаю считать At the Gates of Loyang лучшей соло-игрой среди всех появившихся за последние два десятка лет. Непререкаемый №1! И это среди кучи кооперативов, пасьянсов и прочих не менее достойных соло-игр. Лоян – он правильный, в нём нет лишних действий. Лоян - в меру кризисный, он не бросает тебе под ноги кучу ресурсов, но и скупым его назвать нельзя. В Лояне есть странная для соло-игры цель, но достижение вершин в Лояне приносит настоящее удовлетворение, ну или игра показывает тебе твоё место. Хотя я и считаю Лоян «номером Раз» среди соло-игр, но доводилось мне поиграть и в мульти-режиме. А вот тут партии проходили по-разному, то приятное послевкусие, по полусонное состояние. Всё же, как ни крути, 90% времени игрок всё равно ковыряется в своём собственном огороде-пасьянсе, для взаимодействия нам выделено всего пару минут на драфте. От совсем уж затяжного даунтайма Лоян спасает отсутствие изобилия ресурсов и то, что ковыряние в своём хозяйстве вполне можно делать всем одновременно, на этом этапе если и будет кто-то влезать в чужой огород, то в этом ему могут помочь лишь пара помощников, а будут они использоваться или нет, это понятно заранее. Тем не менее, склонность к даунтайму в таком режиме у Лояна есть. Но здесь нет того, чем грешит похожий на него Imperial Settlers, он же Поселенцы. Именно из-за того, что в Лояне ресурсов не так уж и много, здесь нет бестолкового обмена шила на мыло и обратно, чем грешат утопающие в жетонах Поселенцы. В Лояне любой обмен, любое действие – осознанное решение, выполняемое не ради того, чтобы просто его выполнить.  Здесь мне стоит процитировать самого себя, ведь я не перестаю повторять: At the Gates of Loyang – это правильный Imperial Settlers. Если я не ошибаюсь, в этом году Лоян был переиздан? И это правильно.

37. Thunder Alley. Моё свежее приобретение игры, с которой я познакомился года четыре назад. Почему эти гонки я приобрёл именно сейчас? Я ведь всё ходил и ходил вокруг них все эти годы, и всё никак не решался на покупку. За это время я попробовал и Formula D, которая показалась мне обычным «кинь-двинь», и Snow Tails, к которым проникся уважением, но не стал приобретать по причине того, что понимал, что играть в них получится раз в год, а то и в два. Кстати, в прошлом году я видел в продаже Хвосты в одном небольшом греческом магазине по нормальной цене, причём в первом издании, новое-то уже подороже будет. Но вернёмся к Thunder Alley. Возможно, последней каплей стало появление Flamme Rouge, в которую я пока так и не сыграл, но которая опять разогрела интерес к настольным гонкам. Так что у меня теперь с Thunder Alley? Как говорят те, кому игра, что называется, зашла, кто проникся ею, это игра не совсем про Гонки. Это игра про то, как использовать чужие возможности для своей пользы. Это игра про то, что нужно без раздумий выбить соперника ради собственной выгоды. Но при этом Thunder Alley ни в коем случае нельзя назвать «подлой» игрой. Это не просто гонка, это бой! Бой за лучшее место на трассе, за выгодную позицию. И не забываем, что цель игры – не привести одну из своих машин первой, а сделать так, чтобы вся твоя команда заработала больше очков, чем все остальные. А что вы хотели? Издательство GMT славится именно варгеймами, во всём этом сплаве чувствуется порода. Мне очень нравится Thunder Alley, и я надеюсь, что играться она будет чаще, чем основная масса игр. Ну не зря же я принимал решение целых четыре года!
38. Quarriors! В самой нижней плоской коробке с удобным, специально сделанным издателем под эту игру органайзером – практически полный набор Quarriors! Что есть в моём Кварриорс? Это 250 кубиков из базового сета и трёх дополнений: Quest of the Qladiator, Quartifacts, Quarmageddon. На этом я в прошлом году остановил своё коллекционирование Quarriors! Здесь нет только дополнения Rise of the Demons, потому что в своё время, изучая тему, мне никто не советовал приобретать это «коррумпированное» дополнение, даже наоборот, советовали от него отказаться. Как играется такой Кварриорс? Играется отлично, точнее, игрался, так как пик увлечения этой игрой пришёлся на прошлый год. В этом году, как ни прискорбно, моя статистика говорит лишь о двух кварриорс-фактах, всего-то три партии. Думаю, причина здесь совсем не в том, что мы наигрались. Ведь для чего подходит Кварриорс? Это кубиковый филлер, чтобы разогреться перед игровым днём, заполнять паузы между партиями или закончить день. И как раз в этом году на эту роль слишком много претендентов. Настолько много, что меня даже не тянет брать с собой эту удобную, не большую и совсем не тяжёлую коробку. Правда, ей не повредил бы небольшой апгрейд в виде стягивающей резинки-креста на коробку, чтобы ненароком кубики не разлетелись при перемещении, да всё никак руки не доходят купить такую полезную штуковину. Если же говорить о самом игровом процессе, то игра, что называется, доставляет. Справедливости ради стоит отметить, что не всем она доставляет, но здесь очень много зависит от компании. Если игроки предрасположены к тому, чтобы просто пособирать кубики и побросать их на стол / в тарелку, то игра будет такой, какой она и задумывалась – фановым кубикособирательством-дайсомётом. Выбросить на всех цветных кубах «капельки»? Это ли не эмоции?! Да и симпатичные эти кубы, как не посмотри. 
Тем не менее, мы всё же нашли в сложившемся наборе один недостаток. Это оранжевые basic-кубики Squire из Квартифактов. Казалось бы, просто сильный защитник, но эти кубики убивают темп игры. Они одновременно и прокачивают сет, и засоряют его, как бы странно это не звучало. Пожалуй, мы больше не будем доставать эту стартовую карту с пятью кубиками. Ещё мне стоит упомянуть про большие кубики квестов всё из тех же Квартифактов (не из «Quest of Qladiator», это у авторов шутки такие). Мы так и не определились, нужны ли они, они то работают хорошо, то не очень, да и заставляют отвлекаться на них. Пока пусть будут, не мешают, и то ладно. Из лучших же механизмов стоит отметить свойство Lock. Вот уж действительно то, что нужно Кварриорс в обязательном порядке. Помню, у нас в одной партии получилась необычная ситуация. Попавший игроку плохой Lock вдруг заиграл ему на пользу, усиленно зачищая его кубики. Он даже не пытался его убрать, а я поздно сообразил, что такое «плохо» - очень хорошо для него. Такой вот поворот, и такое может случиться в Кварриорс сплошь и рядом. Я не оставляю надежды, что Quarriors! вновь будет часто появляться на наших игрульках, его время обязательно вернётся.


И на этой очередной коллекции в коллекции я заканчиваю свой сегодняшний затянувшийся экскурс. Надеюсь, вы не очень утомились и простите меня за столь долгий рассказ. Ведь и вправду сегодня были одни из лучших игр, и опять почти у каждой была своя история. Ну а чтобы немного подогреть интерес, сразу покажу то, что будет в следующей части.



Спасибо, что дочитали до конца. До встречи в Части Третьей!


Ссылки:

9 комментариев:

  1. Спасибо, очень живо и интересно)


    Так "Terraforming Colony/Diversified Economy" в русской базе Roll'а есть, всем, кто на бумстартере брал игру, его докладывали.
    Собственно вот: https://boardgamegeek.com/boardgameversion/362560/russian-first-edition

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за уточнение по промо-тайлу! Я перед тем, как кнопку в заказе нажимать, просмотрел только стартовые миры, и был в полной уверенности, что он стартовый. На днях приедет, тогда посмотрим, что с ним на самом деле.

      Удалить
  2. С интересом прочитал все 3 статьи, жду продолжение.
    В тексте было упомянуто приложение для телефона для определения первого игрока. А как оно называется?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Любое приложение типа finger chooser "Select Who?", "Who's first?" и т.п.

      Удалить
  3. Спасибо, познавательно и интересно. Рассматривал ли в качестве соло "Тероформинг Марс"? "Лоянг" без сомнения хорош, но после "Терраформинга" отношение меняется, соло игра воспринимается слишком простой и даже устаревшей. Интересно послушать твоё мнение по "ТМ" именно в соло варианте и в сравнении с "Лояном", "Пятницей" и другими.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марс, пожалуй, лучшее соло за последнее время, может быть даже единственное, заслуживающее внимания. Летом часто раскладывал. Но всё-таки Лоян, Марс и Пятница - слишком разные игры, очень трудно сравнивать.

      Удалить
  4. Спасибо! Как всегда, интересно!

    «Откуда ж вы такой нафталин/старьё/древность достали?» - в нафталине можно копаться и копаться. Это как неизученные глубины океана. Очень душевное описания Ангела смерти, прям захотелось пережить.

    ОтветитьУдалить