воскресенье, 17 августа 2014 г.

ПоиГрАндки 16-08-14: Le Havre, Luna, Dungeon Twister


Приятный плодотворный день. Пусть сыгранных игр немного, но зато - какие это игры!


Le Havre. Старый добрый Гавр, часть небезызвестной трилогии Уве Розенберга. Кстати, очень многие считают её лучшей игрой из этой троицы. У меня же отношение к этим играм такое: в Агриколу я играть вообще не могу, в Гавр – играю с удовольствием, а вот Лоян я считаю лучшей соло-игрой всех времён и народов, так что к мультиплееру в этой игре отношусь прохладно. Такие вот три совсем разные для меня игры. Но сегодня речь пойдёт только о Гавре.

Играли мы втроём, и мои соперники ещё в самом начале игры открыли мне много нового в Гавре. Оказывается, я всегда играл в него неправильно, а именно, я в конце каждого раунда снимал и заново открывал семь жетонов обеспечения. А нужно было всего раз открыть их в самом начале, и комбинация оставалась до конца игры. Просто я когда-то давным-давно невнимательно прочитал правила. Не скажу, что это как-то серьёзно сказалось на игре, но всё же несколько раз я посматривал на эту цепочку, чтобы оценить ситуацию. Ещё один момент – это то, что можно при входе в здание платить не требуемой едой, а взамен неё монетами. Но в правилах чётко сказано: «Можно обменять еду на монеты, а назад нельзя». Однако меня убедили в том, что понимать сие правило нужно с точностью до наоборот относительно того, как я его понимаю. Обоснование: «На планшете можно». Я не стал спорить, правда из-за этого игра стала для меня чуть проще, и теперь ценность еды сильно упала в моих глазах. И ещё один момент, на который я раньше тоже не обращал внимания, да он мне сегодня и не пригодился – это оплата при займе в размере всего одного франка, сколько бы займов у не было.

Что по самой партии? Типичный Гавр во всей своей красе. Поначалу раскачиваемся, потом пытаемся и скудные ресурсы получить, и с едой не облажаться, ну а после середины партии появляется куча возможностей для проворачивания сложных многоходовых комбинаций. И вот именно здесь нужно поймать момент, чтобы успеть сделать деньги. Мне повезло, что я в самом начале отхватил Рыночную площадь, так что смог узнать, что там будет на картах спецзданий, в результате чего неплохо заработал на вышедшей в город Кондитерской. Ещё я стал единственным, кто пользовался в игре Сталью – я и Офис под неё построил, и под конец дорогущую Сталеплавильню отхватил, а благодаря этой Стали на последнем ходе и Лайнер на воду спустил. Наверное, именно то, что я не стал распыляться, а выбрал только два пути, и позволило мне максимально эффективно разыграть свои ресурсы – в конце у меня почти ничего не осталось на руках, одни звонкие монеты. А ведь я мог ещё в одну прибыльную технологию на спецздании пойти, но я сам же её запрятал в конец колоды – «не доставайся же ты никому!» И правильно сделал.

Стоит отметить, что каждый пошёл своим путём, все старались играть на своих цепочках производств. Алексей ушёл в сельское хозяйство и ещё набрал кучу полезных зданий, так что нам приходилось очень часто гостить в его районе, не забесплатно, конечно же. Дмитрий увяз в долгах, правда, которые он успешно отсудил, а под конец так удачно продал всё на Пирсе четырьмя кораблями, что можно было только удивляться таким доходам. Но и это его не спасло. В итоге выиграл я с каким-то невероятным для себя результатом, Алексей отстал, но не намного, Дмитрию же повезло меньше. Пожалуй, основная причина моей победы – я вовремя начал зарабатывать деньги, и практически незаметно для других игроков. Когда они опомнились, у меня уже было на руках под сорок монет. И ещё я довольно быстро в начале отхватил корабль, что позволило мне меньше думать о еде и тихой сапой копить ресурсы, которые я впоследствии весьма эффективно использовал. Но сказать, что я всё чётко просчитал и распланировал, не могу. Как так получилось, что я успел сделать всё, что задумал, и на всё хватило ресурсов с ювелирной точностью – я объяснить не могу. Может быть, просто вовремя отказался от двух их четырёх увиденных мной путей развития?

Что сказать в завершении? На партию ушло полтора часа, хотя я ожидал никак не меньше двух часов. Мы сами удивились, что так быстро отыграли 18 раундов! Всё же очень хорошо играть в компании, где игроки уже хорошо знакомы с игрой, к тому же никто не зависал надолго, да и даже если один зависал, то и остальные в это время скрипели мозгами. Как я уже говорил, как-то особо мы друг другу не мешали, критичных «оттяпываний» я не заметил, хотя… уж очень часто я получал взгляды с укором, мол, взял дрова и всё испортил. Правда, и я могу сказать, что у меня из-под носа уводили хорошие корабли.

Как резюме: в Гавр хочется играть ещё. Даже просто ради того, чтобы прочувствовать этот период игры с кучей возможностей, кучей ресурсов на руках, которые тают на глазах, превращаясь в монеты. Именно в этом – весь Le Havre.

Ой, совсем забыл. У меня же немецкий Гавр. Так вот, проблем с языком не было. На картах в основном символы, а редкие карты с текстом мы читали с перевода. В общем, первоначальные ирония и подозрительность относительно немецкого языка забылись уже на первых раундах.

Luna. При сетапе игра поначалу напугала. Показалось, что как-то тут много всего – много островов-локаций, много видов действий, много фишек, да и вообще много всего-всего. Но всё же имя «Фельд» притягивало, вспоминался шикарный Год Дракона, хотя и хозяин игры говорил, что игра совсем не такая, как Год Дракона. Было и боязно приниматься за неё, и очень хотелось увидеть что-то необычное и качественное.

Из четверых играющих трое, в том числе и я, видели игру в первый раз в жизни. Мы задавали много вопросов при объяснении правил, даже слишком много. Да и на первых двух раундах в процессе игры постоянно уточняли, что и как тут перемещается, как работают отдельные жетоны. Всё это напоминало объяснения в том же Годе Дракона, но на этом сходства этих игр заканчиваются. То есть, и здесь и там первые пару раундов вникаем, потом сосредотачиваемся на игре. И уж слишком сосредотачиваемся. Некоторые действия читаемы заранее, но они разыгрываются сразу и всеми, а вот потом как-то все копаются в своих планах, взаимодействия почти нет. Хотя нет, для этого есть центральное поле, где можно повыгонять противников, но и это происходит не специально, а «так получилось». Да, здесь можно что-то напрогнозировать, а можно и так вляпаться, что не знаешь, что можно сделать. А ведь выкрутиться можно! Благо на всякую тупиковую ситуацию автор предусмотрел как минимум пару несложных действий, которые по какой-то причине забывались. То ли потому что играли впервые, то ли потому что лень было лишний раз пробежать глазами по памятке.

Что ещё я могу отметить? При стартовой раскладке все мы начинаем при разных стартовых условиях, в зависимости от выбранного цвета. Хорошо это или плохо? Хотя я и сыграл всего одну партию белым цветом, другие цвета не пробовал, но мне импонирует сам подход к этому. Много ли вы знаете евроигр, где в начале каждый сразу получает свои персональные исходные данные, отличные от других игроков? Именно СРАЗУ, никакого - выложим на стол и выберем, кто что раньше отхватит. Правда, на моём цвете мне пришлось почти всю партию играть без трёх наиболее ходовых жетонов действий, что позволяют перераспределять и возвращать миплов, но и то, что у меня получилось сделать, помогло мне. Не знаю, особенность ли это белого цвета, или просто совпадение, но я в основном играл на центральном поле – с самого начала лез далеко вперёд по цепочке гексов, вовремя застраховал своих миплов от выбивания с поля. В общем, хотя играть на островах совсем не получалось, тем не менее при полном провале по островам мне удалось занять третье место, а закончили мы игру довольно плотно.

И вот здесь мне хочется отметить то, что в игре очень понравилось, я бы даже сказал, что особенно удалось автору. Я бы назвал это «ценность одного очка». То есть, здесь нет такого, что кто-то одним махом отхватил 20 очков влияния, и тем самым выиграл игру. И нет здесь такого, что из-за одного очка никто не будет заморачиваться. Здесь, что называется, «курочка по зёрнышку». Есть возможность получить лишние пару очков на центральном поле путём выбивания соседей – хорошо. Получилось отвести от себя штрафующего Колдуна – тоже неплохо - ещё пару очков сохранил, а противники наоборот, заминусовались. Кажущиеся огромными 6 очков влияния от Жрицы на самом деле не так уж и критичны. А мизерные разрывы на центральном поле по чуть-чуть, понемножечку, но идут на пользу. И даже одно очко влияния тому, кто завершил раунд последней медитацией – мелочь, а приятно. В этом весь Фельд! Помнится, в Годе Дракона тоже первоначальный отрыв на одно очко из раунда в раунд превращается в солидные +10 в конце. Одно очко в его играх очень важно!

Теперь о том, что мне не очень понравилось. Как я уже говорил, взаимодействия почти нет, но для меня это не критично. Всё взаимодействие, кроме весьма условного на центральном поле, по сути происходит на острове со Жрицей – кто больше своих миплов там оставит. Ещё мне не совсем понятно, почему вредного Колдуна можно двигать по островам по своему желанию и если есть такая возможность, а вот для Жрицы и Учёного ничего подобного нет? Для этих двух персонажей всё становится слишком предсказуемым. Из этого возникает следующий момент, который мне действительно не понравился: на последних двух раундах мы все вдруг уходим в себя, за столом нависает тишина, прерываемая редкими однотипными репликами типа «это читалось», «зачем тебе это?», «а этот жетон интересный». Не думаю, что мы просто устали после Гавра, перерыв между играми был, но даже в «евросухаре» Гавре мы были гораздо более живыми, принимали деятельное участие в ходе соперника. Когда Luna закончилась, мы вздохнули с облегчением, но ощущения были странными. Вроде бы закончили партию трудновато, но тут же стали живо обсуждать игру! Повеселились от красивого счёта, ведь нас разделяло по 5 очков влияния. Поразились, что хозяин игры, который шёл очень хорошо, вдруг оказался последним. Обсудили плюсы и минусы игры. А что всё это, как не хорошее послевкусие от игры?

Пожалуй, Luna требует не одной, не двух, и даже не трёх партий, чтобы её прочувствовать, чтобы понять, так сказать, всю глубину глубин. Кстати, это мы тоже пообсуждали, мол, та ли это игра, за которую будут садиться и садиться изо дня в день? Это вам не раскрученные игрушки с кучей поклонников, и не та игра, под которую будет собираться один состав по субботам. В этом и есть проблема. А игра очень хорошая – в ней есть интересные действия, которые ориентированы зачастую на будущие коврижки, в ней есть по сути  всего два пути получения очков влияния, и эти пути равноценны. Нужно играть и пробовать, пробовать эти действия в различных сочетаниях. Но вот только как часто захочется предпочесть Luna другим играм?

Dungeon Twister: Prison. В этот раз я приобщил к Темнице человека, который о ней раньше ничего не слышал. Всё же как здорово реагируют люди на красивые миниатюрки! Думаю, будь все эти Колоссы и Наги такими, какими они были раньше – оранжевыми и синими, находить партнёров на дуэль было бы гораздо сложнее. Но хватит себя хвалить, перехожу к игре.

Сегодня мне пришлось рассказывать правила игры. Поначалу меня это сильно пугало – пересказывать нетонкий буклет, да ещё покороче и чтобы было понятно. Но для Темницы на этот случай есть замечательный рецепт – просто нужно пролистывать эти правила, соблюдая последовательность глав, кратко пересказывая их своими словами, и местами акцентируя внимание на тех местах, что часто забываются. В итоге пересказ правил с расспросами-переспросами занял не так уж много времени.

Начали играть. И мне не везло с самого начала – сначала так открылась первая комната, что сквозь него не пройти даже Нагом. К тому же я быстро почувствовал, что противник у меня сегодня достойный. Максимум, что мне удалось сделать – вывести своего Волшебника, которому не светило добраться до файербола, потом убить одного персонажа противника, а потом выбежать Нагом. К этому моменту оппонент смог только убить файерболом моего Баньши.  Мне казалось, что я смогу вывести ещё кого-нибудь одного своего персонажа на другую сторону или забить зазевавшегося персонажа противника, а пятым будет мой Телепат, который и без того замечательно стоял у самого выхода, нужно было только прыгнуть через ловушку. Но что творил мой противник! Я никогда не встречался с такими частыми кручениями комнат. Он так накручивал их, что мои персонажи оказывались в тупиках, по сути попадая в безвыходные ситуации. Это было настолько неожиданно, что я просто заигрался в борьбе против этого хаоса и беспредела, потратил все карты прыжков, так что мой Телепат, который был моим джокером в рукаве, так и остался в шаге от выхода. Ну а дальше – несколько изящных комбинаций со стороны оппонента, рассчитанных на грубую силу – и в бою был забит даже мой Колосс! Поражение.

В принципе, уже при открытии комнат мне было понятно, что особо мне ничего не светит. Слишком уж всё выходило криво-косо, не зайти - не выйти. Мне оставалось только надеяться на неопытность противника, но это мне не помогло. Правда, Дмитрий сказал, что он не понял, как выиграл, мол, это чистая случайность, но это всё ложная скромность. Противник действительно сильный, и это сразу в своей первой игре в Темницу!

Что ещё? Сыграли мы довольно быстро, минут сорок-пятьдесят, и это при частых долгих раздумьях. Я всё больше склоняюсь к мнению, что Темница – довольно быстрая игра. Мне она по-прежнему кажется эдакими «шахматами хаоса», а вот Дмитрий назвал их вроде бы «бестолковыми шахматами». Но от наших мнений игра не станет другой. Есть фигурки с разными свойствами, способами хода? Значит шахматы! J


На этом на сегодня всё. Как видите, всего три игры, но какие! Розенберг, Фельд, Темница… Замечательный день. Хотя, почему всего три игры? В паузах между играми был позитив и куча веселья. Посмотрите, какой великолепный тридцатипонтовый монстр был создан в этот раз! Красавец. Жаль, не я его собрал, но именно я его закончил. Придёт же в конце такой тайл, что не себе, а соседу. J




1 комментарий:

  1. В Luna на самом деле фиксированная расстановка рекомендуется только для первой партии. А по полным правилам перед партией должно проходить что-то типа драфта часовен на островах - так чтобы на одном острове было не больше одной часовни. Послушники же выставляются парами, и их нельзя ставить к своей часовне. В остальном выставлять их можно как угодно по одной паре за раз. Видимо, чтобы очень опытные игроки могли с первого раунда играть от стартовой стратегии оппонентов :)

    ОтветитьУдалить