На этот день вроде бы всё было
неплохо распланировано, но как-то перевернулось и пошло своим хаотичным путём.
Правда, я нисколько об этом не жалею, всё же в итоге день удался на славу.
Итак, суббота 5 июля, ИграниЯ.
Monster Factory.
Так как библиотеку открыли немного позже обычного, и мы сидели в ожидании
открытия за маленьким столом этажом ниже, то я достал «хордкорную» Фабрику
Монстров, благо играть там недолго и весело, а правила объясняются за минуту.
Сыграли разок вчетвером. В итоге играли без «хардкора», то есть в основном собирали
своего монстра, соседям почти не подгаживали. В итоге все собрали по главному монстру,
а миньонов собрать не успели. Как обычно забавно и мило. Самое лучшее слово для
характеристики этой игры – «позитивная».
BaKong.
Собрались было быстренько освоить эту игру, да библиотеку открыли. Не стали
откладывать освоение на потом, переместились с ней наверх. Сели впятером. Объяснение
правил игры вызывало улыбки, поначалу показалось, что это обычный «кинь-двинь»,
ну может быть что-то вроде That’s Life!. В результате это не совсем так.
Пусть даже здесь ходишь по броскам кубиков, но ведь выбор есть. Один кубик – на
походить, второй – на «терраформинг», то есть переворачиваешь соответствующий
тайл. Часто в игре есть выбор: или продвинуться самому, или «помочь» другим
задержаться подольше. Лёгкая и добрая, несмотря на возможность напакостить
соседу, игрушка для игры между чем-нибудь мозголомным, или для игры с детьми,
если только дети не будут обижаться, когда им перекрываешь путь нехорошими
тайлами. Думаю, неплохо проявляет себя BaKong и как гейтовая игра.
Как я уже и говорил, планы были
несколько нарушены. Я хотел сыграть в Snowdonia максимальным составом в пять
человек, но нас было шестеро. Поэтому на столе появилась игра на шестерых.
Isla Dorada.
Поначалу показалось, что наш сегодняшний «детский сад» продолжается. Какой-то
остров из детского мультика, нужно двигать тотем по острову, ну и всё в таком
духе. Но к третьему ходу наступило осознание того, что вообще-то это аукцион с
ежеминутными союзами и активными обсуждениями, порой даже с противостоянием
«один против всех», если тебе ну никак нельзя допустить проход тотема в
ненужное место, и всё это с драфтом и с теми картами, что есть на руках,
которые на самом деле «совсем не те». Из-за того, что это скорее аукцион,
даунтайм возникает только в одном случае: если кто-то никак не решит, стоит ли ему
встревать в аукцион, или махнуть на это рукой. При кажущейся лёгкости игры
нужно привыкнуть к довольно разнообразным «бонусным» картам. В целом игра мне
почему-то напомнила Замес – Smash
Up!, наверное,
как раз из-за этих карт. Эдакий Замес с аукционом и драфтом, хотя и Замес,
по-моему, это завуалированный накопительный аукцион. Да и сама по себе Isla
Dorada именно фановая, а не какая-нибудь приключенческая, и не такая коварная,
как всё тот же Замес. В итоге моё первоначальное подозрительное отношение
сменилось на положительное, вот только нужно оторвать голову тому, кто
напридумывал такие названия на карте местности.
Snowdonia.
Мечтам сыграть в Сноудонию полным составом не суждено было сбыться. Вместо игры
на пятерых мы разделились на две группы по три человека. Одни отправились в
очередной раз спасать рабов во Freedom,
я же разложил Сноудонию. И лишний раз убедился в том, что именно на троих игра
немного разбалансирована. А именно, игра убегает далеко вперёд игроков, в
особенности если в начале никак не наступают солнечные дни. Мы зависли в начале
пути, а трек событий уже позакрывал нам пару станций, до которых нам ещё копать
и копать. Но всё же нам удалось поймать тёплые деньки и обогнать унёсшийся от
нас на всех парах «искусственный интеллект». Ещё в игре на троих на действии
Обмена (С) всего один слот, что немного странно.
В целом по игре можно сказать, что в
первый раз игрокам довольно трудно её воспринимать, хотя вроде бы все действия
понятны. К примеру, такие действия как: пользоваться складом, менять, копать –
интуитивно понятны. А такой момент, что на тех станциях, путь к которым уже прокопан,
рельсы к ней ещё не проложены, да и сама станция не раскопана, а застраивать там
уже можно - немного сложен для первоначального восприятия. Или вот ещё один
момент: пользоваться ребятами из паба можно только при наличии паровоза и угля,
что тоже новичками поначалу упускается. Также нужно привыкнуть к назначению
каждого ресурса, каждый имеет свои особенности. Ещё сложнее сходу понять карты,
которые по старой нехорошей традиции читаются снизу вверх. То есть, в самом
низу – в какой момент можно сделать действие, в середине – это самое
одноразовое действие, а в самом верху – то, что нужно будет в самом конце игры,
при подсчёте очков. И на всё это накладывается перекрёстный метод набора этих
победных очков – один и тот же кубик будет участвовать как в прямом подсчёте,
так и в подсчёте ПО с карт.
Однако партия прошла неплохо. Даже
аутсайдер с малым количеством кубиков на станциях и отсутствием построенных
путей заработала достойные 88 очков. У второго места – 101 ПО, ну а выиграл
хозяин игры, то есть я, оно и понятно, я же лучше знаю, на что нужно обратить
внимание. Я набрал 120 ПО и опередил второго игрока по сути только за счёт
продвижения по станциям (действие G) и соответствующей бонусной карте за это продвижение -
только на этом сочетании было 25 ПО, не будь этого, не видать мне победы. И
очень неожиданно, что длилась партия всего час, хотя кажется, что за ней просидели
в два раза больше времени.
Masques,
она же Intrigo.
Хотел быстренько разложить на троих, но я почитал купированные правила на этот
состав, и решил всё же дождаться четвёртого игрока. В результате сыграли
вчетвером, причём трое видели игру в первый раз, да и я уже порядком подзабыл
игру, только на неделе освежил в голове правила игры. Надеялся, что сыграем
быстренько, но как же я ошибался! Играли так, как будто на кону был как минимум
кубок мира по шахматам. Для такой игры даунтайм порой зашкаливал настолько, что
когда ход доходил до очередного игрока, то тот просто уже успел забыть, что
надо бы уже сыграть. Возможно, виной тому была элементарная усталость после ряда
сыгранных игр, а также новизна игры для игроков. Но по мне, так Маски - это совсем
не та игра, где нужно так много раздумывать. Всё же потратить час на партию в Masques, состоящую то ли из шести, то ли из
семи раундов – это перебор.
В результате в лидерах были те, кого
«выпустили» в первые два хода, когда никто толком не знал, что тут нужно
делать. Но всё же так просто закончить лидерам не дали, оттягивали последний
раунд, как могли, и победителю пришлось сделать «ход конём», а точнее нужной
картой Персонажа, чтобы выиграть одним изящным уколом. Вроде бы игра простая,
но требует нестандартного восприятия, всё же играешь в основном не своими, а
чужими картами. Кто же тебе твою «четвёрку» на драфте отдаст?
И ещё. Я думал, что Masques и
Deadwood в
чём-то похожи. Я ошибся целиком и полностью, ничего общего у этих игр нет.
Castaways.
И вот наконец-таки добрались до ещё одной запланированной на этот день игры. Из
библиотеки нас уже попросили, так что мы переехали опять на этаж ниже. Хозяин
игры сказал, что в полтора-два часа мы уложимся. На часах было около 6 часов,
так что перспектива закончить в восемь совершенно не пугала. Но мы закончили
чуть ли не в 10 часов! Думаю, чистого времени ушло часа три. Возможно, реально
было уложиться в меньший срок, но Аргам старался соблюсти антураж и сюжетность,
зачитывая полностью текст на каждой карте, и это правильно.
Что же по самой игре? Думаю, каждый
из нас, четверых игроков, в начале игры воспринял её не как кооперативную, и
даже не как полукооперативную, а как антикооперативную. Сразу поняв, что
победит только тот, кто будет лучшим Пушкиным на острове, проблемы выживания
рассматривались как нечто второстепенное, к которым можно обращаться только
когда совсем уж прижмёт. Возможно, причиной тому было довольно быстрое решение
проблем питания и накопления дров. Да и огонь Саша запалил как-то сразу и после
этого постоянно уходил в графоманию, правда, успев ещё распахать поле. Мой
рыбачок Даниэль Дефо исправно ловил крупную рыбу, с поля собирали урожай, а
дрова приходили дополнительно с каких-то обломков. К тому же, в начале партии
все нахватали персональных запасов еды, так что о прокорме практически и не
задумывались. В результате почти никакого ущерба здоровью не было, а то что
было, сразу лечилось в быстро построенном укрытии. Травму схватил только раз
мой рыбачок, закусившись с акулой из-за рыбы, да так до конца и проходил
травмированным, медик оказался непрофессиональным, не мог толком залечить до
самого отъезда. Погода всегда стояла более чем комфортная, пекло мы так и не
увидели, да и дождик только раз слегка накрапывал. Короче, живи и радуйся. Курорт,
а не лишения. События тоже никак не докучали, так что сразу вспомнилась та
жесть, что вываливается из аналогичной колоды в Робинзоне Крузо. Здесь было
как-то спокойнее. Даже потерявшиеся в джунглях быстро находили дорогу к лагерю,
совершенно не заморачиваясь на эту тему. Но в какой-то момент этой практически безмятежной
жизни все вдруг обнаружили – а ведь скоро финал, отпуск подходит к концу, пора
бы уже и собираться! А у нас и вещей не так уж и много, да и на берегу только HELP сверкает, и больше ничего толком
нет. И вот только тогда наступил настоящий «кооператив». Распределив
обязанности, быстренько собрали большой костёр, одного бойца отправили в
кишащее дикими зверями и не менее дикими туземцами сердце острова, и за два
хода вышли на финиш. Таким образом и закончили наше больше похожее на отдых
приключение, причём двое всё же подрались перед отплытием за сундук с
сокровищами.
Думаю, такая партия бывает одна на
два десятка. Всё же будь у нас сразу проблемы с едой, который повлекли бы за
собой проблемы со здоровьем, не чувствовали бы мы себя так спокойно и чаще
действовали бы сообща. А так времени и энергии хватало на всё – и на походы за
едой и дровами, и на экспедиции, и на бумагомарание, и на обустройство лагеря,
и на комфортный отдых. А если бы ещё и погода испортилась? Всё было бы не так
уж и безоблачно.
Я не могу не сравнить Castaways с Робинзоном Крузо. Как ни странно,
мне эти игры показались очень разными. К примеру, потеря здоровья в Робинзоне –
это практически невосполнимая потеря, к тому же отягощённая понижением
морального духа. В Castaways
же за всё отвечает энергия, которая каждый ход будет восстанавливаться как
минимум на две единицы. В Робинзоне события мне кажутся более жестокими, в Castaways же они гораздо спокойнее. В
Робинзоне дефицит всего и вся – продуктов, дров, укрытия, времени, из-за чего
всем приходится по-настоящему выживать сообща. В Castaways такой беды я не увидел, здесь у
каждого героя есть какая-то своя, персональная жизнь, но в то же время в
трудный момент мы решаем проблемы вместе, а иногда и под дулом пистолета
собрата по несчастью. Много говорится о связанной, целостной истории в Castaways, и это действительно есть. По
результатам решения карт Экспедиции, колоды пополняются новыми последующими
событиями. Именно как история эти карты очень интересны, но нельзя сказать, что
вдруг где-то на поздних этапах будет смертельная опасность. Хотя, может быть,
нам просто везло и ничего плохого ни с кем из нас не случилось. В Робинзоне же:
«Жизнь – это боль». Каждый момент вам на голову что-то падает, нога где-то
застревает, а после ночного опустошительного шторма на лагерь нападает очередная
свирепая пума. Да, в Робинзоне тоже есть последствия выбора, но они, так
сказать, одношаговые, да и не факт, что выйдут из колоды именно в тот момент,
когда будут соблюдены условия для её эффекта. В Castaways же цепочка может тянуться сквозь
всю историю и новая карта обязательно проявится, колоды разбираются полностью,
эффект будет.
Понравилась ли мне Castaways? Однозначно да! Правда, я ожидал совсем другого, чего-то более близкого к Робинзону. Из
всей игры мне не очень понравился только один момент - когда кто-то уходит в
экспедицию, то все остальные оказываются как бы выключенными из игры. На первой,
«пляжной» колоде неучаствующие в экспедиции откровенно скучают, все подключаются
к обсуждению вариантов только на последней, «красной» колоде, когда уже и время
поджимает, и варианты решения не совсем безобидные. В остальном же – очень
хорошая, правильная игра, почему бы не сыграть ещё разок-другой. По крайней
мере, после партии нашлось место и воспоминаниям, и обсуждениям прошедшего, а
это говорит о многом, если не обо всём. Меня обвинили в эгоизме и оставлении на произвол судьбы попавшей в беду девушки, Аргам увлёкся экспедициями, Саше поставили на вид
за графоманство и кражу сундука, Олег оказался никудышным доктором и плохим
стрелком, но зато не жалел сил на добычу дров и обустройство лагеря и старался
оставить последнее слово (последний мипл при расстановке) за собой. История
удалась!
Ещё хотелось бы отметить такой
момент. Вроде бы Castaways
и Робинзон Крузо - игры слишком разные, но мне почему-то пока не хочется
приобретать в коллекцию Castaways.
Наверное, пока мне где-то подсознательно достаточно имеющегося у меня
Робинзона. А вот если бы довелось выбирать между ними, то я бы охарактеризовал
Робинзона как более жёсткую игру с жутким кризис-менеджментом, а Castaways – как более спокойную, где времени
вполне хватает на несмертельные приключения. Такие похожие на первый взгляд
игры, и такие разные на самом деле!
На этом прощаюсь. До следующей
субботы!
P.S. Я немного изменил название
рубрики, так как внезапно узрел знакомое сочетание букв. J Потому
хочу спросить: оставить так (ПоиГрАндки) или не выпендриваться и вернуться к
первому варианту (Поигранки)?
P.P.S. В этот день в четвёртом часу, то
есть меньше чем за три часа до закрытия библиотеки, пришли ребята со
свеженькой, с невыдавленными компонентами, коробкой Ужаса Аркхэма, и они хотели
сыграть в игру видимо «по-быстрому». Хорошо, что мы их вовремя остановили.
Аркхэм «по-быстрому» за три часа, не зная и даже ещё не читая правил? Надеюсь,
у них всё получилось с игрой в этот день, и в следующий раз они придут
пораньше.
ПоиГрАндки - вполне себе(:
ОтветитьУдалитьназвание рубрики вообще какое то детское, имхо
ОтветитьУдалитьно сам отчет - агонь ) не останавливайся!