понедельник, 8 февраля 2016 г.

Поиграндки #56: Робинзон Крузо, Medina, Волки и Овцы, Брюгге, Deus


Сегодня я с большим опозданием продолжаю рассказ о сыгранном ещё в январские каникулы. Морозные новогодние праздники завершились днём, целиком посвященным играм. В этот день лично для меня нашлось место и старым воспоминаниям, и впечатлениям от новых игр. Так что день прошёл просто замечательно.


Робинзон Крузо

Я даже не знаю, что можно говорить об этих двух партиях в Робинзона. Я корю себя за то, что так давно не открывал коробочку с этой фантастической игрой. Если вы так же, как и я, уже и забыли, когда в последний раз играли в Робинзона, то возьмите соберите компанию и сыграйте. Только так вы поймёте, что это такое – ощущения от игры в один из лучших кооперативов, если вообще не самый лучший. Робинзон сложен, Робинзон интересен, Робинзон заводит, но главное – он жутко атмосферен, особенно если играть в хорошей компании, художественно зачитывать текст с карт, а потом ещё и комментировать случившееся.

В нашей сегодняшней компании лишь я был знаком с Робинзоном, и потому боялся, что вхождение в правила игры будут непростыми. Однако этого совершенно не было. Пожалуй, здесь положительно сказалось то, что нас было как раз четверо, а в кооперативе всегда так - чем больше народу, тем лучше, ведь не могут же все забыть о каком-нибудь моменте игры, кто-то да обратит внимание на возможную ошибку. В нашем варианте я сначала отвечал на вопросы и уточнял тонкости в правилах, но очень скоро по ходу партии мне пришлось заниматься весьма необычным делом. Мне пришлось сдерживать темп игры! Выживающие настолько побежали вперёд, что я не успевал останавливать: «Не спешим! Рано выставляться. Сначала – карта события… Ну что, уже так выставляться не хочется? Теперь давайте ещё первый игрок с жетонами разберётся… Сурово? А вот только теперь выставляемся».

Ещё для робинзонового кооператива характерно то, что все на первых ходах то ли стесняются куда-то выставляться, то ли ждут подвоха. Это после первых двух ходов становится понятно, кому чем лучше заниматься, но в начале – сплошная скромность. А начиная с середины – зачатки безысходности и анализ ситуации. Я уже и позабыл, что кооператив может быть ТАКИМ! Робинзон оставляет необычные ощущения, и только сыграв после большого перерыва, понимаешь, что уровень этой игры невероятно высок, причём во всех смыслах. Словами это не объяснить, нужно сыграть.

Если возвращаться к атмосферности, то первая партия устроила нам такое, что все были в восхищённом шоке от поражения. Вроде бы только что собирались исправлять ситуацию, как вдруг – драка в лагере. И один из нас был забит другими чуть более здоровыми коллегами по несчастью. И тут же все припомнили ему, что это ему поделом – не надо было в лагерь всякую заразу таскать. Более весёлого поражения я не припомню. Это был настоящий Робинзон Крузо. И тут же народ потребовал новых зрелищ! Ну что ж, давайте теперь спасём Дженни? Только теперь обстоятельно, вдумчиво... Ага, расскажите об этом колоде событий! А ещё расскажите стопке гексов. Невероятно, но мы увидели третий тотем в самом конце, когда и без его верёвки смогли обойтись. Сосредоточившись на достижении цели, тратя минимум сил на поиск еды, мы спасли Дженни чуть ли не на её последнем дыхании, а потом бросили все силы на строительство плота. Победа!

Вообще мне кажется, что эти два сценария – Дрова и Дженни – наиболее интересные и сбалансированные из всех. Они хорошо играются в любом составе игроков, когда-то чуть сложнее, когда-то чуть легче. К тому же они довольно логичные, понятные. В них есть то, что хочется получить от необитаемого острова – обустройство лагеря плюс есть некая большая сложная цель. Это лучше, чем бегать от вулкана или договариваться с аборигенами. Но это так, мысли вслух. Главное же моё впечатление от Робинзона Крузо я уже озвучил. Это потрясающие ощущения от прекраснейшей кооперативной игры. Думаю, что даже те, кто прохладно относится к кооперативам, посчитают Робинзона великолепным. Ведь главное здесь – атмосфера. Атмосфера зашкаливает. Это атмосфера постоянной опасности, вечных неприятностей, а порой и тотального невезения. И потому повторюсь для тех, кто давно не играл в Робинзона: доставайте игру с полки, хватит уже новьё гонять! А потом расскажете, что из новенького может дотянуться до Робинзона Крузо.



Medina

Совсем новая для меня игра. Правда, это новое переиздание игры с лохматым годом, но раньше я про Медину ни слова не слышал. На первый взгляд, она похожа на уважаемую мной Аркадию, но по факту оказалось совсем другое.

За день до анонсированной партии я попытался прочитать правила игры, но эти пять страничек мне не дались. Я не понял ровным счётом ничего, хотя чувствовал, что игра из старых времён не может иметь сложных правил. К счастью, это подтвердилось непосредственно за столом, но всё же моя невосприимчивость к тексту за день до игры сказалась на моей игре. Так в чём же здесь смысл игры, и каковы мои основные впечатления?

В первую очередь немного удивляет то, что всё то, что даётся тебе в самом начале игры, совсем не влезает в предоставленные ширмы. Сначала это забавляет, но перевалив за экватор партии понимаешь, что в начале это совсем не принципиально, ведь мы будем разыгрывать свои хитрорассчитанные ходы уже ближе к концу, и именно тогда станет принципиальным не засветить свои остатки построек. Пожалуй, я забежал чуть вперёд, не сказав, в чём принципы игры, но это простительно, и вот по какой причине. Пусть вас не обманывают восточные мотивы в игре и шикарные деревянные компоненты. Даже то, что в конце концов ведётся подсчёт победных очков, это тоже не говорит о том, что перед нами некий еврогейм. Медина – абстракт чистейшей воды. Причём он настолько абстрактен, что заткнёт за пояс даже Hansa Teutonica. Более того, главный принцип игры в Медину – «не подставься, не помоги другому», я даже не вспомню, в какой ещё игре настолько ярко выражен этот принцип. Особенно серьёзно это проявляется ближе к концу партии, когда все ждут того счастливого момента, при котором игрок, делающий свой ход перед тобой, просто вынужден будет сыграть под твой финальный аккорд. Именно здесь начинают работать ширмы, укрывающие остатки имеющихся стройматериалов.

Знаете, мне нравятся абстрактные игры. Но я прохладно отношусь именно к таким абстрактным играм, как Медина, хотя и признаю их очень умными и интересными играми. Просто я люблю, когда в игре есть элемент случайности. Медина же с её равными условиями и возможностями для всех, лишена случайности. Это расчёт, это просчёт, но главное – это отсутствие права на ошибку или возможности рискнуть. Я бы даже сравнил Медину с шахматами, как бы парадоксально это не звучало. Есть что-то похожее именно в принципе угадать замысел противника, а в нашем случае – противников. И здесь невероятно важен опыт игры. Тот, кто сыграл в Медину хотя бы пару раз, имеет большое преимущество перед новичками. К тому же удержать в голове все те несложные, но многочисленные места сбора победных очков лично мне сразу не удалось. Я постоянно делал открытия в стиле: «И за это дают очки? А я думал, что только вот за это».  Короче, опыт и ещё раз опыт, и только потом всё остальное.

Кому подойдёт Медина? Да всем тем, кто любит подобные игры с равными стартовыми возможностями, просчётом ходов и принуждением противника сыграть тебе на пользу, ну или беспощадно использовать ошибки противников. Любителей таких игр очень много, но всё же мне не хватает случайности. Хотя, об этом я уже говорил. Ну а визуально игра просто шикарна.




Волки и Овцы (Wooly Bully)

Наконец-то я опробовал эту игру! Нужно сказать, что особенно и не надеялся сделать это в ближайшее время, опасался, что её детское оформление и вариация на тему Каркассона, и это при нашем уважительном отношении к первоисточнику, не вызовет энтузиазма. Однако инициатором сыграть в Волков и Овец был не я, более того, отторжения идея освоить эту кажущуюся простой игру ни у кого не вызвала. Жалеем ли мы, что выложили на стол Волков и Овец? Да нисколечки!

Как оказалось, и принципы игры, и ощущения, при кажущемся сходстве с Каркассоном совсем другие. Есть и странные моменты, есть и выгодно отличающиеся. Если отбросить совершенно неадекватно написанные правила в оранжевой коробке от издателя Granna, то единственным спорным моментом можно считать выбывание игроков. В нашем случае тот, кто решил выйти первым, отдыхал после своего решения ещё минут пятнадцать, пока мы не завершили игру. Есть озвучиваемая в отзывах по игре претензия о скоплении на руках в концу игры кучи двухсторонних тайлов, которые нервно перебираются игроками где-то под столом, чтобы никто не видел. Однако это часть игры и, забегая на отчёт вперёд, скажу, что всё это больше характерно для первой партии. В следующий раз я скажу несколько слов по второму заходу в это волчье-овечье царство, когда все эти моменты уже были не заметны.

Теперь перейдём к достоинствам. Пусть вас не обманывает детское оформление игры, игра довольно серьёзная, приводящая порой к серьёзному параличу анализа. Ведь здесь, в отличие от Каркассона, нам нужно думать не о том, как приспособить один тайл, а выбирать из массы вариантов, причём крайне желательно не выдавать свой цвет максимально долго. Я не говорил ещё, что в игре мы получим очки только за овечек своего цвета, причём на одном-единственном поле, при этом цвет собираемых овец можно держать в тайне хоть до самого конца игры? Да, условия для победы довольно суровые. 

Какие выводы по первой партии? Игра оказалась суровой конфликтной игрой, и я бы поспорил по вопросу её «семейности», у меня дома мы играем в Каркассон в разы лояльнее друг к другу. Детское оформление и пастбища в оттенках зелёного совсем не смущают в процессе игры, цвета и размеры овечек подобраны как надо, да и не до цветовых придирок, разобраться бы со своим добром на руках. Короче, игра оказалась неожиданно не семейной и не детской. В результате мы сыграли в Волков и Овец и в следующий раз, но об этом я ещё расскажу. Ну а о главной претензии к игре я уже сказал – это отвратно написанные правила в моей коробке, по которым играть совершенно невозможно. Так что печатайте нормальный перевод или первоисточник, но и здесь есть варианты правил, я видел минимум три редакции с серьёзными отличиями в правилах взаимоотношений Волка и Охотника. Что же касается качества компонентов, то тут Granna не подвела, всё на высоком уровне, есть даже крепко сшитый льняной мешочек. А ещё коробка небольшая и плоская, всегда в пакет поместится, таскать удобно.



Брюгге

Сегодня я не буду много рассказывать про Брюгге, ведь на эту игру я растратил много слов и, как мне кажется, ничего нового уже не скажешь. Однако кое-что сказать нужно, и это что-то – принципиально новое в моём отношении к Брюгге. Помнится, все прошлые свои партии я акцентировал внимание на том, что почти всегда все игроки набирают примерно равное количество победных очков. Так вот, в этот раз мы растянулись по треку очков с неприлично большими разрывами, особенно «преуспел» в этом я, добравшись лишь до позорных 45 очков. Что было в этот раз? Фатальное невезение у меня и схождение звёзд у победителя? Возможно да, а возможно и нет. Победитель действительно прокручивал какие-то жуткие комбинации, мне же не везло во всём. Так может быть, моя первоначальная теория о том, что как не играй, всё равно все наберут примерно одинаковое количество очков, рухнула? Или это как раз то самое исключение, только подтверждающее правило? Пока ответа у меня нет. Я могу лишь констатировать, что моё окончательное мнение о Брюгге до сих пор окончательно не сформировалось. Будем исследовать дальше. И я никак не сыграю в Брюгге на двоих.



Deus

Помнится, когда я только познакомился с Deus, эта игра произвела на меня неизгладимое положительное впечатление. Ещё бы, всё так хорошо получалось, я ещё и выиграл с солидным преимуществом! И это в такую непростую игру, требующую поиска правильного подхода. Однако в свою вторую партию в Deus я разгромно проиграл. В той партии мне не везло ни в чём, карты никак не сходились, я тратил свои ходы не пойми на что, так что осадочек остался. Тем не менее, я могу честно сказать, что та неприятная в плане результата партия не изменила моего положительного отношения к игре. Тогда я получил бесценный опыт. Опыт того, как не надо играть в Deus.

И вот пришёл черёд вновь сыграть в эту замечательную игру. Естественно, от этого я отказаться ни в коем случае не мог. И тогда решил играть примерно так, как играл в первый раз, а именно – активное движение по карте, ни минуты покоя. В результате к концу партии я контролировал добрую часть карты, ещё и совершая стремительные рейды из конца в конец. А знаете, что главное в этой тактике? Главное – по возможности быстро и неожиданно закончить партию. Любое промедление будет роковым. Поэтому, что в первой своей партии, что в этой, я последними военными действиями обобрал сразу все оставшиеся деревни, естественно, в свою пользу, изящно уведя добычу из-под носа у других там, где только что мне ничегошеньки не светило.

Я уже было порадовался победе, но окончательный подсчёт удивил. Откуда у моего основного оппонента было столько очков? И это с учётом того, что я отнял добычу с тех деревень, которые были практически его, а не мои. К тому же я собрал весьма приличную сумму по «храмовым» картам. Короче, мы набрали равное количество победных очков. Полезли в правила за тайбрейкером. А вот нет там его! Мы уж было подумали, что нужно по остаткам денег подсчитать или по юнитам, но разбивки равенства просто нет. Вот такой итог замечательной для меня партии, немного смазанный, недосказанный, и за это автору общественное порицание. Тем не менее, игра великолепна. Настолько великолепна, что если бы я точно знал, что она пойдёт у меня дома, то приобрёл. Открою маленький секрет. Когда я получал под Новый Год свой заказ с Пандемией-Наследие и 7 Wonders: Duel в Игроведе, то можно было поучаствовать в загадывании желаний и бросить листочек с названием игры из ассортимента магазина в лотерейный ящичек. Я вписал Deus.



На этом закончу свой запоздавший на месяц рассказ. Кстати, я сделал колодки под колоды в Брюгге. К сожалению, «кирпичного» рисунка я у себя в заначке не нашёл, но и такой кракелюр неплохо.



Ну и коротко о сыгранном.

Робинзон Крузо – совсем забыл, какая это потрясающая игра
Medina – слишком абстрактно для меня, а компоненты шикарные
Волки и Овцы – совсем не детская игра
Брюгге – совсем не везло
Deus – всё удалось, но сыграли вровень

Вот такой получился богатый на впечатления последний день новогодних каникул.

Анонс следующего выпуска.




1 комментарий:

  1. За Робинзона от меня респектр во всех смыслах )) и все же я не нашел правила выбора первого игрока везде передают по очереди, что заставляет готовиться или решимостью заранее тариться/не тратить или мораль править ))

    ОтветитьУдалить