Есть такое словосочетание – «суровый
еврогейм». Обычно его применяют для игры, где нужно выразить отношение именно игры
к игрокам. Мол, нужен достаточный уровень опыта в подобные игры и, что более
важно, желание сыграть в игру с накрученными правилами, продолжающуюся никак не
меньше трёх часов. А теперь давайте представим, что игроки сами превратят обычный
еврогейм в нечто «суровое», то есть сами закрутят всё так, что динамичная и
достаточно активная игра превратится с «суровое» ристалище. Такое встречается
не часто, и далеко не всегда получается из-за «суровости» самих игроков, их
тугодумства или чего-то подобного. Но мы сделали это! Четверо игроков, которых
вряд ли можно уличить в излишней серьёзности к игровому процессу, затянули одну
из игр этого дня до неприлично долгого времени.
Romolo o Remo?
Эту игру никак нельзя отнести к
чему-то «суровому», пусть даже с виду она кажется таковой. Более того, довольно
сложно позиционировать эту игру и запихнуть в уже устоявшиеся шаблоны и
определения. Градостроительство? Возможно. Но к нему приделан интересный
механизм торговли со своими приблудами в виде свойств городских построек и
свойств персонажей. А «военный» механизм? Война на жетонах с переводом «сила
атаки минус сила защиты» в «число жертв». Изначально эта накрученность в
правилах располагает к серьёзному отношению к игре, но главная не то чтобы
проблема, заключается совсем не в этом. Предрасположенность к перерасходу игрового времени
вытекает из того, что здесь сильно бьёт по рукам дефицит ресурсов для развития,
хотя ресурсов этих всего-то три. Ещё и кризис-менеджмент? Однако именно в этот
раз сложилась такая ситуация, при которой такой дефицит затормозил развитие
наших «Римов» как минимум на час. Почему так получилось? Да просто ни у кого не
появились рядом со столицей гексы, дающие и камень, и дрова, рядом было только
что-то одно. Минимальное число миплов-рабочих не позволяло ни толком
расстраиваться, ни размножаться, чтобы снять проблему дефицита рабочей силы. В
этот раз в игре все разом упёрлись в лимит числа рабочих в зависимости от
размеров города. И если в прошлый раз мы довольно легко пролетели этот сложный,
я бы даже сказал, знаковый шаг для этой игры, как постройка пятого здания в
городе, коим всегда является дорогущий Акведук, то в этот раз дефицит одного из
ресурсов у каждого игрока заставил нас зависнуть в развитии надолго. Причём проблема
была настолько серьёзна, что у нас не было даже возможностей купить недостающие
ресурсы на рынке. В итоге рынком первую половину игры практически не
пользовались. А тут ещё и война между двумя игроками…
Зажатые водой «красные»,
лишённые камня, просто вынуждены были начать поход на единственного своего
соседа – «синих». Так и прошла первая половина более чем трёхчасовой партии – «красный»
отправлял одного за другим своих воинов и наёмников на «синего», тот отбивался
как мог, а мы, жители второй половины карты – «жёлтые» и «коричневые», сидели в
стороне и никак не могли преодолеть собственный кризис дефицита ресурсов. То есть,
мы двое быстренько отыгрывали примитивные ходы, а потом просто наблюдали, как двое
других размышляли над военно-тактическими действиями на своей половине. Но вот
наконец случился перелом в игре – как только закончилась война с полным
разгромом «синих», и на нашей половине в этот же момент произошёл «технологический
прорыв». Всего за пару ходов мне, «жёлтому», удалось набрать достаточно сил и
средств, чтобы противостоять возможному нападению со стороны агрессивного «красного»,
которому для победы в игре ничего не оставалось, как идти и разрушать наши
города. Отбился я быстро, хватило пары наёмников, а игра к этому моменту
наконец набрала тот темп, которого я и ждал от Romolo o Remo? – началось динамичное
развитие двух городов, отделившихся друг от друга двойной стеной, рыночные цены
менялись стремительно. И тут «коричневые» нашли «золотую жилу»… Я не знаю, чем
руководствовались авторы игры, когда вводили в игру правило для Форума, дающий
бонус к любой торговой операции, и не введя ограничение на использование Форума
в течении хода. Однако, если кто знает эту игру, а кто не знает, вспомните
какую-нибудь «цивилизацию», так вот, представьте такую штуку: «коричневые»
производят, например, три любых ненужных ресурса, которые можно скинуть на
рынке пускай даже за бесценок в полмонеты. Потом тремя миплами-рабочими продают
их, а в качестве приза получают ещё по три монеты за каждую «полмонетную»
операцию. И это при том, что вы вряд ли когда-нибудь продадите на рынке что-то по
цене дороже одной-двух монет. И вот вам вуаля – 10 монет за ход в кармане. А
это для Romolo o Remo? – неплохие деньги. Видя такое безобразие у соседки, закрывшейся
стеной и штампующей деньги, которые превратятся в победные очки, что мне
оставалось делать? Нужно было срочно завершать игру, пусть даже и у меня
получалось проворачивать подобные операции с Форумом, но совсем не в таких
масштабах. Я не успел чуть-чуть. В результате – на первом месте «коричневые» с
58 ПО, набравшие львиную долю очков именно за гору денег. На втором месте - я, «жёлтый»,
с 54 ПО, в деньгах это всего лишь 16 монет отставания, и в этот раз я получил очень
много очков за счёт контроля обширных территорий. Воинствующий «красный» набрал
гораздо меньше ПО, по сути только военными победами, но ставка на войну в этот
раз не сработала. Хотя, что он ещё мог там сделать, зажатый морями и лишённый
одного из ресурсов?
Слева - два процветающих города, справа - что осталось после войны |
Что в итоге в этот раз? Очень
неудачно сложившиеся на поле гексы превратили игру в нечто тугое и затянутое.
Сидеть почти два часа и почти ничего толком не делать, а только поддерживать
существование – это просто какой-то кошмар. В прошлый раз в подобной ситуации
был только я один, лишённый одного из ресурсов, остальные же трое неплохо разыгрались,
энергично «рушили рынок», так что и для меня появлялись возможности выкрутиться
из сложившейся ситуации. В это же раз первая половина игры была невероятно
нудной, развлекала нас только войнушка на одной половине карты. Так что
настоящее Romolo o Remo? я увидел только во второй половине игры, именно там были
и развитие, и скачущий рынок.
Можно констатировать, что неудачная
раскладка поля может здорово подпортить партию, если не убить её совсем. К тому
же очень часто в игре вылезают довольно странные моменты, на грани читерства,
правда, которые можно победить с помощью других возможностей, предоставляемых
игрой. Например, полез игрок в деньги, как это сделала Аня, ну и что? Я мог снарядить
пару воинов и пару наёмников и подправить ситуацию. Пожалуй, в Romolo o Remo? слишком много спрятанных в глубину
возможностей, и возможности эти извлекаются трудновато и не сразу. Ещё этот
странный подсчёт очков… Я-то уже привык к нему, а вот если видеть игру впервые,
то неожиданность результата обеспечена. Хотя, это именно та игра, где процесс
важнее результата, только бы в самом начале гексы нормальные выпали.
С трудом завершив игру в Romolo o
Remo?, и потратив на это в два раза больше времени, чем я рассчитывал, мы
оказались за столом с одной мафиеподобной новинкой. Честно говоря, Мафия – это совсем
не моё. Только раз, усевшись за подобную игру, которая вообще являлась
прототипом, я не пожалел, что оказался в роли тестировщика. В этот раз всё было
совсем по-иному.
Templar Intrigue
Кикстартерная игра из категории
модных нынче «микроигр». На эту микроигру собралось нас за столом (барабанная дробь) десять человек! То
есть, полный состав. Сыграли несколько раз, и совсем не потому, что все были в
восторге от игры. Простые, даже примитивные правила уяснялись невероятно
трудно. Зачем автор применил одинаковые цвета «синий-красный» и для рубашек, и
для «лица» карт? Эта дифференциация сбивает с толку до такой степени, что или отбивает
желание играть, или вызывает реакцию «давайте разберёмся».
Итак,
все засыпают, просыпаются «красные». Какие «красные»? Те, что с красными «рубашками»,
или те, что красные на карте? Ааа, рыцари! Ладно, разобрались. Сдаём заново. «Красные»
просыпаются, узнают, кто глава ордена, засыпают. Просыпаются глава ордена и
предатель у «синих». Что опять за вопросы? Нет, просыпаются не «синие»
предатели у «красных» рыцарей, а «красный» предатель у «синих», которые за
короля! Да, «синие» предатели тоже за короля. Что тут не понятно? Сдаём заново.
После долгого процесса «въезжания»
все наконец усвоили, кто когда просыпается, и что король заставит сделать всего
три проверки, на основании которых должен определить, кто предатель в его
рядах, и кто глава ордена храмовников. И
всё? Только три проверки? А когда играть-то будем? В итоге обсуждения
заканчиваются очень быстро, король вряд ли угадает, кто есть кто, а «красные»
рыцари, это те, что не «синие» предатели, вообще в игре не поучаствовали. А таких,
между прочим, трое из десяти. То есть, получил такую карту, тебе и сказать-то
нечего. Из опробованных мной ролей единственной интересной была роль рыцаря-предателя,
этот тот, что с красной «рубашкой» и синим «лицом» - здесь главное не
перепутать, когда спать и за кого ты. Именно с этой ролью можно было и
поучаствовать в обсуждениях, и понять, кто же предатель в рядах короля, ведь глава
ордена и так тебе известен, а потом удивиться, почему король тебе не поверил.
Вывод такой: игра кажется невероятно
сырой. Тот мафие-прототип, в тесте которого я поучаствовал, с «Психом», «Пьяницей»
и тому подобным разнообразием ролей, не идёт ни в какое сравнение с этими десятью
картами из маленького конверта. В Templar Intrigue умудрились ещё и запутать в
двух цветах. Процесс с третьего раза я понял, а вот в чём игра – не понимаю.
После Мафии Храмовников решились на
одну очень редкую игру от итальянского издателя про, как ни странно, Италию.
При выкладывании на стол поля игра несколько настораживает. Обещали недолгий
еврогейм, на часок, но что-то здесь подозрительно много всего. Успеем ли? Всё-таки
успели до того, как нас попросили из библиотеки, но мы гнали под конец, как «уважаемые
знатоки» на блице.
De
Vulgari Eloquentia
Как я уже сказал, игра настораживает
при виде поля. Мало того, что здесь разноцветная карта Италии, так ещё и куча
треков. Нам нужно во всём этом разобраться и отыграть игру за час? Ничего,
прорвёмся. Игра начинается с довольно затяжного сетапа, но это дело наживное, а
если играть не в первый раз, то пока кто-то раскладывает цветные кубики на трек
времени, можно одновременно рассортировать всё остальное. Итак, это еврогейм с
подсчётом ПО в самом конце игры. Откуда берутся эти ПО и откуда взять их
побольше – поначалу вообще не понятно. Ещё есть четыре вида кубиков, но ПО от
них не будет. Функционал кубиков двойной – они или помогут что-то взять или
где-то продвинуться, или в конце игры будут переведены в «голоса», а уже «голоса»
переведём в победные очки. Сложновато это для начала. Может, есть ещё способы
получить ПО? Самое простое и понятное – манускрипты, тут вообще всё ясно – если
стоишь в районе с тем же цветом, что манускрипт, то можешь потратить время-действия на
изучение документа, а попросту забрать его себе за ширму. Есть ещё некие треки
с победными очками, но для продвижения по ним нужно оказаться в нужное время в
нужном месте. Хорошо, будем следить за этим. А деньги в ПО перейдут? Вообще-то
да, но как-то странно, так что они только для покупок и помощи в передвижении
по Италии. Ну ладно, начнём, а там разберёмся. Ах да, самое важное! Сначала ты
купец, потом можешь бросить эту работёнку и стать монахом. Потом из бедного
монаха за кругленькую сумму можно стать кардиналом. Ну и в конце игры, если
накопишь побольше голосов, станешь самим Папой Римским, а это даст много
победных очков. На этом примере как раз видно, зачем нужны голоса и как они
переводятся в ПО.
Выбираем себе по стартовой локации,
и потом начинаем свои перемещения по Италии. Обычно можно сходить на соседнюю
область, но за деньги можно и ускориться. Понятно, что просто так ходить смысла
нет, нужно что-то делать, и как раз на действия у нас в свой ход есть пять
жетонов действий, которые нужно потратить с умом. А пока один думает, остальные
пусть тоже подумают над своими ходами, чтобы не превращать игру в жуткий
даунтайм. Первые ходы даунтайм чувствуется, а потом каждый старается провести
свою «линию жизни», так что игра заметно ускоряется. В нашем случае, по причине
цейтнота из-за закрывающейся библиотеки, ускорение довело темп игры до
невероятного, и ничего, сыграли без проблем. Но вернёмся к процессу игры. Пять
действий за ход – это почти всегда очень мало для первого игрока, и очень много
для последнего, ведь последнему уже мало что достаётся на треке с кубиками
голосов или в регионах Италии. Очерёдность хода определяется треком знаний –
кто меньше знает, тот первым ходит. Но можно заявиться на первого игрока на
следующий ход, и на это на поле есть трек. Теперь давайте посмотрим на роли.
Хорошо ли быть купцом? Купец получает при посещении региона и денежный доход, и
знания, но в конце игры у него будет меньше возможностей для зарабатывания ПО,
только с кучей денег можно выиграть. К тому же в процессе игры он будет
постоянно содержать монахов и кардиналов, то есть просто отдавать свои деньги
другим игрокам в начале каждого раунда, кому пять монет, кому - десять. Монахи
и кардиналы денег при посещении провинций получать уже не могут, но у них есть
кое-какие полезные свойства и без этого. К тому же они смогут превратить кубики
голосов в конце игры в ПО. Кстати, перейти обратно из монахов в купцы нельзя.
Вот вкратце так – ходим по Италии, стараясь отхватить то тут, то там деньги,
знания, манускрипты или пытаемся оказаться в нужный момент в нужной провинции,
чтобы продвинуться по одному из треков, приносящих победные очки.
Как вам кажется, интересно это или
нет? Знаете, мне понравилось, даже не знаю, есть ли в этой игре недостатки. Но
перед тем как озвучить свои выводы, стоит сказать о том, что мы, трое
странников по Италии, играли в первый раз в De Vulgari Eloquentia, и все трое
выбрали три разные стратегии. Я в самом начале сразу стал монахом и старался быстренько
стать самым, на мой взгляд, крутым кардиналом, дающим дополнительный шестой
жетон действия. Быстро не получилось, так что я переключился на сбор манускриптов
и зелёных кубиков, оказавшихся, кстати, единственным малоэффективным компонентом
в игре. Ну и чуть-чуть мне не хватило, чтобы набрать голоса для избрания Папой
Римским, но меня всё равно бы, наверное, обошли по голосам. В итоге - последнее третье место. Двое других игроков
закончили игру с равным количеством ПО – по 48, причём один из них всю игру так
и проиграл купцом и заработал все ПО на деньгах, а второй победитель под конец
игры быстренько сделал карьеру через монаха в кардиналы, и в конце избравшись тем самым Папой. Можно сказать, что моя ставка на богатенького монаха не
сработала.
Какие впечатления? De Vulgari
Eloquentia – это одна из тех игр, которым любят давать характеристику «комплексное
евро». Игру ни в коем случае нельзя назвать простой, всё же в нескольких разнофункциональных
треках могут запутаться и опытные игроки. Кстати, к недостатку игры я бы отнёс
не всегда понятные «легенды» треков. Если же говорить о том, на что похожа
игра, то почему-то мне она напомнила недавние РЖД. Возможно, именно из-за похожей
расстановки жетонов действий при большом выборе разнообразных действий. Ещё
здесь похожи треки продвижения, которые дают ПО, а некоторые открывают дополнительные
бонусы. Алексей же сказал, что игра напомнила ему Bora-Bora. А я уже на следующий день подумал,
что ещё игра мне напомнила Troyes,
причём не только стилистикой картинок, но и подсчётом победных очков в конце
игры, причём порядок цифр тот же. Но у De Vulgari Eloquentia есть одно большое
отличие – здесь есть перемещения на карте, и чтобы использовать ряд возможностей зарабатывания ПО, нужно оказаться в нужное время в нужном месте. А ещё хочется
сказать об одном неожиданно приятном моменте в игре, и это, как ни странно, кратность
денег в размере «5». Сначала подумалось: зачем было так усложнять, оставили бы «1-2-3-4-…»?
Ан нет. Из-за этой кратности, в голове денежки и победные очки не
перемешиваются. Кто бы мог подумать, что такая мелочь здорово разгрузит игру.
Как итог – я бы порекомендовал эту
игру всем любителям сложных игр европейской школы. De Vulgari Eloquentia стоит
того, чтобы в неё сыграть, причём не один раз.
На этом на сегодня всё. В конце дня,
уже по пути из библиотеки, мы решили, что нужно отдохнуть уже от еврогеймов.
Может, в следующий раз америтреш?
Ой, как фигово-то с крестоносцами. А я чёт возлагал надежды на эту вариацию Мафии...по предварительным правилам, хех. Недавно только получил 2 конвертика.
ОтветитьУдалить