Никогда бы не подумал, что на
впечатления от игры серьёзное воздействие могут оказать перемена погоды,
освещенность в помещении и усталость днём ранее. Однако в этот раз было
примерно так. Но давайте я расскажу о динамике перегрузки мозга уже по ходу
повествования.
В этот день запланировали три игры,
которые нельзя назвать ни большими, ни маленькими. Bora-Bora – пусть это и по-фельдовски много
всего, но тенденции к взрыву мозга даже близко нет. Gears of War – это вообще «бей-беги» на кубиках,
а Робинзон Крузо – коллективный разум против искусственного интеллекта, к тому
же тоже с кубиками и непредсказуемыми картами. Где тут мозгу перенапрягаться?
Bora-Bora
Начали с той игры, где правила
показались наиболее накрученными, к тому же двое, в том числе и я, ранее в
Бора-Бора не играли. Правда, я не поленился почитать правила, так что с
основными тезисами был знаком. Тем не менее, тонкости правил, а точнее перечень
действий, каждое со своими тараканами, мы всё же попросили растолковать. Всё это приплюсовалось к довольно
продолжительному сетапу, так что начали партию не так уж и быстро. Что сказать
по самой игре? Используемый в игре механизм (ох, как не хочется применять это
слово к игре с таким красивым оформлением), так вот механизм похож на Замки
Бургундии, но имеет свои особенности, исходящие из принципа расстановки
кубиков. Если кто не знает или запамятовал, то в Бора-Бора, чтобы с гарантией
влезть в нужное действие, нужно иметь кубик с маленьким результатом, но этот же
маленький результат предоставит маленький выбор при отыгрыше непосредственно
самого действия. Ну и наоборот – передержишь «шестёрку» в надежде отыграть её как можно шире, можешь и не попасть
туда, куда хочешь. Конечно же, Фельд предоставил ряд возможностей, позволяющих
обойти эти ограничения, введя в игру колоду богов, так что всё не так уж и
критично.
Я уже упомянул чуть выше Замки Бургундии, так что не могу не сравнить
эти две игры. Во-первых, мне показалось, что в Замках Бургундии кубики,
ограничивая возможности, одновременно помогают не распыляться по путям
развития. В Бора-Бора же поначалу совершенно не понимаешь, что нужно делать, но
здесь есть другая хорошая подсказка, которая помогает не зависнуть на полчаса,
разбираясь в хитросплетениях действий, а подталкивает к осмысленной расстановке
кубиков – это так называемые квесты. Кстати, это очень хорошая идея именно с
точки зрения помощи игроку при выборе пути развития, она не повредила бы многим
«комплексным» играм. В качестве ещё одного подобного положительного примера
приведу Troyes,
там тоже карты персонального задания, что сдаются в самом начале, здорово
помогают сделать первый ход, не обрекая игру на безнадёжный даунтайм. Ну так
вот, зацепившись за первые квесты, уже можно что-то начинать делать, наметить
себе путь развития, обозначить для себя желаемый бонус по итогам игры. Ну и дальше
уже желательно придерживаться этой стратегии. Правда, если у вас опыт игры в
подобные «комплексные» еврогеймы не очень велик, то пути развития можно и не
прочувствовать сразу.
Итак, путь развития более-менее
выбран, каждый ход кубики уходят на то, чтобы его придерживаться, но уходят на
это решение не все три кубика. Оставшиеся возможности можно использовать на то, чтобы подзаработать
победных очков на чём-то ещё, выбрав или «план Б», или просто взяв что-то, что
будет приносить небольшую, но стабильную пользу. И вот здесь опять хочу
сравнить с Замками Бургундии. Может быть, в этот раз с Бора-Бора мне не
повезло, а может быть и наоборот, в прошлый раз везло в Замки, но в этой партии,
всего один раз перебежавший мне дорогу соперник испортил мне «план А», да так,
что и «план Б» полетел под откос. Правда, потом-то я понял, что был у меня
шанс всё исправить, но здесь сказалось «много всего» в игре. Ну забыл я про этот маленький джокер-жетон бога! А мог ведь и
исправить ситуацию. Но что уж теперь задним умом думать. Что получилось, то
получилось. К тому же я неправильно понял условия одного квеста и одного
итогового бонуса, в результате – всего третье место из четырёх, но с
относительно небольшим отставанием от двух других игроков, от тех, кто играл в
игру далеко не первый раз. Можно сказать, что мне опять повезло с фельдовской
игрой. Наверное, у меня со Штефаном логика одинаковая.
Как говорится, подведём итоги.
Бора-Бора имеет не очень сложные правила, к которым очень быстро привыкаешь,
вот только в игре есть мелочи, которые для играющего в первый раз всплывают в
количестве трех-пяти штук за игру, причём неожиданно. Думаю, если мне доведётся
сыграть в Бора-Бора ещё раз (а я совершенно не против этого), то тогда уж я не
оплошаю. Если же сравнить с Замками Бургундии, то в Бора-Бора мне показался
слишком чувствительным момент со всего одной ошибкой или «перебеганием дороги»
со стороны конкурента. Случись такое – и
всё, планы рухнули. В Замках же, если даже и случилось что-то подобное, то
выкрутиться можно, планы А, Б и даже В примерно равноценны. Хотя, возможно, это
всё следствие того, что в Бора-Бора игроки чаще и жестче сталкиваются на тайлах
действий, в Замках Бургундии результаты конкуренции мне не кажутся такими же жёстокими. Правда,
по Замкам у меня опыт игры только вдвоём, а в Бора-Бора мы играли вчетвером. Ну
да ладно, хватит уже выбрасывать на клавиатуру свой сумбур, резюмирую: мне
Бора-Бора понравилась, пусть даже она кажется более загруженной, чем Замки
Бургундии. Да и красивая она, не то что «бургундский» кошмар дальтоника.
После двухчасового еврогейма нужно
было что-то такое, где нужно меньше думать и больше полагаться на удачу. Была
мысль разложить какой-нибудь филлерчик, но решили не тратить время на подобную
«разминку», ведь и так запланированный номером вторым на сегодня Gears of War казался филлером – двигай
миниатюрки да кидай кубики. Чем не филлер? Однако, ошибочка вышла.
Gears of War
Возможно, я выбрал не тот сценарий.
Возможно, нужно было ограничиться Китайским Магазином и не замахиваться на
Чрево Зверя, но что сделано, то сделано. В итоге мы битый час проторчали на
первых четырёх тайлах первой локации. Конечно же, в этом виноваты не только мы,
но и выпавшие весьма неудачно карты general, не позволившие нам просто
пробежать сквозь толпу локастов, но и мы хороши. Дело в том, что двое из нас
играли в первый раз, так что после объяснения правил довольно много времени
ушло на первые ходы, и причина этому – чтение карт на руках. Я-то их уже
наизусть знаю, мне достаточно на картинку взглянуть, а вот для тех, кто играл впервые,
нужно время для прочтения и оценки эффективности применения. Так что, пока
активный игрок изучит свои шесть карт, пока всё проанализирует… Но ладно, дело
здесь совсем не в этом. Ещё мы берегли себя так, как будто потеря всего одной
карты-здоровья – это окончательная и бесповоротная утрата. Но в Шестерёнках всё
совсем не так! Ну упадёшь ты, ну и что? Поднимут тебя, никуда ты не денешься.
Но и это тоже не главное! Опять же, я уже привык, но для тех, кто играл в
первый раз, правила «линии стрельбы», соседства зон и тому подобные дела показались
крайне нелогичными и бестолковыми. Да и без этого в игре есть куча спорных
моментов. Короче, игра превратилась в мучительную двухчасовую «жувачку». Мои
призывы бежать всей толпой в следующие локации, не обращая внимания на
локастов, не находили отклика. Для тех, кто ещё не приобщился к Шестерёнкам и
хочет сыграть в эту игру: не надо играть так, как мы играли! Через час мучений
у всех на лицах читалось желание поскорее покончить с игрой, поскорее «умереть».
И в этот момент, как только мы понеслись в гущу локастов, теряя здоровье и
постоянно падая, так сразу же игра стала динамичнее, локасты стали исчезать и
заново появляться гораздо быстрее. Возможно, на пользу пошёл, как ни странно,
малый уровень здоровья у бойцов, ведь если у тебя на руках не шесть карт, а
всего две, то и времени на раздумывание уходит меньше. Да и что в этой игре раздумывать?
«Бей-беги»! Ну прилетит тебе «ответочка», и что? Отползёшь, потом поднимут.
Каков итог? Это была худшая партия в
Gears
of War, в которую мне доводилось играть.
Наши действия были несогласованными с самого начала, мы слишком ответственно
отнеслись к сохранению здоровья своих бойцов, мы увлеклись уничтожением
локастов, не уделив должного внимания выполнению задания. Нужно было чаще
влезать в гущу событий, нужно было чаще играть «сопровождение», о чём мы почти
всегда забывали, нужно было просто бегать и кидать кубики, махнув рукой на
сохранение здоровья своих бойцов. Не совершайте наших ошибок! Это просто
перенесённая на стол «стрелялка», в которой отдельный боец просто так погибнуть не может. Вот и всё. И ещё – воспринимайте правила игры такими, какие они
есть, не надо искать в них логику и здравый смысл, не та эта игра.
Что же касается меня, то я считаю Gears of War одной из лучших соло-игр, а теперь
ещё и считаю, что в Шестерёнках чем меньше игроков, тем лучше. Вчетвером
всё же устанешь ждать своего хода, сто раз убьют до этого момента. К тому же
мне показалось, что для игры вчетвером слишком суровые условия появления
локастов при вскрытии локаций, просто закопаешься во врагах, не до выполнения
задания будет.
Если вы ещё не бросили читать, то,
возможно, помните, что я сказал в начале о хмурой погоде, плохой освещенности и
собственной усталости. Так вот, погода за окном действительно испортилась,
лампочки над нами светили тем самым светом, что вгоняет в зевоту, к тому же днём
ранее я после трёх часов китайского провёл ещё полтора часа на каллиграфии (халява
же!). И тут ещё с Шестерёнками не заладилось…
Короче, на часах не было ещё и пяти (а начали мы играть ближе к 12-ти), а у
меня было такое чувство, что я провёл за играми никак не меньше десяти часов. И
вот почему в этот момент не перейти на что-то простенькое, или вообще не
бросить это дело? Но мы продолжили, правда, уже вдвоём, и не за какой-то
ерундой, а всё по серьёзному, с Робинзоном. И ведь угадали!
Робинзон
Крузо
Выбор был между первым, «дровяным»
сценарием и спасением Дженни. Мне больше хотелось спасти девицу, тем более что
я считаю из шести предложенных базовых сценариев интересными только три: как
раз указанные два – про дрова и про Дженни, и ещё шестой, где на острове
начинают рождаться дети. Когда в этом шестом сценарии играют только мужики, то,
наверное, Пятница – это всё же женщина, а каждый ребёнок – это сын полка. J Однако играть шестой сценарий было
бы долго, а первый не хотелось лично мне, так что в этот раз остановились на
спасении Дженни. К тому же там всего восемь ходов, что для двигающегося к
завершению игрового дня и для моего разбитого состояния было вполне нормально.
Напомню, что играли мы вдвоём, и вот что значит – разный взгляд на игру! Я
видел решение задачи по-своему, а Дмитрий – по-своему. Он предлагал развиваться
и как следует разведать остров, наверное, чтобы в конце выполнить всё разом.
Мне же виделось решение задачи несколько иначе, я предпочитаю обходиться тем,
что уже известно, стараясь получить ресурсы для скорейшего выполнения задачи. И
ещё я обожаю ходить на охоту, а вот Дмитрий, по его словам, эту самую охоту
как-то не жалует. Если же вернуться к сценарию, то его особенностями можно
считать: низкий уровень морали (быстро находишь кладбище), проблемы с
ограждением лагеря («прилетает» от карт событий и с красного кубика),
потребность в коже для победы (где её взять?), ну и практически отсутствие
природных катаклизмов (должно же быть хоть что-то нормальное). Всё остальное - вторично.
Сценарий мы быстро продули, а виной
тому вовсе не обрушающийся забор, как раз эту проблему решили быстро. Как ни
странно, замучили нас низкий уровень морали, из-за чего мы были практически
лишены возможности использовать свои полезные качества кока и плотника. А главное - это систематические раны, выпадавшие с карт событий и с карт тайн. Вышедшая в конце
убийственная карта «раскидайте четыре раны между собой» отняла у нас
предпоследнее здоровье, после чего я смог дожить только до рассвета. Finita la commedia. Поражение.
Итак, партия в Робинзона Крузо была относительно короткой и бесславной, но лично мне понравилась тем, что моя усталость
отступила, голова снова заработала. Всё же Робинзон, независимо от результата –
очень хорошая игра. Здесь есть и где подумать, и что пообсуждать. Игра ни в
коем случае не мозголомная, главное в ней – наступить на горло собственной
гордыне и прислушиваться к мнению других игроков. Настоящий «кооператив»,
правильный, учит грамотно формулировать свои доводы для принятия коллективного
решения. Только вот опять же, как и в Шестерёнках, не надо забывать, что
главное здесь – выполнить задание, а совсем не построить самый-самый лагерь, это
всё-таки не градостроительство.
Итак, в конце дня голова у меня
снова заработала, так что, почему бы было не поставить в конце красивую
высокохудожественную точку? А какая у нас игра быстрая, красивая, да ещё и на
двоих? Конечно же, Morels! Не стану выносить Сморчки в
отдельную главу, тем более что я совсем позабыл сделать хотя бы одну фотку во
время партии, и это при том, что здесь мне не везло так, что словами не
описать. Скажу только, что на собранный длинный сет «медовых» грибков не шли ни
масло, ни сидр, ещё я пролетал мимо корзинок, да и вообще колода была плохо
перемешана. Это был явно не мой грибной день. Тем не менее, Morels мне всегда нравится, и совсем не за
то, что ты выигрываешь или нет, просто она очень приятная и красивая. И видели
бы вы реакцию детишек, которые стояли рядом с нашим столиком и смотрели, во что
играют два дяденьки! Было очень приятно видеть их любопытные чистые глазёнки,
уставившиеся на красивые картинки. «Красота спасёт мир» - как же это верно
сказано, правильно.
Хорошие игры, особенно спасибо за Бора-Бора, которую меня так и тянет приобрести. Новые мнения всегда интересны. Все равно хочу купить, красивая, зараза.
ОтветитьУдалитьНо лучше сначала попробовать. Вдруг тебе будет достаточно Замков?
УдалитьПопробовать негде. Я в последнее время получаю колоссальное удовольствие от воркерплейсментов и экшнселекшн игр. Может быть, пока закажу новые игры, то перегорю и возьму что-нибудь другое. Это я к концу зимы планирую взять Брюгге, Бора Бора и Данжен Лордс новое издание (надеюсь, оно будет у ритейлеров)... Вдруг что-то новое крутое найду?=)
УдалитьЯ буду следить за новой фельдовской La Isla. Хотя, что уже можно нового навыдумывать? :)
УдалитьМне больше Аквасфера интересна. Хотя есть подозрение, что обе игры окажутся средненькими
Удалить