воскресенье, 24 января 2016 г.

Поиграндки #54: СО2, Istanbul, Токайдо, 7 Wonders: Duel


Начну свой сегодняшний рассказ с того, что это была последняя игровая встреча в 2015 году. И так совпало, что в эти же выходные я сделал последние приобретения ушедшего года, практически под ёлку. Неожиданно в Игроведе появились 7 Wonders: Duel, и я не стал испытывать судьбу и откладывать одну из главных хотелок осени на новый год, тем более что хотелось ещё и Пандемию.Наследие, вот и привёз домой пакет с этими двумя знаковыми играми прошлого года. Неплохое завершение года, не правда ли?


О Семи Чудесах я расскажу в самом конце, а сейчас приступаю к рассказу об игровом воскресенье.

СО2

Появление в этот раз на столе СО2 ещё более неожиданно, чем появление в московском магазине горячих новинок. Игра слишком оригинальна, чтобы просто так таскать её на игрульки, так что то, что два раза в год она появляется на столе – это весьма достойная периодичность, можно даже сказать, что высокая. Ещё и инициатором партии был не я.

В этот раз сыграли вчетвером, двое из игравших видели СО2 впервые. Хотя эта игра и появляется довольно редко, но я уже привык рассказывать правила по ней, акцентируя внимание на том, что здесь нет ничего твоего, твои разве что только победные очки. И эти победные очки приходят за счёт операций, которые могут быть сыграны на руку другим игрокам. Пожалуй, мне не нужно повторяться по поводу СО2 в очередной раз, об основных впечатлениях об этой игре можно прочитать в одном из предыдущих отчётов. Однако в этот раз у меня вдруг появилось что-то новое по отношению к СО2. Наверное, причина этого – игровая компания. Не знаю, специально это или нет, но мы приблизились к правильному балансу между кооперативностью игры и нашей конкуренцией. А ведь действительно, раньше мы слишком увлекались кооперативом. Оказывается, играть в СО2 нужно больше ради победных очков, чем ради общей победы, то есть сделать приличный перекос в сторону своих собственных интересов, только тогда игра начинает раскрываться. Если начинаешь больше думать о том, как бы не сыграть на пользу других, оглядываясь на трек ppm лишь постольку поскольку, то и играется она лучше.

Я не знаю, какое окончательное мнение у тех, кто играл в СО2 впервые, но у меня сложилось такое ощущение, что все были рады тому, что игра закончилась досрочно спасением планеты. Пожалуй, СО2 – довольно затянутая игра. И самое интересное в ней, так это отыграть цепочки при развитии своих уровней знаний. Именно это – самое живое в игре. Кстати, в этот раз довольно легко прошли запоминания тонкостей внутри каждого возможного действия. Пожалуй, здесь есть и моя заслуга как уже опытного рассказчика правил. Где нужно – покажи на поле соответствующий символ, и после этого при этом же действии никто не ждёт подвоха от правил. А вот если где-то есть целый ряд последствий, то давайте не будем запоминать, а просто пройдём по пунктам правил. В итоге в конце партии я не услышал нареканий по поводу накрученности правил, нужно просто усвоить, что все действия слишком различны, чтобы искать в них похожие алгоритмы.

Ещё мне стоит отметить, что в этот раз мы закончили игру довольно плотно на треке победных очков. Наверное, причина этого кроется в том, что цена РУВ в этот раз не была безбожно задрана, так что переведённые в ПО полученные большие сиреневые шайбы радикального эффекта на финальный подсчёт не оказали. В итоге при подсчёте очков всё пошло в дело - и карты, и кругляши, и белые кубики.

Не знаю, когда ещё придётся сыграть в СО2, ведь от игры всегда довольно неожиданные впечатления, которые сложно объяснить в нескольких словах. Вот и в этот раз игра лично для меня очень отличалась от предыдущих партий. Но всё равно мне кажется, что игре чего-то не хватает, как-то она слишком уж раскачивается в разные стороны от партии к партии. Слишком нетипичен процесс игры, а для многих непонятна цель игры. Вывод можно сделать такой: игры от Vital Lacerda имеют свой почерк, и не все желают в этом почерке разбираться. Хорошо это или плохо? Даже не собираюсь копаться в поисках ответа на этот вопрос. Уже то, что автора можно узнать по почерку, много значит.



Istanbul

После необычной гонки за спасение планеты поступило предложение сыграть в более простой, но совсем не примитивный Стамбул. К тому же сегодня нас ждало дополнение к Стамбулу - Mokka und Bakschisch. Когда примерно год назад я играл в Стамбул впервые, он мне приглянулся. Правда, многие в то время обвиняли Стамбул в излишней «семейности», но я такого в этой игре не заметил. Более того, мне какую-то партию не везло настолько, что я не мог ничего предпринять всего-навсего из-за нехватки одной монетки.

Что было в этот раз? Пожалуй, главное, что я заметил в игре с дополнением, так это не то, что появились новые способы заполучить рубины с помощью нового ресурса – кофе, и не то, что здесь появилось «бревно» на поле и новые помощники. Главное для меня в обновлённом Стамбуле совсем другое, и рассказать об этом в двух словах не получится.

Итак, в своих первых партиях год назад я обратил внимание, что у нас каждый крутился в каком-то своём углу города, собирая рубины по своим цепочкам, лишь изредка влезая в районы других игроков. Причём причина этого была не в желании копаться в своём огороде, а в том, что вылезти из своих кварталов было тяжело, там вечно торчали чужие помощники, которым нужно было отстёгивать монеты. В игре же с дополнением вдруг появилась возможность бегать по городу из конца в конец без лишних затрат средств. Я вначале не понял, откуда это, но потом оказалось, что город банально стал больше! И вот уже, имея те же два шага за ход, мы активно бегаем по городу, всегда есть пути обхода. Второе, на что я обратил внимание, так это то, что теперь совсем необязательно быстро расширять тележку. В базовой игре быстрое расширение тележки – это прямой путь к победе. В обновленной игре это совсем необязательно. Стал таким же необязательным крайне желательный ранее сбор карт.  В дополнение к старой колоде полезных карт появилась новая колода, и, не скрою, эта колода из дополнения кажется чем-то на грани читерства. Но это только кажется. Уже в конце партии мы обратили внимание на то, что увлёкшись этими картами, ты теряешь ходы, которые могли бы быть потрачены на приобретение рубинов.

Что ещё по поводу новенького? «Бревно» - интересная штуковина, но слишком уж дорого стоит. В нашей партии оно могло сыграть ключевую роль на последнем ходу, но применить его по прямому назначению – для перекрытия пути, никто не сообразил. Уж очень нравилось всем играть его свойство по использованию соседнего поля, вот и забыли, ради чего брёвна на дороге лежат. Ещё в игре есть белые нейтральные помощники, и они вошли в игру настолько легко и ненавязчиво, что даже забываешь, что их в базовом варианте не было. Или они там были? Вот не помню. Белые помощники – это то, чем постоянно играешь и чью огромную полезность ты не понимаешь.

Итак, какое у меня мнение об обновленном Стамбуле? Игра расширилась не только в части компонентов, но и в плане свободы перемещения по городу, хотя и осталась та же теснота на улочках. Добавился новый способ приобретения рубинов через кофе, так что нередко можно было услышать за столом: «Смотри, он кофе копит!» Бег наперегонки за свободными рубинами остался тем же, ценность хода всё та же, а именно – огромная. Все элементы дополнения вошли в игру органично, и если искать аналоги среди дополнений, которые на моей памяти входили в игру столь же хорошо, то вспоминается The Wizards Tower для Castle Panic. То есть, я даже не понимаю, как можно было играть раньше без дополнения. Но кроме такой ассоциации есть у меня и ещё одна, касающаяся игры. И это, как ни странно – Город Синей Луны. Казалось бы, откуда это? А дело в наборе победных очков. В Городе Синей Луны как бы все не играли, если сильно не напортачить, то все подойдут к последнему подношению одновременно. Так же и со Стамбулом. К последнему рубину все подходят с точностью до единственного хода, все чуть замирают, набрав по пять рубинов. С одной стороны, должно быть не так обидно, если проиграешь с пятью рубинами, но с другой – ещё больше обидно, что не хватило всего одного шага по городу. Вот и получается: вроде бы настоящая семейная игра, но обиды могут быть. Но это игра такая – Istanbul.


Как резюме, можно сказать, что дополнение Mokka und Bakschisch - обязательно к использованию. Даже сам подумал, не приобрести ли Стамбул, но только если сразу же с этим дополнением.



Токайдо

Продолжаем понижать градус. Токайдо! И если в СО2 нужно обязательно говорить о том, что «твоё – это не твоё», то в Токайдо нужно сразу же сказать: «Здесь думать не нужно, просто иди и наслаждайся пейзажем». Правда, в этом есть приличная доля лукавства. Опытные игроки в Токайдо знают, как превратить эту игру в жёсткоконкурентную борьбу с перекрытием путей к живительному источнику. Но всё же Токайдо – это в первую очередь созерцание со сбором сетов. Это ближе к середине пути появляются признаки конкуренции и ты начинаешь ценить полезное свойство твоего персонажа. Но всё равно, вся игра это - встал на поле, вскрыл карту, добавил в свой сет. Куда уж проще?

Нам повезло, что сегодня мы сыграли в Токайдо вчетвером. Ведь именно вчетвером и впятером работают двойные места в локациях, из-за чего даже немного меняется подход к прогнозированию очередности хода. Кстати, мы начинали игру не просто так, случайно определив очередность хода, а честно раздали бонусы-малусы за эту очередность. Так и пошли, так и дошли до конца. Как обычно, в конце пути показалось мало, но и смысла в увеличении протяженности пути нет – пейзажи рассмотрены, попутчики расспрошены, суши съедены. Ну и в итоге озвучу одно из мнений по сегодняшней партии: «Это лучшее, во что мы сегодня сыграли». Токайдо – замечательная игра для того, чтобы закончить игровой день. Эдакая вишенка на торте.



По поводу игр в последнюю встречу 2015 года – всё. Всего-то три игры, но больше в этот день как-то и не нужно было. Да и все игры абсолютно непохожие, никакой повторяемости.

А теперь я скажу о той игре, что была сразу же опробована дома после покупки - 7 Wonders: Duel. Обещал же ещё в начале рассказа.


7 Wonders: Duel

У меня дома очень тяжело устроить игру во что-то новое. «Там правила учить надо» и всё в таком духе. Однако я возлагал на дуэльные Семь Чудес огромные надежды, и они, о счастье, оправдались! Правда, мы в свой первый вечер неправильно поняли свойство жёлтых карт с ресурсом-единичкой, и вместо того, чтобы просто применять цену, равную одной монете, считали это как скидку в одну монету. Стоит сказать, что разобравшись со своей ошибкой, игра сразу ускорилась, ведь не нужно было считать эту ошибочную скидку. А что? Единичка – она и в Африке единичка, теперь не нужно смотреть на то, что там есть у соперника.

Лучше всего характеризует то, насколько хорошо 7 Wonders: Duel пошли дома, так это число партий в первый же вечер – девять! Вот так затянуло. А ещё мы впервые стали использовать блокнот для подсчёта очков, чего с нами никогда не было, ни с одной игрой. И ещё – мне в категорической форме не было позволено раскрасить фишку военного преимущества в металлические цвета. И последнее «ещё»: в первый же день было сказано, что карт чудес света – мало. Кто бы сомневался, что нас ждёт как минимум одно дополнение, куда напрашиваются новые карты чудес, новые бонусы «за зелёные», а может и новая колода, и новые стартовые раскладки? Добавь новые карты и расширь под них ряды раскладок на одну-две карты – и всё! Играйте дальше. Ждём в ближайшее время включения денежного пылесоса, и это как раз тот случай, когда никто возражать и осуждать не будет. Сметут так же, как и эту коробочку. Ведь в магазинах по всему миру 7 Wonders: Duel разлетается, как горячие пирожки. Кстати, у Игроведа коробочки с японскими правилами игры! Или это мне одному так повезло?



На этом позвольте закончить рассказ, а традиционные «в двух словах» будут такими.

СО2 – хорошо, что досрочно закончили
Istanbul – дополнение Кофе и Бакшиш – обязательно к использованию
Токайдо – прекрасна для завершения дня в компании из четырёх человек
7 Wonders: Duel – шикарное приобретение «под ёлку»



Вот на этом действительно всё.


P.S. Анонс следующего отчёта





7 комментариев:

  1. да, наверное, надо было всё же в русских правилах дать комментарий к жёлтым картам - раз столько игроков понимают оригинальную формулировку неправильно, и у нас, и на BGG :)

    а ещё давно хотел спросить, как "Игровед" продаёт игру, прикладывает ли к ней перевод или просто, мол, "правила доступны в открытых источниках"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К Дуэли перевода не дали, хотя раньше, помнится, распечатывали и прикладывали.
      А в правилах, если внимательно прочитать, вопрос по жёлтым картам снимается. Разве что выделить это место жирным красным, чтобы внимание обращали.

      Удалить
    2. Не знаю как остальных, но лично меня в первую партию смутила не формулировка ("...cost of 1 coin per unit" и есть "...cost of 1 coin per unit", что уж тут добавить), а скорее мощность эффекта за такую дешевую карту. 3 золотых и уже почти не зависишь от одного ресурса. Автоматом сработало "Не может быть!" и полез внимательнее перечитывать правила. Оказалось может)

      Удалить
    3. Однако всё равно нужно откуда-то эти монеты брать, а значит - терять ходы на пополнение казны. Я пробовал играть чисто на жёлтых, ещё к этому и закрывать чудеса в первой же эпохе, сразу тратя на них деньги. Не срабатывало, проигрывал.

      Удалить
    4. Совершенно верно, это уже в последствии понял что 3 монеты в первой эпохе — это не такая уж и маленькая сумма. При учёте что торговых карт-то ещё считай что нет.

      Удалить
  2. Спасибо за развернутое мнение по допу к Стамбулу. Игра приглянулась, пока хватает базы, но всегда важно знать, что есть хорошее дополнение.

    По поводу правил в Игроведе. В Питере если игра без правил на русском, то всегда спрашивают в магазине: "Правила печатать?". Результат зависит от правильного ответа)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как я уже сказал, дополнение к Стамбулу совершенно к месту. Очень хорошо вписывается, ничего не ломая, а только улучшая там, где нужно было улучшить.

      Удалить