вторник, 15 октября 2013 г.

Кирпич на кирпич. AedesArs. Burg Branzoll


Как же я не люблю, когда текст какого-нибудь обзора начинается со слов «Давно хотел написать…», но сейчас просто не получается сказать что-то другое. Я действительно давно хотел рассказать о керамических конструкторах от AedesArs, хотел сказать о том, что это просто обалденная вещь, да и, что скрывать, похвалиться тем, что сам сделал. Собрался вот написать, а что писать – не знаю. Расписывать каждый шаг при сборке абсолютно не хочется. Описывать несложные инструменты и область их применения – кому это интересно? Давать кучу советов по сборке? Так одна из прелестей этого занятия как раз и заключается в том, чтобы находить собственные рецепты и технологии! Но всё-таки давайте попробую рассказать об этом замечательном, оригинальном конструкторе так, как будто бы вы никогда не слышали ни о чём подобном. Ведь не слышали, правда?

Итак, что такое керамический конструктор от испанской AedesArs? Во-первых, это тяжеленный набор обожжённой глины в картонной коробке за неплохие деньги. Результатом должен стать замок, башня, мост, или просто дом, которые на картинке смотрятся весьма достойно. Забегая вперёд, могу сказать, что вживую это строение может получиться гораздо лучше и эффектнее, чем на картинке.

Основные элементы набора - это кирпичики 10х5х5мм и плоская «черепица» 11х6х1мм, причём черепица бывает трёх цветов – светлая, коричневая и чёрная.  Также в наборе могут оказаться, к примеру, лестницы, элементы арок, террейн, сухая краска, а также декоративные элементы, как керамические, так и картонные. Всего число элементов может перевалить за 7 тысяч штук, но обычный средний набор – это около 3-4 тысяч элементов. Производитель предлагает нам создать нечто очень красивое из этого невзрачного, громоздкого и пыльного набора. И далее на примере собранного мной замка Burg Branzoll я в общих словах расскажу, как делается такая красота.

Если честно, совсем не хочется начинать с начала сборки. Наверное, здесь более эффектно рассказывать с конца, постепенно, шаг за шагом отступать к началу, обнажая, так сказать, подноготную. Да вот не получится так! Потому давайте я сначала покажу конечный результат, а потом уж начну рассказывать, из какого сора рождаются…
















Итак, что нам понадобится для создания такой красоты кроме, конечно же, самой коробки с готовым набором? Инструменты довольно просты и незамысловаты. Это пара ножей (у меня цанговые), один пойдет на работу к картоном, другой – на работу с керамикой. Это надфили, я использую три маленьких с мелкой насечкой - круглый, двухсторонний плоский и односторонний с острым концом, и ещё пара надфилей побольше со средней насечкой - круглый и квадратный. Пара пинцетов. Наждачная бумага зернистостью примерно 100 и 180. Не повредит иметь кусачки или пассатижи. Желательно полотно от ножовки по металлу. Какая-нибудь доска, на которой не жалко работать ножом. Тканевая салфетка. Фартук, желательно целлофановый. Также могут понадобиться ножницы, возможно небольшое свёрлышко, краски-кисточки, дополнительные пакетики, небольшой лист картона... Но это зависит от набора. А в основном, повторюсь - это ножи, наждачная бумага, надфили, пинцеты, пассатижи, полотно, фартук, салфетка. Обратите внимание ещё вот на что. Если рядом с рабочей зоной есть какая-то техника или литература (квартиры-то у нас зачастую не хоромы царские), желательно закрыть её чем-нибудь – некоторые операции очень пыльные.



Ну что ж, приступим. В основе всей этой красоты – картонный каркас. В комплекте даётся несколько листов с уже выбитыми поверхностями, так что вырезание их не составит труда. Все элементы пронумерованы и полностью соответствуют инструкции по сборке.

Кстати, эта инструкция весьма оригинальна - порой всего одну позицию можно собирать днями.


Сверяясь с инструкцией и буквами-цифрами на отдельных элементах, нужно закрепить картонные стены на приклеенной к ДВП основе, используя готовые полоски-углы. Сделать это нужно крайне аккуратно, стараясь не допустить кривизны. Из-за неаккуратности на каркасе на стенах впоследствии может вылезти «грыжа», что будет не только некрасиво, но и вынудит затратить массу усилий на исправление, причём не факт, что исправление будет успешным. Поверх стен сразу же накладываются новые горизонтальные уровни Base, что как раз и помогает избежать искривлений. В качестве совета могу только сказать, что на стены желательно сразу, до их соединения с горизонтальными основами, наклеивать полоски-углы, особо их не жалея, но и обращая внимание на то, чтобы они, эти уголки, друг другу не мешали. Но это приходит с опытом, набивайте свои шишки сами.


Кстати, клей, что даётся в комплекте, очень густой. Я сразу разбавляю его с нашим ПВА в соотношении примерно 1:1. Да и держит наш лучше.

Создав каркас, пора собирать стены из кирпича. Лично для меня сборка стен – одно из самых интересных занятий. Возиться с сопряжениями стен, подгонять кирпичики… Главное, чтобы стены эти были не слишком высокие, после двадцатого ряда у меня возникает раздражение от монотонности работы.
На стенах стоит обратить внимание на следующее. Посмотрите на картинку длинной стены.


Как вы видите, кирпичики начинаются не снизу, более того, они как бы выходят в общий верхний ряд. Здесь ни в коем случае не идите сверху вниз! Это просто не получится. В таких случаях просто отметьте с помощью линейки одинаковую стартовую отметку и постарайтесь вывести разные «начала» под единый верхний ряд.
На каждой стене есть сетка, указывающая, что здесь должен быть кирпич. Старайтесь соблюдать прямоту ряда по этой сетке! Если начнётся искривление ряда, тут же – надфиль и нож  в руки - и править кирпичи. Наметившаяся кривизна прогрессирует с пугающей динамикой. Я обычно правлю не реже чем через пять рядов, а то и через три ряда - лучше предупредить, чем мучиться и стачивать горбы. Особенно надо быть внимательным на предпоследнем ряде, тем более если стена увенчана бойницами. И не жалейте клей! Я иногда просто проливаю ряд со стороны каркаса, клей быстро уходит внутрь и ещё лучше скрепляет ряды.

Кстати, не забывайте сразу убирать подтёки клея с видимых поверхностей! Например, кусочком картона. Клей очень хорошо проникает в керамику, застывшие подтёки на фасадах убираются не очень чисто даже наждачной бумагой.

Чтобы предупредить излишнюю кривизну рядов стен, я каждый кирпичик слегка готовлю перед установкой. Просто чуть зачищаю на наждачной бумаге от заусенцев верх или низ, а также торцы. При самой установке я стараюсь сделать так, чтоб торцы плотно прилегали друг к другу, какими бы кривыми они не были. Для этого можно покрутить кирпичик, или просто взять другой, но это опять – каждый решает сам, как ему делать. Стоит отметить, что в пакетике встречаются кирпичики размером в «полкирпича», а иногда и слишком длинные. Эти элементы лучше откладывать, чтобы применить потом, когда на стене понадобится что-то подобной длины. Просто чтобы лишний раз не точить кирпичи для подгонки. Вот так, камень на камень, кирпич на кирпич, и идёт стройка.


Но вот, стена закончена. Да только внутренняя видимая сторона у неё – картонная. Ну что ж, будем докладывать туда «черепицу» или, как я её называю, «плоские». Здесь маленький совет: если с внутренней стороны от этой стены есть «твердые» полы (не как на этом замке, здесь «грунт»), то уложите сначала полы. Подгонять полы под стены – та ещё работка. Если же сначала сделать полы, а потом, поверх, уложить внутреннюю стену, то задача сильно упрощается, причём эффект очень достойный – всё прямо и аккуратно. Если на этом сопряжении ещё и аккуратно клея пролить, то вообще красота. А пока – не забываем, что вообще-то при взгляде сверху-сбоку всё должно быть красиво, и потому стараемся подогнать длину и цвет внутренних «плоских» под длину и цвет внешних кирпичей. Выглядеть это должно как один кирпичик. Правда, это не совсем получается, больше похоже на слоёный кирпич: толстый ряд и два тонких (средний – картон). Но побольше клея сверху, а потом, когда всё это хорошо схватится, например, через день, подровняем наждачной бумагой верх - результат будет достойный.


Ах да, совсем забыл про самое важное! Стену-то мы тоже должны подровнять наждачной бумагой. Так получается не только ровная и красивая стена, но и аккуратные сопряжения стен, ведь подгонять заранее в каждом ряду эти углы совершенно не требуется. Чуть выпустили кирпичики на углах – потом, когда вся стена будет готова – подровняли наждачной бумагой. Красиво и аккуратно.


Работа эта очень пыльная. И такую финишную обработку можете делать столько, сколько хочется. Можно даже зашлифовать так, что стена превратится в монолит. Я предпочитаю так сильно не увлекаться, всё-таки кирпичики должны быть кирпичиками. Что получается в случае «монолита», вы можете увидеть, посмотрев на скруглённую полубашню на картинке ниже. Очень красиво, но контрастирует с остальными стенами.


Очень важно протереть стену после обработки салфеткой средней влажности, не совсем сухой, но и чтобы вода с неё не капала. Так мы убираем оставшуюся на стенах пыль. К тому же эффект от воды на керамике будет поразительно красивый, но тут же пропадёт. Наверное, можно добиться такого же фиксированного эффекта, если обработать замок лаком. Я на это не решаюсь, но не отказываю себе в удовольствии лишний раз провести влажной салфеткой по свежезачищенной кирпичной поверхности. Да и видел я подобные «лакированные» стены, они выглядят как-то искусственно, не натурально.

Кстати, собирайте получающуюся пыль от финишной обработки стен и подготовительной обработки кирпичиков и черепицы в отдельный пакет – она ещё пригодится! Также собирайте «битые осколки» кирпичей и черепицы. Тоже может пригодиться.


Ну что ж, стены сделаны и под крыши подведены, окна-двери подточены, пора бы заняться кровельными работами. Для этого сначала ставим картонные основания крыш, а потом укладываем на них черепицу. Мне заниматься кровлями нравится даже больше, чем стенами. Во-первых, они не такие большие, чтобы они надоели, а во-вторых, именно здесь требуется разумная аккуратность. Ведь плиточки должны лежать ровно, без волн, к тому же нужно постараться как можно лучше соблюсти разбежку швов. На стене это не так заметно, но кровля – она привлекает гораздо больше внимания. Потому здесь очень аккуратно надо подходить к подбору ширины черепичек, каждый ряд необходимо ровнять после установки.

Здесь много работы сначала надфилем, а потом наждачной бумагой. Я сначала вывожу два противоположных ската почти под конек, оставляю их до следующего дня, чтобы клей как следует схватился. Потом стачиваю лишнее под боковые скаты. Теперь стараюсь аккуратно собрать конёк, тоже с выжиданием клея и последующей работой наждачной бумагой. Потом собираю другие скаты кровли по тому же принципу, снова оставляю на день, потом оттачиваю, и ещё раз конёк. Конёк – это самое ответственное, порой одно чуть сильное движение – и трёхмиллиметровый элемент слетает со своего места, теперь снова клей, выжидание, обработка. Кажется, что это нудно, но это не так. Ведь всё то время, что крыша подсыхает, можно заниматься чем-то другим – к примеру, собирать те же стены или соседние кровли. Скучать не получится, и, например, после какой-нибудь пыльной шлифовки стен такая работа с подгонкой может доставить удовольствие.
Всё сказанное мной выше относится к плоским крышам, а вот «настоящая» черепица, где элементы лежат друг на друге – это ещё интереснее. Я даже не жалею времени и стачиваю углы на «черепичках», чтобы они стали не прямоугольными. Получается очень красиво.


Итак, вот и кровля собрана. Сейчас не повредит обвесить башни всем тем, что пока ещё не подвешено. Для Burg Branzoll это балконы, лестницы, ставни. Из всего этого наименее приятными оказались ставни. Их сначала нужно было раскрасить, а потом вырезать. Приклеивались они поначалу так себе, потом приноровился. Ещё красить нужно было «скворечник» под крышей цветом «под дерево». Все покраски я сделал акриловой краской, просто потому что она не стирается с гладкого картона. Кстати, из-за этого «скворечника» довольно долго пришлось повозиться с его примыканиями на кровле.


Вроде бы всё, стены есть, башни есть, даже окна со ставнями есть. Теперь нужно было уложить «землю». Здесь и пригодилась собранная кирпичная пыль. Так как к тому времени обработке подверглись и черепица от кровли, то в пакетике с пылью был не только бело-жёлто-розовый цвет, но и крупинки коричневого и чёрного «грунта». К тому же в коробку был вложен небольшой пакетик с белым крупным песком, что при создании грунтовых покрытий было не лишним. Этот грунт делался не очень хорошо. ПВА ужасно расходился по картону, быстро сох, не давая пыли зацепиться, а при толстом слое клея пыль собиралась с клеем в шарики. Пришлось немного помучиться, причём самое мучение было при исправлении проплешин на следующий день. Попытки наложить клей на лысые участки заканчивались сворачиваемостью клея в пыльные ширики, а попытки исправить всё это дела кисточкой приводили к порче кисточек и к ещё большим проплешинам. Но я справился!


Казалось бы, всё. Ан нет! Самые ягодки были впереди. Теперь нужно было сделать скалы. Для этого нужен был алебастр или гипс, а также ножики для лепки. Я отправился в магазин и купил килограмм алебастра, который на поверку оказался очень серым. Если кто работал с алебастром, то знает, что это за кошмар, когда он умудряется мгновенно застывать даже под толстым слоем воды. Так что здесь мой совет такой – разводите алебастра за раз мало и используйте для разведения одноразовую посуду. Чтобы вы не делали, тару всё равно придётся выкидывать.

Итак, навалив гору алебастра и вымочив всё основание, включая ДВП, результат мне не понравился, было слишком угловато. Потому я разбавил алебастр совсем жидко и просто пролил этой жижей скалы. Получилось более-менее округло. Тут же схватив ножик для лепки, я постарался нанести «трещины» на скалы, что получалось с переменным успехом, ведь алебастр застывал практически мгновенно.

А дальше случились две недели ожидания. Эта огромная серая груда бесконечно долго просыхала, представляя собой что-то ужасное, страшное и унылое. Я расстроился до невозможности – так испортить дело рук своих. Но в конце концов тёмно-серый цвет сменился на светло-серый, правда, не менее ужасный, и я приступил к следующему этапу – покрытие скал «синькой». Для этого в комплекте предлагалась сухая синяя краска, которую нужно было разбавить водой. И вот здесь позвольте дать ещё совет: для разведения краски используйте воды по минимуму, на донышке. Краска быстро расходится в воде, так что цвет может быть очень бледным. В конце концов, растянув краску на всю эту гипсовую груду, я поначалу должного эффекта не заметил, но по мере просыхания результат наконец-то порадовал. Скала приобрела приятный голубовато-серый оттенок, трещины выделились, в общем – наконец-то красиво! Я вздохнул с облегчением. Оставалось ещё подкрасить грунтовый спуск с замка, для чего в комплекте была сухая охра, что я и незамедлительно сделал.


Но и это не всё! Осталось наложить заросли травы и посадить кустарник. Те участки, что мне не понравились на скале, а также впадины, где, по логике и должны быть заросли, были покрыты прилагавшейся «травой»-флоком. Эта растительность попала также на стены, на землю внутри замка, короче, я придал замку немного заросшего запустения, что и рекомендовалось по инструкции. Между прочим, весь прилагаемый террейн очень хороший, гораздо лучше того, что предлагает GW. Я через некоторое время даже накупил аналогичной «травы» в «железнодорожном» магазине по весьма привлекательной цене. Но тогда мне этого покрытия на всё не хватило, и я для плоских участков у основания замка использовал яркий террейн от GW.
Теперь что касается кустов и деревьев. Это набор часто применяемых в моделировании обычных натуральных водорослей, с симпатичными, приятными формами. Плюс лежало немного хвои, из которой я сделал поваленные стволы деревьев. Подобные наборы «деревьев» из водорослей часто встречаются в тех же «железнодорожных» модельных магазинах. Вообще, повторюсь, весь вложенный в набор террейн – очень приятный. Так что под конец работа с растительностью оказалась весьма занимательным бонусом. Результат порадовал, я был в полном восторге!






Сейчас я даже не вспомню, сколько времени я потратил на этот замок. Пожалуй, со всеми паузами и остановками, но до алебастра, ушло месяца два-три. Занимался я им по вечерам, да и то не каждый день. Потом здорово задержал сохнущий алебастр. Так что, это не так уж и много для такой вещи с целой кучей разнообразных элементов.

Вот теперь, собственно и всё!

На этом предлагаю закончить на сегодня. Думаю, в следующий раз я дам советы по выбору набора для сборки подобного керамического конструктора, а также сделаю небольшой фотоотчёт по уже собранному другому набору – Tours de La Roshelle.

¡Muchas gracias, AedesArs!

А вам спасибо за внимание!



2 комментария:

  1. Очень красиво. Я всё удивляюсь - чего только сейчас нет, чтобы заполнить всё свободное время. Того глядишь, за год средневековый город построишь. =) (только где его хранить)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И это не самое дорогое, что предлагают в хобби-магазинах! Я тут хотел попробовать собрать парусник из настоящего шпона, чуть не купил. Но остановился, ведь самый маленький парусник стоит как самый большой замок! Жаба душит. :)

      Удалить