воскресенье, 23 августа 2015 г.

Поиграндки #41: Arboretum, Город Синей Луны, Legendary, Hansa Teutonica, DungeonQuest, Neuroshima Hex!




Очередной запоздалый отчёт, опять с трёхнедельной задержкой. Никак не получается просто сесть и написать несколько строк что называется, по горячим следам. Да и не получается обходиться несколькими строчками, как начнёшь, так как минимум по страничке на игру выходит. Эх, научили меня в далёкие школьные годы не писать короткие сочинения, теперь вот расхлёбываю. Да и никак не получается просто усесться за одну-две игры в день, вот и в этот раз вышло сразу шесть, и ни одну из них коротенькой не назовёшь.


Arboretum

Многие из нас ведутся на красивое оформление игры, и я не исключение. Вот только когда появились первые заметки об Арборетуме, то я совершенно спокойно отнёсся ко всем этим симпатичным деревцам, всеобщие охи-ахи мне были непонятны. Возможно, причина в том, что я по полгода живу на даче, в окружении сада и леса, и для меня деревья – это привычная красота вокруг меня, к которой я просто привык. Но сейчас не об этом, а об игре с колодой карт. Что там на этих картах, кроме дендрологической составляющей?

А там всего-навсего циферки. Ну а коль циферки, то будет сбор сетов. Правда, в этот раз сеты мы собираем не в закрытую в руке, с последующим ликованием по поводу вскрытия собранной комбинации, а собираем мы всевозможные цветные ряды на виду у всех, сад каждого игрока выставлен на всеобщее обозрение. Правила сбора сетов нельзя назвать ни оригинальными, ни излишне накрученными. Кажущееся поначалу несколько сложным для восприятия разнообразие правил устройства сада быстро упрощается одним простым правилом – деревья в саду расставляются от меньших цифр к большим, слева направо. Когда узнаёшь об этом, то сразу возникает мысль, что игра окажется очередным примитивом, выезжающем на красивых картинках. И вот в этом и есть главная обманка!

Арборетум ни в коем случае нельзя назвать простой игрой. Я даже скажу больше: что-то давно я не встречал игр, которые при филлерном ожидании оказываются такими, что за столом реально слышен скрип мозгов. Я даже не могу привести ни одной ассоциации, разве что с натяжкой можно притянуть пару соло-игр от Shady Torbey: Onirim и Urbion. Ещё по механике есть что-то от любимого мной Biblios. В основном это из-за получения очков на выигранном тобой цвете, ну и немного в чём-то похожий сбор карт, пусть даже здесь он имеет правила с более ответственными решениями и жёсткими последствиями. Если в том же Библиосе ты выбираешь карту получше и оставляешь другим всё остальное, как бы не было жалко это всё отдавать, то в Арборетуме тебе приходится скидывать из своей руки карты так, что соперник просто возьмёт и заберёт сброшенное. Именно из-за подобных решений мозги и издают скрипящие звуки. Добавляем к этому прокрутку вариантов развития сада, накидываем расчёты на предмет того, на каких цветах придётся схлестнуться с соперником - вот вам и поиски скрытых резервов в черепной коробке. Такое ощущение, что в голове просыпается то, что дремало там уже долгие годы. В таких условиях нужно ещё и отслеживать сад соперника! Мы играли вдвоём, и я даже не могу представить, что происходит в игре на большее число игроков, а ведь Арборетум предусматривает игру аж четырёх садоводов. Наверное, или голова взорвётся, или не успеешь отследить и половину того, что происходит за столом.

Что мы имеем в итоге? Это однозначно не филлер, как бы визуально это не казалось. И это игра не для того, чтобы сыграть разок и забыть про неё. Думаю, при желании можно начать исследовать всю глубину игры, если есть желание расшевелить свои мозговые извилины. В этом случае играть нужно не раз и не два. Я был бы не прочь продолжить знакомство с Арборетумом, причём ключевое слово здесь – «продолжить». Слово «повторить» для этой игры не подходит. Есть опасение, что в определённый момент может возникнуть победная тактика, но мне пока об этом говорить рано. Ну и под конец, как бы противоречиво это не звучало для любителей красивых карт, я от красот ожидал гораздо большего. Качество, конечно же, на высоте, вот только у меня первая ассоциация прошла с магазинами дьюти-фри, где лежат подобные сюжетные обычные колоды карт, к примеру, у меня есть что-то подобное с птицами. Можете кидаться в меня чем угодно, но я в графике не увидел серьёзных отличий от подобного дьютифришного стандарта. А вот что касается непосредственно игры, то все эти деревца не должны вас обманывать, под внешней симпатичностью скрывается нечто весьма серьёзное, для глубокого изучения.


Город Синей Луны

Очередное неожиданное предложение с просьбой принести эту старенькую игрушку из коллекции я поначалу встретил с опаской. Всё же для меня Город Синей Луны – это игра из давно прошедшего "колонизаторного" этапа, как бы не оказалось, что мы проведём время за старенькой гейтовой игрой с пустым рандомом и простым механизмом. К тому же у меня старенькая локализация, что уже давно стала раритетом, но смущала не раритетность, а то, что качество издания при вскрытии коробки после многолетней паузы просто разочарует. И как хорошо, что иногда ты обманываешься!

Качество действительно спорное. Если к тайлам города претензии минимальны, разве что некоторые из них чуть выгнулись, фигурки драконов вообще замечательные, то вот карты… Я посмотрел на них и понял, что вообще-то в своё время мы играли в Город Синей Луны не так уж и редко. И первое, что захотелось сделать, так это рвануть по магазинам в поисках протекторов. Ну что ж, в то время действительно было такое качество, тогда мало какая игра могла похвалиться хотя бы подобием «льна». Но этим картам можно простить такое посредственное качество всего по одной причине – это картинки! Они просто фантастические, по прошествии такого большого промежутка времени ничуть не устарели, смотрятся обалденно. Но давайте уже перейдём к нашей сегодняшней игре.

Так вот, вы, наверное, знаете, что раньше и деревья были выше, и игры лучше. Этот тезис в полной мере соответствует Городу Синей Луны. И это впечатление в первую очередь обусловлено теми картами, с помощью которых мы восстанавливаем город, способам их розыгрыша могут позавидовать многие игры «новой волны». Ничего лишнего, но и достаточная вариативность: хочешь - играй цифрами, а хочешь – свойством. Не хватает цифр на цвете? Играй свойством с другого цвета. Не можешь куда-то добежать? Играй свойством. Правда, карты порой просто вынуждают играть их как свойства, это я о случаях с драконами, но всё же сильно чувствуется то, чем ты жертвуешь и что получаешь взамен. Обычно это называется «игровой баланс». Так вот, по моему мнению, с точки зрения баланса Город Синей Луны – это вершина творчества Рейнера Книциа. Правда, уже после игры ты задумываешься, не обманули ли тебя? Не играла ли игра тобой? Ведь все пришли к финишной черте практически одновременно, и те, кто в начале отстал, и те, кто совершил стартовый рывок. Наверное, математика в этой игре действительно настолько выверена и настолько глубоко спрятана за картами, свойствами тайлов, лимитом руки, числом шкурок драконов, что этого просто не замечаешь. И благодаря этому все проводят время за замечательной игрой старой школы, и никому не обидно, никто безнадёжно не отстал, позорно не проиграл. Очень приятное ощущение именно от игры, давно такого не припомню. И это при том, что простой игрой Город Синей Луны никак не назовёшь.

Город Синей Луны прекрасно играется как в кругу семьи, так и в среде опытных гиков. Откуда это? А виной тому всё те же карты, ведь разыграть карточную комбинацию приятно кому угодно, и тому, для кого настольная игра – это Крокодил, и тому, кто прошёл через горнило MtG. В Городе Синей Луны нет ничего лишнего. Да, здесь может раздражать то, что карты не ко времени закончились, что пришло вообще не то, что надо, что не успеваешь добежать туда, где можно получить последние необходимые осколки, но ведь в конце  игры, как я уже и говорил, что происходит? А все приходят к финишу одновременно. Никому не обидно, все на позитиве. Настоящая игра для всех. Старая школа. К тому же у меня ещё и раритет. Поговаривают о новом издании, и это как раз тот случай, когда затея того стоит.



Legendary: A Marvel Deck Building Game

Для меня Legendary – это вершина колодостроительных игр. Та детальная проработка, с которой авторы подошли к колодам, просто поражает. Причём касается это как взаимодействия внутри колоды, так и перекрёстным связям. Добавляем к этому готовые «злодейские» сценарии, и вот уже задаёшься вопросом: ну и кто составит конкуренцию Legendary?

И пусть в этот раз игра прошла не так, как бы хотелось, но  Legendary от этого хуже не становится. Виной нашей несколько смазанной партии стал вписавшийся к нам человек с игровым опытом чуть ниже нулевого. Мы с ним совершенно замучились, и, в конце концов, он всё же решился нас покинуть. Хоть и остались мы за столом без случайного человека, но на обычный скоростной режим партии Legendary мы так и не вышли. Правда, свои хитрые комбы мы накрутили, я даже превзошёл в этом сам себя, хотя я не сторонник длинных прокруток, но в этот раз как-то само собой пришлось играть именно так. Вот только выиграть мне не удалось, насбивал я какую-то ерунду, весь крупняк или разбирали до меня, или просто приходилось во избежание больших проблем подчищать город по мелочам именно мне, ну и до босса я так и не дотянулся. Но всё же своё мнение о Legendary я не поменял, и если представится такая возможность, то никогда не откажусь от партии в эту игру. Legendary – это здорово!



Hansa Teutonica

Свою первую партию в Ганзу я выиграл. Причём выиграл, стараясь избегать серьёзных конфликтов, просто постаравшись создать развитую торговую сеть. Моя тактика тогда оправдалась, и уже сейчас, после второй партии, я сам себе удивляюсь, как тогда умудрялся не отставать от остальных по развитию, как у меня получалось везде успевать. Но эта вторая партия спустила меня с небес на землю.

В этот раз я опять начал примерно в тех же городах, что и в прошлый раз, то есть слева в центре, опять хотел создать сеть в нижней части карты, но в этот раз планы были частично спутаны. Во-первых, в этот раз игроки были достаточно опытны и агрессивны, причём настолько, что я сразу отстал в развитии и даже не мог придумать, как мне выпутаться из сложившейся ситуации. Тем не менее, я старался что-то делать по своему плану, а при виде действий соперников только удивлялся, как они ловко проворачивают свои дела, ну и заодно понял, что хорошо развить сеть можно не только там, где я окучиваю города, но и практически везде по всей карте. Я уже было собирался махнуть рукой на эту безнадёжную партию, как вдруг дёрнуло меня исправлять ситуацию, я совершил пару совсем ненужных ходов в стороне от центра своей активности, и это решило для меня исход поединка. Эх, если бы я не распылялся! Как оказалось, шёл я очень даже неплохо, несмотря на всю кажущуюся провальность партии. Мне не хватило всего одного хода, чтобы закрыть большой путь через всю карту. Всего два раза дал слабину, и вот вам результат. Hansa Teutonica такого не прощает.

А результат в этот раз такой. Хоть я и безнадёжно отстал по развитию, но то, что я контролировал большое число городов, позволило мне при окончательном подсчёте не просто наверстать потерянное, но и завершить игру с более чем достойным итогом. Всё же Hansa Teutonica – это абстракт из абстрактов, но очень хороший. Однако давайте я не буду петь очередных дифирамбов этой игре, а в конце укажу пару заметок на тему того, чем мне запомнилась именно эта партия.

Во-первых, я настолько хорошо, как мне казалось, в прошлый раз усвоил правила игры, что в этот раз даже не стал их перечитывать. А зря. Усевшись за стол, и получив свой планшет и кубики, я вдруг понял, что не помню ни-че-го! Мне было очень неудобно, ведь другим игрокам пришлось проводить для меня курс по лечению амнезии.

Во-вторых, мне было как-то трудно психологически садиться за эту игру. Причём я знал, что ничего сложного здесь нет, что мне нравятся все эти обороты-повороты в игре, но как же сложно было заставить себя поддержать компанию. Я знал, что начав партию, я получу всё то, что даёт Ганза, но откуда было это нежелание? Я был уверен, что знаю правила, я знал, как примерно начну партию, я знал, что покажу неплохой результат, но что-то во мне противилось игре. Так чего я боялся? Думаю, я боялся полного повторения первой партии. Ведь если я буду играть так же, то что нового я найду в этой игре? Не случится ли дежа-вю? Наверное, это и есть главная причина. Я ещё было подумывал, что, может быть, я просто боюсь проиграть в игру, в которой в прошлый раз одержал красивую победу, но вряд ли это мой случай, пусть даже и Hansa Teutonica – это как раз та игра, в которой выиграть вдвойне, а то и втройне приятно. Наверное, я всё же больше боялся повторения. Хорошо, что эти опасения не оправдались. Лично для меня партия сложилась по-другому, хотя я и старался идти по проторенной дорожке. И тут уже причина хорошей игры – это соперники за столом. Всегда приятно провести партию с сильными игроками. А Hansa Teutonica ещё и не всех сильных игроков принимает.




DungeonQuest

Наш эклектичный день продолжался. Почему бы после полностью абстрактной Hansa Teutonica не переключиться на то, где думать вообще не надо? В этом плане DungeonQuest  - идеальный вариант. Причём все знают, что такое DungeonQuest, и почти все говорят о нём: «Обожаю!» Довольно показателен разговор, что произошёл в этот день, когда один из игроков, отлетавший в X-Wings, с иронией сказал о DungeonQuest такое: «Классная игра. Я зашёл в первую комнату в подземелье – и сразу умер. Классная игра». Ну да, DungeonQuest, он такой: вытянул карту – умер, бросил кубик – умер. Классная игра. Так вот, когда автор предыдущей фразы тут же получил вопрос: «Ты её вроде бы продавал. Продал?», так в ответ прозвучало: «Ещё чего! Чтобы я такую игру продал, да никогда!» Вот такой он, DungeonQuest. Можно умереть по простому, даже идиотскому эффекту карты, но игра-то – «классная». Я знаю, что есть люди, которые могут влепить «единицу» после партии в DungeonQuest, но на это я всегда могу сказать - будьте проще! Это игра такая, где ты весело умираешь. Иногда даже странно, как к такой игре приделали такой интересный, практически психологический механизм боёвки. Боёвка, этот шикарный бриллиант, здесь полностью контрастирует с принципами перемещения по подземелью, с тем хаосом, непредсказуемостью, Абсолютным Рандомом.

DungeonQuest – это ещё одна игра старой школы, старый добрый америтреш как он есть, без мишуры и без разума. Просто вскрываем тайлы и карты, бросаем кубики, просто получаем наслаждение от игры. Здесь вообще удивительно, как кто-то доживает до конца. В прошлый раз мы играли вчетвером, и тогда партия была просто фантастическая, последние герои вышли за секунду до пробуждения дракона. В этот же раз всё было не так оптимистично, хотя и не менее весело.

Мой гном быстро добежал до стен сокровищницы, но на этом его везение закончилось. Он так и не смог зайти к дракону, в итоге умер где-то в катакомбах, так и не найдя выхода наружу, за всю партию не найдя ни одной, даже самой завалявшейся монетки! Такого позора гномы ещё испытывали. Поотставшие от него другие герои преуспели в поисках гораздо лучше. Один из них, плюнув на сокровищницу, рванул было к выходу с тем серьёзным лутом, что нашёл по коридорам, но упал в катакомбы, где и составил компанию гному после безуспешных поисков выхода. Третьему повезло больше. Поскребя по сусекам сокровищницы, он энергично пошёл навстречу славе и богатству, то есть к выходу, и мы уже было собрались наблюдать за соло-игрой, но DungeonQuest, но то он и DungeonQuest, чтобы развлекать нас поворотами сюжета. Короче, соло-игра не случилась, finita.

Итак, очередной 100%-й DungeonQuest. Вроде бы мне и пришлось наблюдать со стороны за игрой оставшихся героев, но я не в обиде, даже отдохнул, пока другие доживали свои последние минуты в подземелье. DungeonQuest – классная игра. Зашёл в комнату – умер, вытянул карту – умер, бросил кубики – умер. Что ещё нужно для настоящего америтреша?



Neuroshima Hex!

Под занавес разложили на двоих пару партий в Нейрошиму. В первой моим любимым Неоджунглям противостоял Уранополис, причём противник сказал, что играл им первый раз. Во второй партии у меня Вегас, у оппонента Смарт. Обе партии с самого начала складывались для меня очень удачно. Противник поздравлял меня с грядущей победой уже к середине партии, но, наверное, это была его психологическая атака на меня. Под конец в той и другой партии победа ушла от меня, как песок сквозь пальцы. И если с Вегасом против Смарта это было довольно объяснимо, я сам по сути упустил победу, когда в победном порыве вылез из угла и полез «в атаку» базой, вместо того, чтобы спокойно сидеть, забившись в углу, то вот что касается Неоджунглей, то тут Уранополис преуспел в разрушении растительной структуры. Собранная поначалу хорошая сеть джунглей разлетелась на куски в результате одной атаки, и вот уже Уранополис, совсем как Неоджунгли или Гегемония заполоняет всё свободное пространство. Такой Уранополис я ещё не видел! Всё же рекомендация ставить его базу в центр, как бы нелепо это не звучало для такой странной армии – серьёзная заявка на победу. Неоджунгли были разорваны на компост, даже отравление не помогло. Как резюме мне стоит только повторить то, что я уже не раз говорил: игра с сильным соперником – это всегда замечательные партии.




Подвожу традиционный краткий итог всем партиям. Arboretum – серьёзная головоломка под видом няшной игрушки. Город Синей Луны – как прочтение старой книжки через несколько лет забвения. Legendary – слегка смазанная партия в одну из лучших игр. Hansa Teutonica – две роковые ошибки. DungeonQuest – что вы знаете об Абсолютном Хаосе в настольных играх? Neuroshima Hex! - нельзя расслабляться ни на один ход.


На этом всё на сегодня. Впереди ещё один отчёт, уже за игрульки недельной давности. Я всё думаю перейти в более короткий формат отчётов, но всё никак не получается. Снижение творческой составляющей в жизни из-за чиновничьей работы заставляет выплёскивать кучу слов в игровых отчётах. Ну что ж, что получается, то получается, пусть даже с опозданием. А ведь ещё не повредит написать обзоры новых игр! Есть у меня в заначке и такое. А пока – анонс следующих Поиграндок #42 одной картинкой.



P.S. фотки описанного игрового дня в Игрании: ссылка



4 комментария:

  1. Мне Арборетум тоже приглянулся из-за темы деревьев. И я тоже живу недалеко от леса, но тем не менее, фапаю на деревья. Это же прикольно, что тема очередной игры не гоблины, пираты или драконы, а деревья. Наверное, причина радости от темы исходит откуда из глубины души, нежели просто из-за картинок=)
    Арборетум интересен, ябсыграл. Но заказывать филлеры сейчас накладно немного. Придется читать отзывы=)
    Еще одна игра, про которую всю неделю думаю - Леджендэри, и как раз ты о ней написал. Хочу с Филибера взять 3 игры (если взять больше, посылка может попасть на декларацию товаров), две есть в наличии, а вот нескольких игр, которые претендуют на третье место, нету в наличии. И я пока выбираю - или ждать, пока что-то появится, или брать то, что есть. Из того,что есть, я бы взял Legendary Aliens, как продвинутую версию Леджендэри. Но тема Марвел все-таки мне более-менее близка, пишут про эту интересно, есть много дополнений... И меня подмывает как-нибудь взять все-таки Марвеловскую версию, а не Чужих. Эх, было бы сейчас лет 5 назад, я бы не думал, что брать... Другие времена настали, к сожалению

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Арборетум по игре не похож на филлер. И денег за него проcят не как за филлер.

      Удалить
  2. Может по содержанию и не филлер, но стоит все же немного - http://www.miniaturemarket.com/zmg41203.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На филибере та же цифра, только в евро. Лично для меня филлер - это то, что стоит до $10.

      Удалить