среда, 28 января 2015 г.

Артифициум. Торжество сиюминутной выгоды


Сегодня я расскажу ещё об одной декабрьской новинке отечественного игропрома – игре Артифициум от Тимофея Шаргородского. В последнее время на многих настолкоресурсах уже появились обзоры и отзывы об этой игре, так что теперь и я присоединяюсь к тем, кто посчитал необходимым рассказать об Артифициуме.


Начну я вот с чего. На правах критика позвольте мне высказать своё отношение к названию. Хоть я и считаю себя человеком довольно начитанным, имею высшее техническое образование, мне уже давно четвёртый десяток, но даже я подобные названия запоминаю раза с пятого. Все эти артифициумы и бестиарии меня коробят. Более того, они как бы говорят, что в коробке нас ждёт что-то такое эдакое, не для всех и с высоким уровнем сложности. На самом же деле ничего хардкорного в таких играх нет, скорее наоборот, Артифициум можно смело отнести к играм европейской школы, где происходит перемещение товаров, денег и получение за эти операции победных очков. Кто дальше продвинется по треку победных очков, то и победил. Итак, после такого вот вступительного «фи» в отношении названия, я перехожу к самой игре и к моим, а также не только моим, впечатлениям.

Вскрыв коробку среднестандартного размера, мы встречаем очень качественное содержимое.




В органайзере, судя по всему, сделанном именно под Артифициум, лежат: поле для подсчёта победных очков, шесть планшетов игроков (да, играть можно вшестером!), две запечатанные колоды карт и пакетик с грудой жёлтых «кристаллов», уже знакомых по другой декабрьской игре от Стиля ЖизниКоста Руане. Ещё есть восемь круглых фишек, на которые счастливому обладателю игры предстоит самостоятельно наклеить наклейки, уж простите за такую тавтологию. Шесть фишек – это фишки игроков, и ещё по одной фишке для Первого игрока и для отметки играемого раунда. Стоит отметить, что дифференциация цветов этих фишек довольно необычная, и поначалу в игре путаешь оранжевый с малиновым и зелёный с морским, но выручают символы, а к третьему раунду первой партии к цветам привыкаешь.



Хоть в наличии и две колоды карт, но в действительности все карты – это одна общая колода, все карты сразу замешиваются в одну большую стопку из 108 карт. Забегая вперёд стоит сказать, что при игре большим количеством игроков такая, казалось бы, большая колода разбирается после середины партии. Сами карты очень красивые, за что отдельное спасибо иллюстраторам. Картинки зданий чем-то напоминают компьютерных Сеттлеров, вполне возможно, что автор и художник вдохновлялись именно этой старой игрой.


Сама картинка не несёт никакой игровой информации, а в игре используется нижняя часть карты, с символами товаров, предметов и персонажей, и очень хорошо, что символы эти крупные. Хотя изображения достаточно большие, тем не менее в первой партии нужно привыкнуть к комбинированным изображениям товаров и предметов, и если это у кого-то вызывает затруднения, то на картах ещё есть небольшая упрощённая «легенда» на синей полосе. Лично я сразу же пользовался крупными символами внизу карты, но у нас за столом были и те, кому упрощённые символы были ближе. Ну и самое главное – на карте указано количество победных очков, которые получит игрок за розыгрыш этой карты-Здания. Вот такое вот содержимое.



Теперь о том, как играть в Артифициум. Всего в одной партии у нас будет четыре раунда, ни больше, ни меньше. Каждый раунд делится на четыре фазы, из которых две - большие, характерные, где и будет происходить всё действо.


Итак, получив по пять карт, или, если это уже не первый раунд, добрав руку до пяти карт, мы участвуем в первой большой фазе – это Рынок карт. Для этого перед нами есть шесть карт на столе, и каждый из нас, в порядке очереди, может обменять одну свою карту из руки на карту со стола. Первый такой обмен для игрока бесплатный, а каждый последующий стоит две монеты. Здесь мне стоит отметить, что меняются карты исключительно с руки на стол, никаких сбросов и доборов вслепую из колоды нет, приходится довольствоваться тем, что имеется, и надеяться на то, что кто-то сбросит на стол ненужную ему и нужную тебе карту, и произойдёт это радостное событие до того, как ты спасуешь. Ведь если раз спасовал, то обменов для тебя больше не будет. Но для чего мы всё это вымениваем?

А делаем мы этот обмен для того, чтобы как можно более эффективно отыграть следующую большую фазу, так сказать, основу всей игры – фазу Розыгрыша карт. Именно здесь и происходят все операции с товарами, здесь мы зарабатываем наши победные очки. Как это делается? А всё очень просто – каждый из нас играет в закрытую одну карту перед собой, потом все мы вскрываемся и, отыграв сначала карты Действий, переходим на карты Зданий, ради и с помощью которых производим порой незамысловатые, а порой и очень хитрые перемещения товаров на своём планшете, и всё это для продвижения по треку победных очков. Позвольте пока мне ничего не рассказывать о картах Действий, перейду к картам Зданий, ведь именно они составляют основу колоды.

Итак, выбрав и вскрыв такую карту, игрок обязан её или отыграть, или сбросить, или, если кто-то успел перебежать дорогу (бывает и такое), вернуть карту в руку. В последнем случае ход игрока в этой фазе заканчивается, но на этом останавливаться не будем, так как почти всегда карта играется для того, чтобы её эффективно отыграть. Все карты Зданий – это не постройка какого-то здания, а как бы эффект здания, его применение: преврати Пшеницу в Еду, преврати Уголь и Металл в Меч, преврати Квас, Зелье и Монету в Мага.


Самое интересное в этом процессе - это то, что можно сразу, внутри этого одного розыгрыша этой одной карты, выполнить сколь угодно товарно-денежных операций. Поясню, что это такое. К примеру, совсем не обязательно заранее произвести для Мага необходимые ему Квас и Зелье. В момент «производства» Мага можно, допустим, просто продать других товаров на сумму, достаточную для того, чтобы сразу докупить недостающие материалы. Порой доходит до того, что игрок выкладывает на стол этого самого Мага, не имея ни одного «профильного» ресурса, а просто скидывает кучу товаров, чтобы получить заветные 22 монеты, необходимые для покупки Зелья за 16 монет и Кваса за 5 монет. Между прочим, разница между ценой покупки и ценой продажи довольно приличная. 

Именно этот момент, что совсем необязательно создавать сложную производственную цепочку, в первой партии сбивает многих игроков с толку. Основной принцип игры – это извлечение сиюминутной выгоды, максимально эффективный розыгрыш всех имеющихся на руках карт и ресурсов на планшете. Именно тот игрок, кто умудрится за один раунд разыграть не только все свои пять карт, но и получит дополнительные карты, снова их разыграет, и всё это в сочетании с получением бонусных товаров за продвижение по треку победных очков – именно этот игрок будет самым успешным.


Я только что сказал о бонусах за продвижение по треку, так что уточню этот момент. Здесь действительно трек победных очков служит не только для того, чтобы просто двигать по нему фишку, но и активно участвует в игре: пересёк определённое число – получи или Пшеницу, или Монету, или Квас.

Однако, я сразу убежал во впечатления. Давайте я вернусь чуть назад и расскажу о личном планшете и ресурсах.


К личному планшету нужно привыкнуть. Поначалу действительно работа с ним может вызвать затруднения, но потом все действия производятся автоматически. В чём же здесь своеобразие? Дело в том, что в игре не предусмотрены отдельные фишки для дров, пшеницы, кваса, мечей и всего остального. Всё отмечается на планшете с помощью жёлтых «кристаллов». Лежит такой на ячейке металла – значит это Металл; лежит  на угле – значит Уголь; лежит над планшетом, вверху - значит это Монета.


Понятно, что сделано это ради экономии, это всё же не агриколоподобная коробка, так что первый раунд новые игроки привыкают к такой универсальности применения компонентов, а точнее, одного компонента игры. Из-за такого ресурсорасположения на планшете, процедура перемещения ресурсов между ячейками на верхних уровнях вообще сначала ставит в тупик. Одно дело передвинуть один «кристалл» из Дров на Уголь, и совсем другое дело – взять по одному кристаллу с Угля и Металла и положить только один из них на Меч, а второй скинуть. Но довольно быстро и к этому привыкаешь, так что раунду к третьему все ловко орудуют «кристаллами», которые в один момент одновременно являются и только что вырученными за продажу деньгами, и необходимыми имеющимися ресурсами, и добавкой из «монетной» кучки. Вот только в этом случае всё это понятно тому, кто все свои операции провернул, а все другие игроки, глядя на эти перемещения, пытаются ухватить нить всей этой цепочки товарно-денежных операций, переспрашивают, но потом каждый сам проворачивает нечто подобное и ещё удивляется, мол, что тут вам не понятно, все просто, теперь двигайте меня на восемь очков, и я ещё пять монет наварил. Так что, нужна привычка для осуществления действий с ресурсами, а когда понимаешь всю суть процесса, так такие перемещения даже доставляют удовольствие. Приятно провернуть что-то подобное, разыграв дорогую карту, а потом ещё и получить бонус по треку победных очков. Со временем приходит такое, что для удобства вообще в голове всё переводишь в деньги, так даже понятнее становится. На этом про планшет закончу.

Перехожу к картам Действий. Таких карт в колоде немного, всего 20, по пять на каждое из четырёх действий. Карты Действий так же, как и карты Зданий, приходят из общей колоды, лежат на Рынке, в общем, могут быть предметом для обмена и прочих действий-взаимодействий в игре. Если вам до этого момента казалось, что в игре после фазы Рынка нет взаимодействия между игроками, то вот, пожалуйста, сейчас расскажу и об этом.


Итак, две из имеющихся четырёх карт Действий посвящены именно взаимоотношениям. Первое из этих Действий – Разведка – вполне традиционно позволяет украсть одну карту с руки у одного из противников. Правда, в этом случае тот, кого обокрали, добирает карту из колоды, так что на числе его ходов за раунд такое действие вряд ли скажется, а вот тот, кто применил такую «разведку», получит возможность сыграть в раунде лишний раз. Второе действие – Кража – и здесь, в отличие от Разведки, можно украсть у другого игрока сразу ресурс, причём на выбор. Правда, для осуществления этой операции придётся потратиться, да и не получится украсть дорогие товары, под действие этой карты попадают только ресурсы первого и второго уровня. Вот такие вот два действия-взаимодействия. Здесь у меня есть, говоря прямо, претензия к автору - здесь нет никакой возможности противостоять таким Действиям, никаких карт-реакций не предусмотрено. С одной стороны, будь такие карты, они бы занимали место в руке, с другой – такая ясность, что у тебя могут увести ресурс из-под носа или вытащить из руки дорогую карту, подталкивает к выбору, что разыграть раньше, а что оставить на потом. Может оно и правильно, что таких карт нет, но я уже привык к тому, что в играх такие карты-реакции должны быть.

Две другие карты Действий играются строго на себя. Одна – Реконструкция - позволяет забрать назад в руку уже сыгранную карту, вторая – Ярмарка - даёт по две монеты за каждую уже сыгранную в этом раунде карту, то есть чем позже сыграешь её, тем лучше. Здесь лично у меня есть чисто графическое замечание – я постоянно путаю карты Кража и Ярмарка. Возможно, виной тому изображённые в нижней части две монеты на обеих картах. Может быть, я один такой невнимательный, но уж что есть, то есть.

Что в целом по картам Действий? Их мало, и это, что называется, палка о двух концах. Было бы их много – они занимали бы место на руке вместо карт Зданий, что сказалось бы на числе разыгрываемых карт. Сейчас их мало, но приходят они далеко не всем и не всегда, и в этом случае становятся ценнее, чем карты Зданий. Правда, всё равно у нас на Рынке оставались такие карты, как раз по причине того, что не хотелось разбавлять свою руку картами Действий, но всё же есть из-за этого ощущение какого-то дисбаланса, хотя и чувствуется, что автор шлифовал игру до наилучшего состояния. Ещё довольно неудобно то, что карты Действий разыгрываются до карт Зданий. Из-за этого новый ход всегда начинается с вопроса: «Действия есть у кого?». Потом, отыграв Действия по кругу, возвращаемся к первому игроку и к Зданиям, и опять по тому же кругу, а ведь некоторые уже отыграли. Порой какой-то сумбур из-за этого возникает. Тоже нужно привыкать к этому.


Про Действия закончу, но чтобы уж до конца поныть по поводу того, что я не совсем понял, так мне показалось, что из двух «верхних» персонажей Маг гораздо интереснее Рыцаря. Маг позволяет добрать карты, подчистить руку, и в конечном итоге Маг всё равно даст дополнительные две карты, а вот Рыцарь сдвинет кого-то назад на четыре очка по треку победных очков, и что? В нашей игре на пятерых это вообще выглядело как-то мелко – одного сдвинул, а остальные все остались. Полумеры какие-то, все стали гоняться за Магом. Может быть при игре вдвоём-втроём Рыцарь и интересен, но для большого числа игроков он просто «верхний» персонаж для зарабатывания 8-ми очков, не более того. Как-то так с претензиями.


Итак, как говорил когда-то один телеведущий – подведём итоги.

На что похож Артифициум? Как я уже говорил, это ресурсная евроигра на товарно-денежные операции, на набор победных очков. Лично у меня почему-то прошла ассоциация с недавно игранными Imperial Settlers. Конечно же, визуально разница большая, но вот то, что мы играем карту и выполняем то действие, на которое указывает эта карта, а действие это – преврати один ресурс в другой, так ассоциация именно из-за этого. Правда, в Поселенцах мы копим карты-здания, а в Артифициуме эти карты одноразовые, из-за чего в Поселенцах происходит накопление зданий и генерация всё большего числа ресурсов, а в Артифициуме копить ресурсы вряд ли получится, да и толку от этого не будет. В Поселенцах у каждого большая уникальная колода, а в Артифициуме – одна на всех. Но главное отличие всё же не в этом. Главное отличие: в Поселенцах одна карта – это одна операция с ресурсами, в Артифициуме же внутри действия одной карты Здания можно перевернуть все свои ресурсы и деньги. Но в целом, повторюсь, именно из-за проворачивания ресурсов ассоциативный ряд у меня именно такой. А то, что в Поселенцах каждый ресурс представлен своим типом фишек, а в Артифициуме нужно привыкать к планшету ресурсов, так мне это отличие не кажется каким-то кардинальным. Не все, как Тшевичек или Розенберг, могут позволить себе положить к коробку кучу уникальных деревянных «яблок» или «овечек».


Тут же возникает вопрос: если я не в восторге от Imperial Settlers, то какое у меня отношение к Артифициуму? И вот тут я в затруднении. Дело в том, что Артифициум не так затянут, но и не так разнообразен. К тому же, как мне кажется, в Артифициуме чем больше игроков, тем лучше, а в Поселенцах же совсем наоборот – положительные отзывы именно по дуэльному варианту. Да и в Imperial Settlers я играл всего раз. И тут я вспоминаю, что первая раскладка Артифициума тоже, что называется, не доставила, а вот потом уже я проникся идеями, и отношение повернулось в положительную сторону. Так же я видел реакцию сыгравших в Артифициум первый раз – кто-то не понял, кто-то захотел закрепить сыгранное, а я был уже не прочь сыграть ещё разок в эту игру. Так что, скорее всего эта игра из тех, что нельзя забрасывать после первой партии, если сразу не проникся. Ведь мы почему-то даём новые шансы тому же Imperial Settlers, так чем Артифициум хуже? Да ничем не хуже! Всё, я понял своё отношение к этой игре, относитесь к нему как хотите, но это моё мнение. Так вот: Imperial Settlers и Артифициум – игры одного порядка, как бы странно это не звучало, со своими наборами плюсов и минусов.


Теперь я попытаюсь представить, кто может быть «целевой аудиторией» Артифициума? Думаю, если бы не странное название, то эта «аудитория» была бы гораздо шире. Мне кажется, что случайный покупатель пройдёт мимо игры с таким названием, а зря. В принципе, игра будет хорошо играться в кругу любителей ресурсных еврогеймов, находящих прелесть в превращениях чего-то во что-то. Неплохо Артифициум пойдёт и в кругу семьи. Однако есть одно «но». Игра требует некоего своего восприятия. Например, некоторые игроки сразу не поняли, и потому им не понравилось, что здесь можно разыграть карту, используя не готовые ресурсы, а провернув свои дела через деньги. Вот захотелось игроку создать Рыцаря или Мага, а он не может из-за раздачи карт предварительно создать необходимые для них соответствующие промежуточные ресурсы, так сразу же такой игрок не воспринимает игру. Ему нужно создать ресурс более высокого уровня из ресурсов нижних уровней именно за счёт производственной цепочки, и ему категорически не нравится, что здесь можно просто купить что-то из недостающего за деньги. Ну вот не нравится это человеку – и всё! Ну хочет он играть именно на ресурсах, и ради того, чтобы достичь более высокого уровня в производстве. Артифициум же – игра не такая. Здесь всё, как я уже сегодня говорил, подчинено сиюминутной выгоде. Откладывать что-то на будущее не всегда разумно. Здесь деньги становятся настоящими деньгами, в их первоначальном значении, они являются настоящим универсальным связующим звеном между различными ресурсами. Выигрывает тот, кто использует всё и сразу в одном раунде, а в новом начинает по сути всё заново, имея лишь скудные остатки из прошлого периода, и так каждый раунд. Да, здесь многое зависит от карт, как пришедших в руку, так и вышедших на рынок. Однако, сыграв свою вторую, а уж тем более третью партию, начинаешь понимать, что вклинивание в процесс производства денег от «купи-продай» позволит разыграть даже то, на что у тебя нет, да и не будет ресурсов. Может, в этом и есть главная «фишка» Артифициума? Всё же, главное здесь - не богатство, а победа по треку победных очков.



2 комментария:

  1. По результатам прочтения обзора укрепился в желании приобрести. Как минимум, за такую цену качественная, пусть и не хватающая звезд с неба, игра с отличными компонентами и поддерживающая до 6 игроков :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное - сыграть как минимум два раза. Благо партия не долгая.

      Удалить