суббота, 6 июня 2015 г.

Поиграндки #37: Snowdonia, Hansa Teutonica, Galaxy Trucker, Notre Dame, Neuroshima Hex!, Patchwork


Без лишних предисловий сразу перейду к отчёту за прошедшее воскресенье. Поехали!


Neuroshima Hex!

Для начала мы немного размялись в Нейрошиму на двоих. Случайным образом достали из мешочка по одному жетончику, и ими оказались Молох и Неоджунгли. Такое противостояние ожидалось весьма интересным. Успеют ли Неоджунгли разрастись? Или Молох будет рубить всё на корню? И вот в этот раз Молоху не очень повезло, не шли гексы «боя», так что у Неоджунглей получилось создать большую сеть, подключить на неё пару «инициативных» модулей, а здесь уже – дело в шляпе. А точнее, в корнях, и это при том, что наиболее сильные модули Неоджунглей пришли под конец. Так что в этот раз подтвердился тезис о том, что ни в коем случае нельзя давать джунглям разрастаться в одну единую сеть. Кстати, забыл уточнить, я играл за Неоджунгли.

На второй бой вытащили Шараш и Смарт. Убийственный Шараш и дальнобойный Смарт. Казалось бы, вот где будет мощная рубка и куча урона на каждую базу. Доживём ли до последнего боя? Но всё получилось с точностью до наоборот! К последнему бою ни одна база не получила НИ ОДНОГО повреждения. Смарт вовремя блокировал подступы к своей базе, ушёл от мортир, а Шараш, накинув паралич на дроида, бегал как угорелый от выставленных против него пушек. Бои заканчивались разменом бойцов, но к базам ни тот, ни другой никак не могли подобраться, и это для таких заточенных на боёвку фракций. Как я уже сказал, к последнему бою жетоны на треке урона так и не сдвинулись с места. Перед последним боем Шарашу, то есть мне, удалось как-то вывернуться и поставить своего последнего бойца на единственную возможную ударную позицию, что и принесло победу при единственном прошедшем уроне на базу Смарта. Если честно, мы были немного шокированы таким поворотом событий, ведь обе эти фракции уж очень агрессивны, особенно Шараш, а тут вдруг сыграли, что называется, «по нулям». Очень интересная, удивительная партия. За это мне и нравится Нейрошима, никогда не знаешь, чем обернётся каждое сражение.




Snowdonia

Я уже рассказывал об одной партии в Сноудонию, и тогда это была партия на троих, и именно игру на троих в Сноудонии я считаю слегка поломанной, так как для одного очень ценного действия, а именно для действия Обмена, в таком варианте предусмотрен всего один слот. Но сегодня мы сыграли вчетвером, хотя я очень надеялся, что наконец-таки удастся сыграть в эту игру полным составом из пяти игроков. Но и вчетвером получилось весьма неплохо!

Не буду лишний раз рассказывать про игру, остановлюсь только на моих сегодняшних заметках. Итак, во-первых, в этот раз мне было гораздо проще рассказывать правила, нежели это было в прошлую партию. Наверное, уже есть опыт такого рассказа, да и мне проще было сразу же акцентировать наиболее оригинальные моменты в игре, такие как застройка станции при нераскопанных путях на станции и непроложенных рельсах к ней, а также тот момент, что очень много очков зарабатывается именно на картах. Ну и не забыл обратить внимание на то, что «лопата» на картах - это фишка «булыжника». Как тут не вспомнить Deus с его коричнево-зелёным деревом? Также полезно при рассказе обратить внимание на то, откуда какой ресурс берётся, и на то, куда и в каком объёме эти ресурсы тратятся. Ведь за «рельсы» можно получить мало очков при прокладке путей, а на станциях за рельсы получаешь больше. И в то же время в конце партии хорошие бонусы с карт как раз даются за проложенные пути, а за станционные строения очки с карт получишь ну очень мало. Вот такой вот баланс зарабатывания очков.

Во-вторых, в этот раз я ещё больше убедился в том, что темп игры в Сноудонию зависит не от задумчивости игроков или вероятности извлечения белых кубиков Событий, которые подталкивают игру, а сугубо от погоды во время строительства. Будут солнечные дни – будет высокий темп, а если случится, как у нас, сплошной ряд «синей» плохой погоды – будем сидеть и ждать, в лучшем случае копить руду с камнем на будущее. Что же касается задумчивости и, как следствие, даунтайма, то откуда ему тут взяться, если у каждого из нас всего по две фишки, в лучшем случае по три, и первые же выставляются «на автопилоте» на самые ценные места? Правда, периодически мы зависали, и у меня такое ощущение, что зависал подолгу именно я, хотя игра как раз моя, остальные трое игроков играли в Сноудонию впервые. Может быть, это из-за того, что уже знаю, откуда ждать подвоха? Может быть, но что-то в этот раз я был в задумчивости, даунтаймил.

В результате из-за погоды игра как бы разделилась на три этапа: сначала быстрый проход по трём станциям, потом всё остановилось, даже белые кубики не то чтобы толкали игру, а просто не шли, ну и в конце солнечные дни позволили пролететь вторую половину пути с ураганной скоростью. Игра закончилась как обычно, то есть из-за «ботового» строительства последнего участка путей, так что последний раунд завершила игра, а не игроки. Как раз из-за этого я не успел выполнить одну свою бонусную карту на солидные 23 очка. Да что там говорить про 23 очка, если я не смог закрыть даже такую мелочь, как карту на «4 лопаты»! Тем не менее, из-за активного строительства на станциях и при прокладке путей, даже с одной бонусной картой, мне удалось набрать без малого сотню очков, что весьма хороший результат. А вот победитель закрыл вроде бы сразу пять бонусных карт! Куча раскопанных булыжников под эти карты дала хороший результат, более 120-ти очков, и это при минимальном участии в строительных делах. В этот раз опять хорошо проявила себя карта «бонус за бонус», то есть это дополнительные очки за продвижение Смотрителя по станциям. С другой стороны, не такая уж и мощная эта карта, ведь не закончилась бы игра по Событию, я бы получил свои недостающие почти четыре десятка очков. Так что баланс набора очков в игре хорош, если вовремя поймать удачу за хвост.

Ну и главный вывод на сегодня по поводу Сноудонии. Игра не хватает звёзд с неба, производит впечатление крепкого евро-середняка с рядом интересных моментов. Часто играть в неё вряд ли захочется, но вот так изредка достать и провести часа полтора за приятной, спокойной, ненапряжной игрой стоит. И ведь я так и не попробовал дополнения к Сноудонии! Нужно будет обязательно опробовать новые дороги, паровозы и снег.




Hansa Teutonica

О Ганзе я читал слишком противоречивые отзывы. С одной стороны, высокий рейтинг на BGG, а с другой – обвинения в излишней перегруженности, сверхгиковости, странной графике, короче, вроде как игра не для всех. Особо я знакомиться с Ганзой не рвался, как-то не хотелось в очередной раз увидеть игру с перенавороченными правилами. Но я опять ошибся, уже в который раз! Правила только кажутся накрученными, трудночитаемыми, по факту же рассказчику правил достаточно наглядно показать, как работает каждое действие, как всё становится ясным и понятным, остаётся только корректно отыгрывать эти действия по ходу игры. Ну и не повредит за день до игры попробовать прочитать эти самые правила, пусть даже без карты-поля перед глазами это может показаться малоэффективным.

Итак, начинаем играть. Сначала глаза разбегаются, не знаешь, что лучше делать, ведь понятно же, что нужно потихоньку прокачивать свой планшет, и вот что тут лучше прокачивать, вообще не понять. Конечно же, когда играют четверо, то все лезут в одни и те же города за прокачкой, но поначалу все же не очень агрессивны друг к другу. Однако постепенно принцип игры становится понятен, и вот теперь уже начинается рубка! Блокировки путей, выбивание торговцев, перебивание влияния в городах… Показавшийся в начале принцип «а вот если я займу два города и всегда буду иметь на этом два очка» может не быть эффективным как раз по причине возможности усложнить жизнь такому игроку, да и без прокачки много не сделаешь. Однако я уже начал уходить в тонкости игры, а это при рассказе о Hansa Teutonica нежелательно. Почему?

Да потому что Hansa Teutonica – это по сути сухой, очень чётко математически рассчитанный абстракт! Вы представляете, что такое абстрактная игра? Так вот, Hansa Teutonica – это абстрактный абстракт. Но как же он хорошо играется! Мне очень понравилось. Я ни разу, ни в одном месте на карте-поле не увидел какого-нибудь пути или города, которые бы выбивались из досконально рассчитанной модели. И это прекрасно! И даже игрок, которому Ганза категорически, абсолютно не понравилась, тем не менее получил победные очки в таком объёме и с таких мест, откуда лично я не ожидал получить должного эффекта. А лично для меня гораздо удивительнее то, что выиграл партию именно я. Быстро поняв, что мне в такой агрессивной среде будет трудно выдерживать заданный темп взаимного перекрывания кислорода, я переключился на единственный, как мне показалось, путь к спасению. И он сработал! Пусть не всё удалось, ведь соперники, мягко говоря, тоже не дремали, но мой план по организации единой развитой торговой сети сработал. Не удалось в этом только одно – мне так и не дали повысить ценность путей, на дороге к нужному городу мы здорово схлестнулись. Сейчас вот написал это, и подумал, что такое вот разнообразие путей зарабатывания очков и необходимость поймать момент, когда нужно грубо отсечь лишние пути и давить на одно – это так по-фельдовски! Правда, автор здесь - Andreas Steding, но немецкая школа чувствуется как нигде. А в фельдовские игры мне почти всегда везёт.

И знаете, что в игре мне понравилось больше всего? Это простой, понятный, но такой изящный способ взаимодействия игроков при выбивании чужого торговца. Ведь, казалось бы, ну выбили у тебя торговца, можно было бы или возвращать его в руку, или просто перемещать, ан нет, автор игры изящно предоставляет возможность выбиваемому не просто переместить выбиваемого на соседнюю дорогу, но и взять и выставить ещё одного торговца, да не просто так, даже не с руки, а из далёкого банка! Вот и получается: захотел выбить другого игрока – выставляешь одного своего и сбрасываешь в банк ещё одного, а соперник ничего не теряет, кроме позиции на карте, ставит свою фишку, да ещё и вторую выставляет! Очень красивое решение, снимаю шляпу. Таким способом убиваются сразу два зайца – и конфликт налицо, и новые фишки на карте появляются. Из этого всего ещё и темп в игре растёт. Кстати, о темпе. Да, порой здесь есть даунтайм, но он возникает больше из-за первоначального незнания тонкостей простых правил. Ближе к концу игры, как ни странно, при увеличении числа действий внутри одного хода игрока, темп как раз возрастает. Может быть, это из-за того, что число действий становится равным числу постоялых дворов между городами плюс действие на основание офиса? Математика, сплошная математика… Но мне очень понравилось, совсем не ожидал такого от абстракта на странной карте. Хотя, если быть совсем честным, абстракты мне нравятся, дома уже много лет в хитах Blox. Куда уж абстрактнее?



Galaxy Trucker

После евро-абстракта игровой день сделал резкий поворот - Galaxy Trucker. Кто-то называет Космических Дальнобойщиков паззлом, а мне эти стыковки разъёмов больше напоминают Каркассон. После прочтения дома правил (да, в Дальнобойщиков я раньше тоже не играл), игра мне напомнила ещё и Dungeon Raiders. Казалось бы, это-то откуда? А разве случайный выход карт на пути – это не как путешествие по тому самому подземелью? Между прочим, в Дальнобойщиках, как и в Dungeon Raiders, тоже постоянно прилетает самому неудачливому, так сказать, добивают приключенца. Но давайте уже о моих впечатлениях по порядку.

Как я говорю уже не в первый раз, прочитать правила никогда не повредит. Пусть даже не всё сразу будет понятно, но, по крайней мере, свойства элементов корабля усвоить можно, останется только уточнить у более опытных товарищей тонкости. А вот в тонкостях как раз чувствуется рука автора, да не просто чувствуется, а игра просто вопит – Vlaada Chvátil! Тонкостей на каждый чих в игре хватает и в Galaxy Trucker, и в Dungeon Petz, а если вспомнить ещё и MageKnight… Хорошо, когда в твоей первой игре в эти игры за столом есть те, кто хорошо ориентируется в деталях. Хотя, казалось бы, что может быть сложного в это смеси Каркассона и Dungeon Raiders? Тем не менее, мы же хотим не просто так наблюдать, как разваливаются наши корабли, а как минимум пролететь весь путь от начала до конца. В нашем сегодняшнем случае не долетел всего один корабль из трёх, и то в самом последнем, четвёртом полёте.

Какие основные впечатления? Я ожидал чего-то немного более весёлого, но это единственное неоправдавшееся ожидание с лихвой компенсировалось интересным процессом создания корабля. Первый свой корабль я собрал довольно быстро, ещё и подумал: ну где тут можно копаться? И тут сразу же вылезла первая тонкость по-хватиловски: торчащие из корабля разъёмы – это плохо. В своих следующих кораблях я старался такого «недостроя» не допускать. На четвёртом корабле я так увлёкся поиском глухих «концов», что совершенно забыл о том, что метеориты могут прилететь с любой стороны, все пушки вперёд понаставил. Вот вам и ещё одна тонкость. Конечно же, со временем это всё утрясается в голове, но в этом и есть Хватил!

Но хватит уже про тонкости и стройку. Главное же моё впечатление даже не то, что здесь я услышал нотки так любимого мной Dungeon Raiders, и не то, что ожидал простенькую фан-игру, а увидел совсем другое. Дело в следующем: я не люблю… хотя нет, не так – я ненавижу игры на скорость, в реальном времени! Моё мировоззрение отказывается воспринимать игру-«хватайку», наверное, в детстве в такие наигрался. Так вот, в итоге строительство корабля в реальном времени в Galaxy Trucker у меня совершено не вызвало отторжения, даже наоборот, ограничение времени показалось приятным и крайне необходимым элементом этой игры. Или просто дело в том, что песочные часы оказывают на меня магическое, гипнотическое действие?

При виде песочных часов я испытываю какое-то странное ощущение, для которого, пожалуй, нет определения ни в одном языке мира. Именно по причине такого странного чувства я боюсь начинать коллекционировать песочные часы, боюсь, что это просто поглотит меня, и это будет совсем не то же самое, что коллекционирование настольных игр. Если бы вы только знали, каких усилий мне это стоит! Так что у меня дома на столе есть только одни-единственные песочные часы – из оливкового дерева и с зелёным песком. Порой я переворачиваю их и вижу материальное воплощение движения времени. Вы когда-нибудь видели время? Видели, как оно движется? Посмотрите на песок в песочных часах! Лучшего визуального представления вы не найдёте.

Но я совсем отвлёкся от нашей игры. Итак, Galaxy Trucker оказалась первой игрой в моей практике, где я не просто не против реального времени, но и обеими руками «за». Да и не похожи Дальнобойщики на «хватайку», всё серьёзно, по-взрослому. Кстати, это ведь игра вроде как «про космос»? Тоже нелюбимая для меня тема, но здесь эта тема совершенно ненавязчива. Можно было бы и в подземелье спуститься, но не на корабле же туда лезть! Пусть будет про космос.



Notre Dame

При взгляде на Notre Dame, хоть живьём, хоть на экране, мне всегда вспоминается 2008-ой год. Это было на заре современного увлечения настольными играми, когда я только проникал в этот мир. И тогда в одном, если не единственном в то время приличном магазине настолок мой взгляд постоянно останавливался именно на разложенных в витрине компонентах Notre Dame. Эта игра мне нравилась как-то подсознательно, то ли на основе оформления, то ли ещё что было в голове, однако тогда я приобретать эту игру не стал. Всё же рекомендация «лучше от трёх игроков» в то время была для меня очень критичной, у меня до сих пор лежит Пуэрто-Рико с тех времён в практически новом состоянии, найти компанию для игр на несколько игроков я тогда так и не сподобился, всё это было ещё впереди.

Так что там с Notre Dame? А в Notre Dame сразу чувствуется, что это игра из «того» времени. Времени, когда «золотой век» современных настольных игр только начинался. Всё же как сильно эволюционировали игры всего за несколько лет! Это касается всего – механизмов, графики, атмосферы… Тем не менее, как же хорошо вспомнить то время, окунутся в мир «гейтовых» игр. Хотя, можно ли назвать Notre Dame гейтовой игрой? Не так уж тут всё и просто, одни только способы набора победных очков чего стоят. И вот тут, уже после подсчёта победных очков, я вдруг увидел на коробке знакомое имя - Stefan Feld! Один из моих любимых авторов. И его Notre Dame – это игра из добургундского периода, современница Года Дракона. Ну и что тут можно ещё добавить? Может быть, просто стоит сравнить с другими играми этого автора? Попробую. Notre Dame проще, чем Замки Бургундии. Notre Dame понятнее, чем Год Дракона. Notre Dame сбалансированнее Луны. Notre Dame не так красива, как Бора-Бора. Кстати, где там мой вишлист? А, вот он… AquaSphere. Никак не удаётся сыграть в эту новинку от Фельда, хоть приобретай без опробования, как в старые времена.

Жалею ли я, что в моей коллекции нет Notre Dame? Пожалуй, нет. И дело тут не в том, понравилась она мне или нет, здесь у меня сугубо положительные впечатления. И не в том, что мне не хотелось бы добавлять в коллекцию уже довольно старую игру, пусть даже это заслуженная классика, с этой стороны даже наоборот, иметь коллекцию «от Фельда», как по мне, так это признак хорошего вкуса. Причина единственная – я не так часто достаю «гейтовые» игры, круг игрового общения у меня несколько другой. Но вот если нужно поддержать кого-то в его колонизаторно-каркассоновом этапе настольных игр, то Notre Dame в этом ряду будет изящной жемчужиной, ступенькой на следующие этапы эволюции. Но и тем, кто в настольных играх не первый год, не повредит иногда сыграть в подобные игры, посмотреть на них другим, изменившимся взглядом. Очень интересные впечатления! Рекомендую.



Подвожу итог сегодняшнего повествования. Neuroshima Hex! – это всегда замечательно. Snowdonia – крепкий середняк со спокойным ходом игры. Hansa Teutonica – моё сегодняшнее открытие, один из лучших абстрактов, что мне встречались. Galaxy Trucker – то, что хотелось бы повторить, хотя и отнимает игра больше времени, чем ожидается. Notre Dame – классика, ностальжи, Фельд. Как-то так по поводу этих игр.


Ну и в самом конце - немного о разном.

Во-первых, в моей коробке Сноудонии, а это первая редакция, так как у меня фишки, а не фигурки рабочих, вложен совершенно позорный мешок для кубиков. Пользоваться мешочком в игре нужно постоянно, но туда не пролезет даже детская рука. Пришлось пошить новый шёлковый мешок, примерно как в моём китайском Steam.



Во-вторых, у меня на неделе были обновки.


Дополнение Elder Sign: Gates of Arkham я хотел приобрести с самого первого анонса, а после опробования моё желание только усугубилось, ведь наконец-таки в эту игру можно нормально играть нескольким игрокам. Всё же база с первым дополнением, как по мне, так лучше всего идёт соло.

Второе дополнение к Castle Panic: The Dark Titan тоже относилось к разряду маст-хэв, но ждал я его в подозрением, всё же «монстрики» после введения дополнения The Wizards Tower казались законченным творением. Не испортить бы игру! Но относительно низкая цена за это дополнение сделала своё дело. Кстати, на Тесере уже был оперативный обзор этого дополнения, и тогда я подумал, что не буду по получению Тёмного Титана писать свой, однако всё же соберусь и напишу. Как оказалось, для нормальной игры всё же нужно немного допилить-похоумрулить. то был спойлер J


Ну и в завершении покажу интересные сотканные одеяла в Patchwork. Специально не стал выносить Patchwork этой недели в основную текстовку, с этой игрой и так всё понятно, хитовый хит.

В этот раз мне удалось сшить одеяло всего с одним незакрытым полем, что для нашего уже солидного опыта игры весьма хорошее достижение, как-никак мы следим за работами друг у друга и уже не оставляем хорошие лоскуты конкуренту. Вот что получилось.


Ну и ещё одна интересная партия. У меня – два незакрытых, у оппонента – 22 пуговицы в конце работы! По-моему, это рекорд. Правда, по очкам всё равно я выиграл.



Ну вот и всё на сегодня. К сожалению, этот отчёт я выпускаю довольно поздно, но всему виной изменившиеся жизненные обстоятельства. Тем не менее, забрасывать отчёты, обзоры и самоделки я не собираюсь, просто мне нужно адаптироваться к новому ритму жизни, уж слишком резко всё поменялось, нужно привыкнуть. А ведь завтра ещё нужно заехать за бумстартерными Замками безумного короля Людвига! Где ты теперь, моё свободное время?


15 комментариев:

  1. Ирина

    Отчет, как всегда, классный!
    "Кстати, на Тесере уже был оперативный обзор этого дополнения, и тогда я подумал, что не буду по получению Тёмного Титана писать свой..." Нет уж позвольте! ;))) Вы - самый крупный специалист в данном вопросе!!! Благодаря, в том числе и вашим Поиграндкам, я приобрела для наших семейных посиделок Castle Panic и дополнение The Wizard’s Tower. Очень хочется услышать мнение о новом дополнении и о домашних нововведениях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И как вам "монстрики"? А то я рекомендую "для дома, для семьи" и даже не знаю, сильно ли меня ругают за такие рекомендации.

      Удалить
    2. Ирина

      Игра отличная! Перед покупкой я отдавала себе отчет о том, что эта игра - семейная, но даже базовая версия без дополнения понравилась и моему сыну и мужу, а уж с дополнением.... Любимая фраза семилетнего сына во время игры: "Нас сейчас ухайдохают!..". И еще раз спасибо за поиграндки - очень помогает описание эмоций от игр и изменение этих ощущений с течением времени и ростом количества партий.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Не поверишь, на работу пошёл! :) Сегодня уже пятый рабочий день.

      Удалить
    2. А до этого как ты без работы был?=) Дайстауэры клепал?

      Удалить
    3. Бережливость к бережливо сбережённому. :)

      Удалить
  3. Никогда не комментирую записи, но знаю, что для авторов очень важна моральная поддержка, поэтому большое спасибо за отчет! ;)

    ОтветитьУдалить
  4. У меня до подсчёта бывало больше 30 пуговиц!
    + 1 неоднозначный отзыв по Hansa. У знакомого есть, надо будет посмотреть, что за зверь.

    ОтветитьУдалить
  5. Сорри за офтоп, но капча при комментировании просто аццкая. "Выберите все изображения, где есть суп" :Р

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Опять капча? Я ж её в самом начале отключил. Сейчас проверю.

      Удалить
    2. По аноному капча не выпадает. Может, твой вордпресс с блогспотом так не дружит?

      Удалить
  6. Приятно читать ваши отчеты. Про Notre Dame тоже отметил, что игрушка располагает к себе и, в какой-то степени, привязывает. Нам удалось сыграть в нее всего пару раз, но впечатление она оставила и уже больше года ждет нас снова, но все не складывается.



    ОтветитьУдалить