Да, сегодня будет Сольное выступление!
Напомню, что предыдущие восемь частей выходили на Настолкомании, но теперь всё новое будет публиковаться здесь, в моей персональной песочнице. Последняя, Восьмая часть, вышла аж в сентябре прошлого года, но это совсем не значит, что я
забросил играть в соло-игры или мне не попадались достойные внимания творения.
Это совсем не так. Во-первых, с поступлениями новых игр возникли проблемы из-за
прошлогодних бед на В&В, а во-вторых, имеющийся материал мне хочется выдавать
не эклектичной кучей, а связать игры внутри одной части каким-то общим
признаком. В результате долгое время части Девятая, Десятая, и даже Одиннадцатая
имели готовность процентов 70. Сейчас пустота начинает заполняться, и потому
вслед за сегодняшним материалом я постараюсь в мае выпустить часть Десятую,
Юбилейную, а потом доберёмся и до следующих частей.
Накануне юбилейного, Десятого
выпуска Сольных выступлений, я соберу
в эту часть небольшие игры, которые в той или иной степени заслуживают
внимания, но не попадали в Сольные
выступления за давно ушедший 2013 год. Не стоит ждать сегодня чего-то
масштабного, все «сливки» я приберёг к Юбилею, так что сегодня рассмотрим три
пасьянсоподобные игры, причём одна из них будет по любительским соло-правилам. В
конце я скажу пару слов о том, в какую игру играть соло совершенно не стоит, а
также о том, можно ли играть в одиночку в один безоговорочный настольный хит.
Приступим. И начну я сегодня с игр,
очень похожих на пасьянсы.
«Прыг да скок через мосток»
Morels
Итак, о чём эта игра? Вы – заядлый
грибник. Более того, вы гурман в части блюд из этих самых грибов. Вся ваша
жизнь посвящена походам в лес, причём вы любите бродить в поисках грибов даже
по ночам. То, что вы находите, вы стараетесь приготовить. Приготовить одно блюдо
можно только из одного вида грибов, и только если они есть в достаточном
количестве, и если для них в доме есть чистая сковородка. Можно улучшить
вкусовые качества блюда, добавив в него масло или яблочный сидр. В игре на
двоих соперники соревнуются в количестве и качестве приготовленных блюд,
получая за них победные очки. Более подробно об игре вы можете прочитать в моём прошлогоднем обзоре на Настолкомании. В соло-варианте нам так же предлагается
заработать ПО на своих готовках. Казалось бы, подобная цель в соло-игре скорее
обрекает такую игру на провал, нежели говорит об интересном процессе и
результате. Однако соло-Morels - это
как раз тот редкий случай, когда подсчёт ПО в конце партии будет интересен.
Впрочем, сам игровой процесс гораздо интереснее. Он представляет собой смесь
базовых механик игры и неожиданных изящных решений, которые делают соло-игру не
просто играбельным пасьянсом, а ещё и реиграбельным.
Но поначалу, читая две странички соло-правил
и рассматривая страничку с парой картинок, долго пытаешься усвоить все имеющиеся
в тексте «если-если-если». В конце концов, плюёшь на это дело и раскладываешь
карты. И вдруг оказывается, что всё настолько просто и понятно, что начинаешь
осознавать всю логику автора и даже к возникающим по причине недосказанности
вопросам самостоятельно находишь ответы, ведь всё лежит на поверхности. Более того
понимаешь, что автор соло-правил здорово оттестировал этот режим, да так, что
игра стала одновременно и другой, и в то же время осталась всё той же
красавицей Morels. Так что же такого
поменяли в игре, чтобы превратить её в хороший пасьянс?
![]() |
Стартовая раскладка |
![]() |
Вроде бы всё просто, но есть уйма вариантов хода! |
![]() |
"Дневная" колода-лес уже перемещена |
![]() |
"Рука" - только выкладывай! Ещё бы успеть это сделать... |
![]() |
Последний ход! И три сета на руках. Будут "минусы" :( |
Минусы: Пока ещё очень редкая игра.
Здесь мне нужно сделать отступление на
P.S. и сказать, что в этом году игра переиздана
одним известным издательством, правда, с картинками от другого художника и под
названием Fungi. Надеюсь, других изменений, кроме
названия и дизайна, игра не претерпела.
ИИ: ненавязчивый.
Языкозависимость: только правила игры, на картах
текста нет.
Цена: Morels - $25
(если удастся найти). Fungi - €15.
Теперь переходим к следующей игре
пасьянсного типа, но для которой соло-режим уже заложен в правила авторами
игры.
«Хочешь
быть передовым – сей квадратно-гнездовым»
Card City
Итак, о чём же эта игра? Здесь вы являетесь
мэром небольшого городка, который вынужден также выполнять функции главного
архитектора. Вам необходимо максимально эффективно застроить вверенную
территорию жилыми, коммерческими, рекреационными, индустриальными зонами и
паркингами. Причём необходимо соблюдать строгие ограничения: жилые кварталы не
могут быть рядом с заводами, новое муниципальное жильё или коммерческие зоны не
могут соседствовать с уже имеющимися такими же, от количества индустриальных
зон зависит площадь города, да и к тому же размер города может быть не более
чем 5х5 участков. Качество города определяется по победным очкам (ох, опять ПО
в пасьянсе), причём даются они в математической прогрессии, то есть за жилой
район из одного участка даётся 1 ПО, за двойной район – 1+2=3 ПО, за тройной –
1+2+3=6 очков, ну и так далее. Внимательный читатель тут же спросит: а как
здесь получится район из двух и более участков, если ставить новые участки того
же типа к уже имеющимся нельзя? А вот в этом-то и есть вся соль игры! Дело в
том, что Card City – одна из
редчайших игр, где есть саморазвитие города! На моей памяти это вторая игра с
такой функцией, и первая, где развиваются именно районы основных типов – жилые
и коммерческие. Так что же движет саморазвитием города, кроме, конечно же,
желания мэра получить без собственных затрат новые освоенные участки города? А
движет этим создание благоприятных условий для этого самого саморазвития, что
уже зависит непосредственно от самого мэра, то есть от игрока.
![]() |
Здесь рекреация (L) равна жилью (R). Роста не будет. |
![]() |
"I" ставить некуда. Зато из-за "L" будет саморазвитие. |
Минусы: Зависимость от выхода тайлов из
колоды. Странная «таблица достижений».
ИИ: переплетённый.
Языкозависимость: только правила, есть хороший
перевод.
Цена: [в продаже не нашёл]
Ну и третий пасьянс на сегодня. Хотя
можно было бы его разделить на два, так как существует две игры, но суть у этих
игр одна. Помните, выше я говорил про пятое колесо в телеге? Вот вам и живой
пример. Более того, взяв за основу один из видов этих правил, автор поменял
антураж и выпустил недавно «совершенно новую» игру, но об этом позже. Оставим
это на его совести, а мы переходим к Пингвинам.
«Двое
из ларца, одинаковы с лица»
Penguin
/ Pinguin-Party
Так о чём же эта игра? Идея до
безобразия проста. Необходимо выложить пирамиду с основанием 8 карт, где каждый
следующий ряд будет на одну карту меньше предыдущего. В основании пирамиды карты
можно выкладывать как угодно, а вот для последующих действует простое правило –
карту можно класть только туда, где масть цвет карты совпадает с одной
из двух карт, находящихся под ней. Постепенно продвигаясь наверх, требуется
дойти до вершины. Ах да, я совсем забыл сказать, откуда берётся новая карта.
Здесь тоже всё просто – это верхняя карта в колоде. Взял, вскрыл, подумал куда
приделать, сыграл. Снова взял, вскрыл, ну и т.д. Несложно подсчитать, что
уложить в пирамиду нужно все 36 карт. В игре на пять мастей, тьфу, на пять
цветов на вершине должна оказаться карта с единственного, «длинного» цвета.
Если учесть, что из колоды идёт всё подряд без какой-либо системы, то собрать
пирамиду практически не представляется возможным. Более того, правила говорят о
том, что если карта не идёт, то нужно её скинуть, а в конце подсчитать победные
очки.
Знаете, я согласен считать очки в Card City, в Morels я обожаю считать ПО, но здесь это совершенно не к месту. Сам механизм – это 100%-й пасьянс: «сошлось – не сошлось». Какие ещё ПО? Для эксперимента я сделал все пять цветов «длинными», колода стала содержать 40 карт, причём на вершине может оказаться любая ма..., тьфу, любой цвет. Знаете, не помогло. Такой пасьянс минут на 10-15, потом становится скучно, нудно, да и впереди положительным результатом даже не пахнет. Может быть, попробовать сыграть в четыре цвета, то есть по правилам Penguin? Там всё же на каждом цвете (или уже на масти?) 9 карт, то есть на одну больше, чем требуется для успешного результата. Лучше, конечно же, но всё так же скучно и нудно. Как вариант провести 15 минут ожидания, если под руку попалась обычная колода карт и есть пустой стол – да, можно, благо правила здесь проще простого. Но только на эти 15 минут, не больше. К сожалению, или к счастью, такой пасьянс – не моё.
Знаете, я согласен считать очки в Card City, в Morels я обожаю считать ПО, но здесь это совершенно не к месту. Сам механизм – это 100%-й пасьянс: «сошлось – не сошлось». Какие ещё ПО? Для эксперимента я сделал все пять цветов «длинными», колода стала содержать 40 карт, причём на вершине может оказаться любая ма..., тьфу, любой цвет. Знаете, не помогло. Такой пасьянс минут на 10-15, потом становится скучно, нудно, да и впереди положительным результатом даже не пахнет. Может быть, попробовать сыграть в четыре цвета, то есть по правилам Penguin? Там всё же на каждом цвете (или уже на масти?) 9 карт, то есть на одну больше, чем требуется для успешного результата. Лучше, конечно же, но всё так же скучно и нудно. Как вариант провести 15 минут ожидания, если под руку попалась обычная колода карт и есть пустой стол – да, можно, благо правила здесь проще простого. Но только на эти 15 минут, не больше. К сожалению, или к счастью, такой пасьянс – не моё.

Плюсы: Элементарные правила. Можно играть
простой колодой карт.
Минусы: Пасьянс очень редко сходится.
Скучно.
ИИ: слепая колода.
Языкозависимость: отсутствует.
Цена: играйте или обычной карточной, или
любой книциевской пятицветной колодой.
Чтобы подвести небольшую черту под
этими тремя с половиной пасьянсами, хочу озвучить возникшие у меня парочку
мыслей. После этого мы пойдём дальше.
Во-первых, почему-то многие игроки,
в том числе и я, подобные игры называют пасьянсами.
Да, здесь есть карты. Да, они перемещаются по столу. Да, зарабатывание очков в
таких играх, пожалуй, не так уж и важно. Но, если задуматься, каков главный
принцип пасьянса? А он с незапамятных времён был одним: пасьянс или сходится,
или не сходится. Во все времена находились люди, делегирующие пасьянсу свой
жизненный выбор. Люди садились за стол, брали в руки карты, загадывали два пути
решения, соответствующие сошедшемуся или нет пасьянсу, и принимались
раскладывать карты. Если посмотреть на три игры, которые я сегодня назвал
пасьянсоподобными, то только Пингвинам
присущи признаки настоящего пасьянса. Именно «пирамидка» или сходится, или нет.
С Morels и Card City совсем
не так. Должен признаться, что я, пожалуй, не совсем прав в своих определениях.
Эти карточные игры скорее достойны называться более новым, нежели «пасьянс» словом – «филлер». В принципе, под «филлер»
можно подогнать что угодно, чётких границ у этого понятия не существует, но
если считать, что филлер – это небольшая,
несложная игра, направленная на «убиение» времени, то эти игры соответствуют
этому определению. Так что я сейчас в сомнениях: прав ли я, называя эти игры пасьянсами?
Моя вторая мысль на данный момент
такова. В этих несложных играх есть подсчёт победных
очков, что в соло-игре обычно не к месту. Соревноваться с самим собой в части
набора ПО – штука странная, гораздо более странная, чем вообще игра в одиночку.
Но вот почему я не против подсчитать ПО в Card
City, а уж тем более в Morels?
Наверняка ведь дело не в красивых картинках на картах, и уж тем более не в
соревновании с самим собой. И вдруг я понял, в чём дело! Просто так взять и
подсчитать ПО не интересно. Ну взял и просуммировал циферки на картах или
перевёл монетки в победные очки, что с того? А вот если подсчёт очков
предусматривает не только суммирование, но и вычитание ПО за допущенные
упущения, то вот именно здесь появляется интерес. Если в Card City «бонусов-малусов» не так уж и много, то в Morels баланс между положительными и
отрицательными ПО раскрывает себя во всей красе. Ведь если у тебя на руках есть
пара собранных сетов, то в перспективе это положительные ПО, но если они
останутся в конце игры на руках, то тогда дело плохо. Как говорится в старом
фильме, «всё, что нажито непосильным
трудом – всё ведь погибло». Упустил момент – и вот уже у тебя не кажущиеся 60
очков, а смешные 20. Между прочим, «таблица достижений» в Morels сидит в довольно узком диапазоне 40-70 ПО. И вы попробуйте
ещё набрать эти 40 ПО, когда можно нахватать полную руку «минусов»! Рубеж в 70
очков я преодолевал всего один раз, а в другой раз при собранных шести сетах
умудрился получить всего 11 ПО – упустил момент и остался с полной рукой грибов
в конце партии. Между прочим, такой
режим подсчёта очков актуален для любой игры, не только в соло-режиме. Так что
мне подумалось вот что. В игре с подсчётом ПО эти самые очки должны быть
разделены, причём примерно на равные части: или должны быть сопоставимые по
размерам положительные и возможные отрицательные очки, или в финальном подсчёте
дополнительные ПО должны быть примерно тех же значений, что и набранные в
процессе партии. В качестве универсального примера как к первому, так и ко
второму варианту приведу Ticket
to
Ride. Согласитесь, в этой игре финальный
подсчёт с собранными или несобранными маршрутами – достойное завершение партии,
причём очки за маршруты в цифровом исчислении сопоставимы с набранными в
процессе игры. Иначе исход партии был бы слишком очевидным, и интерес угасал бы
задолго до конца игры. Вот такие вот мысли меня посетили.
Вы ещё не устали? Тогда я перехожу
ещё к двум играм. Не пугайтесь сильно, осталось совсем чуть-чуть. Хотел написать
ещё о паре дополнений к уже описанным ранее мной играм, но, пожалуй, сегодня
воздержусь, оставлю на какое-нибудь следующее Сольное выступление. Так что продолжим. И здесь будет игра, которая
в мультиплеере очень даже неплоха. Здесь есть даже механизм, с помощью которого
игра подталкивает саму себя, чтобы игроки не сидели и не ждали момента, кому же
из них первому надоест не двигаться с места. К сожалению, все положительные
черты этой игры достались мультиплееру, а соло-режим – это убогий костыль,
по-другому никак не назовёшь.
«По
тундре, по железной дороге…»
Snowdonia
О чём эта игра? Здесь вам предстоит
взять роль подрядчика по прокладке железной дороги по сложному пути в
северном Уэльсе через пик Сноудон в суровых местных условиях. На пути вас ждут
не только скалистые горы, но и меняющаяся ужасная погода. В мультиплеере первые
игроки, что пробьются на контрольные точки, в которых впоследствии возникнут железнодорожные
станции, получат право первыми откусить самые вкусные концессии на этих
станциях.
У меня всё никак не дойдут руки
написать полноценный обзор этой добротной игры, так как хочется для
формирования законченного мнения набрать побольше сыгранных партий в эту игру.
А вот по поводу предусмотренного авторами соло-режима я сформировал своё мнение
уже к середине единственной соло-партии. И это мнение такое: играть соло здесь
просто не стоит. Никакого интереса такая партия не вызывает, навевает смертную
тоску, к тому же в этой партии нет никакой осознанной цели, как впрочем, нет и
какого-нибудь осознанного игрового процесса. Я не понимаю, чем руководствовался
автор игры, когда приделывал в правила соло-режим. То ли общей тенденцией
ставить в число игроков «единичку», то ли чисто меркантильным интересом,
надеясь, что игру увидят и приобретут такие соло-любители, как я, но у меня
сложилось ощущение, что соло-игру не просто плохо протестировали, а не
тестировали вообще. Короче, таких соло-провалов я не припомню. Да, есть игры,
которые не мои (Агрикола). Есть
такие, где соло-режим недоделан (Ascension:
Chronicle
of
the
Godslayer). Но так, чтобы в игровом процессе
не было вообще никакого смысла – такого ещё не встречалось. И это при том, что
в мультиплеере это вполне добротная игра, которая, несомненно, нашла да и найдёт
ещё своих почитателей. Лично я очень хочу сыграть в Snowdonia
полным составом в пять человек. Также я не прочь купить дополнение к игре,
благо оно недорогое. Но по соло-режиму, повторюсь, надо называть вещи своими именами
– полный провал.
Плюсы: отсутствуют.
Минусы: полная бессмыслица.
ИИ: вроде бы его нет.
Языкозависимость: только правила.
Цена: $45.
Ну и под занавес не могу удержаться,
чтобы не сказать об одной крайне популярной, гейтовой игре, в чём-то даже пати-гейму.
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что на упаковке Дженги стоит «1-»? Коль уж автор поставил «единичку», то давайте попробуем
провести время как в далёком детстве – за кубиками и пирамидкой.
«Детства
чистые глазёнки»
Дженга

Плюсы: Просто и понятно. Приветствуется
аккуратность в движениях.
Минусы: Требуется защита стола.
Цена: 750 - 1200 руб.
На этой неожиданной ноте позвольте
закончить Часть Девятую. Увидимся на Юбилее! А пока – играйте в соло-игры, и
ничего вам за это не будет.
Ваш солонастольщик,
Андрей
* использованы изображения:
1. Гравюра «Принцесса Soubise, играющая пасьянс» 1697г.
2. Frank Benson "Girl Playing Solitaire"
изображения взяты из открытых источников
1. Гравюра «Принцесса Soubise, играющая пасьянс» 1697г.
2. Frank Benson "Girl Playing Solitaire"
изображения взяты из открытых источников
Вернусь домой - опробую сморчки. Все равно валяются без дела. Кстати, неплохая дуэльная игра, но уже поднадоела. Купил после твоего же обзора на офлексе)
ОтветитьУдалитьОпробуй, только в правилах не запутайся. Там если взял с опушки 3+ карты, то просто скидываются на опушку две первые, !!!без эффектов!!!. Во всех остальных случаях (опушка 1-2, просто взять карту, сыграть сет и т.д.) играется с эффектами первой карты, по списку.
УдалитьЯ играю "ночную" карту в лесу как "гриб", в правилах она отдельно не выделена. И поганку они при эффектах считают как "гриб".
Это я говорю, чтоб правила легче понимались :)
Спасибо, отличный обзор!
ОтветитьУдалитьLeks
А когда будет десятая часть и дальше??
ОтветитьУдалитьДобрый день! Продолжение вряд ли будет. Сейчас игр с соло-режимами полным-полно, так что нет смысла выискивать такие игры.
УдалитьНу зря вы так. Не смотря на то, что соло-игр много интерес к ним, к одиночным режимам велик. У меня по крайней мере. С большим интересом прочитал 9 частей статьи, очень нужная информация для настольщика. Так что если будет вдохновение эту серию можно смело продолжать.
ОтветитьУдалить