вторник, 25 марта 2014 г.

Раскраски. Зомбицид. Послесловие



Как я обещал в заметке «Раскраски.Зомбицид», немного расскажу об одной проблеме, с которой пришлось столкнуться при покраске миниатюр, а также о том, из какого сора были оформлены подставки фигурок. Если говорить о сути проблемы, то она была очень серьёзная, и называется – белая грунтовка. Ну а оформление подставок же совсем наоборот – весёлая творческая работа, разнообразившая долгий процесс раскрашивания миниатюрок.

Итак, как я уже говорил, в работе были использованы темперные краски «Невская палитра».


В своих предыдущих пробах этих красок я раскрашивал миниатюрки, грунтованные коричневым или чёрным грунтом Army Painter, и тогда проблем с покраской не возникало. Для «Зомбицида» же, так как темперные краски в большинстве своём полупрозрачные, я решил в качестве основы использовать грунт белого цвета. В отделе красок одного известного гипермаркета был приобретён баллончик белого грунта MOTIP Crafts Spray на нитроцеллюлозной основе. Почему именно он? Хорошие отзывы о грунтах этого бренда плюс собственный положительный опыт использования их красок плюс отсутствие в магазине белого акрилового грунта – вот и все причины. Инструкция на баллончике обещала отличную укрывистость, быстрое высыхание и, что немаловажно, в перечне материалов, на которые можно наносить этот грунт, числился пластик.


Выстроив всю армию зомби в ряд, я начал работу. Конечно же, нужно было попробовать грунт хотя бы на одной фигурке, но раньше у меня никогда не было проблем с грунтовкой, потому я и не стал делать тестовый образец. Первый слой белого грунта ложился ожидаемо плохо, об особенностях белой грунтовки я наслышан. Но кошмар начался потом. При нанесении следующего слоя грунт стал просто стекать по фигуркам! В результате на пальцах фигурок скопились большие капли, местами хорошая детализация была испорчена. Понадеявшись, что, как и с акриловым грунтом, при высыхании детализация вернётся, я оставил 65 фигурок сохнуть. Сохли они целых двое суток, к тому же всё это время жутко воняли нитрой. В конце концов, продержав фигурки два дня на балконе, можно было начать покраску. Такие вот «отличная укрывистость» и «быстрое высыхание».


Темперные краски ложились на этот нитрогрунт непредсказуемо. То есть, некоторые цвета легли замечательно, а все коричневые, «земляные» оттенки – Охра, Сиена, Умбра – не ложились совсем. Лечилось это только смешиванием их с другими, более дружественными этому грунту красками-цветами, например, Белилами или Капуутом. Ну или я просто делал коричневые цвета из основных цветов.

Для оставшихся шестерых фигурок выживших я приобрёл белый акриловый грунт (или не грунт?) ABRO. На баллончике написано, что это «спрей-краска», но про грунт ничего не сказано. Более того, в качестве материалов названы только дерево и металл, пластик не упоминается. Однако одна известная фирма-продавец продаёт этот баллончик как грунт для пластмассовых моделей, не доверять им у меня не было оснований.


К тому же я думал, что хуже нитрогрунта быть не может. Я ошибся! Да, грунт (или краска?) лёг хорошо, не потёк, детализация не испортилась, но вот темпера не ложилась на это белое основание ВООБЩЕ! Не знаю, может быть акриловая краска и ляжет на такую основу, пока не пробовал, но темпера с этим грунтом не дружит совершенно, причём даже те цвета, что беспроблемно ложились на нитрогрунт. В результате, помучившись минут пятнадцать, я смыл темперу с фигурки и взял старый, почти пустой баллончик с коричневым грунтом Army Painter.


Как я уже говорил, на этот грунт темпера ложится хорошо, опробовано раньше. И опять возникла проблема! Баллончик-то практически пустой, и потому грунт из баллончика стал «плеваться», налив на и без того крашенные белой краской фигурки толстенный слой грунта. Детализация была серьёзно подпорчена, но смывать грунт я не стал. Решил, что исправлю эти последние шесть фигурок краской. К тому же коричневый грунт кончился, и продолжать грунтовочные эксперименты у меня уже не было никакого желания.  Исправить красками получилось, сами видите.


Какие выводы я для себя сделал.

Во-первых, теперь я вряд ли буду пользоваться белым грунтом. Темпера вполне достойно закрыла коричневый грунт. Акриловые же краски вообще малокапризны к цвету грунта, плотные, непрозрачные цвета-основы закрывают любой цвет основания. Пока что у меня ещё есть очень хороший чёрный грунт Army Painter, так что можно разве что для разнообразия приобрести ещё баллончик серого грунта. И если уж покупать, то проверенные «модельные» бренды. Для меня это – Army Painter.

Во-вторых, нельзя верить заверениям продавца, а нужно внимательно читать инструкцию на баллончике. Если там нет надписи «грунт-primer», то и нечего верить тому, что написано на сайте продавца. Мы же в обычном магазине внимательно читаем, что написано на товаре? Так же и здесь. Или пытаемся изучить этикетку на мелком фото на экране, или находим более подробную информацию о товаре. Дело даже не в 200 рублях, а во времени, сначала потраченном на приобретение всякой ерунды, а потом на мучение при исправлении полученного нежелательного результата.

Ну и в третьих, теперь я без теста грунта на пробнике ничего делать не буду, уже научен.


После такого вот набивания шишек, я убираю грабли от дверей в дальний угол и хочу перейти к небольшой теме о том, как я разнообразил подставки миниатюр. Но перед этим скажу пару слов о сделанном органайзере.


Сделан он из чёрного поролона S2030, и как видите, получилось не идеально. Чтобы избежать кривизны перегородок, нужно было всего-навсего нарезать заготовки чуть меньше самой коробки и оставить в середине длинных отделений поперечные перегородки. Сейчас же из-за лишних пары-тройки миллиметров и отсутствия «рёбер жесткости» поролон немного выгнулся. Ничего страшного, но на будущее надо учесть такие мелочи. Я попробовал вклеить дополнительные перегородки, вот что из этого получилось. Результат не лучше первоначального, может быть даже и хуже. Всё же лучше делать нарезку контуров на целом листе.


И ещё. Для проклейки слоёв поролона я использую клей «Момент-Кристалл». Инструкцией к клею рекомендуется хорошо прижимать склеиваемые части. Так вот, на поролоне этого делать ни в коем случае не следует! Более того, в течение нескольких часов после склеивания ни в коем случае нельзя пытаться что-то дожать или где-то прижать. Результат будет плачевно-ужасным, это я проходил раньше. Лучше всего вечерком проклеить слои, убрать минут через пятнадцать работу на балкон, естественно, постаравшись не изгибать поролон, и потом проветрить помещение. На следующий вечер, если где-то не проклеено, просто домазать клей, и опять же, ни в коем случае не сжимать слои! Пусть лучше подобный органайзер лишний день пролежит и высохнет как следует, ведь исправить дефекты на сжатом поролоне просто не получится.

Ну и наконец-таки перехожу к теме оформления подставок!

Набрызгивание и наливание крови и зелёной жижи на подставки я подсмотрел на одной картинке на BGG, но решил пойти дальше. Если внимательно посмотреть на тайлы «Зомбицида», то можно заметить, что по комнатам и на улицах разбросано много всякого хлама. К тому же нарисовано это всё как какой-то комикс, никакого реализма. Но оно и к лучшему, это ж настольная игра, а не экскурсия на бойню. Кстати, именно поэтому я раскрасил фигурки в такие карнавально-кустодиевские цвета, и нужно заметить, что для моего взгляда на игру я попал в цветовую гамму и комиксность оформления тайлов почти идеально. Для примера покажу кадры игровых моментов.






Но вернёмся к нашим подставкам. Для начала я выписал на листок, что может валяться на улицах практически любого города, кроме Сингапура. А если дофантазировать и вспомнить репортажи с улиц каких-нибудь Газы или Могадишо, то лист быстро заполнится. Ещё не забываем про предметы, которые можно вложить в руки зомбяков. У меня с ходу набежало три десятка наименований. Более чем достаточно, ведь фигурок зомби 65 штук, хлам достаточно положить каждому третьему, максимум каждому второму, чаще не надо.

Так что же несложно сделать? Банки, столбики, бейсбольные биты – из обычной зубочистки.


Ломы и валяющиеся на земле железяки – скрепка. Газета делается из кусочка газетного листа и нескольких точек маркером на нём.


Достаём декоративные камешки – и вот готовы валяющиеся под ногами камни и булыжники. Находим дома пыльный угол, скатываем пыль в шарик – и вот готово «перекати-поле». Из тонкой проволоки можно сделать спутанные провода. Если у кого-то есть декоративный модельный мох – вот и готовы остатки растений. Если же подобного декора нет - можно взять засохший листик комнатного растения или найти в городе под ближайшим хвойником сухую хвою. 


Отрезаем кусочек картона с любой упаковки, расслаиваем его – готов лист картона на улице. Отрываем откуда-нибудь целлофан, скручиваем его и капаем чуть-чуть клея – готов валяющийся на улице моток этого самого целлофана. Может быть у вас есть кусочек цветной бумаги металлического цвета? Отрезаем уголок – и вот уже под ногами у зомби лежит кусок металлического листа. 


Из кровельной плиточки от AedesArs я сделал кирпич и вложил его в руку зомбяку. Да мало ли что в голову взбредёт или попадётся на глаза! Даже из кусочка пластмассового литника можно много чего сделать. При желании можно даже изготовить малюсенький нож или ботинок.


Кроме накиданных предметов, можно попробовать на подставках что-нибудь нарисовать. Самое простое – разноцветные лужи грязи, крови или непонятной жижи.


Несложно нарисовать, например, колодец или бордюр. Или трещины в асфальте, отходящие от упавшего камня. Или рисунок мелом. Я долго думал, рисовать ли детские «классики» на подставке, ведь потом пришлось бы залить их кровью, но всё же сделал, пусть будет. Не забываем вывести такое пятно или рисунок на боковой край подставки, так будет лучше. Немного сложнее рисовать гильзы, ампулы, битую посуду. И сложно изобразить лужицы с мозгами-кишками. Но это уже жёстко чисто эстетически, я попробовал на одном и больше делать не стал. Также у меня совсем не получилось нарисовать автомобильный след, художник из меня так себе.


Поверх всего этого я набрызгал крови. Пожалуй, много набрызгивать не надо. Первые фигурки ходоков, где крови не очень много, мне нравятся больше. Под конец, у толстяков, я налил красного слишком уж много.



Правда, в общей куче это не так заметно, но всё же лучше не увлекаться. Кровь я делал из цвета Кадмий Красный Светлый, а потом из Железного Красного - этот цвет приглушен, не такой яркий. Но лучше смешивать эти два цвета. Для набрызгивания я сильно разводил краску водой, потом ставил одной рукой кисточку перед фигуркой и щелкал по ней пальцем другой руки в направлении, куда нужно было набрызгать крови. Здесь нужно обязательно «отщёлкать» пару раз не на фигурки, так как первые капли очень крупные. И обязательно поставить что-нибудь за фигурками – краска летит во все стороны, руки вообще все забрызганы. И, повторюсь, не увлекаться. Лучше и краше нарисовать кисточкой измазанную кровью одежду, чем полагаться на непредсказуемые летящие капли.



Вот в принципе и всё. Надеюсь, я всё осветил достаточно подробно, и кто-нибудь из читателей почерпнул из этого немного сумбурного описания что-то полезное для себя.

На этом прощаюсь,


Ваш ‘худо’жник-экспериментатор

Андрей


P.S. Если фотографировать миниатюрки крупно, они кажутся такими страшными :))



4 комментария:

  1. Army Painter лучший - пользуюсь им всегда.
    За подставки отдельное спасибо, будет время, может поколдую над своими.

    ОтветитьУдалить
  2. Цитаделевский белый грунт ложится идеально. Так же как и ты, я лоханулся с ABRO, сначала покрыл все фигурки, а потом задолбался бороться со стекающей краской. Акрил с неё тоже стекает не задерживаясь. Теперь зарёкся, только Цитадель, хоть и дорого, но нервы дороже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я после таких недоразумений решил провести сравнение совместимости разных типов грунтов и с разными красками. Думаю, через пару недель сделаю.

      Удалить