среда, 16 декабря 2015 г.

Поиграндки #50: Ginkgopolis, Пуэрто-Рико, Voluspa, Arboretum, Замки Бургундии


Скажи мне кто полтора года назад, что я дойду с игровыми отчётами до отметки «50», я бы посмотрел на этого человека как на сумасшедшего. Пятьдесят, и за полтора года? Шутите, господа? Но факт налицо. У рубрики «Поиграндки» сегодня первый серьёзный юбилей – полтинник!


Однако игровая встреча не была какой-то из ряда вон выдающейся. Конечно же, набор игр сегодня более чем достойный, но никакого отношения к юбилейному поводу не имеет. Приступим к разбору полётов.

Ginkgopolis

Я не знаю, откуда у меня в последнее время гинкго-приступ. Вполне возможно, что причина этого то, что в последнее время крайне желательно приносить на встречи игры на пятерых. В этом плане Гинкгополис – игра универсальная. Она хорошо играется и на пятерых, и на четверых, и на троих. Вот только на двоих я играть как-то не рискую. Ну и оба соло-режима в своё время меня не впечатлили. В этот день, в ожидании сбора полного состава, мы сыграли в Гинкгополис втроём. Кто-то скажет сейчас: ничего себе вы разошлись, разминаетесь Гинкгополисом! А почему бы и нет? Все трое хорошо знают правила игры, на троих партия занимает максимум час с раскладкой. Если это не первая и не вторая партия в Гинкгополис, то процесс пойдет как по накатанной.

Но и тут мы умудрились напортачить! Хотя, казалось бы, все играли далеко не первый раз. Как так получается, что хоть что-нибудь да напутаем? И если в прошлый раз мы забывали сбрасывать первые семь карт с колоды, то в этот раз пришла беда, откуда не ждали. Просто один из нас перепутал символы на картах! И стал играть бонусы за расширение во время повышения этажности. Что такое случилось? Но уж что произошло, то произошло, хорошо хоть быстро спохватились. Это было трудно не заметить, когда бонусы валятся такими темпами, которые не ожидаешь от действия подъёма. Чтобы не переигрывать, но и чтобы совсем уж жестоко не наказывать провинившегося, мы просто отняли у него оба жетона обновления руки. Казалось бы, это всего-то четыре ПО, но по факту обновление руки порой очень помогает, дело тут совсем не в этих четырёх очках.

Игра довольно быстро закончилась, мы не успели даже на четвертые этажи забраться. Возможно, причина этого как раз наша ошибка в самом начале. Но, тем не менее, Гинкгополис сделал то, что от него требовалось – позволил провести за игрой час в ожидании задерживающихся. Так что, как не играй, Гинкгополис – это час добротного игрового времени. Конечно же, при условии, что никто не будет подвисать.



Пуэрто-Рико

Не хочу в очередной раз петь долгие дифирамбы этой нестареющей игре. От себя отмечу следующие моменты.

Во-первых, в этот день я впервые увидел русское издание Пуэрто-Рико, ведь у меня старое издание от RioGrandeGames. И оформление мне очень понравилось. Всё же выбор для издания люксового исполнения – это замечательно. Это гораздо приятнее, красивее, даже веселее оригинала. После него первоисточник воспринимается как что-то простое, сухое, даже дешёвое. Единственное, что для меня спорно в локализованном издании, так это сокращения на русском языке. Но тут уж никуда не деться, слова в русском языке длиннее и хуже поддаются сокращениям. Стоит отдать должное оформителям, ведь все эти сокращения не свалились в ВикНикСор ли что-то подобное. Ещё и нужно было вписать всё это в маленькие тайлы. Вот и приходится нам практически за каждым зданием лезть в правила, сокращения с первого раза не всегда поддаются расшифровке. Но это я просто придираюсь! В целом же, издание более чем достойное, больше придираться не к чему.

Во-вторых, мы играли впятером. И я хочу отметить, что такой состав для Пуэрто-Рико – наилучший! И для этого есть несколько причин. Это вместимость кораблей. Это до пяти действий за раунд, когда действительно можно отыграть много всего за полный круг. В конце концов, это то, что пять человек вряд ли забудут пополнить корабль с поселенцами, всегда ответственно проследят, чтобы в игре всё было правильно отыграно. А ведь в Пуэрто-Рико это очень важно! Это игра на кризис-менеджмент. Порой единственная ошибка при заполнении поселенцев или в подсчёте монет может на просто испортить игру, а даже сломать партию. А вот если всё идет чётко по правилам, то Пуэрто-Рико просто шикарна.

Теперь немножко нытья. Я не совсем понял, в чём особенность первых красных фишек, которых назвали то ли «благородными», то ли ещё как-то, я так и не запомнил. Да, они в своё время дадут о себе знать, когда придётся расставлять их на соответствующие здания, но как можно отыграть свойство какого-то здания, дающего какой-то бонус на приобретение этих «красных», если эти фишки приходят в самом начале, а здание это стоит столько, что приобрести его можно ближе к концу игры? Нестыковочка. На этом с нытьём всё.

Что ещё можно сказать о Пуэрто-Рико? Эта игра примечательна тем, что хоть и имеет внешне накрученные правила, разнообразные непохожие действия, но она крайне дружелюбна к новым игрокам. Я не могу вспомнить, есть ли другие похожие игры с подобным уровнем и разнообразием действий, и которые так же быстро осваивались. Кстати, коль уж я начал вспоминать про подобные игры, что не совсем корректно к такой старенькой игре, то почему-то многие за столом сказали, что Пуэрто-Рико – это Race for the Galaxy в другом исполнении. Да, сходство в части механизма выбора действий с последующим отыгрыша всеми этого действия есть, но всё же, что касается меня, так механизм здорово отличается. Я не буду проводить здесь сравнительный анализ десятилетних игр, но прошу согласиться, что последовательный выбор действий в Пуэрто-Рико и одновременный в RftG – это существенная разница. Механики подобны, но совсем чуть-чуть. Это разные игры, и не только по игре, а скорее по освоению. Возможно, именно поэтому я легко воспринял Пуэрто-Рико, а вот к RftG мне пришлось прийти спустя солидный промежуток времени.

Кстати, я ведь выиграл в этой партии! Пару раз весьма успешно отгрузился – и дело в шляпе. Точнее, в кукурузе и сахаре.



Voluspa

И опять обожаемая мною Волюспа. В этот день удалось сыграть аж два раза за день, чего не было никогда! И в этот раз случилось невероятное – я проиграл в Волюспу. Более того, я не просто проиграл, а ещё и в этой партии допустил ошибку, пристроив восьмой тайл в ряд. Правда, через ход я исправился, но вполне возможно, что именно это и стало одной из причин поражения. Иногда можно услышать, что в Волюспе есть изрядная доля везения, но я с этим не согласен. Ну не может не везти всю партию! Особенно если играешь полным набором, всеми 16-ю типами тайлов. Из-за того, что тайлов много, это пресловутое «везение» представляет собой качели. Только что тебе шли Одины и Фреи, как вдруг пошли Локи и Валькирии. И класс игрока определяется как раз тем, как он пройдёт этот сложный период, как быстро, а может быть даже и эффективно, избавится от пришедшего на руку хлама. Так что в Волюспе, по моему мнению, нет такого, что постоянно везёт или не везёт. Ведь у меня было такое, когда за всю партию я получал всего одну Фрею и почти всех Валькирий, и ничего – побеждал. Дело совершенно не в удаче.

Во второй партии я отыгрался. И эта партия тоже была примечательна. А примечательна она была тем, что мы сначала развели поле на две ветки, а потом эти ветки сомкнули, так что получилась пустота, окружённая тайлами. Редкий случай. И было интересно отыгрывать те возможности, что предоставила такая конфигурация поля. Так что, пусть меня обвиняют в излишнем увлечении Волюспой, но игра, что называется, моя. А для тех, кто относится к ней более чем спокойно, могу в очередной раз посоветовать сыграть со всеми тайлами. А то без той четвёрки тайлов, что даёт дополнение The Order of Gods, она какая-то быстрая и действительно суховатая, с большой долей удачи.



Arboretum

Помнится, я принял решение о приобретении Арборетума после партии на троих. Партия на троих мне показалась более интересной, более осознанной, чем дуэль. В этот раз мы решили быстренько сыграть в Арборетум на двоих, и многого от этой партии я не ждал. Но вот что значит, наконец-таки усвоить правила Арборетума! Вроде бы и простые они, но лично я их как-то тяжело усваивал, даже не вспомню, какая ещё игра вызывала у меня такой ступор при таких простых правилах. Пожалуй, столько переспросов и уточнений от меня можно было услышать разве что при игре в Lewis&Clark, но никак не в этом внешне простом филере. Однако в этот раз я наконец-таки усвоил простые принципы набора очков, так что попал на одну волну с Арборетумом даже в игре на двоих. И нашёл, что и на двоих эта игра идёт вполне хорошо. Пусть она немного не такая, как на троих, а уж тем более на четверых, но она в дуэли отличается именно так, как отличается множество других игр. Так что теперь я не откажусь сыграть в Арборетум и вдвоём. Ничуть не жалею, что сделал такое приобретение.



Замки Бургундии

Замки Бургундии для меня входят в число лучших игр, так что я даже не знаю, что ещё можно написать по этой игре. Разве что только то, что я сейчас часто экспериментирую в своих партиях. К примеру, в этот раз я решил не бросаться, как обычно, за «зелёными» замками, дающими дополнительные ходы и быстрое закрытие первого бонуса (да и поле №4 это не позволяет сделать), а с самого начала плавно пошёл в «каменоломни» и «корабли», но не рвался быстро закрывать полный тип под первый бонус. Ближе к середине партии решил перестраховаться и ударно рванул за «жёлтыми» бонусными гексами, взял парочку таких под здания, ну и «бонус за бонус». Забегая вперёд стоит сказать, что другие игроки решили, что именно жёлтые гексы позволили мне победить на скромные пять очков. Но я не был бы так категоричен, всё же Замки очень хорошо сбалансированы, я всего один раз видел, чтобы один игрок оторвался от других на какую-то невероятную дистанцию.

Однако вернусь к своей сегодняшней тактике. Коль уж я решил в этот раз плавно отыгрывать все возможности, то в этот раз, о чудо!, я даже играл на курах-овцах. Я вообще-то обычно игнорирую эти тайлы, но коль уж это был день экспериментов в Замках Бургундии, то почему бы и нет. А может быть, как раз это сельское хозяйство и позволило мне быть чуть впереди при окончательном подсчёте? Возможно. Но вот от чего я в Замках не откажусь, так это от полного закрытия «коричневых» зданий. Я сделаю всё, что возможно, но закрою их все! К тому же на не очень любимом мной поле №4 они довольно длинные, дадут хорошую прибавку к победным очкам. Вот так и выиграл: немного там, немного сям, сразу же пошёл в «каменоломни», потом активно на «жёлтых» и «коричневых»… Но чтобы мне самому не зазнаваться, не могу не сказать, что в этот раз других игроков замучили дубли на кубиках. Всё же для Замков дубли – это крайне неприятное явление.  Если они пойдут один за другим, то ничего хорошего не жди, выкручиваться сложно.



Вот, пожалуй, и всё на сегодня. Я сегодня очень старался не расписывать каждую игру подолгу, и вроде бы это удалось. Уж не знаю почему, но длина отчётов за всё время постоянно увеличивалась и увеличивалась. И ладно бы это было в то время, когда у меня был избыток свободного времени, но мне не удавалось справиться с этим и в последние полгода. По секрету признаюсь, что я пишу этот отчёт с задержкой почти в месяц, после этого дня я играл ещё два воскресенья, это не говоря уже о прекраснейшей новой соло-игре… Но не буду забегать вперёд.

Думаю, мне сегодня в конце отчёта положено сказать что-то ещё на тему юбилея. Как я уже говорил, я не ожидал, что доберусь до цифры «50» так быстро, сам поражён. Кстати, первый отчёт датирован 28 июня 2014 года. Но сейчас хочется сказать совсем о другом. Я задумался, а стоит ли продолжать? Может, стоит остановиться и перейти в другой формат? Например, обходиться только тем, что публиковать для новых игр моно-обзоры? А то получается, напишу что-то в Поиграндки, а потом и отдельный обзор писать совсем не тянет, все эмоции ушли на отчёт. К тому же у меня никак не получается реализовать ряд старых задумок, пусть даже их не так уж и много, совсем нет на них времени. Или стоит взять за правило тратить на каждую сыгранную игру по полстранички текста? Можно было бы перейти в формат «много картинок – минимум текста», но для игровых отчётов это не лучший вариант, всё же качество фото в этом случае не блеск, пусть даже мой старый «сониэрик» даёт неплохой результат для телефона. Так что я пока в раздумьях, что делать дальше, хотя и два потенциальных отчёта впереди. Если кто посоветует что-то, на правах критики, буду только благодарен.

А пока:

Поиграндкам – ПОЛТИННИК!




6 комментариев:

  1. Поздравляю с юбилеем! Не бросайте Поиграндки, пожалуйста))) Все-таки обзор - это совсем другое - написал и точка. А в Поиграндках самое интересное то, как меняется мнение человека о игре с течением времени, нюансы игры разным количеством игроков и с разными людьми. Это очень интересно и помогает определиться с выбором игры для себя. Я понимаю, что есть работа и времени мало, но все же...) У вас лучший блог такого формата, спасибо. Ирина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Поздравляю вас с юбилеем! Вы большой молодец. Ваши статьи всегда читаю с большим интересом, у вас писать очень хорошо получается.Так, что пишите,пишите,пишите... Удачи вам и долгой жизни вашему блогу.

      Удалить
  2. Жду отчетов и чем больше букв, тем лучше =)

    ОтветитьУдалить
  3. С полусотней вас! Как раз юбилейный отчет в день рождения Филипа Дика. Только Филип Дик больше ничего не напишет, а вы напишите :)

    Отчёты у вас замечательные — коэффициент полезного текста близок к единице :) Впереди же ещё столько партий в Нейрошиму! Никак нельзя про них писать минимум текста. Да и не только про Нейрошиму. А играм про которые вы уже много писали вы же и так посвящаете один-два кратких, но ёмких абзаца.

    ОтветитьУдалить
  4. Пуэрто-рико действительно, как это ни странно, весьма дружелюбна к новичкам. Не соглашусь, что оптимально на пятерых - при разном числе игроков сильнее выглядят разные здания, и соответственно разные стратегии. Играл с дополнением? я более чем за 70 партий пока не пробовал с допом. Как оно играется?
    ПО поводу формата - не надо ничего менять, читается на ура, впечатления от игр - это самая мякотка в таких отчётах!
    С юбилейным отчётом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Впечатления по игре с допом - в следующем выпуске. Не успеваю писать! А ведь уже отыграны 51,52,53.

      Удалить