воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Archaeology: The New Expedition. Новая старая игра


Сегодня речь пойдёт о новой редакции старой игры Archaeology. Эта новая старая игра как появилась в магазинах, так и пропала, разобрали как горячие пирожки! Однако я успел, отхватил. Предлагаю посмотреть, что предлагает нам автор Phil Walker-Harding, и стоит ли Archaeology: The New Expedition такого повышенного внимания.


Стоит сказать, что предыдущей Archaeology: The Card Game, датированной аж 2007-м годом, у меня нет. Очень хотел в своё время найти её по причине многочисленных положительных отзывов, но так и не довелось. Именно поэтому я отслеживал появление новой редакции. И знаете, получить игру 2016 года в первых рядах, в феврале, очень даже приятно, здесь больше играет зуд коллекционера, так что я попробую собраться и рассказать об игре объективно, а не в однозначно восторженных тонах.


Итак, что мы имеем с новой Археологией? Это небольшая коробочка размером под две стандартные колоды, неожиданно глянцевая, что совсем не похоже на издателя Z-MAN games, больше напоминает глянец GMT games. Крышка очень туго сходит с коробки, так что иногда  приходится помучиться, прежде чем добудешь содержимое.


Внутри небольшие правила игры, шесть плотных карточек-тайлов и две запечатанные колоды карт. Всё это в пластиковом органайзере, запас в нишах под протекторы есть, а вот какого-то адекватного выреза под шесть карточек нет, лежат они сверху абы как. Но всё плотно, не разлетается.

Перед тем, как показывать непосредственно компоненты, скажу, о чём игра. Преамбула такая. Мы – археологи, которые где-то в песках судя по всему Египта раскапывают останки древних цивилизаций. Свою добычу мы продаём в музеи, за что получаем деньги. Кто на большую сумму продаст – тот и победил. Но не всё так радужно. В песках нас ждут бури, в городах – грабители, да и сами мы не прочь утянуть что-то у своих коллег. Как-то так с сюжетом.

На деле же всё гораздо проще: мы собираем сеты из карт и подсчитываем в конце игры заработанные за них победные очки.


Что из себя представляет процесс игры? В зависимости от числа игроков, а игра предусматривает участие 2-5 археологов, составляется колода карт. Для 2-3 игроков в игре будут 6 типов сокровищ, для четырех – семь, а для пяти человек – все восемь.


Смешав колоду и раздав каждому по 4 карты, мы сдаём на стол ещё пять – это открытый Рынок. Из шести карточек-тайлов Монументов выбираем одну, составляем при необходимости колоды для этого Монумента – Монумент готов.


После этого замешиваем в колоду карты песчаных Бурь и Грабителей, опять же в зависимости от числа игроков, плюс туда же шесть карт Карт (я предпочитаю для удобства называть их Мапами – The Map). Осталось дать каждому игроку по карте Палатки, которая будет лежать перед ним, и вот мы готовы к игре. Долго? Немного. Пожалуй, Археология – это та игра, где подготовка сложнее, чем сам процесс игры. Потому что правила игры проще некуда, и единственное, что отвечаешь играющим впервые, так это: «Делай что угодно сколько угодно раз, только к Монументу можно один раз за ход сходить». В принципе, в этой фразе собрано краткое описание правил игры. Однако всё же остановлюсь на них.


Итак, каждый свой ход игрок тянет одну карту из колоды, и если это не Буря и не Грабитель, берёт её себе в руку. После этого он может сколько угодно раз сделать обмен Сокровищ на Рынке, держать на руке сколько угодно карт и выложить сколько угодно сетов перед собой. Сокровища на Рынке обмениваются по принципу их стоимости, у каждого Сокровища есть своя цена, она сверху. К примеру, за карту стоимостью «три» можно взять три любые «единички», за две «двойки» - одну «четвёрку», короче, объяснять тут нечего, и так всё понятно, только сдачи не бывает. Один раз за ход можно сходить к Монументу, где тратятся карты Мапы. В зависимости от того, какой Монумент оказался в партии, мы можем получить в руку несколько карт, отложенных возле Монумента, и потом сразу же оперировать ими – менять на Рынке, выкладывать сеты. Если есть желание выложить сет с руки на стол, то он выкладывается перед собой и после этого никаким способом его нельзя ни дополнить, ни разбить, ни украсть. Он продан в музей таким, как есть, товар обмену и возврату не подлежит.


Коль уж я заговорил про сеты, то давайте уж сразу и покажу, по какому принципу начисляются победные очки. И здесь тоже всё просто до безобразия. Видите внизу карт цифры? Они как раз и показывают, сколько стоит сет из N числа карт. К примеру, черепки числом от одного до четырёх будут стоить 1-4 ПО, но если удастся собрать пять черепков – то сразу 15 ПО. Есть сеты всего под две карты, они очень «вкусные», надо сказать. При выкладке сетов единственное ограничение - число карт в сетах не может быть больше максимума. Когда наступит конец игры, то мы посчитаем свои проданные сеты и определим победителя.

Если вам показалось, что тут всё слишком примитивно, то теперь я перехожу к тому, что делает Археологию живой игрой с изрядной долей общения между игроками.


Итак, если из колоды игрок достал карту Грабителя, то он выбирает другого игрока, у которого украдёт карту, вслепую, на выбор Грабителя. Но это ещё мелочи, хотя и создают за столом очень живое общение.

Если же из колоды выходит карта Бури, то все археологи должны сбросить на Рынок половину своих имеющихся на руках Сокровищ! Поэтому очень важно не передержать карты на руках, не затягивать с выкладкой сетов. Эти бури очень оживляют Археологию. Довольно часто после бурь на Рынке оказываются уже готовые сеты, только брать их, выменивать не за что. От бури можно один раз укрыться в палатке, после чего карта Палатки сбрасывается. Теперь уже археолог открыт всем ветрам. После Бури тот игрок, что вытащил эту карту, берёт ещё карту из колоды. Таким образом, каждый ход игроку на руку должна приходить одна карта, или просто из колоды, или от помощи Грабителя. Если же хочется больше, то копите Мапы, идите к Монументам.

Кстати, я забыл одну очень важную вещь. На каждой карте Сокровищ кроме информации о стоимости и победных очков за сеты, есть цифра, указывающая общее число карт такого типа в колоде. Весьма ценная информация, доложу я вам. Чисто теоретически в игру могут выйти все карты, но не всегда разбираются карты из Монументов, так что порой  нужной карты можно и не дождаться. Вот, в принципе, и всё о принципах игры.


Теперь о впечатлениях. Мне довелось поиграть в составах от трёх до пяти человек, на двоих что-то никак не получается, да и мне кажется, здесь чем больше народу, тем лучше. Во-первых, чем больше человек, тем больше типов сокровищ в колоде. Во-вторых, после бури, когда народу много, Рынок не может не радовать. Правда, в игре на пятерых в колоде будет всего четыре Бури, а не шесть, как на двоих, но и этого достаточно. В-третьих, опять же на пятерых в колоде будет целых десять Грабителей! Взаимодействие в виде «ах, ты у меня в прошлый раз украл, теперь я у тебя» или «ты у меня маску спёр, попробую назад вернуть», так оно положительным образом сказывается на общении за столом. Отличная атмосфера!

Однако число игроков за столом, как мне кажется, не всегда хорошо работает с некоторыми Монументами. К примеру, в игре впятером мы совсем не поняли Руины. Здесь стопки карт в Руинах заполняются во время бури, и если бурь всего четыре, а Мап – шесть, то накапливаться там ничего не успевает, и ценнейшие для других Монументов Мапы оказываются бесполезными. Больше же всего нам понравился монумент Сфинкс. Там загадываешь два типа сокровищ и вытаскиваешь пять карт. Что угадал – забираешь, остальное – назад сфинксу. На третьей-четвёртой Мапе уже лезешь туда осознанно, примерно зная, что можно достать. Стоит сказать, что шесть Монументов – это то, что отличает новую редакцию Археологии от старой. В первом варианте была только Пирамида, а сейчас Монументов шесть на выбор, тот же Сфинкс даже интереснее Пирамиды будет. Удачное изменение.


Коль уж я заговорил об изменениях, то, кроме шести Монументов, изменения от первой редакции, как я понял, следующие. Это - пятый игрок, дизайн карт и... автор радикально перетряс ценность сетов и число карт каждого типа! Судя по всему, без изменений остались только «пергаментные свитки». Владельцы предыдущей редакции на разных форумах говорят, что даже при наличии старой версии новую игру брать стоит. Впрочем, по поводу изменений смотрите сами, ниже фото новой редакции и старой версии. Как говорится, почувствуйте разницу.






Так хороша ли новая Археология? Из всех сыгравших со мной в эту игру лишь один человек отозвался о ней отрицательно. И здесь я не могу не сказать о его претензиях к этой игре. Главное, так это то, что ему категорически не везло с картами Сокровищ. Он снайперски доставал из колоды карты с ценностью «единичка», так что ему было тяжело что-то проворачивать на Рынке, просто не на что. К тому же он сказал, что игра слишком «детская». Пожалуй, здесь я отмечу, что «возрастная» цифра на коробке «10+» действительно вызывает удивление. Но, однако, я бы не назвал Археологию детской, дети могут быть очень обидчивы на карты Грабителей, ну вы понимаете, что я имею ввиду.


Archaeology: The New Expedition - это чистой воды филер, в который можно сыграть или дома, или на игрульках. Правда, даже для филера он немного длинноват, реальное время партии может составить полчаса, да и приходится иногда принимать непростые решения, когда сбрасываешь карты на Рынок, хоть от бури, хоть от обычного обмена. Так что Археология – это чуть дольше и чуть больше, чем просто филер. Это отличная игра на сбор сетов, я бы сравнил её с Собеком, причём Археология приглянулась даже тем, кому не приглянулся Собек. Если продолжать сравнивать с другими сетособирательными играми, то здесь однозначно нет мозголомности Арборетума. Нет здесь и совсем уж запатигейменного Куханделя, хотя общение за столом, как я уже сказал, на приличном уровне, нет такого, что каждый собирает свой пасьянс. Можно сказать, что голова почти всегда поднята, а не опущена носом в свои карты. Есть что-то от патигейма, как раз те самые карты Грабителей.

Короче, Archaeology: The New Expedition – динамичный сетособирательный филер-плюс, не без рандома. Но куда уж в таких играх без этого. Любителям пособирать наборы карт не за пять минут и при этом менять шило на мыло – обязательно понравится. Игра совершенно не проходная, достойное украшение коллекции, и я ничуть не жалею что приобрёл, хотя и цена приличная - €16 без доставки. Остается только пожелать желающим найти Archaeology: The New Expedition удачи в поисках игры по магазинам. Смели ведь, за две недели смели.




4 комментария:

  1. "Археология" в нашей семье появилась в числе первых 3-4 игр. Отличная настолка для игр с детьми (обучение арифметике, комбинаторике, выбору между "журавлём и синицей"). В 6 лет дети уже хорошо играют (проверено лично на 2 старших детях). Можно играть с взрослыми "ненастольщиками", благо правила действительно просты. Число сыгранных партий явно перевалило за сотню. Но в качестве настолки для опытных игроков не могу посоветовать - скучновато.
    Судя по описанию, новые правила интересны (палатки, монументы, разное число сетов, новая ценность сетов), но покупать я не стану: детям интересно играть в первый вариант, и дети в этом плане бывают консервативны.
    Я лучше отложу деньги на русское издание "Tzolkin" )

    ОтветитьУдалить
  2. Хороший атмосферный филлер с приятным послевкусием. Ощущение, что играешь не только с другими игроками, но и с самой удачей. После первой партии задумался о приобретении.
    Мне последнее время нравится Уокер-Хардинг в качестве автора простых, но приятных семеек. Imhotep, например, достаточно заинтересовал правилами, чтобы заказать, не дожидаясь первых отзывов. А еще поглядываю, что пишут о Cacao с грядущим дополнением.

    ОтветитьУдалить
  3. Прикольно, люблю такие игры. Было бы здорово, чтобы кто-нибудь в России локализовал игру

    ОтветитьУдалить
  4. Скинуть половину карт при буре нужно только если карт на руках больше 7. У игры есть редизайн - вот с ним нужно сравнивать (в редизайне есть и вариант для 5-ти игроков, от автора игры), хотя новый арт - да хорош. Действительно находка - это новые соровищницы. Ну и баланс нвоый интересно опробовать. Но говорить, что "если есть "та" версия, то "эту" всё равно/тем более нужно брать" - как-то не очень, мало аргументов.

    ОтветитьУдалить